Дело № 2-1158/2020

Номер дела: 2-1158/2020

УИН: 38RS0017-01-2020-002360-59

Дата начала: 20.07.2020

Суд: Нижнеудинский городской суд Иркутской области

Судья: Пакилева Елена Владимировна

:
Результат
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Администрация Атагайского МО
ОТВЕТЧИК Сидоркевич Андрей Аркадьевич
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 20.07.2020
Передача материалов судье 20.07.2020
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 10.08.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 10.08.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 10.08.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) 10.08.2020
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 22.07.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 22.07.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 04.08.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) 18.08.2020
 

Решение

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск                                                                       18 августа 2020 года

Нижнеудинский     городской     суд     Иркутской     области     в     составе председательствующего судьи Пакилевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Калачниковой Л.В.,

истца – Главы Атагайского муниципального образования Жуковой В.В.,

ответчика Сидоркевич А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1158/2020 по исковому заявлению администрации Атагайского муниципального образования к Сидоркевич А.А. о возложении обязанностей по сносу жилого дома, утилизации строительного мусора, снятии жилого дома с кадастрового учета, прекращении права собственности, снятии с регистрационного учета

установил:

Администрация Атагайского муниципального образования обратилась в суд с иском к Сидоркевич А.А., указав в обоснование, что жилой дом <адрес обезличен> попал в зону подтопления в результате сложившейся на территории Иркутской области чрезвычайной ситуации в июне 2019 года. В соответствии с актом обследования жилого дома и заключения межведомственной комиссии, вышеуказанный жилой дом, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Постановлением администрации Атагайского муниципального образования от 02.08.2019 за № 111 дом <адрес обезличен> признан аварийным, и установлены сроки расселения проживающих в нем граждан до 31.12.2019. Ответчик обратился с заявлением в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области для получения свидетельства на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате паводка. Сидоркевич А.А. 09.09.2019 получил свидетельство на предоставление социальной выплаты. Соответственно, ответчик реализовал свое право на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в паводок. В связи с невозможностью эксплуатации жилого дома и признания его аварийным и подлежащим сносу, в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости осуществления сноса принадлежащего ему жилого дома, в связи с получением сертификата.

Поскольку в установленный срок домостроение снесено не было, а жилой дом не может использоваться в дальнейшем в силу имеющихся разрушений, администрация Атагайского муниципального образования просит суд возложить на Сидоркевич А.А. обязанности: снести (демонтировать) жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, признанный непригодным для проживания и являющимся аварийным; осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса вышеуказанного жилого дома; обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома по адресу: <адрес обезличен> связи с его непригодностью для проживания и ликвидацией в результате чрезвычайной ситуации; прекратить право собственности ответчика на жилой дом по адресу: <адрес обезличен> понудить ответчика обратиться с заявлением в органы внутренних дел с заявлением о снятии с регистрационного учета лиц, зарегистрированных по адресу: <адрес обезличен> связи с непригодностью жилого дома для проживания и ликвидацией его в результате чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании истец – Глава Атагайского муниципального образования Жукова В.В. исковые требования полностью поддержала, указав, что взамен жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, и признанного непригодным для проживания, ответчик получил сертификат на приобретение жилого дома, который им реализован. Решения об изъятии земельного участка, жилого дома для муниципальных или государственных нужд, не принималось.

Ответчик Сидоркевич А.А. исковые требования признал частично, указав, что не имеет денежных средств на снос жилого дома, а с учетом состояния здоровья, не может демонтировать жилое строение самостоятельно.

Суд, заслушав стороны, исследовав доказательства в рамках, предоставленных сторонами, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований администрации Атагайского муниципального образования.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 года № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 года № 916 «Об утверждении Правил предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области» Правительством Иркутской области 17.07.2019 принято Постановление № 556-пп, которым (п.1) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, которым установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:

1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);

2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

Судом установлено, что собственником жилого дома <адрес обезличен> является Сидоркевич А.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.

Указанный дом в период наводнения в Иркутской области в июне 2019 года, находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации.

Постановлением Атагайского муниципального образования муниципального образования «Нижнеудинский район» от 02.08.2019 за "номер обезличен" жилой дом <адрес обезличен> признан авариным и подлежащим сносу.

09.09.2019 ответчик получил свидетельство на приобретение взамен утраченного жилого помещения, который реализовал, приобретя жилое помещение, что подтверждено ответчиком при рассмотрении дела.

Согласно ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

При этом, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом (п.2 ст.235 ГК РФ).

Обращаясь с настоящим иском, администрация Атагайского муниципального образования, ссылалась на обстоятельства, которые возникли в результате наводнения на территории <адрес обезличен> в июне 2019 года.

Вместе с тем, приведенные выше нормы Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области, (до внесения изменений Постановлением Правительства Иркутской области от 20.12.2019 за № 1110-пп), на момент выдачи сертификата Сидоркевич А.А., не содержали положений о судьбе жилья, пришедшего в непригодное для проживания состояние. Иное соглашение об изъятии жилого дома между сторонами (как на момент выдачи сертификата, так и на момент рассмотрения дела в суде) не заключалось.

Действительно целью предоставления сертификата является приобретение или строительство на средства сертификата взамен утраченного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации иного жилого помещения.

Снос аварийного и непригодного для проживания жилого помещения ответчика, по мнению истца, представляющего угрозу жизни и здоровью граждан, может быть осуществлен в соответствии с установленным законом порядком.

Так, согласно ч.1 ст.32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

ч.4 ст.32 ЖК РФ предусматривает, что собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В силу ч.9 ст.32 ЖК РФ следует, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Из пояснений истца – Главы Атагайского муниципального образования Жуковой В.В. следует, что решение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных или государственных нужд, не принималось.

Соответственно, истцом, как органом местного самоуправления, не соблюдена, предусмотренная данной нормой права, процедура изъятия жилого дома.

Поскольку, по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственник жилого помещения в таком доме в предоставленный ему срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

В данном случае администрацией Атагайского муниципального образования, в отношении ответчика указанная процедура не выполнялась, жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности, для государственных или муниципальных нужд не изымался, какое-либо решение об этом не принималось, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований администрации о понуждении собственника снести (демонтировать) признанный непригодным для проживания жилой дом, осуществления мероприятий по утилизации строительного мусора, обращения в органы кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета аварийного жилого дома, о прекращении права собственности на жилой дом, снятии с регистрационного учета по указанному адресу.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований администрации Атагайского муниципального образования - администрации городского поселения к Сидоркевич А.А. о возложении обязанности снести (демонтировать) признанный непригодным для проживания и аварийный объект - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>; возложении обязанности осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса жилого дома расположенного по адресу: <адрес обезличен>, а также обязании Сидоркевича А.А. обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома по адресу: <адрес обезличен> связи с непригодностью для проживания, о прекращении права собственности ответчика на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> обязании Сидоркевич А.А. сняться с регистрационного учета по указанному адресу, полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца.

    Судья:                                                                                       Е.В. Пакилева

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».