Дело № 3а-142/2022
Номер дела: 3а-142/2022
УИН: 47OS0000-01-2022-000096-18
Дата начала: 19.04.2022
Дата рассмотрения: 03.06.2022
Суд: Ленинградский областной суд
Судья: Ночевник Сергей Григорьевич
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Дело № 3а-142/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 03 июня 2022 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при секретаре ФИО9,
с участием прокурора Чубуковой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карцева Игоря Викторовича о признании недействующим в части постановление Правительства Ленинградской области от 06 сентября 2017 года № 357 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области»,
установил:
06.09.2017 постановлением Правительства Ленинградской области № 357 (далее – Постановление № 357) утвержден Генеральный план муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее – Генеральный план).
На карте функциональных зон дер.Шепелево Генерального плана, часть территории отмечена белым цветом, что согласно описанию к карте означает территорию, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.
На картах Генерального плана, а именно: на карте современного использования территории применительно к дер.Шепелево, на карте размещения объектов отдыха и туризма (применительно к дер.Шепелево), на карте зон с особыми условиями использования территории (применительно к дер.Шепелево) часть территории отмечена сиреневым цветом, что означает согласно расшифровке, что это: земли населенных пунктов согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и земли лесного фонда согласно данным лесохозяйственного регламента Ломоносовского лесничества Ленинградской области.
На карте границ населенных пунктов генерального плана отражено, что часть земельных участков, стоящих на кадастровом учете (применительно к дер.Шепелево) расположены за пределами границ дер.Шепелево.
В материалах по обоснованию генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области отражено, что существующие границы дер.Шепелево определены на основании данных Ломоносовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области; также использованы данные администрации Лебяженского городского поселения и комитета по природным ресурсам Ленинградской области в части границ земель лесного фонда и особо охраняемых природных территорий. В границах населенного пункта имеется участок лесного фонда - лесной квартал № 2 Приморского участкового лесничества, в пределах которого выделены участки под индивидуальную застройку и произведена планировка территории.
20.09.2017 Постановление № 357 опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением Карцев И.В. просил признать недействующим Генеральный план в той части, в которой он не позволяет достоверно определить местонахождение земельного участка с кадастровым номером № относительно границ населенного пункта дер.Шепелево.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что Карцев И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категорий земель – земли населенных пунктов и видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Согласно Генеральному плану земельный участок отнесен к землям городских поселений, однако вид его разрешенного использования не определен. Из карт, являющихся составной частью Генерального плана, следует, что земельный участок Карцева И.В. отнесен к территории, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель. Это приводит к неопределенности при применении Генерального плана, поскольку статьей 23 Градостроительного кодекса РФ не предусмотрена возможность, при утверждении генеральным планом границ населенного пункта, оставлять неразрешенным вопрос о статусе какой-либо территории.
В письменных возражениях административного ответчика Правительства Ленинградской области указано, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению. Генеральным планом впервые установлены границы населенных пунктов. В ходе подготовки проекта генерального плана было установлено, что в отношении земельного участка административного истца имеется наложение на земли лесного фонда. Факт пересечения границ земельного участка административного истца и лесного участка с кадастровым номером № свидетельствует о двойном учете земельного и лесного участков. Разрешение вопроса о законности возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок как на земли лесного фонда и административного истца как на земли населенного пункта выходит за пределы компетенции как органа местного самоуправления, разработавшего проект генерального плана, так и органа власти субъекта, утверждающего генеральный план. Включение спорного земельного участка в границы населенного пункта возможно только после разрешения вопроса о праве по согласованию с Рослесхозом. Правовые основания для признания акта недействительным отсутствуют.
Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца Хрусталева Е.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Вилаева М.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.15 ст.25 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Судом установлено, что <данные изъяты> за Карцевым И.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Поскольку функциональное зонирование территории МО «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области определено Генеральным планом, то административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых Генеральным планом, и вправе полагать, что его права и законные интересы нарушаются оспариваемым нормативным правовым актом.
В соответствии со ст.64 Кодекса административного судопроизводства РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как разъяснено в п.38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Судом установлено, что решением Ленинградского областного суда от 02.07.2019 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план в той части, в которой не позволяет достоверно определить местонахождение земельных участков с кадастровыми номерами № относительно границ населенного пункта дер.Шепелево.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.12.2019 решение Ленинградского областного суда от 02.07.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Ленинградской области без удовлетворения.
В апелляционном определении от 05.12.2019 указано, что Постановление № 357 принято уполномоченным органом в установленной форме и опубликовано в установленном порядке.
Из апелляционного определения от 05.12.2019 следует, что Генеральный план в оспариваемой части не соответствует ст.23 ГрК РФ и не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование его содержания, носит неопределенный характер в той части, в которой определяет местоположение земельных участков с кадастровыми номерами № относительно границ д.Шепелево.
Решением Ленинградского областного суда от 27.01.2020 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план в той части, в которой не позволяет достоверно определить местонахождение земельного участка с кадастровым номером № относительно границ населенного пункта д.Шепелево.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26.05.2020, кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции решение Ленинградского областного суда от 27.01.2020 оставлено без изменения, апелляционная и кассационная жалобы Правительства Ленинградской области без удовлетворения.
Из актов вышестоящих судов следует, что Генеральный план в оспариваемой части не соответствует ст.23 ГрК РФ и не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование его содержания, носит неопределенный характер в той части, в которой определяет местоположение земельного участка с кадастровым номером № относительно границ населенного пункта дер.Шепелево.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно п.1ч.1 ст. 84 Земельного кодекса РФ установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч.5.1 ст.23 ГрК РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.
В п.7 ч.7 ст.23 ГрК РФ отражено, что составной частью материалов по обоснованию проекта генерального плана является перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Судом установлено, что <данные изъяты> постановлением местной администрации МО «Лебяженское городское поселение» <данные изъяты> утверждена схема планировочной организации зоны индивидуального жилого строительства в д.Шепелево Лебяженского городского поселения.
Согласно материалам по обоснованию Генерального плана земельный участок с кадастровым номером № имеет пересечение с землями лесного фонда (квартал 2 Приморского участкового лесничества Ломоносовского лесничества), а именно с лесным участком, которому согласно сведениям из ЕГРН присвоен кадастровый номер №.
В связи с невозможностью отнесения земельного участка административного истца к одной из категории земель, определенной наличием противоречий между данными лесоустройства и сведениями из ЕГРН, отсутствием согласования с Федеральным агенством лесного хозяйства о включении земельных участков в земли насленных пунктов, оспариваемым Генеральным планом земельный участок отнесен к территории, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категории земель, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого Генерального плана критерию формальной определённости, допускает неоднозначное толкование его содержания в оспариваемой части и противоречии ст. 23 ГрК РФ.
Следовательно, установленное решениями Ленинградского областного суда от 02.07.2019 и от 27.01.2020 наличие правовой неопределенности в части определения местоположения земельных участков с кадастровыми номерами № относительно границ дер.Шепелево, свидетельствует также о наличии правовой неопределенности в части определения местоположения земельного участка с кадастровым номером № относительно границ дер.Шепелево
Указанные обстоятельства, с учетом положения ст.64 КАС РФ, свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими Постановления № 357 в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Карцева Игоря Викторовича удовлетворить.
Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Ленинградской области от 06 сентября 2017 года № 357 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области» в той части, в которой оно не позволяет достоверно определить местонахождение земельного участка с кадастровым номером № относительно границ населенного пункта дер.Шепелево.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Г. Ночевник
Решение в окончательной форме изготовлено 08 июня 2022 г.