Дело № 2а-658/2022

Номер дела: 2а-658/2022

УИН: 69RS0036-01-2022-000144-10

Дата начала: 12.01.2022

Суд: Заволжский районный суд г. Тверь

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Прокурор Тверской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Правительство Тверской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Управление по вопросам миграции УМВД России по Тверской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК УМВД России по Тверской области
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Начальник УВМ УМВД России по Тверской области Иванов А.Э.
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Сотволдиев Улугбек Хошимжонович
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Инспектор Филиала по Тверской области ФГУП «ПВС» МВД России Шушкова Ольга Александровна
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Филиал по Тверской области ФГУП «ПВС» МВД России
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Главное управление по труду и занятости населения Тверской области
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Главное Управление по вопросам миграции МВд России
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Губернатор Тверской области Руденя Игорь Михайлович
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Заместитель начальника отдела трудовой миграции УВМ УМВД России по Тверской области Мейссер Н.А.
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 12.01.2022
Передача материалов судье 12.01.2022
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 12.01.2022
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 12.01.2022
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 12.01.2022
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала вступление/привлечение заинтересованного лица 28.01.2022
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала вступление/привлечение заинтересованного лица 16.02.2022
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала вступление/привлечение заинтересованного лица 25.02.2022
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала вступление/привлечение заинтересованного лица 24.03.2022
Судебное заседание Объявлен перерыв 18.04.2022
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала вступление/привлечение заинтересованного лица 22.04.2022
Судебное заседание Отложено необходимость совершения иных процессуальных действий 29.04.2022
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска 06.05.2022
 

Решение

город Тверь 06 мая 2022 года

 

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Грачевой С.О.,

при секретаре Рыченковой А.А.

с участием:

представителя административного истца Прокурора Тверской области – Обихода И.Д.,

представителя административного истца Правительства Тверской области и заинтересованного лица Губернатора Тверской области Рудени И.М. – Суязовой А.В.,

представителя административного ответчика УМВД России по Тверской области Кретовой Л.И.,

заинтересованного лица инспектора Филиала по Тверской области ФГУП «ПВС» МВД России Шушковой О.А.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тверской области Краюхина Сергея Леонидовича в защиту интересов субъекта Российской Федерации об оспаривании решения УМВД России по Тверской области о выдаче гражданину Республики Узбекистан Сотволдиеву Улугбеку Хошимжоновичу патента для осуществления трудовой деятельности,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Административный истец заместитель прокурора Тверской области обратился в суд в интересах субъекта Российской Федерации Тверской области с указанным административным исковым заявлением к УВМ УМВД России по Тверской области, в котором просил признать незаконным решение Управления по вопросам миграции УМВД РФ по Тверской области по оформлению Сотволдиеву Улугбеку Хошимжоновичу патента для работы по профессии помощник по хозяйству у физических лиц. В целях восстановления нарушенных прав истец просил обязать ответчика аннулировать патент Сотволдиева У.Х.

Свои требования административный истец мотивировал следующим.

Прокуратурой Тверской области проведена проверка по информации Губернатора Тверской области по вопросу правомерности выдачи патентов иностранным гражданам для работы у физических лиц.

При проверке установлено, что 17 декабря 2021 года в Управление по вопросам миграции УМВД России по Тверской области с заявлением об оформлении патента обратился гражданин Республики <данные изъяты> Сотволдиев Улугбек Хошимжонович. Согласно заявлению Сотволдиев У.Х планирует осуществлять трудовую деятельность по профессии помощник по хозяйству у физического лица. Управление по вопросам миграции УМВД России по Тверской области рассмотрев заявление, приняло решение об оформлении Сотволдиеву У.Х. патента. 27 декабря 2021 года Сотволдиеву У.Х оформлен патент.

Вместе с тем, по мнению административного истца, оформление Сотволдиеву У.Х. патента для работы по профессии помощник по хозяйству у физических лиц нарушает интересы Российской Федерации в сфере миграционного учета, так как наличие патента свидетельствует о законности пребывания иностранного гражданина на территории области, в связи с чем, административный истец просит признать решение Управления по вопросам миграции УМВД РФ по Тверской области незаконным.

