Дело № 2-1563/2022

Номер дела: 2-1563/2022

УИН: 66RS0044-01-2022-001552-93

Дата начала: 24.03.2022

Суд: Первоуральский городской суд Свердловской области

Судья: Кутенин Александр Сергеевич

:
Результат
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Тулаев Владимир Иванович
ОТВЕТЧИК ООО "Дом плюс"
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Тулаева Светлана Алексаеевна
ТРЕТЬЕ ЛИЦО ППМУП "Водоканал"
ТРЕТЬЕ ЛИЦО ПАО "Т Плюс"
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Тулаев Алексей Владимирович
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 24.03.2022
Передача материалов судье 24.03.2022
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Оставление иска (заявления, жалобы) без движения 25.03.2022
Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд Иск (заявление, жалоба) принят к производству 01.04.2022
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 01.04.2022
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 04.04.2022
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора 26.04.2022
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала Изменение основания или предмета иска, увеличение размера исковых требований 14.06.2022
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора 27.06.2022
Судебное заседание Заседание отложено неявка ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ 26.07.2022
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) 22.08.2022
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 29.08.2022
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 30.08.2022
 

Акты

<данные изъяты>

Дело № 2-1563/2022        мотивированное решение изготовлено 29.08.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Первоуральск             22 августа 2022 года.

Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Кутенина А.С.,

при секретаре Беляевских К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1563/2022 по иску Тулаева Владимира Ивановича к Обществу с ограниченной ответственностью УК «Дом плюс» о защите прав потребителей, возложении обязанности, взыскании убытков, неустойки, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Тулаев В.И. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью УК «Дом плюс» о защите прав потребителей, возложении обязанности, взыскании убытков, неустойки, штрафа (т. 1 л.д. 3 – 21). Истец просил безотлагательно обеспечить жилой <адрес> общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя в открытой циркуляционной системе горячего водоснабжения дома вторичным теплоносителем. Также истец просил безотлагательно обеспечить жилой дом общедомовым прибором учета используемой холодной воды, установленных на входе сети холодного водоснабжения в дом и на ответвлении в теплообменник для приготовления вторичного теплоносителя с системе горячего водоснабжения дома. Истец в исковом заявлении указывает на выставлении коммунальных услуг и платежей в завешенном объеме, на наличие «приписок» в его квитанциях, в связи с чем он несет убытки, оплачивая суммы в квитанциях. Кроме того истец указывал, что действиями ответчика нарушаются его жилищные права, в связи с чем имеются основания для взыскания неустойки по Закону РФ «О защите прав потребителей» просил отдельно по услугам «отопление», «горячее водоснабжение», «содержание и текущий ремонт», «электроэнергия на общедомовые нужды», «электроэнергия на общедомовые нужды, в том числе для содержания общего имущества» согласно расчетам в иске. 25.04.2022 истец дополнил свои исковые требования (л.д. 149 – 151), 14.06.2022 Тулаев В.И. повторно уточнил требования. В судебном заседании Тулаев В.И. отказался от дачи пояснений по делу, ссылаясь на непроведение подготовки по делу после привлечения третьих лиц.

В судебных заседаниях представитель ответчика ООО «Дом плюс» Фунина И.А. не признала исковые требования, пояснила, что собственники в доме по адресу <адрес> «А» не проводили никаких общих собраний по вопросам установке приборов учета в доме. Представила отзыв на иск (т. 1 л.д. 179) в котором указала, что ответчиком не нарушаются имущественные права истца.

Тулаев В.И. неоднократно в устной и письменной форме указывал на необходимость отказа в защите ответчику его прав при рассмотрении дела в суде (т. 1 л.д. 19 оборот, т. 1 л.д. 20 оборот, т. 1 л.д. 24 – 26, т. 2 л.д. 28 – 31).

Право на судебную защиту гарантировано для каждого субъекта правоотношений положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации. В связи с чем, отказ от права на обращении в суд признается недействительным (часть 2 статьи 3 ГПК РФ). Право на судебную защиту по возбужденному гражданскому делу гарантируется тем, что суд призван в равной мере защищать права как истца, так и ответчика. В силу чего, при предъявлении иска в суд, суд обязан предоставить ответчику возможность предоставлять доказательства в обоснование своей позиции для защиты своих прав. Иное (о чем истец указывает в ходатайствах) нарушает принцип права на судебную защиту.

