Дело № 33-2545/2022

Номер дела: 33-2545/2022

УИН: 36RS0004-01-2021-006946-54

Дата начала: 30.03.2022

Суд: Воронежский областной суд

Судья: Квасова Ольга Алексеевна

:
Результат
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Корышев Вячеслав Валентинович
ОТВЕТЧИК УФССП по ВО
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Передача дела судье 30.03.2022
Судебное заседание Объявлен перерыв 28.04.2022
Судебное заседание Вынесено решение РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ 05.05.2022
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 20.05.2022
Передано в экспедицию 23.05.2022
 

Определение

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33-2545/2022

Номер дела 2-5599/2021

36RS0004-01-2021-006946-54

Строка № 075 г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 мая 2022 г. г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Л.В.,

судей Глазовой Н.В., Квасовой О.А.,

при секретаре Тарасове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.

гражданское дело по иску Корышева Вячеслава Валентиновича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет

по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области

на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 15 декабря 2021 г.

(судья Щербатых Е.Г.)

установила:

Корышев В.В. обратился в суд с вышеназванным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области, ссылаясь на нарушение ответчиком его права на получение пенсии по выслуги лет. В обоснование своих требований он указал на то, что проходил службу в органах принудительного исполнения, ДД.ММ.ГГГГ был уволен на основании заключения военно-врачебной комиссии в связи с болезнью, имеет выслугу 16 лет 09 месяцев 03 дня (по состоянию на день увольнения), общий трудовой стаж - 34 года. С целью реализации своего права на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с пункта «б» ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в редакции от 22 декабря 2020 г.) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» Корышев В.В.
ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области с соответствующим рапортом. В ответ на данный рапорт были выданы нарочно истцу денежный аттестат и расчет выслуги лет, однако не переданы в пенсионный орган по его месту жительства материалы для назначения пенсии по выслуги лет. Не согласившись с такими действиями Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области, Корышев В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с повторным рапортом, на который ДД.ММ.ГГГГ им был получен письменный ответ, содержащий отказ в его удовлетворении. Ссылаясь на то, что данными действиями ответчик препятствует реализации его права на назначение пенсии по выслуги лет, Корышев В.В. просил:

обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области назначить ему пенсию за выслугу лет в соответствии с вышеназванным п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации
от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня увольнения со службы и направить документы для оформления пенсии в соответствующее кадровое подразделение для их передачи в пенсионный орган по месту жительства истца (л.д. 3-8).

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 15 декабря 2021 г. заявленные Корышевым В.В. требования удовлетворены: возложена обязанность на Управление Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу принять решение о назначении ему пенсии за выслугу лет по вышеназванному основанию и направить документы для оформления пенсии на имя Корышева В.В. в соответствующее кадровое подразделение для их передачи в пенсионный орган по месту его жительства (л.д. 75, 76-80).

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, настаивает на том, что государственную гражданскую службу не следует считать службой в органах принудительного исполнения, которая составила у Корышева В.В.
11 месяцев 28 дней и сам по себе факт наличия у истца выслуги лет в размере 16 лет 9 месяцев и 3 дней не свидетельствует о возможности назначения ему пенсии по указанному основанию в соответствии с пункта «б» ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (л.д. 91-96).

В судебное заседание явились: истец Корышев В.В., его представитель по устному ходатайству – Мащенко И.И., представитель ответчика
УФССП по Воронежской области – Чикова Ж.Н.

В судебном заседании представитель УФССП по Воронежской области – Чикова Ж.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, принять новое, которым в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.

Корышев В.В. и его представитель – Мащенко И.И. в судебном заседании просили приобщить к материалам дела письменные пояснения, возражали по доводам апелляционной жалобы, настаивали на оставлении решения суда без изменения, жалобы представителя ответчика – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на социальное обеспечение (статья 39, часть 1), решение вопросов, касающихся правовых оснований назначения государственных пенсий и порядка их исчисления, относит к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Из материалов дела следует, что Корышев В.В. с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области в звании младшего лейтенанта внутренней службы (л.д. 12-28, 30-32).

Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ Корышев В.В. уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах принудительного исполнения
(л.д. 28, 33-37).

Из данного приказа также следует, что выслуга лет истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном порядке 16 лет 9 месяцев 3 дня, в льготном исчислении также - 16 лет 9 месяцев 3 дня.

Общий трудовой стаж Корышева В.В. составляет более 33 лет.

Из расчета выслуги лет, составленного Управлением Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области следует, что в выслугу лет для назначения пенсии Корышеву В.В. была засчитана следующая служба:

- действительная военная служба, <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 12 дней);

- государственная гражданская служба в территориальных органах ФССП России в должностях судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 00 месяцев 29 дней);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 07 месяцев 23 дня);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 02 дня);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 10 месяцев);

- служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 28 дней) (л.д. 41-43).

