Дело № 2-701/2020

Номер дела: 2-701/2020

УИН: 32RS0027-01-2019-006970-92

Дата начала: 14.11.2019

Суд: Советский районный суд г. Брянск

Судья: Шматкова Оксана Викторовна

:
Результат
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Голубаускас Валерий Миндаугас
ОТВЕТЧИК ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр»
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 14.11.2019
Передача материалов судье 14.11.2019
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 15.11.2019
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 15.11.2019
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 13.12.2019
Судебное заседание Заседание отложено ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ 29.01.2020
Судебное заседание Заседание отложено неявка ОТВЕТЧИКА 04.03.2020
Судебное заседание Заседание отложено ИНЫЕ ПРИЧИНЫ 09.04.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) 30.06.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 07.07.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 26.08.2020
 

Решение

Дело № 2-701/2020

32RS0027-01-2019-006970-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 года                                  г.Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Шматковой О.В.,

при секретаре Савостиной Ю.М.,

с участием истца Голубаускаса В.М., представителя ответчика ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» Егоровой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голубаускаса Валерия Миндаугаса к ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» о признании права на получение медицинской помощи,

УСТАНОВИЛ:

Голубаускас В.М. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он до 09.09.2017 г. являлся сотрудником Брянской таможни и в течение 4-х лет получал медицинскую помощь в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» в рамках контракта, заключенного между Брянской таможней и ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр». В 09.09.2017 г. истец был уволен из Брянской таможни в связи с выходом на пенсию. Он является ветераном боевых действий и, в силу требований п. 8 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение медицинской помощи в медицинской организации, к которой был прикреплен в период работы до выхода на пенсию. 18.06.2018 г. истец обратился к ответчику с заявлением о сохранении за ним права на получение медицинской помощи в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр», в ответ на которое истцу было разъяснено, что в рамках ОМС ему необходимо стать на учет для наблюдения в территориальную медицинскую организацию по месту жительства, в случае необходимости он может бесплатно в рамках ОМС по направлению поликлиники по месту жительства проходить обследование и лечение в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр». 26.07.2018 г. истец с аналогичным заявлением обратился в Департамент здравоохранения Брянской области, однако в удовлетворении его заявления также было отказано в связи с тем, что ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» не является ведомственной медицинской организацией, а истец в данный момент не является сотрудником Брянской таможни. В связи с тем, что действия ответчика нарушают его право на прикрепление к ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» для оказания медицинской помощи, истец с учетом уточнения иска просит суд признать за ним право на получение первичной медико-санитарной (амбулаторно-поликлинической) медицинской помощи в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» при обращении напрямую к ответчику без получения направления.

В судебном заседании истец Голубаускас В.М. исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» по доверенности Егорова Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, суду пояснила, что медицинская помощь истцу в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» оказывалась до 31.12.2017 г. на основании государственного контракта № 21-юр/96, заключенного 20 марта 2017 года между ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» и Брянской таможней в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» не является ведомственной медицинской организацией, относится к медицинской организации, не имеющей на территории Брянской области прикрепленного населения и, как следствие, оплаты по душевому нормативу не получает. Порядок оказания медицинской помощи населению г.Брянска и области в областных медицинских учреждениях регулируется Департаментом здравоохранения Брянской области, приказом которого № 1018 от 15.11.2013 г. установлены квоты для направления на консультативный прием в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» из территориальный медицинских образований, с учетом численного прикрепленного населения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, пояснений истца, до 09.09.2017 года Голубаускас В.М. являлся сотрудником Брянской таможни, после чего был уволен из Брянской таможни в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.

В период прохождения службы в Брянской таможне, истец получал медицинскую помощь в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» на основании заключаемых государственных контрактов между Брянской таможней и ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» в соответствии с п.6 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Последний государственный контракт №21-юр был заключен 20.03.2017 г. на срок до 31.12.2017 г., цена контракта составляла 1 000 000 руб., оказание медицинских услуг производилось непосредственно по факту обращения сотрудником заказчика в течение срока действия настоящего контракта.

Истец неоднократно обращался к ответчику, в Департамент здравоохранения Брянской области с заявлениями о сохранении за ним права на получение медицинской помощи в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр», к которой он был прикреплен в период работы до выхода на пенсию.

В ответах на обращения истца указывается, что медицинская помощь в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» сотрудникам Брянской таможни оказывалась в рамках ежегодно заключаемого государственного контракта. ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» не является организацией, имеющей прикрепленное население, не имеет участков. В рамках ОМС ему необходимо стать на учет для наблюдения в территориальную медицинскую организацию по месту жительства, согласно с действующим приказом Министерства здравоохранения РФ. В случае необходимости он может бесплатно в рамках ОМС по направлению поликлиники по месту жительства проходить обследование и лечение в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр». ГАУЗ «БКДЦ» не является ведомственной медицинской организацией. Для оказания медицинской помощи ветеранам боевых действия в Брянской области создан и функционирует ГАУЗ Брянский областной госпиталь для ветеранов войн.

Разрешая исковые требования Голубаускаса В.М. суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323 от 21.11.2011 г. при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.

Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Согласно ст. 16 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2012 г. N 406н утвержден Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В соответствии с п. п. 3, 4 указанного Порядка выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия путем обращения в медицинскую организацию лично или через своего представителя с письменным заявлением о выборе медицинской организации.

В соответствии с п. 2 данного Порядка действие настоящего Порядка не распространяется на отношения по выбору медицинской организации при оказании медицинской помощи военнослужащим и лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гражданам, подлежащим призыву на военную службу или направляемым на альтернативную гражданскую службу, и гражданам, поступающим на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста.

Согласно письму Федеральной таможенной службы от 07.03.2012 N 03-310/10711 "О службе в таможенных органах" служба в таможенных органах является приравненной к военной службе.

В силу ч.3 ст. 25 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

В соответствии с действующим Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (пункты 12 - 15), организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.

Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.

В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан, установленной пунктом 18 настоящего Положения.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Однако, согласно приложению №2 к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования на территории Брянской области на 2019 от 28.12.2018 г. ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» относится к медицинской организации, не имеющей прикрепившихся для медицинского обслуживания лиц и оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.

Поскольку ГАУЗ оказывало истцу, как сотруднику Брянской таможни, услуги амбулаторно-поликлинической медицинской помощи на основании государственного контракта №21-юр от 20.03.2017 г., срок действия которого истек 31.12.2017 г., ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» не является ведомственной медицинской организацией, следовательно, Голубаускас В.М. не был прикреплен к ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» в период службы, в связи с чем, оснований для сохранения за ним право на получение первичной медико-санитарной (амбулаторно-поликлинической) медицинской помощи в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» при обращении напрямую к ответчику без получения направления, не имеется.

При таких обстоятельствах, исковые требования Голубаускаса В.М. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Голубаускаса Валерия Миндаугаса к ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» о признании права на получение медицинской помощи – отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    

Судья                            Шматкова О.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 7 июля 2020 года.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».