Пунктом 1 постановления Губернатора Тверской области от 29 декабря 2014 года № 202-пг «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Тверской области на осуществление трудовой деятельности, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина», предусмотрена необходимость указывать в патенте, выдаваемом па территории Тверской области для осуществления трудовой деятельности, профессию (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина.

В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утвержденном приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст, имеется такой вид экономической деятельности, как «Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками».

Эта группа включает в себя деятельность домашних хозяйств как работодателей для домашнего персонала, такого как горничные, повара, официанты, слуги, дворецкие, прачки, садовники, привратники, конюхи, шоферы, сторожа, гувернантки, приходящие няни, домашние преподаватели, секретаре и т.д.

Губернатором Тверской области ежегодно в соответствии со ст. 18.8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правом положении иностранных граждан в РФ» (далее по тексту – Федеральный закон № 115-ФЗ) определяется перечень видов экономической деятельности, на которые устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов. На 2021 год такой перечень установлен постановлением Губернатора Тверской области от 29.12.2020 № 194-пг, к одному из видов экономической деятельности которого отнесена «Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками».

Из анализа норм миграционного законодательства усматривается, что физические лица могут выступать в качестве работодателей только при использовании вида экономической деятельности «Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками», на который устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов.

Согласно п. 5 ч. 22 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ, п. 41.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 05 октября 2020 года № 695 (далее по тексту – Административный регламент) иностранный гражданин обязан сообщить сведения о работодателе или заказчике работ (услуг) (юридическое лицо, физическое лицо).

Пунктом 4 части 9 статьи 18 Федерального закона № 115-ФЗ и пунктом 41.1.5 Административного регламента разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случае, если данный иностранный гражданин, представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

Постановление Губернатора Тверской области от 29 декабря 2020 года № 194-пг опубликовано 30 декабря 2020 года в Информационно-правовой базе данных Российской Федерации на сайте publication.pravo.gov.ru и находится в общем доступе.

Таким образом, иностранный гражданин, указывая о работе у физического лица, сообщает о себе заведомо ложные сведения, поскольку работать у физического лица в силу постановления Губернатора Тверской области от 29 декабря 2020 года № 194-пг он не имеет права.

В связи с приведенными обстоятельствами принятие Управлением по вопросам миграции УМВД России по Тверской области решения о выдаче иностранному гражданину патента для работы у физического лица является незаконным.

Ссылаясь на нормы Федерального закона № 115-ФЗ, Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и КАС РФ административный истец просил удовлетворить заявленные требования.

В ходе рассмотрения дела для участия в деле в качестве ответчика по делу привлечено УМВД России по Тверской области, а в качестве заинтересованных лиц - Сотволдиев У.Х., начальник УВМ УМВД России по Тверской области Иванов А.Э., инспектор Филиала по Тверской области ФГУП «ПВС» МВД России Шушкова О.А., заместитель начальника отдела трудовой миграции УВМ УМВД России по Тверской области Мейссер Н.А., Филиал по Тверской области ФГУП «ПВС» МВД России, Губернатор Тверской области Руденя И.М., Главное управление по труду и занятости населения Тверской области, Главное управление по вопросам миграция МВД России.

В судебном заседании представитель административного истца Обиход И.Д. поддержал заявленные требования административного искового заявления в полном объеме. Дополнительно пояснил, что Постановлением Губернатора Тверской области был установлен соответствующий перечень запретов, на основании которого оснований для выдачи патента не имелось. Ложные сведения иностранным гражданином не предоставлялись. Патент иностранному гражданину не может быть выдан в силу закона, в связи с чем, просил аннулировать выданный иностранному гражданину патент.

Представитель административного истца Правительства Тверской области и заинтересованного лица Губернатора Тверской области Рудени И.М. Суязова А.В. в судебном заседании поддержала административное исковое заявление в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в постановлении Губернатора Тверской области был установлен перечень видов деятельности, по которым запрещено работать иностранным гражданам, и выдача патента иностранному гражданину изначально не должна осуществляться. Просила административное исковое заявление удовлетворить.

