Дело № 16-787/2021

Номер дела: 16-787/2021

УИН: 26RS0001-01-2020-013669-66

Дата начала: 24.03.2021

Суд: Пятый кассационный суд общей юрисдикции

Статьи КоАП: 20.6.01
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО ИП ТЕТЕРЮК ИВАН ИВАНОВИЧ Статьи КоАП: 20.6.01
 

Постановления

           ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД      ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № 16-787/2021
         г. Пятигорск 30 апреля 2021 года

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу индивидуального предпринимателя Тетерюка И. И.ича на вступившие в законную силу постановление судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 20.11.2020 и решение судьи Ставропольского краевого суда от 27.01.2021, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Тетерюка И. И.ича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                                          УСТАНОВИЛА:

постановлением судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 20.11.2020, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 27.01.2021 индивидуальный предприниматель Тетерюк И.И. (далее – ИП Тетерюк И.И.) привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере рублей.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции,                    ИП Тетерюк И.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

По итогам изучения материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает при невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано понятие чрезвычайной ситуации, к которой отнесена обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее - Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.22» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994                  № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 16.03.2020 № 101 «О введении на территории Ставропольского края режима повышенной готовности» на территории Ставропольского края с 14.00 час. 18.03.2020 до 00.00 час. 01.07.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее соответственно - Ставропольская краевая территориальная подсистема, режим повышенной готовности). Границей зоны возможной чрезвычайной ситуации определена территория Ставропольского края.

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 26.03.2020 № 119 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края» в целях в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции установлены дополнительные правила поведения на территории Ставропольского края.

В соответствии с п.п. 9.3 упомянутого постановления руководителям организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Ставропольского края (в том числе руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, деятельность которых была ранее приостановлена в связи с объявлением указами Президента Российской Федерации нерабочих дней) постановлено обеспечить организацию режима труда работников, обеспечивающих функционирование организаций, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением (в особенности работников, указанных в пункте 8 настоящего постановления), отвечающего требованиям защиты от угрозы распространения коронавирусной инфекции, соответствующего рекомендациям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и предусматривающего в том числе: соблюдение масочного режима и социального дистанцирования всеми работниками.

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ИП Тетерюк И.И. к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили установленные обстоятельства о том, что 19.10.2020 в 16.15 при проводимой проверке ведущим специалистом отдела по контролю на потребительском рынке комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию салона красоты, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес> при возникновении угрозы распространения заболевания Covid-19,                                    ИП Тетерюк И.И. в месте осуществления им своей предпринимательской деятельности не обеспечено соблюдение масочного режима, поскольку он обслуживал клиента без средства индивидуальной защиты (маски), тем самым нарушил положения абз. 7 подпункта 9.3 пункта 9 Постановления Губернатора Ставропольского края от 26.03.2020 № 119 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края», создав угрозу безопасности, жизни и здоровью сотрудников салона, а также угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся в помещении салона.

Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об    административном правонарушении                 (л.д. 3-5), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 7-8), материалами фотофиксации совершенного правонарушения (л.д. 9-10) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод заявителя, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в нарушение процессуальных требований, поскольку ему не были разъяснены его права и обязанности, что подтверждается отсутствием его подписи в протоколе противоречит упомянутому протоколу об административном правонарушении, имеющемуся в деле. Протокол составлен с участием ИП Тетерюк И.И., в нем имеется отметка о том, что протокол составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и имеется подпись лица, привлекаемого к административной ответственности, этой нормой права установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Запись о составлении протокола в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует, что права и обязанности ИП Тетерюку И.И. были разъяснены, при составлении протокола ИП Тетерюк И.И. каких-либо замечаний о нарушении его прав не заявлял, к содержанию протокола замечаний и дополнений не имел (л.д. 3-5).

Позиция заявителя о том, что протокол недействителен, поскольку при его составлении отсутствовал номер протокола несостоятельна, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает наличие номера протокола обязательным его реквизитом, этот довод был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, оснований для переоценки выводов суда не имеется.

Представленные административным органом доказательства получены, оформлены и закреплены в соответствии с административным регламентом и с соблюдением процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица.

Вопреки доводам ИП Тетерюка И.И. о назначении ему наказания без учета требований части 2 статьи 3.4 и части 3 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом второй инстанции в решении отмечено, что административное наказание в виде штрафа назначено Тетерюк И.И. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания судьёй учтены характер совершённого административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, причин для переоценки этих выводов суда не имеется.

Кроме этого, часть 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регулирует замену назначенного наказания на предупреждение в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены альтернативные наказания в виде предупреждения и административного штрафа, учитывая опасность распространения пандемии, вызванной Covid-19, тяжесть последствий этого заболевания, административное наказание в виде административного штрафа ИП Тетерюку И.И. назначено справедливое, оснований для изменения судебного акта в этой части на более мягкий вид наказания в виде предупреждения не имеется.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Тетерю к И.И. вынесено судьёй районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами допущено не было.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что нижестоящими судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) процессуального права.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции,

ПОСТАНОВИЛА:

постановление судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 20.11.2020 и решение судьи Ставропольского краевого суда от 27.01.2021, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Тетерюка И. И.ича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Тетерюка И. И.ича - без удовлетворения.

Судья

Пятого кассационного суда

    общей юрисдикции         Ю.К. Белоусова

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».