Дело № 2-2548/2022

Номер дела: 2-2548/2022

УИН: 47RS0005-01-2022-001543-43

Дата начала: 14.03.2022

Суд: Выборгский городской суд Ленинградской области

Судья: Вериго Наталья Болеславовна

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Выборгский городской прокурор
ИСТЕЦ Дмитриева Екатерина Владимировна
ОТВЕТЧИК Администрация муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области
ОТВЕТЧИК общество с ограниченной о ответственностью "Корисстрой"
ОТВЕТЧИК администрация мунициапально образования "Выборгский район" Лениградской области
ОТВЕТЧИК ГБУК ЛО "Выборгский объединенный музей-заповедник"
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Правительство Ленинградской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации Муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 14.03.2022
Передача материалов судье 14.03.2022
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 18.03.2022
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 18.03.2022
Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК) 18.03.2022
Предварительное судебное заседание Заседание отложено ИНЫЕ ПРИЧИНЫ 25.05.2022
Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК) 25.05.2022
Предварительное судебное заседание Назначено судебное заседание 09.06.2022
Судебное заседание Объявлен перерыв 07.07.2022
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала Изменение основания или предмета иска, увеличение размера исковых требований 12.07.2022
Судебное заседание Вынесено решение по делу Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО 08.09.2022
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 12.09.2022
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 23.09.2022
 

Акты

Дело № 2-2548/2022                                                                             г. Выборг

УИД 47RS0005-01-2022-001543-43

                                             Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2022 года.

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Вериго Н. Б.,

при секретаре Журавлевой Т. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Выборгского городского прокурора к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об обязании произвести демонтаж архитектурных форм, установленных в ходе несогласованных работ по благоустройству территории объекта культурного наследия регионального значения "Кирха", и по иску Дмитриевой Екатерины Владимировны к обществу с ограниченной о ответственностью "Корисстрой", администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании постройки монумента, посвященного увековечиванию памяти погибших финских солдат, воевавших в годы Великой отечественной войны, а также памятных знаков с указанием фамилий, установленных на объекте культурного наследия "Кирха", незаконной, самовольной постройкой и обязании произвести снос в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу,

                                                         установил:

Выборгский городской прокурор первоначально обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» об обязании произвести демонтаж архитектурных форм, установленных в ходе несогласованных работ по благоустройству территории объекта культурного наследия регионального значения "Кирха", в котором просил: обязать администрацию муниципального образования «Приморское городское поселение» и Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области «Выборгский объединенный музей-заповедник» организовать работы по демонтажу малых архитектурных форм, установленных в ходе несогласованных работ по благоустройству территории объекта культурного наследия регионального значения «Кирха», расположенного по адресу: ул. Заводская, д.5, г. Приморск, Выборгский район, Ленинградская область.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Выборгской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия, в ходе которой установлено следующее.

На основании решения Леноблисполкома от 27.07.1987 г. № 325 здание Кирхи, расположенное по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск, ул. Заводская, д. 5, признано объектом культурного наследия регионального значения (далее - ОКН).

Границы территории ОКН утверждены приказом комитета по культуре Ленинградской области от 20.12.2018 № 01-03/18-599, в соответствие с которым к объектам охраны, в том числе, относится территория финского кладбища в исторических границах при Кирхе, местоположение исторических захоронений на территории ОКН.

Указанным приказом также установлен режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Кирха». Так, на территории ОКН разрешается реконструкция, ремонт инженерных конструкций, благоустройство, озеленение, установка малых архитектурных форм, иная хозяйственная деятельность (по согласованию с региональным органом охраны объектов культурного наследия), не противоречащая требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющая обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях, обеспечивающая недопущение ухудшения состояния территории объекта культурного наследия.

По информации комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 13.04.2020 № А-2628 ОКН находится на землях муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 13.04.2020 № 47/227/026/2020-6414 правообладателем объекта недвижимости - здания, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-он, Приморск, ул. Заводская, д. 5 является муниципальное образование «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области.

С целью благоустройства территории прилежащей к ОКН ООО «Леноблпроект-В» по заказу финского общества Койвисто подготовлен проект. Проектная документация предполагает проведение работ по благоустройству территории объекта культурного наследия, связанных с посадкой кустарников и установкой малых архитектурных форм из гранита на глубину не более 30 см.

