Дело № 33а-1385/2020
Номер дела: 33а-1385/2020
УИН: 12RS0003-02-2020-003819-31
Дата начала: 19.08.2020
Дата рассмотрения: 19.08.2020
Суд: Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья: Халиулин Альфред Дамирович
:
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
Определение
Судья Алимгулова К.В. УИД 12RS0003-02-2020-003819-31
дело № 2а-3654/2020
№ 33а-1385/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Йошкар-Ола 19 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Бариева Б.Г.,
судей Салиховой Э.И. и Халиулина А.Д.,
при секретаре Харченко Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Лаптева М.П. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Лаптева М. П. к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконными действий должностных лиц, связанных с проведением публичного мероприятия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
14 августа 2020 года Лаптев М.П. подал в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» уведомление о проведении 19 августа 2020 года с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут публичного мероприятия - пикетирования. Цель публичного мероприятия: выражение позиции граждан проживающих в аварийных (непригодных для проживания) жилых помещениях, против нарушения должностными лицами администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» очередности расселения аварийного жилищного фонда; за отмену постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» <№> от 17 июля 2020 года, поскольку данное постановление нарушило право более 1000 йошкаролинцев на своевременное расселение из ветхого жилья. Место проведения мероприятия: <адрес> Предполагаемое количество участников указано в уведомлении: 3 человека, между которыми будет соблюдена социальная дистанция.
14 августа 2020 года администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» направила в адрес административного истца сообщение, в котором указала на невозможность проведения публичного мероприятия со ссылкой на Указ Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 (в редакции от 12 августа 2020 года) «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», согласно которому на территории Республики Марий Эл до 6 сентября 2020 года включительно не допускается проведение публичных мероприятий с очным присутствием граждан.
Административный истец обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением о признании незаконными действий администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в лице его должностного лица – заместителя мэра города Йошкар-Олы Яковлевой Е.С., выразившихся в отказе согласования проведения публичного мероприятия, возложении на административного ответчика обязанности согласовать с организатором публичного мероприятия Лаптевым М.П. проведение пикетирования в соответствии с условиями, изложенными в его уведомлении от 14 августа 2020 года о проведении публичного мероприятия, ссылаясь на то, что в силу части 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается. При таких обстоятельствах положения указа Главы Республики Марий Эл № 39 от 17 марта 2020 года в части запрета публичных мероприятий применению не подлежат, как противоречащие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. По мнению административного истца, указанными незаконными действиями было существенно нарушено его право, предусмотренное статьей 31 Конституции Российской Федерации, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Лаптев М.П. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В жалобе приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо Яковлева Е.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в ее отсутствие.
Заслушав объяснения Лаптева М.П., поддержавшего доводы жалобы, представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Капустиной Т.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 4 статьи 226 КАС РФ административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, рассматриваются судом в течение десяти дней со дня поступления соответствующего административного искового заявления. Административные дела, возбужденные до дня проведения такого публичного мероприятия, рассматриваются судом в указанный срок, но не позднее дня, предшествующего дню его проведения. Административные дела, возбужденные в день проведения такого публичного мероприятия, подлежат рассмотрению в этот же день.
Как установлено судом первой инстанции, 14 августа 2020 года Лаптев М.П. обратился в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, запланированного на 19 августа 2020 года в период с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут; место проведения публичного мероприятия: <адрес> предполагаемое количество участников: 3 человека, между которыми будет соблюдена социальная дистанция.
Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола», являющейся органом, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 года № 36-3 «О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл» рассмотреть указанное уведомление о проведении публичного мероприятия, 14 августа 2020 года направлено Лаптеву М.П. письмо исх. <№>, в котором сообщено о невозможности проведения мероприятия со ссылкой на Указ Главы Республики Марий Эл № 39 от 17 марта 2020 года (в редакции от 12 августа 2020 года) «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», поскольку на территории Республики Марий Эл до 6 сентября 2020 года включительно не допускается проведение публичных мероприятий с очным присутствием граждан.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 (в редакции от 12 августа 2020 года) «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», исходил из того, что на территории Республики Марий Эл введен режим повышенной готовности, в период действия которого до 6 сентября 2020 года включительно не допускается проведение публичных массовых мероприятий с очным присутствием граждан, в связи с чем административным ответчиком не допущено нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и требований закона.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», статья 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Одной из процедур согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1, 2 части 4 статьи 5).
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5).
Согласно Указу от 25 марта 2020 года № 206 и Указу от 2 апреля 2020 года № 239 Президентом Российской Федерации поручено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Начиная с 1 апреля 2020 года распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, включено законодателем в число обстоятельств, которые влекут возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения, которые в данном случае были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 и предусматривали, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Также Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ были внесены поправки в указанный Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, в силу которых при введении на территории конкретного субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения, региональные органы государственной власти принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11); принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «м» пункта 1 статьи 11); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта (подпункт «у» пункта 1 статьи 11); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона (подпункт «ф» пункта 1 статьи 11).
Исходя из изложенного, при угрозе возникновения на определенной территории чрезвычайной ситуации, в том числе в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, вводится режим повышенной готовности. При его введении постановлением Правительства Российской Федерации устанавливаются, в том числе обязательные для исполнения гражданами правила поведения. Во исполнение федеральных нормативных актов при угрозе возникновения на определенной территории чрезвычайной ситуации, в том числе в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, соответствующие нормативные акты могут приниматься на региональном уровне.
Согласно действующему Указу Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 (в редакции от 12 августа 2020 года) «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Республики Марий Эл введен режим повышенной готовности до 6 сентября 2020 года включительно. Пунктом 2 данного Указа установлено, что на территории Республики Марий Эл до 6 сентября 2020 года включительно не допускается проведение публичных, спортивных, физкультурных, зрелищных, досуговых, развлекательных, выставочных, просветительских, рекламных и иных массовых мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах и в иных местах массового посещения граждан.
С учетом изложенного направленное администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» в адрес административного истца сообщение о невозможности проведения публичного мероприятия, заявленного в уведомлении от 14 августа 2020 года, полностью соответствует применяемым к данным правоотношениям нормативным правовым актам. При этом суд первой инстанции правильно указал на то, что административным ответчиком не допущено запрета на проведение публичного мероприятия, а, следовательно, нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку последний не лишен права после отмены на территории Республики Марий Эл соответствующих ограничительным мер вновь обратиться с уведомлением о проведении публичного мероприятия.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении и в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Лаптева М.П. и отмены решения суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ административное дело рассмотрено в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лаптева М. П. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий Б.Г. Бариев
Судьи Э.И. Салихова
А.Д. Халиулин