Также, представителем Суязовой А.В. представлен отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что абз. 5 ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. В соответствии с протоколом совещания от 15 декабря 2014 года по разработке нормативных правовых актов на территории Тверской области установлен ежемесячный обмен данными в электронном виде по миграционным процессам и ежеквартальный по уведомлениям о привлечении работодателями иностранных работников (уведомлений о заключении трудовых договоров). Информация, передаваемая ответчиком, содержит данные, которые позволяют осуществлять мониторинг притока иностранных граждан и привлечение работодателями иностранных работников. С учетом положений ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ при мониторинге учитывается количество выданных патентов для работы у физических лиц, и количество иностранных граждан, привлеченных работодателями - физическими лицами. Ежегодно итоги мониторинга рассматриваются на заседании Президиума Правительства Тверской области в рамках представляемого на рассмотрение проекта постановления Губернатора Тверской области о запрете на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан. Запретительные меры устанавливаются с потребности работодателей в работниках и с учетом возможности замещения российскими гражданами. С учетом представленных органами службы занятости сведений о потребности работодателей на 2020 и 2021 г.г. вакансия - помощник по хозяйству, на момент выдачи патента отсутствовала. С учетом отсутствия заявленной в органы службы занятости потребности работодателей - физических лиц в работниках, возможности замещения российскими гражданами, ежегодно постановлением Губернатора Тверской области устанавливается запрет на привлечение иностранных работников по патенту по виду деятельности «Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками». Такое постановление было принято на 2021 год – постановление Губернатора Тверской области от 29 декабря 2020 года № 194-пг. Установленный указанным постановлением запрет на привлечение иностранных граждан по патентам в отдельных видах экономической деятельности обязателен для исполнения и работодателями, и федеральными органами исполнительной власти на территории субъекта. В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ работодатель уведомляет Управление по вопросам миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора в соответствии с Приказом МВД России от 30 июля 2020 года № 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения...». При этом работодатель, подавая уведомление о привлечении иностранного работника с нарушением запрета, установленного Губернатором Тверской области, никаких претензий (предупреждений) со стороны Управления по вопросам миграции, не получает (по информации работодателей), как и в рассматриваемом случае. Поскольку в судебном заседании Управлением было пояснено, что информация о нахождении и заключении трудовых договоров на территории Тверской области Сотволдиевым У.Х. отсутствует.

Представитель административного ответчика УМВД России по Тверской области Кретова Л.И. возражала против удовлетворения административного искового заявления в полном объеме. Дополнительно пояснила, что при выдаче патента иностранному гражданину со стороны ответчика никаких нарушений законодательства не имелось. Полагала, что постановление Губернатора Тверской области распространяется только на те правоотношения, которые возникли между иностранным гражданином и работодателем в момент заключения с ним трудового договора либо гражданско-правового договора. Выдача патента разрешает иностранному гражданину находиться на территории РФ и субъекта, в который он прибыл, на законных основаниях. Также, поддержала представленное суду возражение, и которого следует, что положения пункта 6 статьи 18.1 Федерального за) № 115-ФЗ, устанавливающие возможность установления запрета на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан по отдельным видам экономической деятельности, применимы исключительно к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. Также, из возражения следует, что согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, и вступающие в трудовые отношения с иностранными работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства, по смыслу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не являются хозяйствующими субъектами. В связи с чем, выдача (переоформление) патентов иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности по профессии «помощник по хозяйству» возможна даже при наличии действующего запрета по виду экономической деятельности «97 - Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками».

В судебном заседании заинтересованное лицо инспектор Филиала по Тверской области ФГУП «ПВС» МВД России Шушкова О.А. поддержала позицию УМВД России по Тверской области. Просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, так как предусмотренных законом оснований для аннулирования патента иностранного гражданина нет.