Представитель третьего лица ПМУП «Водоканал» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В отзыве на иск (т. 1 л.д. 237 – 239) указал, что спорный дом не оснащен общедомовым прибором учета на настоящее время, в связи с чем ответчиком правомерно выставляются счета за коммунальные услуги с повышающим коэффициентом.

Представитель третьего лица ПАО «Т плюс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве на иск (т. 2 л.д. 2 – 4) указал, что нормами Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Третье лицо Тулаева С.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Третье лицо Тулаев А.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 48).

Суд, выслушав истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч.ч. 1 – 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что Тулаев В.И. является собственником жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.03.2004 (т. 1 л.д. 22). В жилом помещении проживают и зарегистрированы помимо собственника Тулаева В.И. его супруга Тулаева С.А. 02.12.1948 года рождения и сын Тулаев А.В. 08.03.1981 года рождения (т. 1 л.д. 145 – 146).

С 2008 года по настоящее время управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> является ООО «Дом плюс» (т. 1 л.д. 32).

Между ООО «Дом плюс» и ООО «СТК» (в настоящее время ПАО «Т плюс») заключен договор теплоснабжения от 01.06.2018 (т. 1 л.д. 187 – 204).

Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В 2016 году в Первоуральском городском суде было рассмотрено дело по иску Тулаева Владимира Ивановича, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Обществу с ограниченной ответственностью «Дом Плюс», Обществу с ограниченной ответственностью «Свердловская теплоснабжающая компания» о понуждении ответчика к оснащению многоквартирного дома приборами учета, восстановлении работоспособности приборов учета, перерасчете платы по услуге «отопление», возложении обязанности обеспечить предоставление услуги «Горячее водоснабжение» надлежащего качества, возмещении ущерба, взыскании неустойки, процентов, штрафа, компенсации морального вреда, по иску ФИО7 к Обществу с ограниченной ответственностью «Дом Плюс» о взыскании убытков, процентов, неустойки, причиненных ввиду нарушения ответчиком действующего законодательства (т. 1 л.д. 152 – 157).

При рассмотрении этого дела суды первой и второй инстанции пришли к выводу о том, что вопрос о возложении на ответчиков обязанности установить в МКД <адрес> общедомовой прибор учета потребления тепловой энергии за счет УК Дом плюс, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обязанность по обеспечению возможности оснащения многоквартирного дома общедомовым прибором учета потребления коммунального ресурса (то есть обязанность по оплате установки такого прибора) лежит на собственниках помещений такого дома, а не на управляющей организации и не на ресурсоснабжающей организации (п.п. 5, 5.1, 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Следовательно, исковое требование об оплате установки прибора учета общедомового потребления тепловой энергии за счет УК Дом плюс не основано на законе.

Судом было установлено, что МКД <адрес> подключен (присоединен) к тепловым сетям, принадлежащим ООО СТК, являющемуся ресурсоснабжающей организацией и потому несущему ответственность за установку в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребления тепловой энергии (п.п. 6, 9, 12 ст. 13 Закона об энергосбережении; Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.03.2012 ; Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.08.2015 -ОЛ/04). В то же время, судом учтено, что ООО СТК представлен акт от 30.04.2014 о невозможности установления в МКД <адрес> общедомового прибора учета потребления тепловой энергии без соответствующего изменения (ремонта) тепловых сетей данного многоквартирного дома (далее Акт о невозможности установления ОПУ ТЭ в МКД <адрес>). Составление такого акта и критерии отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета (ОПУ), как правильно указал суд первой инстанции, предусмотрены ст. 15 Закона об энергосбережении; п. 11 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 ; п.п. 2-5 Приложения («Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета») и Приложений № к Приказу Минрегиона России от 29.12.2011 (т. 1 л.д. 152 – 157).

Многоквартирный <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя, допущенным в эксплуатацию (акты ввода прибора учета от 28.12.2018 – т. л.д. 202). Индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в жилых помещениях не установлены, обязанность по их установлению лежит на собственниках жилых помещений.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Обязанность по несению бремени расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме установлена также ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из положений ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 42 Правил № 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

Согласно п. 6 Письма Минстроя России от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» повышающие коэффициенты, указанные в расчетных формулах определения размера платы за коммунальные услуги, исходящих из положений пунктов 42, 42.1 и 60.1 Правил № 354, а также указанные в подпункте «е» пункта 22 Правил № 124 применяются соответственно для целей определения размера платы за коммунальные услуги и стоимости тепловой энергии в расчетном периоде. Такие повышающие коэффициенты не увеличивают ни объем предоставленных коммунальных услуг, ни объем поставленной в многоквартирные дома тепловой энергии.

Одним из условий применения повышающих коэффициентов, кроме исходящих из статьи 13 Закона № 261-ФЗ об обязанности собственников помещений в многоквартирном доме установить индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета, Правила № 354 и Правила № 124 содержат дополнительное условие, заключающееся в праве исполнителя коммунальных услуг в расчете с потребителями коммунальных услуг или праве теплоснабжающей организации в расчетах с исполнителем коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.

Средства от продажи коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями с учетом применения повышенных нормативов в указанных выше случаях, а также с учетом применения повышающих коэффициентов, введенных в Правила № 124 Постановлением № 603, формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности.

Средства исполнителей коммунальных услуг от продажи коммунальных услуг с применением повышенных нормативов или с применением повышающих коэффициентов, приведенных в пунктах 42, 42.1 и 60.1 Правил № 354, составляют доходы исполнителей коммунальных услуг, направляемые на проведение энергоэффективных мероприятий в период проведения таких мероприятий, конкретный перечень которых определяется по усмотрению исполнителя коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Обязанность управляющей организации оплачивать ресурс на ГВС И ХВС с повышающим коэффициентом предусмотрено пп. «ж» ст. 22 Правил № 124 ж) при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. Из совокупности приведенных положений усматривается обоснованность доводов истца о наличии у собственника жилого помещения обязанности по оборудованию его индивидуальным (общим для коммунальных квартир) прибором учета, собственник обязан осуществить финансирование установки приборов учета, организовать такие работы посредством направления соответствующей заявки в компетентные органы и организации.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления силу указанного закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 г. завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 4 ст. 13).

В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, на собственников этих помещений (п. 81).

Таким образом, действующее до 01.07.2020 законодательство возлагало на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному, муниципальному или частному жилищному фонду, и независимо от того, использовал ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении, а также законодательством о водоснабжении мероприятия по энергосбережению и водоснабжению включены в состав работ по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета лежит на собственниках жилых помещений в данном доме, как и принятие решения по установке таких приборов учета.

Расчеты истца, изложенные в исковом заявлении, основаны на субъективном толвокании указанных норм материального права. Суд не усматривает оснований согласиться с ними.

Суд соглашается с позицией ответчика о том, что истец не указывает каким образом нарушены его права в связи с отсутствием таких приборов учета. Жилые помещения в спорном доме приборами учета не оборудованы.

Истцом заявлены требования об оснащении многоквартирного <адрес> общедомовыми приборами учета холодной воды и тепловой энергии, используемой для приготовления горячей воды.

Правила предоставления коммунальных услуг, увт. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, в пункте 42 устанавливают порядок расчета платы по коммунальным услугам, в том числе холодное и горячее водоснабжение. Согласно указанному пункту, показания общедомовых приборов учета в расчете платы не участвуют. Соответственно, истцу плата по коммунальным услугам холодное и горячее водоснабжение рассчитывается исходя из индивидуального потребления, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета.

В соответствии с п. 29 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, объем потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – КРСОИ), определяется нормативами потребления, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, показания общедомовых приборов учета горячего и холодного водоснабжения также не участвуют в расчете платы по КРСОИ. В этой связи ответчиком не нарушены права и законные интересы истца в связи с отсутствием общедомовых приборов учета горячего и холодного водоснабжения, а также не причинены убытки.

В городе Первоуральске существует только закрытая система горячего водоснабжения. Истец предъявляет требования об оснащении приборами учета тепловой энергии открытой системы горячего водоснабжения вторичным теплоносителем. В спорном многоквартирном доме такой системы нет, доказательств обратного истцом не представлено.