06.11.2019 между финским обществом Койвисто и ООО «Корисстрой» заключен договор о выполнении подрядных работ по реконструкции территории захоронения в г. Приморске. Указанные работы предполагали установку монумента и его частей, высадку кустарников.

По информации Комитета по культуре Ленинградской области от 08.04.2020 № 01-10-3096/2020-0-1 в адрес комитета поступило обращение от главы МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области о согласовании комитетом проведения работ по благоустройству территории Памятника на основании проекта. Рассмотрев проект благоустройства Памятника, комитет направил в адрес заявителя разъяснения о порядке проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, включая порядок выполнения работ по благоустройству территории Памятника (исх. № 01-09-8001/2019-0-1- от 27.11.2019). В период с 2015 г. по настоящее время обращений о выдаче задания либо разрешения на проведение работ по сохранения Памятника, включая проведение работ по благоустройству территории, в адрес комитета не поступало.

В указанном ответе разъяснена обязанность собственника обращения в комитет за выдачей разрешения (задания) на проведение работ, проведения экспертизы проектной документации.

Из акта проведения внепланового мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдения в отношении объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области от 11.03.2020 следует, что на момент проведения мероприятия на территории объекта культурного наследия регионального значения «Кирха» проведены работы по благоустройству, разрешение на которые комитетом не выдавалось.

              Выборгским городским прокурором в администрацию муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области внесено представление об устранении нарушений, выразившихся в допущении проведения работ в границах объекта культурного наследия, включенного в реестр без согласования соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. 22.05.2020 данное представление рассмотрено, администрация муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области признала допущенные нарушения в части допущения проведения работ в границах объекта культурного наследия, включенного в реестр, без согласования соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, однако мер к освобождению земельного участка от малых архитектурных форм до настоящего времени не предпринято.

              Кроме того, проведенной проверкой установлено, что в 101 отделе полиции УМВД России по Выборгскому району Ленинградской области зарегистрирован материал проверки КУСП № 1532 от 09.06.2021 по обращению жителей г. Приморска, Выборгского района Ленинградской области по факту установления мемориальных плит на вышеуказанном объекте культурного наследия, с надписями направленными на героизацию военнослужащих финской армии, в том числе, принимавших участие в блокаде Ленинграда и участвующих в боевых действиях в составе немецкой дивизии СС «Норд».

              В ходе проверки по данному материалу центром экспертиз ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» 25.10.2021 проведена экспертиза, согласно которой, в представленных на исследование материалах КУСП №1532 от 09.06.2021, имеется отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран.

              В нарушение п. 3 4.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3, ст.ст. 40, 45 Федерального закона № 73-Ф3, п. 4 приказа Министерства культуры Российской Федерации от 8 июня 2016 №1278, администрацией муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей допущено проведение работ в границах объекта культурного наследия, включенного в реестр без согласования соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, что повлекло изменение облика, объемно-планировочных и инструктивных решений и структуры, интерьера объекта культурного наследия, а также нарушение права неопределенного круга лиц, поскольку указанные действия (бездействия) могут привести к утрате объекта культурного наследия.

             В соответствии постановлением администрации МО «Выборгский муниципальный район» № 871 с 17.03.2021 в безвозмездное пользование ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» передано нежилое здание Кирхи, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-он, г. Приморск, ул. Заводская, д. 5, признанное объектом культурного наследия регионального значения.

             Поскольку в настоящее время правообладателем объекта культурного наследия является ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» и, принимая во внимание, что выявленные нарушения явились следствием незаконного бездействия администрации МО «Выборгский муниципальный район», то обязанность по организации работ по демонтажу малых архитектурных форм, установленных в ходе несогласованных работ по благоустройству территории ОКН и содержащие надписи, пропагандирующие идеологию нацизма, необходимо возложить на данные органы.

Представитель истца в ходе рассмотрения дела от требований к ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» и администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области отказалась, отказ от иска принят судом, о чем вынесено определение.

В судебном заседании поддержала уточненные в порядке ст. 39 ГПК РФ требования к администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, в которых просила обязать администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области произвести демонтаж малых архитектурных форм, установленных в ходе несогласованных работ по благоустройству территории объекта культурного наследия регионального значения «Кирха», расположенного по адресу: ул. Заводская, д.5, г. Приморск, Выборгский район, Ленинградская область, в соответствии с нормами Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», в обоснование требований указала, что в ходе судебного разбирательства истцу стало известно о том, что в соответствии с постановлением администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 17.03.2020 № 871 ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» передано в безвозмездное пользование имущество казны муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области сроком на 49 лет нежилое здание (реестровый номер 2535), расположенное по вышеуказанному адресу.

Кроме того, представителем администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в ходе судебного разбирательства не отрицается то, что в настоящее время земельный участок по указанному в исковом заявлении адресу в настоящее время не сформирован, не оформлен, государственная и муниципальная собственность на него не разграничена, в связи с чем, находится в ведении администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области. Данный факт не опровергается материалами дела.

Истец Дмитриева Екатерина Владимировна обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной о ответственностью "Корисстрой", администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании постройки монумента, посвященного увековечиванию памяти погибших финских солдат, воевавших в годы Великой отечественной войны, а также памятных знаков с указанием фамилий, установленных на объекте культурного наследия "Кирха", незаконной, самовольной постройкой и обязании произвести снос в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование требований истец Дмитриева Е. В. указала, что на территории муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области расположена Кирха Святой Марии Магдалины (фин. Koiviston kirkko) — бывшая лютеранская церковь, 1904 года постройки (далее Кирха). Здание Кирхи находится в собственности МО «Приморское городское поселение» на основании закона Ленинградской области, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества МО «Приморское городское поселение» от 11.03.2022 №И-376.

На основании решения Леноблисполкома от 27.07.1987 №325 Кирха признана вновь выявленным памятником архитектуры местного значения. Впоследствии, Приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 20.12.2018 №01-03/18-599 утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Кирха» и установлен предмет охраны Памятника. Согласно приложению 2 к Приказу, к предмету охраны отнесено финское кладбище в исторических границах и местоположение исторических захоронений на территории кирхи. Одновременно установлен режим использования территории Памятника, где запрещено, в том числе:

-строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории объекта культурного наследия объектов капитального строительства,

- проведение земляных, строительных, мелиоративных работ и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Несмотря на это, в ноябре 2019 на территории памятника «Кирха» ООО «Корисстрой» в соответствии с договором, заключенным с финским обществом «Койвисто», установил мемориал, состояний из монумента и памятных знаков (табличек), высадил зеленые насаждения.

Данные работы проведены ответчиком с нарушением действующего законодательства.

В марте 2020 Выборгской городской прокуратурой по обращению жителей г. Приморска проводилась проверка на предмет соблюдения законодательства об объектах культурного наследия в части возведения на его территории объекта недвижимости - монумента, посвященного увековечиванию памяти погибших финских солдат, воевавших в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг. на стороне фашисткой Германии, в том числе, принимавших участи в блокаде Ленинграда, а также памятных знаков (табличек) с указанием фамилий указанных солдат нацисткой армии.

В результате проверки было установлено, что на территории объекта культурного наследия регионального значения «Кирха» проведены работы по благоустройству, разрешение на которые Комитетом по культуре Ленинградской области выдавалось, за получением задания либо проведением работ по сохранению Памятника, включая проведение работ по благоустройству территории, в адрес Комитета никто не обращался.

На основании проведенной проверки, Выборгская городская прокуратура 23.04.2020 внесла в адрес главы администрации МО «Приморское городское поселение» представление, в котором требовала принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений.

Кроме того, в действиях ООО «Корисстрой» в период с 06.11.2019 по 30.11.2019 Выборгская городская прокуратура усмотрела признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, то есть, организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно. 08.05.2020 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, и постановлением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15.07.2020 по делу №5-619/2020 ООО «Корисстрой» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Постановление стороной обжаловано не было и вступило в законную силу 04.09.2020.

В ходе рассмотрения административного дела №5-613/2020, возбужденного в отношении ответчика ООО «Корисстрой» судом было установлено, что юридическое лицо допустило нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно, в период с 00 часов 01 минуты 06.11.2019 по 23 часа 59 минут 30.11.2019 последним произведены работы в части установки монумента и высадки зеленых насаждений - кустарников на объекте культурного наследия регионального значения «Кирха» в нарушение требований Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» без разрешения на проведение указанных работ, выданного органом охраны объектов культурного наследия, в отсутствие проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

В ходе судебного разбирательства по делу об административном правонарушении представитель ООО «Корисстрой» указывал на то обстоятельство, что монумент и памятные знаки (табличек) являются малыми архитектурными формами, относящимися к объектам благоустройства, не требующими получения разрешения на установку. Однако данное обстоятельство судом было отвергнуто как необоснованное. Следовательно, можно сделать вывод о том, что установленный ответчиком комплекс, состоящий из монумента и памятных знаков (табличек), обладает признаками недвижимого имущества, включает в себя надземную и подземную часть, выполненную из железобетона и гранита, имеет глубину заложения фундаментов более 300 мм, является объектом капитального строительства, прочно связанного с землей, и как следствие, в соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ отвечает признакам недвижимого имущества.

Согласно проекта благоустройства территории, выполненного ООО «Леноблпроект-В» по состоянию на 21.05.2019, на первом этапе работ было запланировано и выполнено устройство бетонных и монолитных фундаментов (лист 4 проекта, раздел 1.4). Кроме того, факт нахождения спорных строений на фундаменте подтверждается и актом визуального обследования, составленного комиссией с приложением материалов фотофиксации. Все это указывает на то, что перемещение спорных объектов без несоразмерного причинения ущерба их назначению не представляется возможным. В этой связи рассматриваемые объекты с технической точки зрения обладают признаками капитальности и могут быть отнесены к недвижимому имуществу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для проведения работ по установке (монтажу) мемориала и памятных знаков (табличек) необходимо соблюдать требования указанного выше Федерального закона №73-Ф3.

Земельный участок, на котором расположен объект недвижимости - монумент и памятные знаки (таблички) расположен в границах памятника «Кирха», что подтверждается съемкой.

Ответчик ООО «Корисстрой» не имеет соответствующей лицензии, выданной Министерством культуры России. Следовательно, был не вправе проводить работы по установке (монтажу) мемориала и памятных знаков (табличек). ООО «Леноблпроект-В», который разрабатывал проект благоустройства территории, также не имеет лицензии, дающей право разрабатывать подобные проекты. Кроме того, в отношении проектной документации не проводилось историкоко-культурной экспертизы.

Таким образом, проведение работ по благоустройству территории Памятника «Кирха», выполненные ООО «Корисстрой» в виде установки (монтажа) мемориала и памятных знаков (табличек) на основании проекта, разработанного организацией, не имеющей соответствующей лицензии Минкультуры России, не прошедшего государственную историко-культурную экспертизу, не согласованного с Комитетом по культуре Ленинградской области и без получения соответствующего разрешения на проведение указанных работ, является нарушением требований Федерального №73-ФЗ.

Кроме того, что установленный ответчиком монумент и памятные (таблички) является самовольным строением, отвечающим признакам, указанным в ст. 222 ГК РФ.

Она полагает, что её права и законные интересы как гражданина РФ и потомка погибших в Великой отечественной войне родственников нарушены, так как на памятных знаках (табличках) выгравированы фамилии финских солдат, воевавших в годы Великой отечественной войны 1941-1945 на стороне фашисткой Германии, в том числе, принимавших участие в блокаде Ленинграда.

В связи с чем, полагает, что установленный ООО «Корисстрой» на объекте культурного наследия Кирха монумент, посвященный увековечиванию памяти погибших финских солдат, воевавших в годы Великой отечественной войны 1941- 1945 на стороне фашисткой Германии, в том числе, принимавших участи в блокаде Ленинграда, а также памятные знаки (таблички) с указанием фамилий указанных солдат нацисткой армии, подлежат демонтажу (сносу).

Представитель истца Дмитриевой Е. В. в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Определением суда от 17.05.2022 гражданские дела: № 2-2548/2022 по иску Выборгского городского прокурора к администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, ГБУК ЛО "Выборгский объединенный музей-заповедник" об обязании организовать работы по демонтажу малых архитектурных форм, установленных в ходе несогласованных работ по благоустройству территории - объекта культурного наследия регионального значения "Кирха"; № 2-2548/2022 по иску Дмитриевой Екатерины Владимировны к обществу с ограниченной о ответственностью "Корисстрой", администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании постройки монумента, посвященного увековечиванию памяти погибших финских солдат, воевавших в годы Великой отечественной войны, а также памятных знаков с указанием фамилий, установленных на объекте культурного наследия "Кирха", незаконной, самовольной постройкой и обязании произвести снос в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. Объединенному производству по перечисленным гражданским делам присвоен № 2-2548/2022.

Представитель ответчиков администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области и администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области в судебном заседании возражала против удовлетворения требований к указанным ответчикам, полагала, что надлежащим ответчиком является ООО «Корисстрой», представила письменный отзыв на иск.

Третье лицо Правительство Ленинградской области надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, направил письменные возражения, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Третьи лица Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, представители в судебное заседание не явились.

Представитель ГБУК ЛО "Выборгский объединенный музей-заповедник" в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований к ООО «Корисстрой».

Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении № 5-619/2020, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области расположена Кирха Святой Марии Магдалины (фин. Koiviston kirkko) — бывшая лютеранская церковь, 1904 года постройки (далее Кирха). Здание Кирхи находится в собственности МО «Приморское городское поселение» на основании закона Ленинградской области, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества МО «Приморское городское поселение» от 11.03.2022 №И-376.

Постановлением администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области № 2747 от 15.08.2022 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование», земельный участок с кадастровым номером 47:01:0401001:3543 площадью 14 349 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО «Приморское городское поселение», г. Приморск, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГБУК ЛО «выборгский объединенный музей -заповедник».

На основании решения Леноблисполкома от 27.07.1987 №325 Кирха признана вновь выявленным памятником архитектуры местного значения. Впоследствии, Приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 20.12.2018 №01-03/18-599 утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Кирха» и установлен предмет охраны Памятника. Согласно приложению 2 к Приказу, к предмету охраны отнесено финское кладбище в исторических границах и местоположение исторических захоронений на территории кирхи. Одновременно установлен режим использования территории Памятника, где запрещено, в том числе:

-строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории объекта культурного наследия объектов капитального строительства,

- проведение земляных, строительных, мелиоративных работ и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Вместе с тем, в ноябре 2019 на территории памятника «Кирха» ООО «Корисстрой» в соответствии с договором, заключенным с финским обществом «Койвисто», установил мемориал, состояний из монумента и памятных знаков (табличек), высадил зеленые насаждения.

Данные работы проведены ответчиком с нарушением действующего законодательства.

В марте 2020 Выборгской городской прокуратурой по обращению жителей г. Приморска проводилась проверка на предмет соблюдения законодательства об объектах культурного наследия в части возведения на его территории объекта недвижимости - монумента, посвященного увековечиванию памяти погибших финских солдат, воевавших в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг. на стороне фашисткой Германии, в том числе, принимавших участи в блокаде Ленинграда, а также памятных знаков (табличек) с указанием фамилий указанных солдат нацисткой армии.

В результате проверки было установлено, что на территории объекта культурного наследия регионального значения «Кирха» проведены работы по благоустройству, разрешение на которые Комитетом по культуре Ленинградской области выдавалось, за получением задания либо проведением работ по сохранению Памятника, включая проведение работ по благоустройству территории, в адрес Комитета никто не обращался.

Кроме того, в действиях ООО «Корисстрой» в период с 06.11.2019 по 30.11.2019 Выборгская городская прокуратура усмотрела признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, то есть, организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно. 08.05.2020 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, и постановлением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15.07.2020 по делу №5-619/2020 ООО «Корисстрой» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Постановление стороной обжаловано не было и вступило в законную силу 04.09.2020.

В ходе рассмотрения административного дела №5-619/2020, возбужденного в отношении ответчика ООО «Корисстрой» судом было установлено, что юридическое лицо допустило нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно, в период с 00 часов 01 минуты 06.11.2019 по 23 часа 59 минут 30.11.2019 последним произведены работы в части установки монумента и высадки зеленых насаждений - кустарников на объекте культурного наследия регионального значения «Кирха» в нарушение требований Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» без разрешения на проведение указанных работ, выданного органом охраны объектов культурного наследия, в отсутствие проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

В ходе судебного разбирательства по делу об административном правонарушении представитель ООО «Корисстрой» указывал на то обстоятельство, что монумент и памятные знаки (табличек) являются малыми архитектурными формами, относящимися к объектам благоустройства, не требующими получения разрешения на установку. Однако данное обстоятельство судом было отвергнуто как необоснованное. Установленный ответчиком комплекс, состоящий из монумента и памятных знаков (табличек), обладает признаками недвижимого имущества, включает в себя надземную и подземную часть, выполненную из железобетона и гранита, имеет глубину заложения фундаментов более 300 мм, является объектом капитального строительства, прочно связанного с землей, и как следствие, в соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ отвечает признакам недвижимого имущества.

Частью 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В данном законе дано понятие памятников - это отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддийские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры: мавзолеи, отдельные захоронения, произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

Таким образом, памятники являются объектами недвижимого имущества.

Исходя из позиции Пленума Верховного Суда РФ, указанной в пункте 38 постановления от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодексам Российской Федерации», обязательным условием отнесения строящегося объекта к недвижимой вещи (объекту незавершенного строительства) является наличие завершенных работ по сооружению фундамента или аналогичных им работ.

Согласно проекта благоустройства территории, выполненного ООО «Леноблпроект-В» по состоянию на 21.05.2019, на первом этапе работ было запланировано и выполнено устройство бетонных и монолитных фундаментов (лист 4 проекта, раздел 1.4). Кроме того, факт нахождения спорных строений на фундаменте подтверждается и актом визуального обследования, составленного комиссией с приложением материалов фотофиксации. Все это указывает на то, что перемещение спорных объектов без несоразмерного причинения ущерба их назначению не представляется возможным. В этой связи рассматриваемые объекты с технической точки зрения обладают признаками капитальности и могут быть отнесены к недвижимому имуществу.

Таким образом, для проведения работ по установке (монтажу) мемориала и памятных знаков (табличек) необходимо соблюдать требования указанного выше Федерального закона №73-Ф3.

Земельный участок, на котором расположен объект недвижимости - монумент и памятные знаки (таблички) расположен в границах памятника «Кирха», что подтверждается материалами дела.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (ч. 1 ст. 45 указанно выше Федерального закона).

При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 45 Федерального закона №73-Ф3, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Ответчик ООО «Корисстрой» не имеет соответствующей лицензии, выданной Министерством культуры России. Следовательно, был не вправе проводить работы по установке (монтажу) мемориала и памятных знаков (табличек). ООО «Леноблпроект-В», который разрабатывал проект благоустройства территории, также не имеет лицензии, дающей право разрабатывать подобные проекты. Кроме того, в отношении проектной документации не проводилось историко-культурной экспертизы.

Таким образом, проведение работ по благоустройству территории Памятника «Кирха», выполненные ООО «Корисстрой» в виде установки (монтажа) мемориала и памятных знаков (табличек) на основании проекта, разработанного организацией, не имеющей соответствующей лицензии Минкультуры России, не прошедшего государственную историко-культурную экспертизу, не согласованного с Комитетом по культуре Ленинградской области и без получения соответствующего разрешения на проведение указанных работ, является нарушением требований Федерального №73-ФЗ.

Установленный ответчиком ООО «Корисстрой» монумент и памятные (таблички) является самовольным строением, отвечающим признакам, указанным в ст. 222 ГК РФ.

Указанные обстоятельства ответчиком ООО «Корисстрой» не опровергнуты.

Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.07.2007 №595-0-П, самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Осуществление самовольной постройки фактически является виновным действием, доказательством совершения, которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в ч. 1 ст. 222 ГК РФ Гражданского кодекса Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в ч. 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее либо за его счет.

Таким образом, по общему правилу правовым последствием осуществления самовольной постройки должен быть ее снос.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.

Ответчик ООО «Корисстрой» признано виновным в совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ в связи нарушением требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно обществом в проведении работ в части установки монумента и высадки зеленых насаждений - кустарников на объекте культурного наследия регионального значения «Кирха» без разрешения на проведение указанных работ, выданного органом охраны объектов культурного наследия, в отсутствие проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Суд также отмечает, что ни ООО «Корисстрой», ни финское общество Койвисто с заявлением о предоставлении земельного участка для проведения работ по возведению и установки малых архитектурных форм ни в администрацию МО «Приморское городское поселение», ни в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области не обращались. Доказательств обратного не имеется.

Суд полагает, что требование о признании возведенного на территории Памятника регионального значения «Кирха» мемориала, состоящего из монумента и памятных знаков (табличек) самовольной постройкой является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

С учетом собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, установленный ООО «Корисстрой» на объекте культурного наследия Кирха монумент, посвященный увековечиванию памяти погибших финских солдат, воевавших в годы Великой отечественной войны 1941- 1945 на стороне фашисткой Германии, в том числе, принимавших участи в блокаде Ленинграда, а также памятные знаки (таблички) с указанием фамилий указанных солдат нацисткой армии, подлежат демонтажу (сносу).

Согласно представленного в ходе рассмотрения дела представителем ГБУК ЛО «Выборгский объединённый музей-заповедник» фотоотчета спорной территории, в настоящее время памятные знаки (таблички) с указанием фамилий солдат нацисткой армии отсутствуют. Имеются лишь бетонные фундаменты (всего в количестве 7-ми штук). А также имеется монумент (в центральной части мемориала), на котором установлена плита, свободная от каких - либо надписей (ранее имелась плита с надписью «Жителям Койвисто»). Однако тот факт, что часть мемориала демонтирована, правового значения не имеет, так как оставшаяся часть монумента не утрачивает признаков самовольной постройки.

Суд полагает, что обязанность по проведение демонтажа оставшейся части монумента должна быть возложена на ответчика ООО «Корисстрой» как на лицо, непосредственно выполнявшее работы в нарушение требований законодательства.

Оснований для удовлетворении требований об обязании демонтировать оставшуюся часть монумента к ответчикам администрации МО «Приморское городское поселение» и администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области не имеется, так как работы по установке мемориала последними не выполнялись, договоров с лицами по установке мемориала не заключали, денежные средства не получали и не оплачивали, в связи с чем, заявленные исковые требования Дмитриевой Е. В. подлежат частичному удовлетворению.

Суд также полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных Выборгским городским прокурором к администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в части обязания произвести демонтаж спорных объектов также не имеется, поскольку данная обязанность также должна быть возложена на непосредственного исполнителя - ООО «Корисстрой», в связи с чем, иск прокурора не подлежит удовлетворению в полном объеме.          Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

                                      решил:

          В удовлетворении искового заявления Выборгского городского прокурора к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об обязании произвести демонтаж архитектурных форм, установленных в ходе несогласованных работ по благоустройству территории объекта культурного наследия регионального значения "Кирха", отказать.

    Исковое заявление Дмитриевой Екатерины Владимировны к обществу с ограниченной о ответственностью "Корисстрой", администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании постройки монумента, посвященного увековечиванию памяти погибших финских солдат, воевавших в годы Великой отечественной войны, а также памятных знаков с указанием фамилий, установленных на объекте культурного наследия "Кирха", незаконной, самовольной постройкой и обязании произвести снос в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, удовлетворить частично.

Признать возведенный на территории объекта культурного наследия регионального значения «Кирха», расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск, ул. Заводская, д. 5, мемориал, состоящий из монумента и памятных знаков (табличек), самовольной постройкой.

Обязать общество с ограниченной о ответственностью "Корисстрой" произвести снос мемориала, состоящего из малых архитектурных форм (монумента, памятных знаков на бетонных фундаментах), установленных в ходе несогласованных работ по благоустройству территории объекта культурного наследия регионального значения "Кирха", расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск, ул. Заводская, д. 5, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска Дмитриевой Екатерины Владимировны отказать.

      Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд.

Судья                                                                                                 Н. Б. Вериго

Мотивированное решение составлено 12 сентября 2022 года.

47RS0005-01-2022-001543-43

Подлинный документ находится

в производстве Выборгского городского суда

Ленинградской области, подшит в деле №2-2548/2022

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».