Дело № 8Г-297/2021 - (8Г-21909/2020) [88-2774/2021]

Номер дела: 8Г-297/2021 - (8Г-21909/2020) [88-2774/2021]

УИН: 24RS0056-01-2020-001366-63

Дата начала: 01.12.2020

Суд: Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

Судья: Латушкина С.Б.- Судья ГР

:
Результат
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Кучеров Александр Петрович
ОТВЕТЧИК Министерство социальной политики Красноярского края
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 02.03.2021
 

Определения

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                       № 88-2774/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                  2 марта 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Новожиловой И.А., Леонтьевой Т.В.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело             делу № 2-3064/2020, УИД 24RS0056-01-2020-001366-63 по иску Кучерова Александра Петровича к министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности,

по кассационной жалобе Кучерова Александра Петровича на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 13 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 сентября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Кучеров А.П. обратился в суд с иском к министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить ему звание «Ветеран труда», взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований Кучеров А.П. указал, что в период с 8 ноября 1975 г. по 8 ноября 1977 г. проходил срочную службу по призыву в рядах Советской Армии. Приказом командира войсковой части 89564 от 18 сентября 1976 г. награждён знаком «Отличник Советской Армии».

В 2019 году Кучеров А.П. обратился в министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», однако приказом министерства социальной политики Красноярского края от 8 ноября 2019 г. -ОД в присвоении данного звания ему было отказано.

Кучеров А.П. с данным отказом не согласен, полагает, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».

Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 13 июля        2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 сентября 2020 г., в удовлетворении исковых требований Кучерова А.П. к министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить ему звание «Ветеран труда», взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Кучеров А.П. просит отменить решение Центрального районного суда г. Красноярска от 13 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 сентября 2020 г.

Относительно доводов кассационной жалобы министерством социальной политики Красноярского края принесены письменные возражения.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.

На основании части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с                  8 ноября 1975 г. по 8 ноября 1977 г. Кучеров А.П. проходил срочную службу по призыву в рядах Советской Армии.

Из архивной справки, выданной 18 сентября 2019 г. филиалом Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, следует, что Приказом командира мотострелкового полка по боевой и политической подготовке и другим вопросам от 18 сентября 1976 г. г. Гусиноозерск «Об итогах боевой и политической подготовки подразделений части за 1976 учебный год» приказано считать Отличниками Советской Армии ряд военнослужащих, в том числе, Кучеров (инициалы в приказе не указаны).

21 октября 2019 г. Кучеров А.П. обратился в министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда».

Приказом министерства социальной политики Красноярского края от         8 ноября 2019 г. -ОД в присвоении звания «Ветеран труда» Кучерову А.П. отказано в связи с отсутствием права на присвоение данного звания.

Не согласившись с данным отказом, Кучеров А.П. обратился с настоящим иском в суд.

Отказывая в удовлетворении требований Кучерова А.П. к министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить ему звание «Ветеран труда», суд первой инстанции, сославшись на положения пунктов 1, 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г.              № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учёта и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», Положение о нагрудных знаках «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского флота», «Отличник Военно-Воздушных Сил», утверждённого Приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 г. № 67, Положение о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утверждённое Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 января 2008 г.         № 30, исходил из того, что знак «Отличник Советской Армии» относится к видам поощрения военнослужащих к период прохождения ими срочной службы в рядах Советской Армии, что не является знаком отличия в труде, поскольку указанный знак вручается за образцовое несение службы в рядах Вооружённых Сил СССР.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.

Выводы судебных инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Выражая несогласие с судебными актами, заявитель в кассационной жалобе приводит доводы, которые, по его мнению, свидетельствуют о наличии права на присвоение звание «Ветеран труда» в связи с наличием знака «Отличник Советской Армии». Изложенные в кассационной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном применении норм материального права.

Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции исходит из следующего.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», статьёй 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.