Заинтересованное лицо заместитель начальника отдела трудовой миграции УВМ УМВД России по Тверской области Мейссер Н.А., уведомленная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась, участвуя ранее в судебном заседании, возражала против удовлетворения административных требований, пояснила, что имеется в виду запрет, установленный для хозяйствующих субъектов. Хозяйствующий субъект – это работодатель. Указала, что Сотволдиев У.Х. по хозяйству не может работать. Выдают иностранному гражданину патент, и нарушение выявляется только тогда, когда иностранный гражданин заключает трудовой договор с хозяйствующим субъектом. При выдаче патента иностранный гражданин может не заключать трудовой договор, у него есть два месяца для заключения договора. Также иностранный гражданин может получать патент, как на юридическое, так и на физическое лицо. У ответчика есть исчерпывающий перечень для отказа в выдаче патента и аннулировании выданного патента. После выдачи патента принимаются уведомления от работодателей. После каждого уведомления проводится мониторинг исполнения требований постановления Губернатора Тверской области. Постановление Губернатора Тверской области действует для хозяйствующего субъекта. Оснований для аннулирования патента, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, не имеется.

Представитель заинтересованного лица Главного управления по труду и занятости населения Тверской области – Танчик А.А., уведомленная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась, участвуя ранее в судебном заседании поддержала административные исковые требования. дополнительно пояснила, что информация, которая передается в УВМ УМВД России по Тверской области, содержит необходимые данные для того, что бы осуществлять мониторинг притока иностранных граждан и привлечения иностранных граждан работодателями. Ежегодно мониторинг и итоги мониторинга представляются на заседание Президиума Правительства Тверской области, в рамках подготовки постановления о запретах. Иностранный гражданин, получивший патент, находится на территории РФ на законных основаниях. Существует теневой рынок труда иностранных граждан. Иностранный гражданин может быть принят по трудовому договору к физическому лицу, а работать где угодно. Массовое привлечение граждан на основании патента по профессии «помощник по хозяйству» осуществляется одними и теми же физическими лицами по фиктивным трудовым договорам. Данный факт указывает на то, что иностранные граждане оформляют патент не для осуществления трудовой деятельности, а для законного нахождения на территории Тверской области.

Также, представителем заинтересованного лица Главного управления по труду и занятости населения Тверской области Исаевым С.А. представлен отзыв и на административное исковое заявление по доводам, аналогичным позиции представителя административного истца Правительства Тверской области и заинтересованного лица Губернатора Тверской области Рудени И.М. - Суязовой А.В. В дополнение представленной в отзыве позиции представителем заинтересованного лица указано, что одной из форм экономической деятельности является привлечение к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской дея1ельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии патента по трудовому договору с физическим, лицом-работодателем (вид экономической деятельности «Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками»). Особенности заключения трудового договора физическими лицами - работодателями с такой категорией граждан, условия и порядок, организация процесса труда, права и обязанности работодателя в трудовых отношениях, а также налогообложение регулируются трудовым и налоговым законодательством. В том числе, физические лица, нанимающие иностранных граждан, работающих по патенту, для ведения домашнего хозяйства, обязаны встать на учет в качестве плательщика страховых взносов, а также исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случаи временной нетрудоспособности. Не уплачиваются работодателем – физическим лицом только страховые взносы на обязательное медицинское страхование, поскольку иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента, не подлежат данному виду страхования. В связи с чем, по мнению представителя заинтересованного лица, нельзя отрицать экономическую сущность взаимоотношений физических лиц – работодателей и иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, и заключивших трудовой договор по профессии «помощник по хозяйству». Также, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Представитель заинтересованного лица Главного управления по вопросам миграции МВД России Корчагин В.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. В судебное заседание представил возражения на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме и провести судебное заседание в отсутствие представителя ГУВМ МВД России. Также, в возражении полагал необходимым при вынесении решения руководствоваться ранее подготовленными по обращению УВМ УМВД России по Тверской области от 21 января 2019 года разъяснениями порядка применения п. 6 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ хозяйствующими субъектами, привлекающими иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов.

Остальные участники процесса, уведомленные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились, об отложении дела не ходатайствовали.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судом явка сторон не признана обязательной.

В связи с указанными обстоятельствами судом определено провести судебное заседание в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в п. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Миграционный учет в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченны федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской деятельности регулируется Федеральным законом № 115-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, а также правом на свободное использование своих способностей; имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.

Патент - это документ, подтверждающий право иностранной гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получение визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, на временное осуществление на территории субъектов Российской Федерации трудовой деятельности (ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ).

