Дело № 5-495/2021
Номер дела: 5-495/2021
УИН: 22RS0066-01-2021-002691-86
Дата начала: 27.04.2021
Дата рассмотрения: 20.05.2021
Суд: Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Судья: Тагильцев Роман Валерьевич
Статьи КоАП: 20.2
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
Постановление
Дело №5-495/2021
УИД №22RS0066-01-2021-002691-86
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
20 мая 2021 года г. Барнаул, ул. Папанинцев, д. 130, каб. 410
Судья Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края Тагильцев Роман Валерьевич, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Чечина Антона Дмитриевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № на улице по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 19-00 часов до 19-28 часов выявлен Чечин А.Д., который находился в составе группы лиц, состоящей из не менее <данные изъяты> человек, добровольно принимал участие в несогласованном в установленном порядке публичном мероприятии в форме митинга, целью которого было привлечение внимания окружающих к проблеме общественно-политического характера в поддержку <данные изъяты>
При этом Чечин А.Д. совместно с другими участниками митинга, скандирующими лозунги: «<данные изъяты>!», информировал тем самым о целях этого митинга, выражая свое мнение и формируя мнение окружающих к данному вопросу, не выполнил законное требование сотрудника органов внутренних дел - заместителя начальника (по охране общественного порядка) УМВД России по г. Барнаулу ФИО12 о необходимости прекратить участие в несогласованном публичном мероприятии, продолжил активное участие в нем, выкрикивая лозунг: «<данные изъяты>!», чем нарушил п. 1 ч. 3 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Действия Чечина А.Д. квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании Чечин А.Д. вину в совершенном деянии не признал, в содеянном не раскаялся, пояснил, что реализовал свое конституционное право на свободу выразить свое мнение, решил принять участие в вышеуказанном митинге.
Защитник Чечина А.Д. - адвокат по ордеру Прилипченко К.С. в судебном заседании пояснил, что его подзащитный хотел выполнить требование сотрудника полиции прекратить участие в митинге, однако это ему не дали сделать сами сотрудники полиции, поэтому в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Выслушав Чечина А.Д., его защитника Прилипченко К.С., исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив представленные административным органом доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, федеральный судья приходит к следующему выводу.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Данное конституционное право обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений, либо получать информацию о деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования при встрече соответствующего депутата с избирателями.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон №54-ФЗ).
Данным Федеральным законом предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в статье 4 Закона №54-ФЗ.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7 Закона №54-ФЗ), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п.п. 1, 2 ст. 5 Закона №54-ФЗ).
Нарушения законодательства Российской Федерации о публичных мероприятиях влекут предусмотренную законом ответственность, в том числе административную ответственность, налагаемую в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 1 статьи 2 Закона №54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (п. 5 ст. 2 Закона №54-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона №54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Частью 3 статьи 6 Закона №54-ФЗ установлено, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», разъяснено, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона №54-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 19-00 часов до 19-28 часов на улице по адресу: <адрес>, выявлен Чечин А.Д., который находился в составе группы лиц, состоящей из не менее <данные изъяты> человек, добровольно принимал участие в несогласованном в установленном порядке публичном мероприятии в форме митинга, целью которого было привлечение внимания окружающих к проблеме общественно-политического характера в поддержку <данные изъяты>
При этом Чечин А.Д. совместно с другими участниками митинга, скандирующими лозунги: «<данные изъяты>!», информировал тем самым о целях этого митинга, выражая свое мнение и формируя мнение окружающих к данному вопросу, не выполнил законное требование сотрудника органов внутренних дел - заместителя начальника (по охране общественного порядка) УМВД России по г. Барнаулу ФИО13. о необходимости прекратить участие в несогласованном публичном мероприятии, продолжил активное участие в нем, выкрикивая лозунг: «<данные изъяты> чем нарушил п. 1 ч. 3 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; рапортами сотрудников полиции ФИО14., ФИО15 ФИО16., ФИО17 ФИО18. от ДД.ММ.ГГГГ и сотрудника полиции ФИО19. от ДД.ММ.ГГГГ; ответом председателя Комитета общественных связей и безопасности администрации г. Барнаула ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вышеуказанное публичное мероприятие было несанкционированным, а также видеозаписью, которой опровергается версия защитника Прилипченко К.С. о том, что Чечин А.Д. намеревался выполнить требование сотрудника полиции прекратить участие в митинге, однако ему это не позволили сделать сами сотрудники полиции.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, полученные должностными лицами органов полиции в соответствии с законом, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в совокупности с иными материалами дела (ст. 26.11 КоАП РФ), с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, федеральный судья приходит к выводу о том, что в действиях Чечина А.Д. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При решении вопроса о назначении виновному в нарушении законодательства Российской Федерации о публичных мероприятиях лицу административного наказания конкретного вида и размера необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»).
Рассматривая вопрос о назначении Чечину А.Д. наказания, судья в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ принимает во внимание характер совершенного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, учитывает непризнание лицом вины в совершении вмененного правонарушения, отсутствие раскаяния в содеянном, а также имущественное положение лица (работает в <данные изъяты>).
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, по делу не установлено (статьи 4.2, 4.3 КоАП РФ), поэтому судья считает возможным назначить Чечину А.Д. наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>., что будет отвечать целям наказания и повлечет за собой исправление данного лица.
Руководствуясь статьями 3.1, 4.1, 20.2, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
признать Чечина Антона Дмитриевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Административный штраф следует оплатить в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Алтайскому краю (УМВД России по г. Барнаулу), ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>, расчетный счет получателя <данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1, а также в части 1.1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня получения постановления непосредственно в Алтайский краевой суд либо через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края.
Судья Р.В. Тагильцев