Из положений ст. 1 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» следует, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).

Подпунктом «б» п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации
от 11 февраля 1993 г. № 4468-1 предусмотрено право на выслугу лет лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, уволенных со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигших на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

С 1 января 2020 г. федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что повлекло за собой перевод части федеральных государственных гражданских служащих ФССП России на государственную службу иного вида.

Вышеназванными обстоятельствами было обусловлено заключение
ДД.ММ.ГГГГ контракта между Управлением Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области и Корышевым В.В. о прохождении последним службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (л.д. 30-32).

Таким образом, Корышев В.В. до ДД.ММ.ГГГГ замещавший должность в федеральном органе исполнительной власти (судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), был принят на службу в органы принудительного исполнения, в связи с чем приобрел новый статус, правовое регулирование которого определяется Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ, регламентирующим особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождения и прекращения, а также определяющим правовое положение (статуса) сотрудника.

Пунктом 1 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ предусмотрено, что стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются, в том числе, период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации (п. 2 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ).

Согласно пп. 1 п. 4 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г.
№ 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в календарном или льготном исчислении).

Корышев В.В. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области с рапортом о принятии решения о назначении пенсии за выслугу лет по вышеназванному основанию и направлении документов для оформления пенсии в соответствующее кадровое подразделение для их передачи в пенсионный орган по месту его жительства, в чем ему было отказано
(л.д. 40, 48).

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области в суде первой инстанции в обоснование вышеназванного отказа указывал, что понятия «выслуга лет» и «служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации» не являются тождественными; стаж службы истца в органах принудительного исполнения составляет всего 11 месяцев 28 дней, что значительно меньше предусмотренных законом 12 лет 6 месяцев.

Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, оценив представленные указанные ранее доказательства, пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку Корышев В.В., как лицо, проходящее службу в органах принудительного исполнения подпадает под регулирование Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ, которым, в свою очередь, на него распространено действие норм Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4468-1, и в его стаж службы в органах принудительного исполнения подлежит включению как стаж службы в должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов с 1 июня 2020 г. по 28 мая 2021 г., так и службы в должностях судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в территориальных органах ФССП России в соответствующие периоды до 31 мая 2020 г.

Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы представителя ответчика, находит данные выводы суда обоснованными и обращает внимание на следующее.

В соответствии с ч.14 ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г.
№ 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

Данной статьей по своей сути предусмотрен переходный период для федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов и гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 31 марта 2022 г. № 710-О, в Федеральном законе «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодатель, определяя правовой статус сотрудника - гражданина, проходящего в соответствии с данным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, закрепил за сотрудниками в том числе право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для реализации данного права предусмотрел внесение изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (пункт 7 статьи 1, пункт 17 части 1 статьи 11 и статья 96). При этом за указанными лицами сохранялась возможность зачета в стаж работы (выслугу лет) отдельных периодов их службы до 1 июля 2020 г., в том числе в должностях судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов, должностях гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах (часть 14 статьи 92).

Таким образом, при реализации права на государственное пенсионное обеспечение сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации по завершении реформирования системы судебных приставов по своему статусу приравнены, в том числе, к государственным служащим в органах уголовно-исполнительной системы.

При изложенных обстоятельствах является верным вывод суда первой инстанции о том, что периоды работы Корышева В.В. в должностях судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов до ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет на основании пп. «б» п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4468-1.

Доводы апелляционной жалобы представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области о том, что государственную гражданскую службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не следует считать службой в органах принудительного исполнения и при отсутствии у истца стажа именно в органах принудительного исполнения в размере 12, 5 лет он не может претендовать на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с пп. «б» п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4468-1, основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм материального права, противоречат позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31 марта 2022 г. № 710-О, являлись предметом исследования суда первой инстанции и были обоснованно отклонены им по мотивам, изложенным в судебном постановлении.

Как правильно указал суд, толкование приведенных выше норм закона таким образом, как приведен стороной ответчика, приведет к тому, что право сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации на пенсию за выслугу лет в соответствии с пп. «б» п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4468-1, исключительно в связи с переходом Федеральной службы судебных приставов на иной вид государственной службы с 1 января 2020 г., возникнет у них не ранее
1 июля 2032 г., что явно нарушит их социальные (пенсионные), гарантированные Конституцией Российской Федерации права, в том числе право на равенство всех перед законом и поставит в неравное положение с иными категориями лиц, указанными в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 15 декабря 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 мая 2022 г.

Председательствующий

Судьи коллегии

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».