В п. 1 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с данным Федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ работодателем или заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Из положений ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона № 115-ФЗ следует, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Госстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст, установлен вид экономической деятельности с кодом 97 - «Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками». Указанная группа включает в себя деятельность домашних хозяйств как работодателей для домашнего персонала, такого как горничные, повара, официанты, слуги, дворецкие, прачки, садовники, привратники, конюхи, шоферы, сторожа, гувернантки, приходящие няни, домашние преподаватели, секретари и т.д.

На территории Тверской области на 2021 год в соответствии с ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона № 115-ФЗ постановлением Губернатора Тверской области от 29 декабря 2020 года № 194-пг определен перечень видов экономической деятельности, на которые устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов. В указанный перечень, в том числе включен вид экономической деятельности с кодом 97- «Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками».

Судом установлено и следует из материалов дела, что Сотволдиев Улугбек Хошимжонович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики <данные изъяты>.

07 октября 2021 года Сотволдиев У.Х. въехал на территорию Российской Федерации и поставлен на миграционный учет сроком до 04 января 2022 года по адресу: г. Тверь, пер. Дружный, д. 20.

Порядок обращения иностранного гражданина за получением государственной услуги по выдаче патента установлен ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ, а также Административным регламентом, согласно п. 27 которого для получения патента иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федераций организацию, указанную в п. 9 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ в территориальный орган МВД России заявление о выдаче патента документы, необходимые для предоставления соответствующей государственной услуги.

Сотволдиев У.Х. с заявлением о выдаче патента для осуществления трудовой деятельности на территории Тверской области обратился 17 декабря 2021 года в ФГУП «ПВС» МВД России, оказывающее в соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 11 октября 2017 года № 317-пп содействие Управлению по Вопросам миграции УМВД России по Тверской области в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов в Тверской области.

В соответствии с ч. 16 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ в патенте, выдаваемом на территории конкретного субъекта, может быть предусмотрено указание на профессию (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина, что устанавливается на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта).

Пунктом 1 постановления Губернатора Тверской области от 29 декабря 2014 № 202-пг «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Тверской области на осуществление трудовой деятельности, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина», предусмотрена необходимость указывать в патенте, выдаваемом на территории Тверской области для осуществления трудовой деятельности, профессию (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина.

Обращаясь с заявлением о выдаче патента Сотволдиев У.Х. указал, что планирует осуществлять трудовую деятельность по профессии «помощник по хозяйству».

Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 22 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ и п. 41.4 Административного регламента в поданном заявлении иностранный гражданин Сотволдиев У.Х. сообщил сведения о работодателе или заказчике работ (услуг) указав физическое лицо.

Отказ в приеме заявления о выдаче иностранному гражданину патента не допускается, за исключением, случая непредставления какого-либо из документов, указанных в подп.подп. 1, 2, 4-7 п. 2 ст. 13.3 Федерального закона№ 115-ФЗ, либо принятия МВД России решения о приостановлении на определённый период выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации или принятия Правительством Российской Федерации решения о приостановлении на определённый период выдачу патентов на территории Российской Федерации, либо наличия отказа в выдаче или переоформлении патента или аннулировании патента в течение года, предшествующего дате подачи заявления.

В соответствии с пп. 2 п. 22 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ патент иностранному гражданину не выдается и не переоформляется, а выданный патент аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии обстоятельств, предусмотренных подп.подп. 1-10, 15 п. 9, п.п. 9.1, 9.2 и подп. 1 п. 9.7, п. 9.8 ст. 18 Федерального закона 115-ФЗ. Указанный перечень оснований является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Также, Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также для отказа в предоставлении указанной государственной услуги (п. 39 и п. 40 Административного регламента).

В рамках проведенных проверочных мероприятий, предусмотренных Административным регламентом, оснований, предусмотренных п. 39 Административного регламента, влекущих отказ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также п. 41 Административного регламента, влекущих за собой отказ в выдаче патента иностранному гражданину не установлено.

27 декабря 2021 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Тверской области по результатам рассмотрения заявление Сотволдиева У.Х. принято решение об оформлении патента для осуществления трудовой деятельности на территории Тверской области по профессии «помощник по хозяйству». Оформлен патент.

