Дело № 2-1419/2020

Номер дела: 2-1419/2020

УИН: 50RS0004-01-2020-001940-59

Дата начала: 22.10.2020

Суд: Волоколамский городской суд Московской области

Судья: Козлова Е.П.

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Волоколамский городской прокурор Московской области в интересах неопределенного круга лиц
ОТВЕТЧИК администрация Волоколамского городского округа Московской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО ОГИБДД ОМВД России по Волоколамскому городскому округу
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 22.10.2020
Передача материалов судье 23.10.2020
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 23.10.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 23.10.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 06.11.2020
Судебное заседание Заседание отложено ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ 18.11.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН 01.12.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 04.12.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 21.12.2020
Дело оформлено 27.01.2021
Дело передано в архив 27.01.2021
 

Решение

<данные изъяты>                             Дело №2-1419/20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2020 года                         г. Волоколамск

Волоколамский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи                  Козловой Е.П.

При секретаре судебного заседания             Константиновой О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волоколамского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волоколамского городского округа Московской области об обязании принять меры для прекращения эксплуатации и постановке на учет мостового сооружения, возложении обязанности признания права собственности на объект, проведении капитального ремонта мостового сооружения, обязании организовать альтернативный проезд,

У с т а н о в и л:

Истец Волоколамский городской     прокурор Московской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волоколамского городского округа Московской области, в котором, согласно уточненным исковым требованиям, просит обязать принять меры для прекращения эксплуатации мостового сооружения на автомобильной дороге «Ярополец-Мусино-Телегин» путём установки информационных стендов о неисправном техническом состоянии моста, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к постановке на учёт в Управлении Росреестра по Московской области в качестве бесхозяйного имущества мостового сооружения на автомобильной дороге «Ярополец-Мусино-Телегин» путём обращения с заявлением в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, по истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет в территориальном органе Росреестра возложить на администрацию Волоколамского городского округа обязанность обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности городского округа на этот объект, в течение двух лет со дня признания права муниципальной собственности на мостовое сооружение на автомобильной дороге «Ярополец-Мусино-Телегин» обеспечить проведение капитального ремонта по восстановлению эксплуатационного состояния мостового сооружения в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать альтернативный проезд по автомобильной дороге, соответствующей требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, мотивируя свои требования тем, что Волоколамской городской прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению жителей (членов) СНТ «Лама-3» о допущенных нарушениях законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации мостового сооружения через р. Лама и по другим вопросам. Установлено, что автомобильная дорога «съезд от автодороги «Ярополец-Мусино-Телегина» до СНТ «Лама-3» (далее – автомобильная дорога), протяженностью около 2,5 км состоит на балансе администрации Волоколамского городского округа. На автомобильной дороге расположено мостовое сооружение, которое к объектам муниципальной, региональной или федеральной собственности не относится. Ранее, в июне 2019 года в результате проезда большегрузного транспорта произошло обрушение мостового сооружения, что привело к невозможности его дальнейшей эксплуатации. Комиссией в составе представителей управления искусственных сооружений ГБУ МО «Мосавтодор» и администрации Волоколамского городского округа 19.03.2020 проведено обследование указанного моста, по результатам которого сделан вывод о его неудовлетворительном состоянии, необходимости выполнения реконструкционных работ по восстановлению его эксплуатационного состояния. Мостовое сооружение не числится в реестре муниципальной собственности Волоколамского городского округа, на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями городского округа не закреплено, техническая и иная предусмотренная законом документация на него отсутствует. Данный объект на техническом учёте в органах БТИ не состоит, сведения о собственнике в Управлении Росреестра по Московской области отсутствуют. Мостовое сооружение связывает с районным центром жителей
СНТ «Лама-3». В качестве альтернативного проезда жители Волоколамского городского округа и члены СНТ используют дорогу «Малое Сырково-Юркино», которая представляет собой накатанный проезд и проходит по землям сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности. Публичный сервитут в отношении данной дороги органами местного самоуправления не устанавливался. Проверка показала, что мостовое сооружение находится в технически неисправном состоянии. Железобетонные плиты, составляющие основу покрытия моста, смещены с продольных опор, крепления, фиксирующие их между собой, отсутствуют. Увеличение нагрузки повлечет за собой дальнейшее смещение бетонных плит, и как следствие, полное обрушение моста. Меры для прекращения его эксплуатации путём установки информационных стендов о неисправном техническом состоянии моста не приняты. Надзор и контроль за техническим состоянием никто не осуществляет, мост никто не обслуживает, отдельные элементы моста приведены в негодность, ветшают, нуждаются в ремонте либо замене. Фактически мост является бесхозяйным, а отсутствие собственника данного объекта недвижимости и организации, следящей за его техническим состоянием, влечёт несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ и, в конечном счёте, ведет к риску возникновения чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий, а также причинение вреда неопределенному кругу лиц в результате падения с мостового сооружения либо в результате его обрушения. Проверкой установлено, что несмотря на многочисленные обращения жителей городского округа органами местного самоуправления длительное время не принимались меры к принятию мостового сооружения в муниципальную собственность и осуществлению дорожной деятельности, в том числе по организации дорожного движения. Фактически администрация самоустранилась от исполнения возложенной законом

обязанности по созданию населению городского округа условий по транспортному обслуживанию, ремонтные работы по восстановлению мостового сооружения не обеспечены. При этом, невыполнение ремонтных работ, а равно как и неквалифициорованный ремонт мостового сооружения в целях его дальнейшего использования, представляет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. По результатам ранее проведенной городской прокуратурой проверки по фактам выявленных нарушений главе Волоколамского городского округа 13.11.2019 внесено представление, по результатам рассмотрения которого требования прокурора признаны обоснованными, однако реальных мер по устранению отмеченных нарушений администрацией не принято.

В судебном заседании помощник Волоколамского городского прокурора Салмов Д.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Ответчик администрация Волоколамского городского округа Московской области представитель по доверенности Гарибян Т.А. не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Третье лицо ОГИБДД ОМВД России по Волоколамскому городскому округу о месте и времени слушания дела надлежащим образом извещено, в судебное заседание представитель не явился, возражения на иск не представил.

Заслушав пом.прокурора г.Волоколамска Салмова Д.В., представителя ответчика по доверенности Гарибяна Т.А., исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

На основании ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 1, 3, 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007
№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (в том числе мосты).

Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ст. 17 названного закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа; организация дорожного движения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения и муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

Согласно п. 2 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Приказ) принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Пунктом 3 Приказа установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.

В судебном заседании установлено, что Волоколамской городской прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению жителей (членов) СНТ «Лама-3» о допущенных нарушениях законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации мостового сооружения через р. Лама и по другим вопросам. В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога «съезд от автодороги «Ярополец-Мусино-Телегина» до СНТ «Лама-3» (далее – автомобильная дорога), протяженностью около 2,5 км состоит на балансе администрации Волоколамского городского округа. На автомобильной дороге расположено мостовое сооружение, которое к объектам муниципальной, региональной или федеральной собственности не относится. В июне 2019 года в результате проезда большегрузного транспорта произошло обрушение мостового сооружения, что привело к невозможности его дальнейшей эксплуатации.

По результатам ранее проведенной городской прокуратурой проверки по фактам выявленных нарушений главе Волоколамского городского округа 13.11.2019 внесено представление, по результатам рассмотрения которого требования прокурора признаны обоснованными, однако реальных мер по устранению отмеченных нарушений администрацией не принято.

Комиссией в составе представителей управления искусственных сооружений ГБУ МО «Мосавтодор» и администрации Волоколамского городского округа ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование указанного моста, по результатам которого сделан вывод о его неудовлетворительном состоянии, необходимости выполнения реконструкционных работ по восстановлению его эксплуатационного состояния.

Мостовое сооружение не числится в реестре муниципальной собственности Волоколамского городского округа, на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями городского округа не закреплено, техническая и иная предусмотренная законом документация на него отсутствует. Данный объект на техническом учёте в органах БТИ не состоит, сведения о собственнике в Управлении Росреестра по Московской области отсутствуют.

Мостовое сооружение связывает с районным центром жителей
СНТ «Лама-3». В качестве альтернативного проезда жители Волоколамского городского округа и члены СНТ используют дорогу «Малое Сырково-Юркино», которая представляет собой накатанный проезд и проходит по землям сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности. Публичный сервитут в отношении данной дороги органами местного самоуправления не устанавливался.

Проверка показала, что мостовое сооружение находится в технически неисправном состоянии. Железобетонные плиты, составляющие основу покрытия моста, смещены с продольных опор, крепления, фиксирующие их между собой, отсутствуют. Увеличение нагрузки повлечет за собой дальнейшее смещение бетонных плит, и как следствие, полное обрушение моста. Меры для прекращения его эксплуатации путём установки информационных стендов о неисправном техническом состоянии моста не приняты.

Надзор и контроль за техническим состоянием никто не осуществляет, мост никто не обслуживает, отдельные элементы моста приведены в негодность, ветшают, нуждаются в ремонте либо замене.

Фактически мост является бесхозяйным, а отсутствие собственника данного объекта недвижимости и организации, следящей за его техническим состоянием, влечёт несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ и, в конечном счёте, ведет к риску возникновения чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий, а также причинение вреда неопределенному кругу лиц в результате падения с мостового сооружения либо в результате его обрушения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанностей по устранению выявленных нарушений.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Волоколамского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волоколамского городского округа Московской области об обязании принять меры для прекращения эксплуатации и постановке на учет мостового сооружения, возложении обязанности признания права собственности на объект, проведении капитального ремонта мостового сооружения, обязании организовать альтернативный проезд – удовлетворить.

Обязать администрацию Волоколамского городского округа Московской области принять меры для прекращения эксплуатации мостового сооружения на автомобильной дороге «Ярополец-Мусино-Телегин» путём установки информационных стендов о неисправном техническом состоянии моста, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Волоколамского городского округа Московской области принять меры к постановке на учёт в Управлении Росреестра по Московской области в качестве бесхозяйного имущества мостового сооружения на автомобильной дороге «Ярополец-Мусино-Телегин» путём обращения с заявлением в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Волоколамского городского округа Московской области по истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимого имущества мостового сооружения на автомобильной дороге «Ярополец-Мусино-Телегин» на учет в территориальном органе Росреестра возложить на администрацию Волоколамского городского округа обязанность обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности городского округа на этот объект.

Обязать администрацию Волоколамского городского округа Московской области в течение двух лет со дня признания права муниципальной собственности на мостовое сооружение на автомобильной дороге «Ярополец-Мусино-Телегин» обеспечить проведение капитального ремонта по восстановлению эксплуатационного состояния мостового сооружения в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402.

Обязать администрацию Волоколамского городского округа Московской области организовать альтернативный проезд по автомобильной дороге, соответствующей требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись          Козлова Е.П.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».