Дело № 2-310/2021
Номер дела: 2-310/2021
УИН: 14RS0028-01-2021-000428-68
Дата начала: 13.10.2021
Суд: Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья: Михайлов Афанасий Вячеславович
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Дело №2-310/2021
УИД № 14RS0028-01-2021-000428-68
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Хандыга 22 ноября 2021 года
Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Михайлова А.В., с участием: истца Токарев Е.Н., представителя ответчика К.А.Ю., при секретаре Тарабукиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токарев Е.Н. к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия) о признании незаконным приказа об отстранении от работы, обязании допустить истца к выполнению работы, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Токарев Е.Н. обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что *Дата* ответчиком был издан приказ *Номер* об отстранении его от работы с *Дата*, в виду того, что им не была пройдена вакцинация. Считает, что у него отсутствовала безусловная обязанность пройти вакцинацию, поскольку считает это правом истца. Просит признать незаконным приказ от *Дата* *Номер*, обязать допустить истца к выполнению работ на территории ответчика с даты принятия решения судом в соответствии с обусловленной трудовым договором функцией, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере *...* рублей, взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства за время вынужденного прогула на дату вынесения решения в размере не менее *...* рублей.
Не согласившись с требованиями ответчик ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» представила в суд возражение, в котором указывает, что в соответствии с пунктом «у» части 1 статьи 11 ФЗ РФ от 21 декабря 1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2020 №1055 на территории Республики Саха (Якутия) объявлен режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Главный государственный врач по РС(Я) издала Постановление от 19.05.2021 №3 Об обеспечении проведения иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с охватом не менее 70% взрослого населения, в первую очередь лиц старше 65 лет по всей территории РС(Я) до 01.07.2021. В связи с ростом заболеваемости и неблагополучной эпидемической обстановкой по Республике в целом, Главный государственный санитарный врач по РС(Я) постановлением №4 от 13.07.2021 внесла изменения в вышеуказанное постановление и определила сферы деятельности отдельных категорий (групп) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе работников государственной гражданской и муниципальной службы, органов власти РС(Я) и подведомственных им организаций. ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» является подведомственной организацией Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС(Я), в свою очередь Комитет входит в систему исполнительных органов государственной власти РС(Я). Таким образом, работники ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» и работники структурных подразделений Учреждения вошли в перечень указанный в Постановлении Главного государственного санитарного врача по РС(Я) №4 от 13.07.2021 об обязательной иммунизации. Для реализации указания Главного государственного врача по РС(Я) №4 от 13.07.2021 Учреждением ГБУ РС(Я ) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» издан приказ от *Дата* *Номер* «Об обязательной иммунизации работников ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Согласно п.п. 1.1 приказа работник должен до 15.08.2021 вакцинироваться. П.п. 1.3 приказа установлено, что начальники отрядов, частей ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)», в соответствии с Перечнем поручений по усилению контроля за проведением иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» председателя Правительства РС(Я) от 24.05.2021 №ПП-71-П1, имеют право не допускать с *Дата* к исполнению должностных обязанностей сотрудников, не прошедших иммунизацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), кроме лиц, имеющих медицинский отвод по показаниям. Приказ учреждения от *Дата* *Номер* доведен до Токарев Е.Н., *Дата*, о чем свидетельствует его личная подпись. *Дата* за вх.*Номер* от истца в адрес начальника Учреждения Б.Р.З. поступило письмо на вышеуказанный приказ, в котором истец указывает о том, что вакцина является не обязательной и не является основанием для отстранения его от работы. За исх. *Номер* от *Дата* истец был ознакомлен с «Уведомлением» о необходимости проведения иммунизации, с разъяснением о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, о необходимости предоставления работодателю сведений о вакцинации либо о медицинском отводе с предоставлением подтверждающих документов, либо об отказе от вакцинации, с последующим отстранением от работы в соответствии со ст. 76 Трудового Кодекса РФ, что подтверждается его личной подписью. Ознакомившись с уведомлением истец *Дата* направил заявление об отказе от вакцинации, что является реализацией его права, установленного ч.1 ст. 5 ФЗ N157-ФЗ от 17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». После чего был издан приказ *Номер* от *Дата* об отстранении истца от работы. Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников не прошедших вакцинацию в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья и жизни члена трудового коллектива, и не может расцениваться как нарушение конституционных прав истца, поскольку соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции и является разумным сдерживающим средством временного защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета. В настоящее время режим повышенной готовности в связи с новой коронавирусной инфекцией не отменен, следовательно объективных оснований для допуска истца к работе не имеется. Истец не предоставил медицинское заключение о противопоказаниях к профилактической прививке или сведения о получении прививки. Просило отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Привлечь в качестве 3-го лица ТО Управление Роспотребнадзора по РС(Я) в Томпонском районе.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) представило в суд отзыв, согласно которому считает что ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» правомерно принято решение об отстранении от работы Токарев Е.Н., поскольку профессиональная сфера деятельности истца подпадает под перечень, установленный Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19.05.2021 №3 «Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а именно государственная гражданская и муниципальная служба, органов власти Республики Саха (Якутия) и подведомственных им организаций.
В судебном заседании Токарев Е.Н. требования изложенные в иске поддержал в полном объеме ссылаясь на те же доводы, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» К.А.Ю. по доверенности, с исковыми требованиями не согласился, просил отказать по обстоятельствам изложенным в отзыве на исковое заявление.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) не явился, надлежаще судом о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не направлял, о переносе судебного заседания не просил. Направил отзыв на исковое заявление.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав мнение сторон, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Токарев Е.Н. состоит с ГБУ РС(Я) *...* в трудовых отношениях в должности *...* Отряда противопожарной службы РС(Я) *Номер* по муниципальному образованию *...*.
Согласно приказа начальника ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» Р.З. Босикова от *Дата* *Номер* «Об обязательной иммунизации работников ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» начальники отрядов, частей Государственной противопожарной службы РС(Я) по МО районов (улусов), начальники отделов, служб, групп АУП должны обеспечить проведение обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции «(COVID-19)» в срок до *Дата*. Вакцинации подлежит личный состав отрядов, частей Государственной противопожарной службы РС(Я) по МО районов (улусов), отделов, служб, групп АУП с учетом противопоказаний. В соответствии с п. 1.3. «Перечня поручений по усилению контроля за проведением иммунизации против новой коронавирусной инфекции «(COVID-19)» Председателя Правительства РС(Я) от 24.05.2021 №Пп-71-П1, не допускаются с *Дата* к исполнению должностных обязанностей сотрудники, не прошедшие иммунизацию против новой коронавирусной инфекции «(COVID-19)», кроме лиц, имеющих медицинский отвод по показаниям.
Приказом начальника Отряда государственной противопожарной службы РС(Я) *Номер* по МО «Томпонский район» А.М.Б. от *Дата* *Номер* «Об отстранении от работы работника, отказавшегося от профилактических прививок» истец был отстранен от работы с *Дата*, без сохранения заработной платы, на весь период эпидемиологического неблагополучия или до выполнения обязательных профилактических прививок.
Как установлено судом, приказ об отстранении работника издан во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 13.07.2021 №4, согласно которому, установлена обязанность работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), организовать проведение профилактических прививок в определенных пунктом 4.2. сферах деятельности, а именно: торговли; салонов красоты, косметических СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток, парикмахерских и иных подобных услуг; общественного питания; клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг; общественного транспорта, такси; образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания; жилищно-коммунального хозяйства, энергетики; культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов); досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов); детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях, в том числе в парках культуры и отдыха, в торгово-развлекательных центрах; театров, кинотеатров, домов культуры; массовых физкультурных, спортивных мероприятий; государственной гражданской и муниципальной службы, органов власти Республики Саха (Якутия) и подведомственных им организаций".
Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ).
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н).