По сведениям Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области Сотволдиевым У.Х. оплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на основании патента в соответствии со ст. 227.1 НК РФ: 21 января 2022 года в размере в размере 13512 рублей; 28 марта 2022 года в размере 20268 рублей

Исследованными документами подтверждено, что оспариваемое решение ответчика по выдаче Сотволдиеву У.Х. патента для работы по профессии помощник по хозяйству у физических лиц было принято уполномоченным должностным лицом, порядок принятия такого решения, установленный Административным регламентом, был соблюден, предусмотренные законом основания для принятия решения о выдаче патента в отношении гражданина Республики Узбекистан у административного органа имелись. Суд приходит к выводу, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Из материалов дела установлено, что прокуратурой Тверской области проведена проверка правомерности выдачи патентов иностранным гражданам для работы у физических лиц, в ходе которой выявлены нарушения требований миграционного законодательства при оформлении Управлением по вопросам миграции УМВД России по Тверской области гражданину Республики <данные изъяты> Сотволдиеву У.Х. патента для работы по профессии помощник по хозяйству у физических лиц.

Основанием для проведения проверки послужила поступившая от Губернатора Тверской области информация от 06 декабря 2021 года, в которой с учетом положений Федерального закона № 115-ФЗ и постановления Губернатора Тверской области от 29 декабря 2020 года № 194-пг указывалось на необходимость правой оценки фактам выдачи (переоформления) в 2021 году в Тверской области иностранным гражданам патентов для работы у физических лиц по виду экономической деятельности «Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками» при наличии запрета на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан для работы по указанному виду экономической деятельности.

По результатам проведенной прокуратурой Тверской области проверки истец пришел к выводу о незаконности оформления иностранным гражданам патентов для работы у физических лиц при наличии запрета на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан для работы по виду экономической деятельности «Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками», что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. Вместе с тем, суд с учетом приведенных выше оснований законности оспариваемого решения находит данный вывод основанным на ошибочном толковании норм законодательства, регламентирующего осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами. Кроме того, суд учитывает следующее.

Пункт 2 статьи 13 Федерального закона 115-ФЗ закрепляет право, как юридических, так и физических лиц, на привлечение и использование иностранных работников основании заключенных с ними трудовых договоров.

Нормами Федерального закона № 115-ФЗ закреплено право иностранного гражданина заниматься любой не запрещенной законом экономической деятельностью.

Положения п. 6 ст. 18 Федерального закона применимы исключительно к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

Действующим миграционным законодательством при предоставлении высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации права определять виды экономической деятельности, в которых может быть установлен запрет на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, каких-либо норм, предоставляющих высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации устанавливающих полномочия закрепления дополнительных требований к субъектам указанных правоотношений, в том числе устанавливать условия, при наличии которых данное ограничение на хозяйствующие субъекты не распространяется, не указано.

Постановлением Губернатора Тверской области от 29 декабря 2020 года № 194-пг утвержден перечень видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение иностранных граждан хозяйствующими субъектами Тверской области иностранных граждан, которыми на основании п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, или индивидуальный предприниматель, либо физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Статьей 2 Федеральный закон от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» определено понятие личного подсобного хозяйства, как форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и вступающие в трудовые отношения с иностранными работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства, в силу закона не являются хозяйствующими субъектами.

В связи чем, выдача патентов иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности у физических лиц возможна при наличии действующего на территории субъекта Российской Федерации запрета по виду экономической деятельности ОКВЭД 97 – «Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками», так как, выдача патентов иностранным гражданам в силу закона не может быть поставлена в зависимость от реализации должностным лицом субъекта Российской Федерации права, предусмотренного п. 6 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ, устанавливать запрет на привлечение иностранных граждан хозяйствующими субъектами по отдельным видам экономической деятельности.

При этом, как следует из материалов дела сведений о принятии МВД России решения о приостановлении в 2021 году выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации не имеется. А приостановление выдачи патентов по отдельным видам экономической деятельности действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, суд учитывает следующее.

