Дело № 5-712/2020
Номер дела: 5-712/2020
УИН: 64RS0004-01-2020-002778-08
Дата начала: 07.07.2020
Дата рассмотрения: 14.07.2020
Суд: Балаковский районный суд Саратовской области
Судья: Долгов Дмитрий Сергеевич
Статьи КоАП: 6.3
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Постановление
Дело № 5-1-712/2020 64RS0004-01-2020-002778-08
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14.07.2020 года город Балаково
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Долгов Д.С.
при секретаре судебного заседания Колмаковой К.С.,
с участием представителей по доверенности ГУЗ СО «Балаковская городская клиническая больница» Якунина Ю.С., Абрамовой Е.В.,
начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Балаковском районе Аблязовой А.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное на основании протокола об административном правонарушении № 54 от 03.07.2020 года, в отношении ГУЗ СО «Балаковская городская клиническая больница», юридический адрес: 413853, Саратовская область, г.Балаково, <адрес>, место фактического осуществления деятельности: г.Балаково, <адрес> г.Балаково, <адрес> г.Балаково, <адрес> г.Балаково, <адрес> г.Балаково, <адрес> г.Балаково, <адрес> г. <адрес>, <данные изъяты>- <данные изъяты>, о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
ГУЗ СО «Балаковская городская клиническая больница» нарушила законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в совершении в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В судебном заседании представители ГУЗ СО «БГКБ» выразили несогласие с протоколом об административном правонарушении, пояснили: по пунктам 1 и 2 протокола, что медучреждением проводилась термометрия работников и при выявлении у них признаков заболевания они отстранялись от работы; по пункту 3 - больной <данные изъяты> поступил с инфарктом, после забора анализа и до поступления сведений о его результатах в больницу прошло время, а сразу после того, как стало известно о заболевании <данные изъяты> коронавирусом, он был переведен в инфекционный госпиталь; по пункту 4 - закрыть кардиологический стационар было невозможно, поскольку это означало бы отказ от оказания медицинской помощи больным с экстренным и неотложными состояниями, в этой связи на предписание Роспотребнадзора был дан ответ об организации приема больных через отдельный вход и об обеспечении медработников дополнительными средствами индивидуальной защиты; по пункту 5 - на предписание от 21.04.2020 года был дан ответ об отсутствии у больницы площади для организации общежития сотрудников при инфекционном госпитале, а работа самого госпиталя организована в соответствии с санитарными нормами и правилами.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Как установлено судом при рассмотрении дела об административном правонарушении ГУЗ Саратовской области «Балаковская городская клиническая больница» допустила нарушение следующих нормативных актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
положений СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” – п. 5.9 при появлении симптомов респираторного заболевания работники медицинских организаций подлежат изоляции или госпитализации в медицинскую организацию инфекционного профиля и обследованию;
главы 9 п. 9.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» - на территории субъекта Российской Федерации, в учреждениях, организациях и предприятиях проводятся дополнительные санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия по предупреждению распространению гриппа и ОРВИ, включающие усиление противоэпидемиологического режима в медицинских организациях (проведение термометрии и осмотра с целью выявления больных, усиление контроля за соблюдением температурного режима, режимов текущей дизенфекции, обеззараживание воздушной среды, ношение марлевых масок и другие);
рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников, - работодателям рекомендуется обеспечить контроль температуры тела работников при входе работников в организацию и в течение рабочего дня (по показаниям) с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционных заболеваний;
главы XIX Санитарных правил 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитных болезней – Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению условий пребывания населения в медицинских организациях – пункт 19.2 – в медицинских организациях должны обеспечиваться безопасные условия труда медицинских работников, соблюдаться санитарно-противоэпидемический режим, осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;
Проведенной проверкой Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области выявлены следующие нарушения в деятельности ГУЗ Саратовской области «Балаковская городская клиническая больница»:
1. в терапевтическом отделении по адресу: ул. 1-го Мая, д. 2А г. Балаково Саратовской области в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ), кардиологическом отделении № 1, кардиологическом отделении № 2 не предусмотрен «утренний фильтр» медицинских работников (сотрудников) с целью изоляции сотрудника с симптомами заболевания, что подтверждается установленными фактами присутствия медицинских работников с симптомами заболевания на рабочих местах: в отделении реанимации и интенсивной терапии Я.А.А. в кардиологическом отделении № 1 Р.М.Г. и К.Е.М. в кардиологическом отделении № 2 Б. Е.Р. и С.Н.Г.
Факты присутствия на рабочих местах медицинских работников с симптомами заболевания явились одной из причин возникновения внутрибольничного инфицирования больных и персонала отделений ГУЗ СО «БГКБ», а именно пациенты отделения реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) в период с 07.05.2020 по 21.05.2020 года, <данные изъяты>., в период с 27.04.2020 по 30.04.2020 года <данные изъяты> в период с 12.05.2020 по 26.05.2020 года <данные изъяты>., в период с 12.05.2020 по 26.05.2020 года <данные изъяты> в период с 12.05.2020 по 26.05.2020 года <данные изъяты> в период с 20.05.2020 по 26.05.2020 года <данные изъяты>
Вышеуказанное является нарушением п. 5.9 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”, главы 9 п.9.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников.
2. В инфекционном госпитале (ВИО) по адресу: ул. Академика Жук, д. 64, г.Балаково Саратовской области не предусмотрен «утренний фильтр» медицинских работников (сотрудников) с целью изоляции сотрудника с симптомами заболевания, что подтверждается установленными фактами присутствия медицинских работников с симптомами заболевания на рабочих местах: <данные изъяты>заболевание 28.05.2020, последний день работы <данные изъяты>), <данные изъяты>. (заболевание 01.06.2020, последний день работы 08.06.2020).
Вышеуказанное является нарушением п. 5.9 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”, главы 9 п.9.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников, главы 19 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» - Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению условий пребывания населения в медицинских организациях: п. 19.2.
Судья не находит оснований согласится с доводами ГУЗ СО «БГКБ» (возражения по пунктам 1 и 2 протокола) о принятии больницей всех необходимых мер, в том числе термометрии, для выявления сотрудников с признаками респираторных заболеваний. Судья соглашается с доводами медучреждения, что медсестра <данные изъяты> была отстранения от работы в день выявления у неё признаков заболевания, однако другие (вышеперечисленные работники) продолжали работать после заболевания от одного дня (медсестра <данные изъяты> до 10 дней (санитарка <данные изъяты> что является следствием несоблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия, а также явилось причиной возникновения внутрибольничного инфицирования больных и персонала отделений ГУЗ СО «БГКБ». Длительное нахождение работников с симптомами заболеваний на рабочем месте свидетельствуют о фактическом нарушение вышеуказанных нормативных актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Выявленные нарушения представляют собой явную угрозу жизни и здоровью граждан, так как медицинские работники, являясь потенциальными носителями новой коронавирусной инфекции, которые могут представить непосредственную или потенциальную опасность для населения города. Кроме того, выявлены нарушения требований ст. 11, п.1 ст. 29, п.3 ст. 29, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Факт совершения ГУЗ СО «БГКБ» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 6.3 КоАП РФ, подтверждается: предписанием о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических мероприятий от 05.06.2020 года (л.д. 5-6); донесениями на больных с подозрением на инфекцию ( л.д. 13-31); актом эпидемиологического расследования очага инфекционной болезни от 09.06.2020 года (л.д. 34-40); протоколом об административном правонарушении (л.д. 45-51); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 53-61).
Достоверность и объективность собранных по делу доказательств у суда сомнений не вызывает. Оценивая изложенные доказательства, судья признает каждое из них допустимым и имеющим юридическую силу, поскольку они получены с соблюдением норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного судья приходит к выводу о доказанности вины ГУЗ СО «БГКБ», в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Судья при рассмотрении дела об административном правонарушении признал необоснованным вменение ГУЗ СО «БГКБ» нарушений санитарно-эпидемиологических правил, указанных в пункте 3 протокола об административном правонарушении, согласно которым больной <данные изъяты>. с диагнозом «внебольничная пневмония», результат обследования на новую коронавирусную инфекцию от 21.05.2020 года положительный, был переведен из кардиологического отделения № 1 в инфекционный госпиталь лишь 23.05.2020 года.
При этом судья признал обоснованными возражения ГУЗ СО «БГКБ» по данному пункту протокола и учитывал, что согласно донесению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>. поступил в БГКБ 11.05.2020 года с жалобами на боли в области сердца, гипертонию, в связи с чем он был госпитализирован в кардиологическое отделение. Затем у него развилась пневмония, ему проведена компьютерная томография, 21.05.2020 года взят тест на коронавирус, 23.05.2020 года при получении положительного результата <данные изъяты> переведен в инфекционный госпиталь. Представитель БКГБ пояснил, что в мае 2020 года сведения о результатах анализа на коронавирус поступали с некоторой задержкой, после взятия анализа он помещен в отдельную палату, а сразу же после получения соответствующих результатов Шилов был переведен в инфекционный госпиталь. При таких обстоятельствах судья пришел к выводу об отсутствии вины БГКБ в нарушении санитарно-эпидемиологических правил применительно к ситуации с больным <данные изъяты>
Также судья не нашел оснований для вывода о виновности ГУЗ «БГКБ» по пункту 4 протокола, а именно в неисполнении предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 05.06.2020 года, выданного Северным территориальным отделом по случаю регистрации положительных результатов исследования на коронавирусную инфекцию (COVID-19) у 27 медицинских сотрудников ГУЗ СО «БГКБ» по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул. 1-го Мая, д. 2А(кардиологическое отделение № 2), а именно: не обеспечено закрытие на прием с обсервацией пациентов и сотрудников всех отделений по вышеуказанному адресу на 14 дней с 05.06.2020 года.
