Дело № 2а-270/2020
Номер дела: 2а-270/2020
УИН: 23RS0056-01-2020-000336-74
Дата начала: 16.03.2020
Дата рассмотрения: 20.05.2020
Суд: Успенский районный суд Краснодарского края
Судья: Пушкарский М.Н.
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
К делу № 2а-270/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года с. Успенское
Успенский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующегосудьи Пушкарского М.Н.
при секретаре Пеньковой Т.И.
с участием:
представителя административного истца -помощника прокурора Успенского района Попова К.В.
представителя административного ответчика по доверенности Бекирова Э.К.
заинтересованного лица – главы Николаевского сельского поселения Успенского района Грищенко Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Успенского района в защиту интересов муниципального образования Николаевское сельское поселение к Совету депутатов Николаевского сельского поселения Успенского района 4 созыва о признании незаконным решения органа местного самоуправления (ненормативного правового акта),
У С Т А Н О В И Л:
В Успенский районный суд Краснодарского края поступило административное исковое заявление от прокурора Успенского района в защиту интересов муниципального образования Николаевское сельское поселение к Совету депутатов Николаевского сельского поселения Успенского района 4 созыва о признании незаконным решения органа местного самоуправления (ненормативного правового акта), мотивированное тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения главой Николаевского сельского поселения Грищенко Н.М. требований ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ), по результатам которой установлено следующее. Распоряжением и.о. главы Николаевского сельского поселения ФИО1 от 08.12.2017 № 104-Л на должность заместителя главы администрации поселения назначена Грищенко Н.М. Распоряжением и.о. главы Николаевского сельского поселения ФИО1 от 08.12.2017 № 105-Л на заместителя главы администрации поселения Грищенко Н.М. возложено исполнение обязанностей главы поселения. Решением Территориальной избирательной комиссии Успенская от 30.05.2018 № 73/538 по результатам досрочных выборов главы Николаевского сельского поселения, состоявшихся 27.05.2018, Грищенко Н.М. зарегистрирована избранной главой Николаевского сельского поселения Успенского района.Распоряжением от 05.06.2018 № 56-Л Грищенко Н.М. уволена с занимаемой должности заместителя главы администрации поселения, в связи с переходом на выборную должность.Распоряжением от 07.06.2018 от 59-Л Грищенко Н.М. вступила в должность главы Николаевского сельского поселения с 07.06.2018 на основании решения избирательной комиссии Успенская от 30.05.2018 № 73/538.Распоряжением и.о. главы Николаевского сельского поселения ФИО1 от 07.12.2017 № 103-Л на должность водителя администрации поселения с 07.12.2017 принят ФИО2, который является <данные изъяты> главы администрации Николаевского сельского поселения - Грищенко Натальи Михайловны.В соответствии с трудовым договором № 5 от 07.12.2017, заключенным между администрацией Николаевского сельского поселения в лице и.о. главы ФИО1, и водителем ФИО2, последнему устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов, продолжительность рабочего дня составляет 8 часов. Изменения в трудовой договор не вносились. В период с 07.12.2017 по настоящее время Грищенко Н.М. распоряжений о привлечении водителя ФИО2 к сверхурочной работе не издавалось. Несмотря на указанные обстоятельства, штатным расписанием, утвержденным главой Николаевского сельского поселения Грищенко Н.М., на 2018, 2019 годы водителю предусмотрена выплата надбавки за ненормированный рабочий день в размере 100 % от оклада в сумме 3694 руб. при отсутствии точного учета продолжительности сверхурочной работы и соответствующих распоряжений, вследствие чего водителю ФИО2 необоснованно за 2018 год за ненормированный рабочий день выплачено31588,87 руб., за 10 месяцев 2019 – 36080,27 руб. Установлено, что 06.05.2019 между ФИО2 и администрацией Николаевского сельского поселения в лице Грищенко Н.М. заключен договор № 15 возмездного оказания услуг, согласно которому ФИО2, он же Исполнитель, в целях обеспечения муниципальных нужд обязуется в с 06.05.2019 до 31.05.2019 оказать услуги по наведению санитарного порядка (кошение сорной растительности) на территории поселения, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.Согласно акту о приемке выполненных работ от 31.05.2019, подписанному Грищенко Н.М. и ФИО2, исполнитель осуществил кошение сорной растительности на 11 участках местности в течение 184 часов, на общую сумму 17443,2 руб. По расчетным сведениям указанные средства зачислены на лицевой счет водителя ФИО2Также, 03.05.2019 между ФИО2 и администрацией Николаевского сельского поселения в лице Грищенко Н.М. заключен договор № 23 возмездного оказания услуг, согласно которому ФИО2, он же Исполнитель, в целях обеспечения муниципальных нужд обязуется в период с 03.06.2019 по 28.06.2019 оказать услуги по наведению санитарного порядка (вырубка порослей, кошение сорной растительности) на территории поселения, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.