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по РС(Я) от 19.05.2021 N 3 "Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" руководители организаций, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 70% взрослого населения, в первую очередь лиц старше 65 лет, с учетом противопоказаний в срок до *Дата* в г. Якутске и Мегино-Кангаласском районе, срок до *Дата* - по Республике Саха (Якутия).
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ).
Основанием для отстранения истца от работы послужил приказ начальника ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» Р.З. Босикова *Номер* от *Дата* «Об обязательной иммунизации работников ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», согласно которому начальникам отрядов, частей ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» по МО районов, начальникам отделений, служб, групп АУП в соответствии с п.п. 1.1 приказано обеспечить проведение обязательной иммунизации личного состава против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с учетом противопоказаний в срок до *Дата*. Подпунктом 1.3 приказа установлено, что начальники отрядов, частей ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)», в соответствии с Перечнем поручений по усилению контроля за проведением иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» председателя Правительства РС(Я) от 24.05.2021 №ПП-71-П1, имеют право не допускать с *Дата* к исполнению должностных обязанностей сотрудников, не прошедших иммунизацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), кроме лиц, имеющих медицинский отвод по показаниям.
Приказ учреждения от *Дата* *Номер* доведен до истца *Дата*, о чем свидетельствует его личная подпись.
*Дата* за вх.*Номер* от Токарев Е.Н. в адрес начальника Учреждения Б.Р.З. поступило письмо на вышеуказанный приказ, в котором Токарев Е.Н. указывает о том, что вакцина является не обязательной и не является основанием для отстранения его от работы.
За исх. *Номер* от *Дата* Токарев Е.Н. был ознакомлен с «Уведомлением» о необходимости проведения иммунизации, с разъяснением о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, о необходимости предоставления работодателю сведений о вакцинации либо о медицинском отводе с предоставлением подтверждающих документов, либо об отказе от вакцинации, с последующим отстранением от работы в соответствии со ст. 76 Трудового Кодекса РФ, что подтверждается его личной подписью.
Ознакомившись с уведомлением Токарев Е.Н. *Дата* написал заявление об отказе от вакцинации, что является реализацией его права, установленного ч.1 ст. 5 ФЗ N157-ФЗ от 17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
После чего был издан приказ *Номер* от *Дата* об отстранении Токарев Е.Н. от работы с *Дата*.
Между тем, в соответствии со ст. 35 Закона № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65, действовавшего на момент вынесения Постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 13.07.2021 №4, утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2. 3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (далее - СП 3.1/3.2. 3146-13), пункт 18.3 которых предусматривает, что перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации. Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на территориальном, объектовом уровне - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825 определен Перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
К таким видам работ относятся:
1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.
6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.
10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.
11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.
12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Таким образом, деятельность работ в органах власти и подведомственных им организаций в данном Перечне отсутствует.
Как установлено из отзыва ответчика и истцом не оспаривается – Государственное бюджетное учреждение РС(Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» является подведомственной организацией Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС(Я), который в свою очередь входит в систему исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 ст. 1, статьи 9 Закона РС(Я) от 19 июня 2007 года №458-З N929-III «О системе исполнительных органов государственной власти РС(Я)» (в ред. Конституционного закона РС(Я) от 09.10.2014 1348-З N249-V).
Из пояснений ответчика – ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» и ее обособленные структурные подразделения отрядов, частей Государственной противопожарной службы РС(Я) по МО районов (улусов), отделов, служб, групп АУП создается органами государственной власти и является их подведомственной организацией.
Между тем, органы власти и подведомственные им организации не относятся к Перечню работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок установленный Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825.
Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ) устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
На основании ст. 1 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ иммунопрофилактика инфекционных болезней (далее - иммунопрофилактика) - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.
В соответствии со статьями 9 и 10 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (Далее – Федеральный закон №157-ФЗ) определены случаи обязательности проведения профилактических прививок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 и пунктом 3 статьи 10 Федерального закона №157-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, утверждаются Национальный календарь профилактических прививок и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ профилактические прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.12.2020 №1307н, которым также определены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
В силу пункта 18.3 Санитарных Правил 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (Далее – СП 3.1/3.2.3146-13, действовавшее на момент вынесения Постановления) перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям утверждается в порядке, установленном законодательством РФ.
Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции вызываемой вирусом SARS-Cov-2, включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом Минздрава России от 21.03.2014 №125н «Об утверждении Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (Далее – Приказ №125н).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н, к категории граждан подлежащих вакцинации относятся: приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.
К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг. К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.
Согласно п. 8 Порядка проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, с учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены.
Из анализа приведенных правовых норм в их системном единстве следует, что главными государственными врачами субъектов могут быть изменены уровни приоритета, а не категории граждан подлежащих вакцинации. Работники подведомственных организаций органов государственной власти не включены в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Занимаемая истцом должность командира отделения не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и не требует обязательного проведения профилактических прививок.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
При таких обстоятельствах постановление Главного государственного санитарного врача по РС(Я) от 19.05.2021 N 3 "Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в части обязательной иммунизации работников подведомственных организаций органов власти Республики Саха (Якутия) при разрешении данного иска применено быть не может, поскольку не соответствуют Федеральному закону от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Данные выводы суда соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.04.2018 N 50-КГ18-7 по гражданскому делу по иску о взыскании утраченного заработка в результате падения истца, произошедшего из-за неочищенной наледи около нежилого помещения, компенсации морального вреда, которым дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом апелляционной инстанции не учтена норма ч. 2 ст. 11 ГПК РФ и не проанализировано, соответствуют ли учтённые в решении суда принятые органом государственной власти субъекта нормы федеральному законодательству и могут ли они применяться при рассмотрении данного спора.
При таких обстоятельствах приказ *Номер* от *Дата*, об отстранении истца от работы с *Дата* принятый во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по РС(Я) от *Дата* N 3 "Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" нельзя признать законным.
Признавая отстранение истца незаконным, суд взыскивает с ответчика в пользу истца средний заработок за время вынужденного прогула за период с *Дата* по *Дата*, то есть по день вынесения решения судом.
Справка о среднедневном заработке истца, представленная ответчиком судом не применяется, поскольку она исчислена из заработной платы истца за 10 месяцев не соответствует нормам ТК РФ.
Судом произведен расчет на основе расчета истца о среднем заработке за проработанное время исходя из расчета фактически начисленной ему заработной платы и отработанных им двенадцати календарных месяцев предшествующих отстранению составляет *...* копеек. Среднедневной заработок составляет *...* копейки. Средний заработок за время вынужденного прогула за период с *Дата* по *Дата* в количестве 60 рабочих дней составляет *...* копеек и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Требования истца о денежном возмещении компенсации морального вреда в размере *...* рублей подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда при нарушении трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.
Определяя размер возмещения компенсации морального вреда, суд исходит из обстоятельств дела, характера и степени нравственных страданий, причиненных истцу незаконным увольнением. С учетом фактических обстоятельств дела, степени вины самого истца и ответчика, а также, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд считает, что в пользу истца подлежит взысканию с ответчика компенсация морального вреда в сумме *...* рублей.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
По нормам п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *...* копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Токарев Е.Н. к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия) о признании незаконным приказа об отстранении от работы, обязании допустить истца к выполнению работы, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ начальника отряда государственной противопожарной службы Республики Саха (Якутия) № 33 по Муниципальному образованию «Томпонский район» от *Дата* № *Номер* об отстранении от работы работника, отказавшегося от профилактических прививок.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» допустить Токарев Е.Н. к выполнению работ со дня принятия решения суда в соответствии с обязанностями, установленными трудовым договором.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» в пользу Токарев Е.Н. денежные средства за время вынужденного прогула в размере *...* копеек.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» в пользу Токарев Е.Н. компенсацию морального вреда в размере *...* рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *...* копеек.
Настоящее решение может быть обжаловано в гражданскую коллегию Верховного суда Республики Саха (Якутия) в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: п/п А.В. Михайлов
Копия верна
Судья: А.В. Михайлов
Секретарь: С.С. Тарабукина
Решение в окончательной форме принято 26 ноября 2021 года