Дело № 2а-7109/2020
Номер дела: 2а-7109/2020
УИН: 47RS0004-01-2020-006383-94
Дата начала: 31.07.2020
Дата рассмотрения: 18.09.2020
Суд: Всеволожский городской суд Ленинградской области
Судья: Береза София Витальевна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Дело №а-7109/20 18 сентября 2020 года
47RS0№-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к заместителю военного прокурора Читинского гарнизона - ФИО5, военному прокурору Читинского гарнизона Восточного военного округа - ФИО7, военной прокуратуре Читинского гарнизона Восточного военного округа о признании незаконным в части ответа от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к заместителю военного прокурора Читинского гарнизона - ФИО5, военному прокурору Читинского гарнизона Восточного военного округа - ФИО7, военной прокуратуре Читинского гарнизона Восточного военного округа, в обоснование требований указав, что ФИО2 проходил военную службу в Министерстве обороны Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в том числе в офицерских должностях, уволен с военной службы приказом командующего 29 общевойсковой армии от ДД.ММ.ГГГГ № (по личному составу) с зачислением в запас в связи с лишением допуска к государственной тайне (пп. «г» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Приказом командующего 29 общевойсковой армии от ДД.ММ.ГГГГ № по строевой части майор ФИО2 исключен из списков личного состава в/ч 01390.
Административный истец, не согласившись с вышеназванным приказом командующего 29 общевойсковой армии, обратился в Читинский гарнизонный военный суд с требованием отменить вышеназванные приказы.
Решением Читинского гарнизонного суда от ДД.ММ.ГГГГ, приказ командира в/ч 01390 от ДД.ММ.ГГГГ № по личному составу в части досрочного увольнения с военной службы майора ФИО2 в связи с лишением допуска к государственной тайне, а также приказ командира в/ч 01390 от ДД.ММ.ГГГГ № по строевой части об исключения из списков личного состава в/части майора ФИО2 были признаны незаконными и недействующими с момента издания. Основанием для отмены вышеназванных приказом послужило то обстоятельством, что командованием в/части 01390 не был исследован вопрос о возможности прохождения воинской службы майором ФИО2 на должностях военной службы, на которых не предусмотрен допуск к сведениям, составляющих государственную тайну. Суд обязал командира в/части 01390 восстановить майора ФИО2 на военной службе, обеспечив всеми видами довольствия.
Апелляционным определением Восточно-Сибирского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ №а-450/2015 решение Читинского гарнизонного суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено.
В ходе производства по делу №а-2691/2020 Всеволожского городского суда <адрес> от заинтересованного лица - в/ч 01390 поступили документы, а именно выписка из приказа командира в/ч 01390 от ДД.ММ.ГГГГ №, из текста которого следует, что полковник ФИО6 возлагает на себя полномочия по командованию в/ч 01390.
В ходе исполнения данных обязанностей полковник ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ направил запрос в Главное управление кадров МО РФ о наличии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вооруженных Силах Российской Федерации вакантных офицерских должностей, исполнение обязанностей по которым не требует от военнослужащего наличия допуска к государственной тайне не было.
Ознакомившись с выпиской из приказа командира в/ч 01390 № от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец ДД.ММ.ГГГГ направил обращение адрес Военного прокурора Читинского гарнизона с просьбой провести проверку по законности действий должностные лиц в/ч 01390 при издании ДД.ММ.ГГГГ приказа №.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ исходящий № заместитель Военного прокурора Читинского гарнизона Восточного военного округа полковнику юстиции подполковнику юстиции - ФИО5 признал незаконность действий должностных лиц в/ч 01390 при издании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, но констатировал отсутствие общественно опасных последствий, нарушающих права граждан и военнослужащих, а также сделал вывод об отсутствии противоправности (незаконности) действий ФИО6 при направлении ДД.ММ.ГГГГ начальнику Главного управления кадров МО РФ запроса о предоставлении сведений о наличии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вооруженных Силах Российской Федерации вакантных офицерских должностей, исполнение обязанностей по которым не требует от военнослужащего наличия допуска к государственной тайне
Административной истец полагает, что ответ от ДД.ММ.ГГГГ исходящий № административного ответчика в части констатации отсутствия в действиях должностных лиц в/ч 01390 при издании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ общественно опасных последствий, нарушающих права граждан и военнослужащих, а также в части констатации отсутствия противоправности (незаконности) действий ФИО6 при направлении ДД.ММ.ГГГГ начальнику Главного управления кадров МО РФ вышеназванного запроса, является незаконным и нарушает права административного истца, так как именно ответ на запрос ФИО6 был представлен в судебное заседание Восточно-Сибирского окружного военного суда ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-450/2015, то есть реализации права административного истца права на труд, реализующиеся посредством прохождения военной службы, в связи с чем административный истец просит суд:
- признать незаконным ответ от ДД.ММ.ГГГГ заместителя Военного прокурора Читинского гарнизона в части констатации отсутствия в действиях должностных лиц в/ч 01390 при издании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ общественно опасных последствий, нарушающих права граждан и военнослужащих, а также в части констатации отсутствия противоправности (незаконности) действий ФИО6 при направлении ДД.ММ.ГГГГ начальнику Главного управления кадров МО РФ запроса о предоставлении сведений о наличии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вооруженных Силах Российской Федерации вакантных офицерских должностей, исполнение обязанностей по которым не требует от военнослужащего наличия допуска к государственной тайне и обязать повторно провести проверку в указанной выше части.