Согласно акту о приемке выполненных работ от 28.06.2019, подписанному Грищенко Н.М. и ФИО2, исполнитель выполнил работы на 5 участках местности в течение 88 часов, на общую сумму 7462,4 руб. По расчетным сведениям указанные средства зачислены на лицевой счет водителя ФИО2 В 2018 году между ФИО2 и администрацией Николаевского сельского поселения заключено 3 аналогичных договора на оказание возмездных услуг на общую сумму 39200 руб., которые зачислены на лицевой счет водителя ФИО2 Таким образом, в действиях главы Николаевского сельского поселения Грищенко Н.М. усматриваются признаки личной заинтересованности, которая выражается в возможности получения доходов в виде денег ее <данные изъяты> ФИО2, находящимся в ее подчинении.Однако, глава Николаевского сельского поселения Грищенко Н.М. в нарушение требований ч. 2 ст. 11 Закона № 273-ФЗ и Порядка предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов для лиц, замещающих муниципальные должности в Николаевском сельском поселении, не уведомила в письменной форме Совет Николаевского сельского поселения о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не приняла мер по его предотвращению, что в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ является основанием для удаления главы поселения Грищенко Н.М. в отставку.В связи с выявленными нарушениями 18.11.2019 прокурором района в адрес Совета Николаевского сельского поселения внесено представление, в котором поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Николаевского сельского поселения Грищенко Н.М.По результатам рассмотрения представления прокурора, Советом Николаевского сельского поселения принято решение о привлечении Грищенко Н.М. к дисциплинарной ответственности в виде замечания, при этом в удовлетворении требования о досрочном прекращении полномочий отказано.Вместе с тем, ни действующим федеральным либо региональным законодательством, а также нормативными правовыми актами администрации Николаевского сельского поселения порядок привлечения выборного должностного лица за совершение коррупционных правонарушений, связанных с наличием конфликта интересов, не предусмотрен.Несмотря на то, за нарушение главой сельского поселения запретов и ограничений, установленных законом о противодействии коррупции, предусмотрена единственная мера ответственности – досрочное прекращение полномочий, депутаты Николаевского сельского поселения, указанные требования закона проигнорировали, проголосовав против удаления главы в отставку.Непринятие Советом Николаевского сельского поселения мер по досрочному прекращению полномочий главы администрации Николаевского сельского поселения Грищенко Н.М. нарушает права и интересы муниципального образования Николаевское сельское поселение, поскольку препятствует надлежащему осуществлению своих публичных функций администрацией муниципального образования.Прокурор просит суд признать решение Совета депутатов Николаевского сельского поселения Успенского района от 18.12.2019 № 963 «О рассмотрении представления прокурора Успенского района» не соответствующим Федеральному закону от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральному закону от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушающим интересы муниципального образования - Николаевское сельское поселение и обязать Совет депутатов Николаевского сельского поселения Успенского района на ближайшей сессии депутатов Николаевского сельского поселения повторно рассмотреть представление прокурора Успенского района от 18.11.2019.
В судебном заседании помощник прокурора Успенского района Попов К.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика по доверенности от 20.05.2020г. Бекиров Э.К. в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, просил в удовлетворении иска отказать, представил письменный отзыв.
Заинтересованное лицо – глава Николаевского сельского поселения Грищенко Н.М. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав в совокупности имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Как было установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 18.11.2019 года за № 86-01/2019-5304 прокурор Успенского района направил в адрес Совета Николаевского сельского поселения Успенского района Представление «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», согласно которому прокуратурой района проведена проверка соблюдения главой Николаевского сельского поселения Грищенко Н.М. требований ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ). Прокурор требовал безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры Успенского района, принять меры организационного и правового характера к устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавших, недопущению их впредь (л.д. 8-12).
По результатам рассмотрения представления прокурора, Советом Николаевского сельского поселения принято решение о привлечении Грищенко Н.М. к дисциплинарной ответственности в виде замечания, при этом в удовлетворении требования о досрочном прекращении полномочий отказано (л.д. 13-19).
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, глава администрации поселения.