Отношения, связанные с присвоением звания «Ветеран труда», урегулированы статьёй 7 названного Федерального закона, в соответствии с пунктом 1 которой, ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» и лица, награждённые орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые почётными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведённая норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от         6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В Красноярском крае вопросы присвоения звания «Ветеран труда» урегулированы законом Красноярского края от 21 сентября 2006 г. № 20-5075 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

В пункте «а» статьи 1 указанного Закона определено, что звание «Ветеран труда» присваивается имеющим место жительства на территории Красноярского края гражданам Российской Федерации награждённым орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённым почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награждённым ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Статьёй 32 указанного Закона предусмотрен порядок обращения лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и указан перечень документов, прилагаемых к заявлению.

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», указанные в пункте «а» статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие:

а) награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);

б) наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Нагрудный знак «Отличник Советской Армии» учреждён Приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 г. № 67 «Об учреждении нагрудных знаков «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского Флота», «Отличник Военно-Воздушных Сил».

В соответствии с пунктом 2 Положения о нагрудных знаках «Отличник Военно-Воздушных Сил», утверждённого Приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 г. № 67, нагрудными знаками награждаются:

- солдаты и матросы, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закреплённого за ними оружия, боевой техники и имущества; сержанты и старшины, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, умеющие хорошо организовать и методически правильно проводить обучение подчинённых, добившиеся высоких показателей в боевой и политической подготовке и укреплении воинской дисциплины своих подразделений и обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию оружия, боевой техники и имущества, закреплённого за подчинёнными им подразделениями.

Право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы (пункт 5 Положения от 17 апреля 1957 г. № 67).

В соответствии с пунктом 27 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» определён порядок учреждения и использования в Вооружённых Силах ведомственных наград: почётных званий, ведомственных знаков отличия, почётных грамот Министром обороны Российской Федерации. Тем самым, Министерству обороны Российской Федерации делегированы полномочия по определению порядка учреждения и использования в Вооружённых Силах ведомственных наград: почётных званий, ведомственных знаков отличия, почётных грамот.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 января        2008 г. № 30 утверждено Положение «О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации», в котором пунктом 4 было предусмотрено, что награждение ведомственными знаками отличия производится приказами Министра обороны Российской Федерации.

Указанный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. № 777 «О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации», пунктом 1 которого предусмотрены виды ведомственных наград. Нагрудный знак «Отличник Советской Армии» к таковым не относится. Также пунктом 3 Приказа предусмотрено отнесение к ведомственным знакам отличия Министерства обороны Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» медалей, к категории которых нагрудный знак «Отличник Советской Армии» не относится.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. № 777 утверждён Порядок награждения ведомственными знаками отличия Министерства обороны Российской Федерации, являющийся Приложением № 1 к Приказу, пунктом 2 которого предусмотрено награждение ведомственными знаками отличия приказами Министра обороны Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истец, в период прохождения срочной службы по призыву в период 1975-1977 г.г., приказом командира мотострелкового полка по боевой и политической подготовке и другим вопросам от 18 сентября 1976 г. награждён нагрудным знаком «Отличник Советской армии».

Срочная воинская служба осуществляется в силу призыва в порядке выполнения конституционной обязанности гражданина Российской Федерации (статья 59 Конституции Российской Федерации) и не отнесена законодателем к трудовой деятельности, под которой понимается выполнение за плату работы по определённой специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде.

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г.              № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в общий трудовой стаж, однако это не означает, что военная служба по призыву является трудовой деятельностью, соответственно нагрудный знак, полученный в период службы по призыву, не является ведомственным знаком отличия в труде.

При таких обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что нагрудный знак «Отличник Советской Армии» не относится к награждениям, являющимися основанием к присвоению звания «Ветеран труда», перечисленных в статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку является видом поощрения в период прохождения воинской службы в рядах Советской Армии и не относится к поощрению за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, данная награда не относится к числу ведомственных.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции не удовлетворил ходатайство об истребовании доказательств, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку представленная в материалы дела совокупность доказательств признана судом достаточной для установления обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения заявленных требований, с учётом требований относимости и допустимости.

Согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Таким образом, в силу закона право определения доказательств, имеющих значение для дела, как и право решения вопроса о целесообразности приобщения доказательств, принадлежит суду, рассматривающему делу по существу.

Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.

Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.

Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.

Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Красноярска от 13 июля       2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кучерова Александра Петровича – без удовлетворения.

Председательствующий                    С.Б. Латушкина

Судьи                                И.А. Новожилова

                                    Т.В. Леонтьева

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».