Дело № 16-440/2021
Номер дела: 16-440/2021
Дата начала: 21.10.2020
Дата рассмотрения: 27.01.2021
Суд: Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Статьи КоАП: 6.3
|
||||||||||||
|
Решения
№ 16-440/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 27 января 2021 г.
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу Карандина Кирилла Павловича на вступившие в законную силу постановление судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11 июня 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 08 сентября 2020 года, вынесенные в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Экспресс-1» Карандина Кирилла Павловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Синарского районного суда г.Каменска-Уральского Свердловской области от 11 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 08 сентября 2020 года, директор ООО «Экспресс-1» Карандин Кирилл Павлович (далее – Карандин К.П., директор) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Карандин К.П. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Карандина К.П. к административной ответственности) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечёт привлечение к ответственности, предусмотренной данной нормой.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статей 3.6 КоАП РФ выражается, в том числе и в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В качестве объекта посягательства у закрепленных указанной нормой составов административных правонарушений выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно абзацу 14 статьи 1 данного Федерального закона под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (пункт 1.2).
30 января 2020 года по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-19), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года указанная ситуация признана пандемией.
Уязвимыми для передачи COVID-19 были признаны различные общественные объекты, помимо медицинских учреждений, включая общедоступные здания, религиозные общественные центры, рынки, транспорт и бизнес учреждения.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Подпунктом 1 п. 12 Указа Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ (в редакции от 06 июля 2020 года) "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" работодатели, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, обязаны обеспечить соблюдение в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на прилегающих территориях, иных рабочих местах, с использованием которых осуществляется соответствующая деятельность, санитарно-эпидемиологических требований по защите от распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в соответствии с законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в части соблюдения социального дистанцирования, обеспечения работников индивидуальными средствами защиты дыхательных путей и дезинфицирующими средствами, кожными антисептиками.
Согласно пункту 3.1 санитарно-эпидемиологических правил "СП 3.5.1378-03.3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131, дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
На основании пункта 3.4 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требований к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" профилактическая дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию проводится в присутствии или в отсутствие людей, согласно действующим методическим документам (инструкциям) на конкретное средство.
Емкости с дезинфицирующими, моющими и стерилизующими средствами должны иметь четкие надписи с указанием названия препарата, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности (п. 4.1.5).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).
Таким образом, в целях недопущения распространения заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации необходимо обеспечить при организации перевозок общественным транспортом проведение необходимых профилактических и дезинфекционных мероприятий, с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму.
Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном порядке. В Инструкциях по применению этих средств указаны режимы для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Содержание действующих веществ указано в Инструкциях по применению.
За неисполнение санитарных правил юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотрена административная ответственность.
Как видно из материалов дела, в ходе осмотра рабочего места водителя и салона автобуса маршрута № 15, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, принадлежащего ООО "Экспресс-1", расположенного по адресу: г.Каменск-Уральский, ул.Павлова, д.5, установлено нарушение требований статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также Закон № 52-ФЗ), пункта 1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года № 2, пункта 1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2020 года № 6, пункта 7 Указа Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", Постановления Главного государственного санитарного врача Свердловской области от 10 апреля 2020 года № 05/02-2 "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области", Рекомендаций Роспотребнадзора № 02/2120-2020-32, № 02/7373-2020-32, № 02/7376-2020-24, пункта 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, пункта 3.4 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", выразившееся в проведении дезинфекции автобуса дезинфицирующим средством, не позволяющим его идентифицировать (не указаны наименование, процентное содержание активного вещества, дата изготовления, сроки хранения); в необеспечении водителя запасом одноразовых масок, дезинфицирующими салфетками и средствами, кожными антисептиками для обработки рук с учетом времени рабочей смены; регулярной обработки рук кожными антисептиками и дезинфицирующими средствами и салфетками, в отсутствии контроля за соблюдением работниками на рабочих местах гигиенических процедур: регулярной обработки рук кожными антисептиками и дезинфицирующими средствами и салфетками, о чем составлен протокол осмотра.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении, соответствующий требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3-7), протоколом осмотра (л.д. 10-12), видеозаписью (л.д.8), данными в ходе судебного разбирательства показаниями <данные изъяты> а также другими материалами, которым нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, судья районного суда, а также судья областного суда при рассмотрении жалобы на постановление, пришли к обоснованному выводу о виновности Карандина К.П., в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Несогласие заявителя жалобы с выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм указанного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Оснований ставить под сомнение установленные судебными инстанциями обстоятельств выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Сами по себе приведенные заявителем доводы в жалобе не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов, по существу эти доводы сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судов, что не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Действия Карандина К.П. правильно квалифицированы по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Из доводов поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении дела были допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем в рассматриваемом случае имеются основания для частичного изменения состоявшихся в отношении Карандина К.П. актов по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).
Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).
Согласно Письму Роспотребнадзора от 22 июля 2020 года N 09-11169-2020-40 "О штрафах Роспотребнадзора" в целях оказания методологической помощи Роспотребнадзором разработан ряд методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для организаций различных сфер деятельности. Рекомендации Роспотребнадзора не являются нормативным правовым актом, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как носят рекомендательный характер. Какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена.
Поскольку рекомендации не являются санитарными правилами, утвержденными и зарегистрированными в установленном законом порядке, такие рекомендации не имеют нормативной силы.
При таком положении постановление судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11 июня 2020 года и решение судьи Свердловского областного суда от 08 сентября 2020 года, следует изменить, исключив вывод о нарушении Карандиным К.П. рекомендаций Роспотребнадзора № 02/2120-2020-32, № 02/7373-2020-32, № 02/7376-2020-24. В остальной части эти акты следует оставить без изменения.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Исключение данных выводов положение лица, в отношении которого вынесены обжалуемые акты, не ухудшает.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья кассационного суда общей юрисдикции,
постановил:
постановление судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11 июня 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 08 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-1" Карандина Кирилла Павловича изменить: из описательно-мотивировочных частей этих актов исключить выводы о допущенном названным лицом нарушении рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 02/2120-2020-32, № 02/7373-2020-32, № 02/7376-2020-24.
В остальной части названные акты, состоявшиеся в отношении Карандина Кирилла Павловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В.Степанов