В настоящем судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи с Читинским гарнизонным военным судом административный истец, представитель административного истца поддержали заявленные административные исковые требования, просили суд их удовлетворить.
Представитель по доверенности административного ответчика военной прокуратуры Читинского гарнизона Восточного военного округа просил отказать административному истцу в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск.
Административный ответчик - заместитель Военного прокурора Читинского гарнизона - ФИО5 явился в Читинский гарнизонный военный суд, дал пояснения по административному иску, в которых поддержал оспариваемый ответ, просил отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Административный ответчик - военный прокурор Читинского гарнизона Восточного военного округа полковнику юстиции - ФИО7, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела путем направления судебной повестки регистрируемым почтовым отправлением 18864050169006, которая ДД.ММ.ГГГГ вручена адресату, представитель заинтересованного лица воинской части 01390, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела путем направления судебной повестки регистрируемым почтовым отправлением 18864050169198, которое ДД.ММ.ГГГГ вручено адресату, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела суду не представили, со стороны заинтересованного лица представлен письменный мотивированный отзыв по иску, содержащий просьбу о рассмотрении административного дела в отсутствие стороны по делу.
Суд, руководствуясь ст.150, п.6 ст.226 КАС РФ приступает к рассмотрению административного дела в отсутствие не явившихся лиц, чья явка не была признана судом обязательной.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в адрес Военного прокурора Читинского гарнизона ФИО8 с заявлением, входящий №, о проведении прокурорской проверки по факту издания приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. Выписка из данного приказа была представлена в судебное заседание Всеволожского городского суда ДД.ММ.ГГГГ Административный истец полагал, что данная выписка, как и сам приказ, не соответствуют ни одному руководящему документу МО ВС РФ (издана в нарушение всех руководящих документов). Административный истец просил установить факт законности изданного документа. К заявлению административный истец приложил копию выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № на 1 листе за подписью ФИО6
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, исходящий №, подписанному заместителем военного прокурора Читинского гарнизона подполковником юстиции ФИО5 обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу проверки законности действий должностных лиц войсковой части 01390 при издании ДД.ММ.ГГГГ приказа № поступило в военную прокуратуру Читинского гарнизона и рассмотрено. В связи с обращением административного истца в войсковой части 01390 проведена проверка, в ходе которой изложенные в обращении доводы не подтвердились. Так проверкой установлено, что в связи с убытием в августе 2015 г. командира войсковой части 01390 генерал-майора ФИО9, в также начальника штаба – первого заместителя командира воинской части генерал-майора ФИО10 в длительные служебные командировки, на основании соответствующих приказов, временное исполнение обязанностей возложено на заместителя командира воинской части генерал-майора ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющий обязанности командира войсковой части 01390 генерал-майор ФИО11 убыл в служебную командировку, о чем в тот же день издал приказ (по строевой части) №. Вместе с тем, проверкой установлено, что при издании генерал-майором ФИО11 вышеуказанного приказ, последним, в нарушение требований ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности военной службе, ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 39, 41, 42, 94, 95 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, а также п. 24, 74 « Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных силах Российской Федерации №», утвержденной Министром обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, не назначен заместитель либо иное должностное лицо воинской части, на которого временно возложены обязанности командира. В результате допущенных генерал-майором ФИО12 нарушений, ДД.ММ.ГГГГ заместитель командира войсковой части по работе с личным составом – начальник отдела организации морально-психологического обеспечения полковник ФИО6, а также в нарушение требований вышеуказанного законодательства, сам на себя, временно, возложил исполнение обязанностей командира воинской части, о чем в тот же день издал параграф 1 приказа №. Одновременно с проверкой установлено, что представленная в феврале 2020 г. во Всеволожский городской суд <адрес> должностными лицами войсковой части 01390 выписка из приказа № не отвечает требованиям приказа Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации», ввиду отсутствия на ней всех необходимых реквизитов, предусмотренных требованиями Инструкции. В связи с выявленными в действиях должностных лиц войсковой части нарушениями требований закона при издании приказов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и изготовлении выписки. а также в целях недопущения аналогичных нарушений впредь ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером 4061 командиру войсковой части 01390 внесено представление об устранении нарушений закона, которое в настоящее время находится на рассмотрении. О результатах рассмотрения командиром войсковой части 01390 внесенного акта прокурорского реагирования административный истец может узнать, обратившись в военную прокуратуру Читинского гарнизона, расположенной по адресу: <адрес>, по истечению месяца с момента получения настоящего ответа. Оснований для принесения протеста на приказ временно исполняющего обязанности войсковой части 01390 полковника ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № не имеется, ввиду того, что он не действует, фактическим временным исполнением заместителем командира войсковой части генерал-майором ФИО11 обязанностей командира части, а также отсутствия общественно опасных последствий, нарушающих права граждан и военнослужащих. Также административному истцу сообщено, что допущенные должностными лицами войсковой части 01390 нарушения требований законов и ведомственных нормативно-правовых актов при издании ДД.