Дело № 5-3554/2021

Номер дела: 5-3554/2021

УИН: 60RS0001-01-2021-004959-45

Дата начала: 19.05.2021

Суд: Псковский городской суд Псковской области

Судья: Васильева Ирина Валентиновна

Статьи КоАП: 20.2
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО Михайлов Михаил Сергеевич Статьи КоАП: 20.2
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Передача дела судье 19.05.2021
Подготовка дела к рассмотрению Назначено судебное заседание 21.05.2021
Рассмотрение дела по существу Рассмотрение отложено Прочие основания 14.07.2021
Продление срока рассмотрения 14.07.2021
Рассмотрение дела по существу Оглашение резолютивной части постановления о назначении административного наказания (изготовление постановления в полном объеме отложено) 23.07.2021
Изготовлено постановление о назначении административного наказания в полном объеме 26.07.2021
Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ 02.08.2021
Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства 18.08.2021
Направленная копия постановления (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40) 23.08.2021
Вступление постановления (определения) в законную силу 03.09.2021
Обращено к исполнению 31.03.2022
Сдача материалов дела в архив 16.09.2022
 

Акты

                                                                    УИД 60RS0001-01-2021-004959-45

          Дело № 5-3554/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

    Резолютивная часть постановления оглашена **.**.** 2021 года.

    Постановление в полно тексте изготовлено **.**.** 2021 года.

**.**.** 2021 года                                    город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Васильева И.В.,

при секретаре Алексеевой И.В.,

с участием Михайлова М.С.,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Пскову П.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании в отношении Михайлова Михаила Сергеевича, <данные изъяты> ранее не привлекаемого к административной ответственности,

дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

**.**.** 2021 года в период времени с 14 часов 00 минут до 15 часов 30 минут Михайлов М.С. находился в месте массового скопления людей на территории «Летнего сада» г. Пскова в непосредственной близости к памятнику «А.С. Пушкину и Арине Родионовне», у дома 45 по ул. Свердлова, двигаясь в направлении сквера «Летний сад» (Октябрьский проспект, д. 34) в составе группы лиц, являясь участником публичного мероприятия в форме митинга (шествия), проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти, чем нарушил требования п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; на законные требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном публичном мероприятии не реагировал, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Михайлов М.С. в суде, не оспаривая факт участия в публичном массовом мероприятии против уголовного преследования Н.А., пояснил, что требования сотрудников полиции о прекращении участия в нем не слышал, в связи с чем полагает, что состав административного правонарушения отсутствует и производство по делу подлежит прекращению.

Инспектор ОИАЗ УМВД России по г. Пскову П.Д. в суде пояснил, что **.**.** 2021 года около 14 часов в г. Пскове планировалось массовое публичное мероприятие в форме шествия, местом сбора был определен памятник княгине Ольге. Участвовал в мероприятиях по охране общественного порядка, в том числе находился на месте сбора участников, которым неоднократно было разъяснено сотрудником полиции посредством громкоговорителя о том, что мероприятие незаконно, проводится с нарушением установленного порядка и необходимо прекратить участие в нем. Однако группа людей направилась по Октябрьскому проспекту через Летний сад и по пути их следования также сотрудником полиции доводилась информация о незаконности публичного мероприятия и требования разойтись, затем участники прошли в памятнику А.С. Пушкину и Арине Родионовне. В тот день он лично осуществлял видеосъёмку происходящего, видел Михайлова С.М., которого ранее не знал и на данной видеозаписи зафиксировано доведение сотрудником полиции посредством громкоговорителя требования разойтись, для выполнения которого достаточно было изменить направление движения, в связи с незаконностью проведения массового публичного мероприятия. Однако участники, в том числе Михайлов С.М. проследовали в составе шествия дальше. Позже ему из Центра по противодействию экстремизму поступил материал проверки КУСП и в связи с установлением в действиях Михайлова С.М. состава правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении него был составлен протокол.

Заслушав Михайлова М.С., исследовав письменные материалы дела, видеозапись, заслушав должностное лицо Павлова Д.В., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами, вещественными доказательствами.

Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.

Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

В Федеральном законе № 54-ФЗ публичное массовое мероприятие определено как открытая, мирная доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (пункт 1 статьи 2); собрание – как совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов (пункт 2 статьи 2); митинг – как массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт 3 статьи 2); шествие – как массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (пункт 5 статьи 2).

Частью 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ на организатора публичного мероприятия возложены обязанности, в частности пунктом 1 предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в порядке и в сроки, установленные статьей 7 названного Закона (за исключением одиночного пикета).

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона № 54-ФЗ неисполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 5 настоящего Федерального Закона, является основанием для прекращения публичного мероприятия.

    Законом Псковской области от 08.02.2007 № 638-ОЗ «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Псковской области» предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законодательством области) подается его организатором в письменной форме в местную администрацию муниципального района или городского округа, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия (пункт 1 статьи 2), за установленными случаями исключений.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.

Обязанности участника публичного мероприятия устанавливаются для него Федеральным законом № 54-ФЗ и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном либо несогласованном публичном мероприятии, то есть юридически значимым обстоятельством, необходимым для квалификации действий лица по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, является только факт невыполнения (нарушений) участниками публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленными частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ, а не сам факт участия в несогласованном публичном мероприятии.

Пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ на участников публичного мероприятия во время его проведения возложена обязанность по выполнению всех законных требований сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).