Частью 4.1 ст. 36 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Аналогичные обязанности главы Николаевского сельского поселения закреплены в п. 14 ст. 30 Устава Николаевского сельского поселения, принятого решением Совета Николаевского сельского поселения Успенского района от 30.05.2018 г. № 193. Также согласно п. 2 ст. 30 названного Устава глава Николаевского сельского поселения возглавляет администрацию и исполняет полномочия председателя Совета.
Согласно статье 3 Закона № 273-ФЗ, противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Часть 4.1 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ обязывает лиц, замещающих муниципальные должности, сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
В соответствии с п. 6 ст. 7 Закона № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе унификация прав лиц, замещающих должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.
Решением Совета Николаевского сельского поселения от 24.06.2016 № 100 утвержден Порядок предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов для лиц, замещающих муниципальные должности в Николаевском сельском поселении Успенского района (далее – Порядок), а также форма уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения Совета Николаевского сельского поселения.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка лицо, замещающее муниципальную должность, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, обязано в письменной форме уведомить Совет Николаевского сельского поселения о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Согласно п. 2.7 Порядка непринятие лицом, замещающим муниципальную должность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение (досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой должности) в связи с утратой доверия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением и.о. главы Николаевского сельского поселения ФИО1 от 08.12.2017 № 104-Л на должность заместителя главы администрации поселения назначена Грищенко Н.М.
Распоряжением и.о. главы Николаевского сельского поселения ФИО1 от 08.12.2017 № 105-Л на заместителя главы администрации поселения Грищенко Н.М. возложено исполнение обязанностей главы поселения.
Решением Территориальной избирательной комиссии Успенская от 30.05.2018 № 73/538 по результатам досрочных выборов главы Николаевского сельского поселения, состоявшихся 27.05.2018, Грищенко Н.М. зарегистрирована избранной главой Николаевского сельского поселения Успенского района (л.д. 27).
Распоряжением от 05.06.2018 № 56-Л Грищенко Н.М. уволена с занимаемой должности заместителя главы администрации поселения, в связи с переходом на выборную должность.
Распоряжением от 07.06.2018 от 59-Л Грищенко Н.М. вступила в должность главы Николаевского сельского поселения с 07.06.2018 на основании решения избирательной комиссии Успенская от 30.05.2018 № 73/538 (л.д. 20).
Распоряжением и.о. главы Николаевского сельского поселения ФИО1 от 07.12.2017 № 103-Л на должность водителя администрации поселения с 07.12.2017 принят ФИО2, который является мужем главы администрации Николаевского сельского поселения - Грищенко Натальи Михайловны (л.д. 21).
В соответствии с трудовым договором № 5 от 07.12.2017, заключенным между администрацией Николаевского сельского поселения в лице и.о. главы ФИО1, и водителем ФИО2, последнему устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов, продолжительность рабочего дня составляет 8 часов. Изменения в трудовой договор не вносились.
Согласно Разделу III Коллективного трудового договора, принятого на собрании трудового коллектива 27.03.2018, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю для мужчин и 36 часов для женщин, работающих в сельской местности. В организации устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными (суббота, воскресенье).
При этом, в соответствии с п. 3.1.6 Коллективного договора предусмотрено, что сверхурочная работа – работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени рабочего времени – сверх нормального числа рабочих дней за учетный период (ст. 99 ТК РФ). Привлечение работников к сверхурочной работе проводится в порядке, установленном ст. 99 ТК РФ. В соответствии с п. 3.1.9 Коллективного договора привлечение работников к работе в выходные и праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя в порядке, установленном ст. 113 ТК РФ.
Согласно ст. 99 ТК РФ работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
Статьей 101 ТК РФ предусмотрено, что ненормированный рабочий день это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Вместе с тем, в период с 07.12.2017 по настоящее время Грищенко Н.М. распоряжений о привлечении водителя ФИО2 к сверхурочной работе не издавалось.
Несмотря на указанные обстоятельства, штатным расписанием, утвержденным главой Николаевского сельского поселения Грищенко Н.М., на 2018, 2019 годы водителю предусмотрена выплата надбавки за ненормированный рабочий день в размере 100 % от оклада в сумме 3694 руб. при отсутствии точного учета продолжительности сверхурочной работы и соответствующих распоряжений, вследствие чего водителю ФИО2 необоснованно за 2018 год за ненормированный рабочий день выплачено 31588,87 руб., за 10 месяцев 2019 – 36080,27 руб.
