Дело № 2-201/2021

Номер дела: 2-201/2021

УИН: 37RS0010-01-2020-003610-03

Дата начала: 17.11.2020

Суд: Ленинский районный суд г. Иваново

Судья: Шолохова Екатерина Владимировна

:
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия
ОТВЕТЧИК Администрация города Иванова
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Управление благоустройства администрации города Иванова
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 17.11.2020
Передача материалов судье 17.11.2020
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 24.11.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 24.11.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 24.11.2020
Судебное заседание Заседание отложено ИНЫЕ ПРИЧИНЫ 21.12.2020
Судебное заседание Заседание отложено ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ 15.01.2021
Срок рассмотрения дела продлен председателем суда 15.01.2021
Судебное заседание Вынесено решение по делу Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН 08.02.2021
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 15.02.2021
 

Решение

Дело № 2-201/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 февраля 2021 года                                                                                        г.Иваново

Ленинский районный суд г.Иваново в составе

председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,

секретаря Алеева И.Ю.,

с участием представителя истца Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия Макарова Александра Александровича,

представителя ответчика Администрации города Иванова Чагиной Анны Владимировны,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления благоустройства Администрации города Иванова, Михиной Анны Евгеньевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия к Администрации города Иванова о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,

УСТАНОВИЛ:

Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия обратился в суд с иском к Администрации города Иванова о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, мотивировав его следующим.

На территории города Иванова расположен объект культурного наследия регионального значения «Памятник В.И. Ленину», 1956 года (г. Иваново пл. Ленина), включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (постановление Главы администрации Ивановской области от 25.06.1997 № 428 «Об упорядочении перечня недвижимых памятников на территории Ивановской области, состоящих на государственной охране местного (областного) значения и на государственном учете» в редакции Указа Губернатора Ивановской области от 02.04.2003 № 47-уг «О внесении изменений в постановление Главы Администрации Ивановской области от 25.06.1997 № 428»). Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09.11.2016 №49015-р объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера . Объект культурного наследия числится в реестре муниципального имущества города Иванова согласно письму Ивановского городского комитета по управлению имуществом Администрации города Иванова от 19.06.2019 № . 24.12.2012 на объект культурного наследия было оформлено охранное обязательство . Согласно Плану ремонтно-реставрационных работ, включенному в Акт технического состояния, являющегося приложением к охранному обязательству от 24.12.2012 , указанные работы должны быть завершены до 01.12.2014. План ремонтно-реставрационных работ согласован Администрацией города Иванова в лице главы Администрации города Иванова Кузьмичева А.С. В сентябре-октябре 2019 года в рамках плановой проверки Администрации города Иванова зафиксировано, что мероприятия, установленные по согласованию с собственником объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И. Ленину», 1956 г. (г. Иваново, Ленина пр.) с учетом его технического состояния, не исполнены, работы на объекте не произведены. К моменту проведения данной проверки органом местного самоуправления разработана и согласована научно-проектная документация для проведения работ по сохранению. Ремонтно-реставрационные работы не произведены. В целях понуждения собственника к проведению ремонтно-реставрационных работ Администрации города Иванова выдано законное предписание от 11.10.2019 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с пунктом 10 которого было необходимо принять исчерпывающие меры по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И. Ленину», 1956 г. (г. Иваново, Ленина пр.), закончив их проведение в срок до 28.02.2020. Предписание не обжаловано в установленном порядке. Сроки исполнения предписания не продлевались. Актом проверки органом государственного контроля (надзора) по итогам проведения внеплановой документарной проверки органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления от 06.04.2020 установлен факт неисполнения предписания от 11.10.2019 об устранении нарушений, выявленных по итогам проведения плановой документарной и выездной проверки органа местного самоуправления и должностных лиц местногосамоуправления. Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации города Иванова к административной ответственности по части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 22.05.2020 по делу № 5-93/2020). Мероприятия, установленные соответствующим планом ремонтно-реставрационных работ, а также предписанием надзорного органа не произведены, объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается актом осмотра от 12.11.2020 и прилагаемыми фотоматериалами. Таким образом, администрация города Иванова, владея объектом культурного наследия регионального значения, не исполняет требования Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и законного предписания органа государственного надзора. Уклонение собственника от проведения работ по сохранению объекта являются неисполнением взятого на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность, и может привести к его утрате.

На основании изложенного истец просил суд обязать Администрацию города Иванова в течение 12 месяцев с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И. Ленину», 1956 года (г. Иваново пл. Ленина) в соответствии с ранее согласованной проектной документацией.

В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены истцом в части срока проведения работ: истец просит суд обязать Администрацию города Иванова провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И. Ленину», 1956 года (г. Иваново пл. Ленина) в соответствии с ранее согласованной проектной документацией в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в срок до 30.12.2022.

        В судебном заседании представитель истца Макаров А.А. исковые требования с учетом их уточнения поддержал, просил иск удовлетворить.

        Представитель ответчика Администрации города Иванова Чагина А.В. против удовлетворения иска не возражала, пояснив, что предложенный истцом срок выполнения работ является разумным.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления благоустройства Администрации города Иванова, Михина А.Е. не возражала против удовлетворения иска, поддержав позицию ответчика.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что в городе Иванове расположен объект культурного наследия регионального значения «Памятник В.И. Ленину», 1956 года (г. Иваново пл. Ленина), включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект, объект культурного наследия), что подтверждается постановлением Главы администрации Ивановской области от 25.06.1997 № 428 «Об упорядочении перечня недвижимых памятников на территории Ивановской области, состоящих на государственной охране местного (областного) значения и на государственном учете» в редакции Указа Губернатора Ивановской области от 02.04.2003 № 47-УГ «О внесении изменений в постановление Главы Администрации Ивановской области от 25.06.1997 № 428».