В силу пунктов 1, 7 части 1 статьи 13, пункта 1 части 3 статьи 28, части 3 статьи 30 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции при выполнении возложенных на них обязанностей вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, в том числе имеют право обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов, а эти законные требования сотрудников полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

При этом по смыслу вышеприведенных положений Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

В этой связи, в целях правовой дефиниции «законного требования сотрудника органов внутренних дел, обращенного к участникам публичного мероприятия» во внимание принимаются положения пункта 3 части 1, части 2, части 4 статьи 17 Федерального закона № 54-ФЗ, из которых следует, что порядок прекращения публичного мероприятия предусматривает как непосредственное обращение к участникам публичного мероприятия и установление дополнительного времени для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия, при выполнении которого сотрудники полиции (военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации» принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации, а неисполнение участниками публичного мероприятия этих требований влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм, условием привлечения участника публичного мероприятия к административной ответственности по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, является невыполнение публичного, законного и понятного указания сотрудника полиции в форме выражения требования о прекращении публичного мероприятия.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении – скриншотов о размещении в информационно-коммуникативной сети Интернет информации, **.**.** в 14 часов 00 минут на Октябрьской площади у памятника княгине Ольги планировалось массовое мероприятие в поддержку Н.А. /л.д. 23-27/.

Согласно сообщений Руководителя Аппарата Администрации области от **.**.**2021, председателя Комитета правового обеспечения Администрации г. Пскова от **.**.**2021 уведомления о проведении **.**.** 2021 года с 14 часов в г. Пскове публичных мероприятий не подавались, решения о проведении в указанный день на территории у памятника «Св. княгине Ольге» на Октябрьской площади г. Пскова с очным присутствием граждан не выносились /л.д. 17, 19/;

При этом, **.**.** 2021 года в период времени с 14 часов 00 минут до 15 часов 30 минут Михайлов М.С. принял участие в данном публичном мероприятии, являлся его участником в форме шествия, проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти; находясь на территории «Летнего сада» около памятника А.С. Пушкина и Арине Родионовне в г. Пскове, законное требование сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном публичном мероприятии, не выполнил, продолжив движение в шествии, чем нарушил требования п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ.

Эти действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении№ * от **.**.**2021; рапортом оперуполномоченного и фототаблицей /л.д. 11, 12-13/, справкой /л.д. 14-15/, а также видеозаписью, представленной на CD-R диске.

На представленной суду видеозаписи под № 1 зафиксирован участок местности около памятника А.С. Пушкина и Арине Родионовне, шествие граждан мимо него, сотрудник полиции, облаченный в форму, который, используя громкоговоритель, обращается к граждан, разъясняя им, что данное мероприятие не согласовано в установленном порядке, предлагает им разойтись, поскольку участие в данной акции нарушает общественный порядок и предупреждает, что в случае невыполнения требования они могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности /л.д. 20/.

Довод Михайлова М.С. о том, что он не слышал требования сотрудника прекратить участие в шествии и разойтись, опровергается данной видеозаписью, на которой через 3 секунды после того, как сотрудник полиции оповестил граждан о незаконности данного мероприятия, в месте шествия зафиксирован он.

Таким образом, представленными по делу доказательствами достоверно подтверждено, что Михайлов М.С. проследовал в шествии по заявленному маршруту от место сбора по Октябрьскому проспекту, от памятника А.С. Пушкина и его няне в сторону парка «Летний сад», тем самым принял участие в данном публичном мероприятии, проводимом с нарушением установленного ФЗ № 54-ФЗ порядка, продолжил свое участие, несмотря на предъявленные внятно, публично, понятно, доходчиво и однозначно требования сотрудника органов внутренних дел к участникам публичного мероприятия разойтись и прекратить его проведение.

Пояснения Михайлова М.С. суд расценивает как избранный им способ защиты.

На основании ст. 26.1 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Протокол об административном правонарушении в отношении Михайлова М.С. составлен надлежащим должностным лицом полиции, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 28.3 КоАП РФ, в протоколе имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст. 28.2 КоАП РФ, вследствие чего правовых оснований для признания данного доказательства недостоверным не усматриваю.

Не доверять перечисленным выше данным доказательствам оснований не имеется, поскольку изложенные обстоятельства в рапорте согласуются с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения.

Рапорт сотрудника полиции отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ, так как содержит необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное.

Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанного лица, составившего рапорт, материалы дела не содержат, а исполнение сотрудниками правоохранительных органов своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Михайловым М.С. административного правонарушения.

Разрешая вопрос о виде и размере наказания, судья учитывает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении вида и размера наказания судья учитывает конкретные фактические обстоятельства совершения правонарушения, его характер и общественную опасность, личность виновного, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В данном случае характер совершенного правонарушения по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, объектом посягательства которого является общественный порядок и общественная безопасность, необходимость соблюдения и охраны которых вытекают из обязанности граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.

Учитывая конкретные фактические обстоятельства совершенного правонарушения, личность Михайлова М.С., отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, суд полагает необходимым назначить ему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Руководствуясь ч. 5 ст. 20.2, статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Михайлова Михаила Сергеевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: Получатель: УФК по Псковской области (УМВД России по г. Пскову) в Отделение по Псковской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка России отделение Псков, ИНН: 602 703 45 76, КПП: 602701001, ОКТМО: 58701000, номер счета получателя платежа: 03100643000000015700, БИК: 015805002, кор/с 40102810145370000049, КБК 18811601201019000140, УИН *.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Предложить Михайлову М.С. предоставить квитанцию об уплате штрафа в Псковский городской суд Псковской области (каб. 14). При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья                                    И.В.Васильева

Постановление в вышестоящую инстанцию не обжаловано. Вступило в законную силу.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».