Судья признал обоснованными возражения ГУЗ СО «БГКБ» о том, что приостановить работу кардиологического отделения № 2 в силу специфики оказываемой стационарной медицинской помощи полностью и на длительный срок невозможно и это бы означало бы отказ от оказания медицинской помощи больным с экстренными и неотложными состояниями (инфаркт миокарда и др.).
Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Судья пришел к выводу о том, что кардиологическое отделение не было закрыто на прием с обсервацией в ситуации крайней необходимости, поскольку отказ от госпитализации пациентов с экстренными и неотложными состояниями создавало реальную угрозу их жизни и здоровью. При таких обстоятельствах продолжение работы кардиологического отделения с принятием мер по защите работников и других пациентов (перечисленных в предписании и ответе на него) судья признал обоснованным.
Также судья признает необоснованным вменение ГУЗ СО «БГКБ» (пункт 5 протокола) в вину неисполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 21.04.2020 года, выданного Северным территориальным отделом в целях недопущения распространения корононавирусной инфекции (COVID-19) медицинскими работниками инфекционного госпиталя ГУЗ СО «БГКБ», учитывая высокую контагиозность нового штамма, аэрогенный и контактно-бытовой механизмы передачи, осложнение санитарно-эпидемиологической обстановки на территории г.Балаково Саратовской области, а именно: не предусмотрено общежитие для медицинского персонала при инфекционном госпитале ГУЗ СО «БГКБ», отсутствует возможность выделения отдельных площадей для организации общежития сотрудников.
Согласно пояснений начальника СТО Управления Роспотребнадзора в Саратовской области <данные изъяты> изложенное в предписании от 21.04.2020 года требование о предусмотрении общежития для медицинского персонала при инфекционном госпитале не было основано на положениях действующего санитарно-эпидемиологического законодательства (вышестоящими нормативными актами это не предусмотрено). Данное требование было включено в предписание как мера по нераспространению коронавирусной инфекции (для минимизации круга контактов медицинских работников).
Вместе с тем, согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении данного дела ГУЗ СО «БГКБ» привело доводы об отсутствии объективной возможности организовать общежитие для сотрудников при инфекционном госпитале. Материалами дела и исследованными доказательствами также не было подтверждено, что ГУЗ СО «БГКБ» имело реальную возможность для выполнение предписания (в части организации общежития для сотрудников), но не приняло все зависящие меры для выполнение соответствующего предписания.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу об отсутствии вины ГУЗ СО «БГКБ» в неисполнении предписания Роспотребнадзора от 21.04.2020 года (по пункту 5 протокола об административном правонарушении).
Признание необоснованным вменение в вину ГУЗ СО «БГКБ» пунктов 3,4,5 протокола об административном правонарушении не исключает вины данного юридического лица в нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства по пунктам 1 и 2 протокола об административном правонарушении. Следовательно, ГУЗ СО «БГКБ» подлежит административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
При назначении наказания судья учёл все обстоятельства совершенного административного правонарушения, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
При назначении наказания судья учитывает, что в силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, поэтому при назначении административного наказания и определении его вида и размера, исходит из принципов справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению.
Санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ устанавливает возможную меру наказания к юридическому лицу, совершившему данного правонарушение, - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Предусмотренных законом оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица (является государственным бюджетным учреждением здравоохранения), позволяют судье применить положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ судья не усмотрел, поскольку допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства создавали явную угрозу жизни и здоровью граждан, так как медицинские работники, являясь потенциальными носителями новой коронавирусной инфекции, могли представить непосредственную или потенциальную опасность для населения города.
Разъяснить ГУЗ СО БГКБ» положения статьи 31.5 КоАП РФ c учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей на срок до 3 месяцев.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
признать ГУЗ СО «Балаковская городская клиническая больница», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Штраф подлежит оплате в срок не позднее 60 дней с момента вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК МФ по Саратовской области ИНН 6454073184, КПП 645401001, р/с 40№, Банк Отделение Саратов, БИК 046311001, ОКТМО 63607000, Код БК РФ 14№, УИН 14№.
Разъяснить ГУЗ СО «БГКБ» положение части 1 статьи 20.25 КоАП РФ о том, что неуплата назначенного штрафа в установленный законом срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Квитанцию об оплате штрафа необходимо представить в Балаковский районный суд Саратовской области.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи жалобы через Балаковский районный суд Саратовской области в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья Д.С. Долгов