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09.11.2016 № 49015-р данный объект культурного наследия зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера .

Объект культурного наследия включен в реестр муниципального имущества города Иванова, что следует из письма Ивановского городского комитета по управлению имуществом Администрации города Иванова от 19.06.2019 №

    24.12.2012 на объект культурного наследия было оформлено охранное обязательство , приложением к которому является Акт технического состояния с включенным в него Планом ремонтно-реставрационных работ, согласованным с Администрацией города Иванова.

    Согласно указанному Плану ремонтно-реставрационные работы на объекте должны быть завершены до 01.12.2014, однако до настоящего времени они не выполнены, что подтверждается результатами проведенной в сентябре-октябре 2019 года плановой проверки истцом Администрации города Иванова.

    В ходе проверки истцом установлено, что в рамках мероприятий, предусмотренных по согласованию с ответчиком, как с собственником объекта, с учетом технического состояния последнего, органом местного самоуправления лишь разработана и согласована научно-проектная документация для проведения работ по сохранению объекта, но сами ремонтно-реставрационные работы не произведены.

В целях понуждения собственника к проведению ремонтно-реставрационных работ Администрации города Иванова истцом было выдано предписание от 11.10.2019 об устранении выявленных нарушений (не обжалованное ответчиком, не измененное и не отмененное истцом), пунктом 10 которого предусмотрена необходимость принять исчерпывающие меры по проведению работ по сохранению объекта в срок до 28.02.2020.

Актом проверки органом государственного контроля (надзора) по итогам проведения внеплановой документарной проверки органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления от 06.04.2020 установлен факт неисполнения вышеуказанного предписания от 11.10.2019 , что послужило основанием для привлечения Администрации города Иванова к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 22.05.2020 по делу № 5-93/2020 Администрация города Иванова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В целях понуждения ответчика к выполнению ремонтно-реставрационных работ на объекте истец обратился в суд с рассматриваемым иском.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 13 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 № 613 (далее - Устав), владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Иванова, относится к вопросам местного значения.

В силу п. 1 ст. 57 Устава органы местного самоуправления города Иванова от имени города Иванова самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности города Иванова, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Иванова.

Согласно п. 1 ст. 49 Устава в компетенцию Администрации города Иванова входят исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения города Иванова, за исключением исполнительно-распорядительных полномочий, отнесенных законодательством и Уставом к компетенции Ивановской городской Думы и Главы города Иванова.

В соответствии с подп. 18 п. 2 ст. 49 Устава в целях решения вопросов местного значения города Иванова Администрация города Иванова обеспечивает сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Иванова, охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Иванова.

Статьей 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) предусмотрено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях его поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия обязан (в том числе) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Статьей 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ установлены требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав (перечень) видов работ по сохранению объекта и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, на основании составленного им акта технического состояния объекта с учетом вида данного объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта.

Требования, установленные статьями 47.2-47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия в виде ограничений права собственности на данный объект.

В соответствии с п. 4 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ (в редакции, действовавшей до 22.01.2015) охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.

    В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Из совокупного толкования указанных норм следует, что выполнение требований по сохранению объекта культурного наследия, указанных в охранном обязательстве, является обязанностью собственника, обременяющей его право собственности на объект культурного наследия как на особый вид имущества.

Абзацем 1 пункта 1 статьи 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ на правообладателя объектов культурного наследия возложена обязанность при содержании и использовании памятника истории и культуры в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Мероприятия, установленные вышеуказанным Планом ремонтнореставрационных работ, ответчиком, как собственником объекта культурного наследия, не осуществлены; предписание надзорного органа не выполнено; при этом объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается актом осмотра от 12.11.2020 и прилагаемыми к нему фотоматериалами.

Таким образом, требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем Администрацию города Иванова следует обязать выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Памятник В.И. Ленину", 1956 г. (г. Иваново, пл. Ленина) в соответствии с согласованной проектной документацией в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ.

Из представленных ответчиком и третьим лицом в материалы дела Муниципальной программы «Благоустройство территорий города Иванова» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Администрации города Иванова от 13.11.2018 (в редакции от 17.12.2020), в состав которой включена Аналитическая подпрограмма «Благоустройство территорий общего пользования», и письма начальника Управления благоустройства Администрации города Иванова в адрес начальника главного правового управления Администрации города Иванова от 08.12.2020 следует, что средства местного бюджета на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И. Ленину», 1956 года (г. Иваново, пл. Ленина), предусмотрены на 2022 год.

Согласно объяснениям представителей ответчика и третьего лица, имеющаяся научно-проектная документация на ремонтно-реставрационные работы в отношении данного объекта культурного наследия, будет нуждаться в корректировке, которую они смогут выполнить до 2022 года за счет текущих расходов, в связи с чем испрашиваемый истцом срок выполнения работ – до 30.12.2022 - является разумным.

Учитывая изложенное, исковые требования Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия к Администрации города Иванова о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре подлежат удовлетворению в полном объеме.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия к Администрации города Иванова удовлетворить.

    Обязать Администрацию города Иванова выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Памятник В.И. Ленину", 1956 г. (г. Иваново, пл. Ленина) в соответствии с согласованной проектной документацией в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в срок до 30.12.2022.

        Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                              Шолохова Е.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 15.02.2021

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».