Как следует из отзыва на иск, согласно пп. «е» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает, что показания коллективных (общедомовых) приборов учета исполнитель коммунальных услуг ежемесячно снимает в период с 23-го по 25-е число текущего месяца. Соответственно, исполнитель коммунальных услуг ООО «Дом Плюс» самостоятельно определяет период снятия показаний. Ответчик производит съем показаний общедомовых приборов учета 24-го числа каждого месяца, что соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг. Доводы ответчика о том, что истец не наделен правом определять дату съема показаний и требовать установить такую дату неправомерны, являются обоснованными.

Многоквартирный <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя, допущенным в эксплуатацию (акты ввода прибора учета от 28.12.2018 – т. л.д. 202). Ни одно помещение указанного дома не оборудовано индивидуальным прибором учета тепловой энергии и теплоносителя.

Порядок расчета платы по коммунальной услуге отопление установлен п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг. Согласно ему, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, то есть

где:

Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответчик производит расчет платы по вышеуказанной формуле исходя из показаний общедомового прибора учета. Суд соглашается с позицией ответчика о том, что расчет истца произведен не в соответствии с формулой, установленной п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг и без применения показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя за спорный период. У истца отсутствуют сведения о показания указанного прибора учета, самостоятельное определение данных показаний истцом противозаконно, поскольку установленный общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя учитывает только объем тепловой энергии используемой для оказаний коммунальной услуги отопление.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к названным Правилам. В Приложении к Правилам установлены критерии температуры горячей воды в точке водоразбора, которая должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 00-00 час. до 05-00 час.) не более чем на 5 градусов, в дневное время (с 5-00 час. до 00-00 час.) не более чем на 3 градуса. При этом перерасчет производится следующим образом: за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разделом 9 Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду. Пункт 5 приложения № 1 к Правилам закрепляет условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, который не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима. В соответствии с п. 5 приложения № 1 к Правилам возможность снижения платы за поставку некачественного ресурса поставлена в зависимость от понижения температуры ниже предельно допустимых отклонений (допустимые отклонения температуры горячей воды составляют: в ночные часы - 55 градусов и выше, в дневные - 57 градусов и выше). Плата за некачественную поставку снижается на 0,1% в сутки за каждый час отклонения температуры в точке водоразбора на 3 градуса от предельно допустимых значений, то есть в ночные часы - при температуре 52 градуса и ниже, в дневные - 54 градуса и ниже. Дополнительное снижение температуры на каждые 3 градуса (- 6, - 9, - 12 от предельно допустимых значении) дает возможность снизить плату за час некачественной поставки на 0,2 %, 0,3 % и 0,4 % соответственно.

05.08.2021 в помещении истца установлен факт предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, соответственно требования истца о снижении платы по услуге горячее водоснабжение необоснованно и незаконно. По факту снижения температуры горячей воды, установленной 20.09.2021 произведено снижение платы на основании актов замеров температуры в точках водоразборов с учетом положений Правил и отражено в квитанции апреля 2022 года (т. 1 л.д. 180). Доказательств того, что произведенный перерасчет является арифметически неверным или противоречит Правил предоставления коммунальных услуг истцом в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Собственникам и пользователям помещений в многоквартирном <адрес> расчёт платы за содержание жилого помещения производится исходя из размера платы, установленного органом местного самоуправления. Основание применения тарифа является пункт 5.2 договора управления многоквартирным домом, который предусматривает, что оплата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда осуществляется по ставкам и тарифам, установленным в соответствии с Решением Первоуральского городского Совета. Размер платы за услуги по содержанию и ремонту по настоящему договору определяется в соответствии с изменениями в действующем законодательстве. Данное решение общего собрание истцом не оспорено, иных управляющих компаний в данном доме не выбрано.

30.01.2020 Первоуральская городская дума приняла решение № 262 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома». 29.04.2021 Первоуральская городская Дума приняла решение № 429 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома».

Частью 11 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.

При рассмотрении дела не установлено неверного начисления коммунальных услуг и платежей ответчиком истцу. Указание в иске на необходимость применения по аналогии ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основано на неверном толковании норм материального права.

С учетом изложенного в удовлетворении иска надлежит отказать, поскольку не имеется оснований для произведения перерасчета и начисления неустойки.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тулаева Владимира Ивановича к Обществу с ограниченной ответственностью УК «Дом плюс» о защите прав потребителей, возложении обязанности, взыскании убытков, неустойки, штрафа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.

Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».