Кроме этого, установлено, что 06.05.2019 между ФИО2 и администрацией Николаевского сельского поселения в лице Грищенко Н.М. заключен договор № 15 возмездного оказания услуг, согласно которому ФИО2, он же Исполнитель, в целях обеспечения муниципальных нужд обязуется в с 06.05.2019 до 31.05.2019 оказать услуги по наведению санитарного порядка (кошение сорной растительности) на территории поселения, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 31.05.2019, подписанному Грищенко Н.М. и ФИО2, исполнитель осуществил кошение сорной растительности на 11 участках местности в течение 184 часов, на общую сумму 17443,2 руб. По расчетным сведениям указанные средства зачислены на лицевой счет водителя ФИО2
Также, 03.05.2019 между ФИО2 и администрацией Николаевского сельского поселения в лице Грищенко Н.М. заключен договор № 23 возмездного оказания услуг, согласно которому ФИО2, он же Исполнитель, в целях обеспечения муниципальных нужд обязуется в период с 03.06.2019 по 28.06.2019 оказать услуги по наведению санитарного порядка (вырубка порослей, кошение сорной растительности) на территории поселения, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 28.06.2019, подписанному Грищенко Н.М. и ФИО2, исполнитель выполнил работы на 5 участках местности в течение 88 часов, на общую сумму 7462,4 руб. По расчетным сведениям указанные средства зачислены на лицевой счет водителя ФИО2
В 2018 году между ФИО2 и администрацией Николаевского сельского поселения заключено 3 аналогичных договора на оказание возмездных услуг на общую сумму 39200 руб., которые зачислены на лицевой счет водителя ФИО2
Таким образом, в действиях главы Николаевского сельского поселения Грищенко Н.М. усматриваются признаки личной заинтересованности, которая выражается в возможности получения доходов в виде денег ее <данные изъяты> ФИО2, находящимся в ее подчинении.
Однако, глава Николаевского сельского поселения Грищенко Н.М. в нарушение требований ч. 2 ст. 11 Закона № 273-ФЗ и Порядка предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов для лиц, замещающих муниципальные должности в Николаевском сельском поселении, не уведомила в письменной форме Совет Николаевского сельского поселения о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не приняла мер по его предотвращению, что в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ является основанием для удаления главы поселения Грищенко Н.М. в отставку.
Частью 6 ст. 36 Закона № 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, в том числе удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку.
Таким образом, решение о досрочном прекращении полномочий главы поселения принимает представительный орган муниципального образования. Основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о нарушении главой муниципального образования ограничений, установленных законом.
В связи с выявленными нарушениями 18.11.2019 прокурором района в адрес Совета Николаевского сельского поселения внесено представление, в котором поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Николаевского сельского поселения Грищенко Н.М.
По результатам рассмотрения представления прокурора, Советом Николаевского сельского поселения принято решение о привлечении Грищенко Н.М. к дисциплинарной ответственности в виде замечания, при этом в удовлетворении требования о досрочном прекращении полномочий отказано.
Вместе с тем, ни действующим федеральным либо региональным законодательством, а также нормативными правовыми актами администрации Николаевского сельского поселения порядок привлечения выборного должностного лица за совершение коррупционных правонарушений, связанных с наличием конфликта интересов, не предусмотрен.
Несмотря на то, за нарушение главой сельского поселения запретов и ограничений, установленных законом о противодействии коррупции, предусмотрена единственная мера ответственности – досрочное прекращение полномочий, депутаты Николаевского сельского поселения, указанные требования закона проигнорировали, проголосовав против удаления главы в отставку.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлениям о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Непринятие Советом Николаевского сельского поселения мер по досрочному прекращению полномочий главы администрации Николаевского сельского поселения Грищенко Н.М. нарушает права и интересы муниципального образования Николаевское сельское поселение, поскольку препятствует надлежащему осуществлению своих публичных функций администрацией муниципального образования.
Согласно п. 2 ст. 177 КАС РФ составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем десять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявлениепрокурора Успенского района в защиту интересов муниципального образования Николаевское сельское поселение к Совету депутатов Николаевского сельского поселения Успенского района 4 созыва о признании незаконным решения органа местного самоуправления (ненормативного правового акта) -удовлетворить в полном объеме.
Признать решение Совета депутатов Николаевского сельского поселения Успенского района от 18.12.2019 года № 963 «О рассмотрении представления прокурора Успенского района» не соответствующим Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушающим интересы муниципального образования – Николаевское сельское поселение.
Обязать Совет депутатов Николаевского сельского поселения Успенского района на ближайшей сессии депутатов Николаевского сельского поселения повторно рассмотреть представление прокурора Успенского района от 18.11.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья
Успенского районного суда М.Н. Пушкарский
Полный текст мотивированного решения составлен 29 мая 2020 г.