ММ.ГГГГ приказа №, а также изготовлении из указанного приказа выписки не свидетельствует о незаконности действий ФИО6 при направлении ДД.ММ.ГГГГ начальнику Главного управления кадрами Минобороны России запроса о предоставлении сведений об отсутствии или наличии в Минобороны России с ДД.ММ.ГГГГ по 30.0.7.2015 г. вакантных воинских должностей, исполнение обязанностей по которым, не требует у военнослужащего наличие допуска к государственной тайне, а также подлинности вышеуказанной выписки.
Указанное письмо административный истец просит признать незаконным по основаниям, изложенным в административном иске.
В соответствии статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
Статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Рассмотрение обращения граждан осуществляется органами прокуратуры в соответствии, со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ, ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах Прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.2). Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения (ч.4).
Согласно ч.2 ст.22 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.
Согласно п. 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах Прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Согласно п. 4.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах Прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур.
Заявление административного истца административным ответчиком было принято к рассмотрению. Заместителем военного прокурора Читинского гарнизона подполковником юстиции ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ было принято решение № о проведении проверки в войсковой части 01390, цель проверки: соблюдение должностными лицами войсковой части 01390 требований законов Российской Федерации и общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской Федерации при издании приказов командиром воинской части, основание проверки: обращение гражданина ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, предмет проверки: надлежащее исполнение должностными лицами войсковой части 01390 требований законов Российской Федерации и общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской Федерации при издании приказов командиром воинской части, срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Проведение проверки поручено заместителю военного прокурора Читинского гарнизона подполковнику юстиции ФИО5
По результатам проведения проверки административным ответчиком командиру войсковой части 01390 генерал-майору ФИО13 внесено представление от 2ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений закона.
Согласно п. 14.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах Прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, по итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений: "удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; "удовлетворено повторное обращение" - принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения; "отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными; "разъяснено" - направлена информация, а также разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом; "принято иное решение" - оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка; "направлено" - направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.
В оспариваемом письме административный ответчик указал, что доводы административного истца, изложенные в обращении, при проведении проверки подтвердились. Административный ответчик разъяснил, в чем были выражены допущенные должностными лицами войсковой части 01390 нарушения требований законодательства, указал на применение меры прокурорского реагирования в виде внесения командиру войсковой части 01390 генерал-майору ФИО13 внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений закона.
В оспариваемом письме от ДД.ММ.ГГГГ исходящий №, в адрес ФИО2 административным ответчиком даны ответы по существу поставленных в обращении вопросов. Административным истцом в обращении от ДД.ММ.ГГГГ не ставился вопрос о применении в отношении ФИО2 мер по восстановлению его нарушенных прав.
Административный истец в настоящем деле не оспаривает результаты проведения административным ответчиком прокурорской проверки в отношении войсковой части 01390, а потому проверка порядка проведения прокурорской проверки, законности выводов, содержащихся в представлении в адрес командира войсковой части 01390, не является предметом рассмотрения в настоящем деле.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что письмо Военной прокуратуры Читинского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ исходящий №, направленное в адрес ФИО2, является законным, а требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-228, 150 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к заместителю военного прокурора Читинского гарнизона - ФИО5, военному прокурору Читинского гарнизона Восточного военного округа - ФИО7, военной прокуратуре Читинского гарнизона Восточного военного округа о признании незаконным в части ответа от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья: