Дело № 3а-65/2020

Номер дела: 3а-65/2020

УИН: 24OS0000-01-2019-000965-72

Дата начала: 06.12.2019

Суд: Красноярский краевой суд

Судья: Андриишин Денис Васильевич

:
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Долгополов Кирилл Андреевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Правительство Красноярского края
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Управление Росреестра по Красноярскому краю
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Шульгина Елена Сергеевна
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 06.12.2019
Передача материалов судье 09.12.2019
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 09.12.2019
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 09.12.2019
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 09.12.2019
Судебное заседание Вынесено решение по делу Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН 06.02.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 07.02.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 07.02.2020
Дело оформлено 07.02.2020
Дело передано в архив 04.09.2020
 

Решение

                            24OS0000-01-2019-000965-72

Дело № 3А-65/2020

121а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 февраля 2020 года                          г. Красноярск        

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

с участием представителя административного истца Долгополова К.А. – Шульгиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-65/2020 по административному иску Долгополова Кирилла Андреевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Долгополов К.А. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, мотивируя тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:04::534, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, вдоль автодороги «Байкал М-53», справа в сторону движения в г. Канск 849-850 км, часть контура пашни № 462, участок В.

По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 14 мая 2013 года для указанного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 11 691 700 рублей.

По итогам независимой оценки, выполненным ООО «Проффинанс оценка» и представленной в отчете № 53/19 от 02 декабря 2019 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04::534 по состоянию на 14 мая 2013 года составляет 2 140 000 рублей.

Установление кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Просит восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04::534 в размере его рыночной стоимости – 2 140 000 рублей, определенной по состоянию на 14 мая 2013 года, с 01 января 2017 года.

Представитель административного истца Долгополова К.А. – Шульгина Е.С., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам, ходатайствовала о восстановлении срока на обращение в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что очередная государственная кадастровая оценка до настоящего времени не проведена.

Правительство Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация поселка городского типа Березовка Березовского района Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации поселка городского типа Березовка Березовского района Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель административного истца Долгополова К.А. – Шульгина Е.С. не возражал.

Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что Долгополов К.А. на основании договора купли-продажи от 04 мая 2017 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:04::534, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, вдоль автодороги «Байкал М-53», справа в сторону движения в г. Канск 849-850 км, часть контура пашни № 462, участок В, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22 мая 2017 года, согласно которой право собственности зарегистрировано 18 мая 2017 года (л.д. 90-92).

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 ноября 2019 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04::534 по состоянию на 14 мая 2013 года составляет 11 691 700 рублей. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 14 мая 2013 года (л.д. 18).

Вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 53/19 от 02 декабря 2019 года, выполненный ООО «Проффинанс оценка» (оценщик Симагинова О.В.), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04::534 по состоянию на 14 мая 2013 года составляет 2 140 000 рублей (л.д. 20-83).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке земельного участка оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Оформление и содержание отчета об оценке № 53/19 от 02 декабря 2019 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04::534 по состоянию на 14 мая 2013 года составляет 2 140 000 рублей.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельного участка подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Поскольку до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04::534 должна быть определена по состоянию на 14 мая 2013 года равной его рыночной стоимости в размере 2 140 000 рублей, которая подтверждена соответствующими доказательствами.

Датой обращения Долгополова К.А. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 24:04::534 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 06 декабря 2019 года.

Административный истец, заявляя требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с 01 января 2017 года, по сути ставит вопрос об установлении судом даты, с которой надлежит применять установленную судебным решением кадастровая стоимость. Между тем, разрешение таких требований в рамках дела об оспаривании кадастровой стоимости не предусмотрено нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В случае возникновения спора относительно даты, с которой в целях налогообложения подлежит применению установленная судебным решением кадастровая стоимость, административный истец не лишен возможности разрешить данный спор в судебном порядке путем предъявления самостоятельного административного иска с соблюдением правил подсудности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Долгополова Кирилла Андреевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04::534, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, вдоль автодороги «Байкал М-53», справа в сторону движения в г. Канск 849-850 км, часть контура пашни № 462, участок В, в размере его рыночной стоимости – 2 140 000 рублей, определенной по состоянию на 14 мая 2013 года.

Датой обращения Долгополова Кирилла Андреевича с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:04::534 считать 06 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда             Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 07 февраля 2020 года.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».