Определение по общероссийским классификаторам кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийских классификаторов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Профессия «помощник по хозяйству», законодательно не содержит исчерпывающего перечня на работы, относящиеся к работам связанным конкретным видом экономической деятельности.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (принят Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367) предусмотрены наименования профессий рабочих не являющиеся специфичными для какого-либо конкретного производства или вида работ. В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 «помощник» - производная должность и он выполняет тот же вид работ, что и рабочий основной профессии.

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст, среди прочих установлен вид экономической деятельности (ОКВЭД: 98) — «Деятельность недифференцированная частных домашних хозяйств по производству товаров и предоставлению услуг для собственного потребления», которая включает: недифференцированную деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и предоставлению услуг. Домашние хозяйства следует относить к данной группировке только в случае невозможности идентифицировать первичную деятельность домашних хозяйств. Если домашнее хозяйство участвует в рыночной деятельности, его следует относить к группировке в соответствии с классификацией первичной рыночной деятельности

Учитывая изложенное, запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по виду экономической деятельности, предусмотренному общероссийским классификатором (ОКВЭД: 97) - «Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками» не исключает возможности работать иностранному гражданину по профессии «помощник по хозяйству» по виду экономической деятельности, предусмотренному общероссийским классификатором (ОКВЭД: 98) - «Деятельность недифференцированная частных домашних хозяйств по производству товаров и предоставлению услуг для собственного потребления», на осуществление которой на территории Тверской области запретов в соответствии с ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона № 115-ФЗ не принималось.

В связи чем, приведенные административным истцом доводы о том, что физические лица могут выступать в качестве работодателей только при использовании вида экономической деятельности «Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками» (ОКВЭД: 97) суд находит несостоятельными.

Рассматривая доводы иска в остальной части, суд учитывает, что п. 4.2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Также, работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами). Вместе с тем, выводы о законности осуществления, как иностранным гражданином Сотволдиевым У.Х., так и его работодателем, трудовой деятельности, в том числе вследствие наличия установленного на территории Тверской области запрета, предусмотренного постановлением Губернатора Тверской области от 29 декабря 2020 года № 194-пг, в предмет доказывая по настоящему делу не входят. Эти обстоятельства не являются юридически значимыми по настоящему делу, так как предмет обжалования не связан с установлением наличия в действиях лиц состава правонарушения.

Указанные сторонами иные обстоятельства незаконности оспариваемого решения, как по отдельности, так и в совокупности (мониторинг притока иностранных граждан, потребность категории работодателей в работниках, оплата работодателями страховых взносов) не влекут безусловную отмену решения ответчика о выдаче гражданину Республики <данные изъяты> Сотволдиеву У.Х. патента для осуществления трудовой деятельности.

Доводы представителя заинтересованного лица об оформлении иностранными гражданами патентов для законного нахождения на территории Тверской области «фиктивно», то есть не для осуществления трудовой деятельности, являются голословными и объективно ни чем не подтверждены.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

Такая совокупность в данном случае отсутствует.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

В связи с тем, что суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения оснований для принятия указанных административным истцом мер в целях восстановления нарушенного права в виде аннулирования патента не имеется. При этом, суд учитывает, что вопреки доводам истца, предусмотренные п. 4 ч. 9 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ и пунктом 41.1.5 Административного регламента основания отсутствуют, так как иностранный гражданин, обращаясь 17 декабря 2021 года с заявлением о выдаче патента для осуществления трудовой деятельности на территории Тверской области, не представил поддельные или подложные документы и не сообщил о себе заведомо ложные сведения.

При решении вопроса о своевременности обращения в суд, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд, не пропущен.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

 

Р Е Ш И Л :

 

Требования административного искового заявления заместителя прокурора Тверской области Краюхина Сергея Леонидовича в защиту интересов субъекта Российской Федерации об оспаривании решения УМВД России по Тверской области о выдаче гражданину Республики <данные изъяты> Сотволдиеву Улугбеку Хошимжоновичу патента для осуществления трудовой деятельности – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы в Заволжский районный суд г. Твери.

Решение изготовлено в окончательной форме 19 мая 2022 года.

 

Председательствующий подпись С.О. Грачева

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».