Дело № 2-1946/2022
Номер дела: 2-1946/2022
УИН: 37RS0010-01-2022-002152-44
Дата начала: 06.07.2022
Дата рассмотрения: 28.11.2022
Суд: Ленинский районный суд г. Иваново
Судья: Ерчева Алла Юрьевна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Акты
37RS0010-01-2022-002152-44
Дело № 2-1946/2022 28 ноября 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Ерчевой А.Ю.
при секретаре Горбунове Д.Э.,
с участием представителя истца ФИО59 действующего на основании доверенности, ФИО60
представителя ответчика ФИО63ФИО69 действующего на основании доверенности, ФИО65
3 лиц ФИО64
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 ноября 2022 года в г. Иваново гражданское дело по иску ФИО61 к ФИО62 о признании решения врачебной комиссии незаконным и снятии режима нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО66ФИО68 о признании решений врачебной комиссии незаконными и снятии режима нарушения.
Иск мотивирован тем, что врачебной комиссией ФИО67 в отношении истца, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ принято решение о направлении ее на МСЭ для решения вопроса о присвоении истцу <данные изъяты>. Истец считает, что данное решение является необоснованным, противоречит действующему законодательству, в частности требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке и условиях признания лица инвалидом» и приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Истец стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеванием, не имеет, ведет самостоятельную активную социальную жизнь, продолжает работать, являясь дизайнером фирмы «ФИО15». Критерий для установления <данные изъяты>-нарушение здоровья с 4 степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне 90 до 100 процентов) в отношении истца не подходит. Решение врачебной комиссии обосновывается только диагнозами заболевания и предположениями о возможных их отрицательных последствиях. Необходимо отметить, что в соответствии с заключением МРТ от ДД.ММ.ГГГГ у <данные изъяты>, не выявлено. По запросу истца документов о состоянии ее здоровья, отражающих степень нарушений функций органов и систем, состоянии компенсаторных возможностей ее организма и сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания, не представлено. В соответствии с п. 16 вышеупомянутого постановления Правительства РФ до направления на МСЭ медицинской организацией должны проводиться медицинские обследования, которые в отношении истца не проведены. Кроме того, протоколы решений врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № (№) от ДД.ММ.ГГГГ № (8) не легитимны, так как подписаны председателем врачебной комиссии и 2 членами, т.е. менее 2/3 от всего состава врачебной комиссии, утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом в состав врачебной комиссии ОБУЗ «ФИО39» входят председатель, заместитель председателя и 4 члена комиссии, итого 6 человек. 50% членов врачебной комиссии не реализовали свое право на голосование и принятие решения. Оспариваемые решения врачебной комиссии опротестовывались истцом в Росздравнадзоре, обращения истца перенаправлены в Департамент здравоохранения <адрес>, который в действиях врачебной комиссии нарушений не выявил. Все просьбы истца о проведении ей необходимых диагностических, лечебных, реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами согласно п. 16 Правил, как на врачебной комиссии, проводимой ДД.ММ.ГГГГ, так и в Департаменте здравоохранения <адрес>, остались не исполненными, что является нарушением действующего законодательства. При этом после проведения таких мероприятий истец согласна на направление на МСЭ, поскольку отказ истца от прохождения МСЭ связан с тем, что вышеуказанные обследования ей не проведены. Отказ от преждевременного направления на МСЭ повлек то, что листок нетрудоспособности руководством ответчика закрыт с указанием на нарушение истцом режима, что явилось основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности.
На основании изложенного, истец просит: признать решения врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № (8) недействительными и их отменить; снять с истца нарушение режима.
ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску ФИО1 к ОБУЗ «ФИО41» о признании решений врачебной комиссии незаконными и снятии режима нарушения прекращено в части в связи с отказом истца от исковых требований к ОБУЗ «ФИО42» о признании решения врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № № недействительным и его отмене и принятием судом данного отказа.
В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования изменила и в части судебных расходов уточнила. В конечном итоге истец просит: признать решение врачебной комиссии ФИО71 по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № (8) незаконным; снять с истца нарушение режима за отказ от направления в учреждение МСЭ, установленное ФИО70; взыскать с ответчика в свою пользу судебные расходы по оплате услуг нотариуса в размере 1700 рублей.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, от ее имени в деле участвует представитель.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в письменных объяснениях, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, просил их удовлетворить и пояснил, что кворума при принятии оспариваемого решения не имелось, поскольку за принятие данного решения проголосовало менее 2/3 членов врачебной комиссии, а те обследования, которые в силу действующего законодательства должны были быть проведены истцу до направления на МСЭ, ей не проведены. Проведенное истцу ПЭТ/КТ не может являться заменой обследований, проведение которых предусмотрено приказом Минтруда России N 402н, Минздрава России N 631н от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы".
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал и пояснил, что оспариваемое решение принято врачебной комиссией ФИО72 законно и обоснованно, при наличии к тому законных оснований, с учетом состояния здоровья истца, которая является <данные изъяты>. Оспариваемое решение принято более 2/3 голосов членов комиссии, количество которых на тот момент составляло 5 человек, поскольку 1 член комиссии являлся нетрудоспособным и отсутствовал на рабочем месте. Несмотря на то, что протокол заседания комиссии подписан председателем и 2 членами комиссии, 2 других члена комиссии также принимали участие в принятии оспариваемого решения и голосовании, но 1 член комиссии по технической ошибке в протоколе не расписался, а другой член комиссии на заседание не явился в связи со служебной занятостью, поэтому протокол заседания комиссии также не подписал. При этом 2 члена комиссии, подписи которых в протоколе отсутствуют, до заседания комиссии были в курсе, какие вопросы стоят на повестке дня, заранее эти вопросы обсуждали, и до начала заседания их мнение по поставленным на обсуждение вопросам сформировалось, является аналогичным мнению членов комиссии, подписавших протокол. При этом все необходимое медицинское современное и более углубленное обследование истцу до направления на МСЭ проведено, и дополнительного медицинского обследования истца более не требовалось. С учетом изложенного, представитель ответчика просил в удовлетворении иска истцу отказать.
В судебное заседание представитель 3 лица Департамента здравоохранения <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
ДД.ММ.ГГГГ на основании определения суда к участию в деле в качестве 3 лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 43 ч. 1 ГПК РФ привлечены ФИО9-председатель врачебной комиссии ФИО73заместитель председателя врачебной комиссии ФИО74 ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14-члены врачебной комиссии ФИО75 в связи с характером спорного правоотношения.
В судебном заседании 3 лицо ФИО9 с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что он является председателем врачебной комиссии, оспариваемое решение принято 2/3 голосов врачебной комиссии, а, следовательно, является законным и обоснованным. В тот период времени фактически комиссия состояла из 5 членов, поскольку 1 из членов комиссии являлся нетрудоспособным. Действительно, протокол врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подписан 3 членами, но фактически за указанные в нем решения проголосовали 5 членов, 1 из которых на заседание явился позже-ФИО14, а другой-ФИО5 был занят на рабочем месте и на заседании комиссии не присутствовал. Несмотря на отсутствие подписей 2-х членов комиссии в протоколе, их мнение относительно принятого ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссией решения совпало полностью с мнением других членов комиссии, и за рамками заседания комиссии эти 2 члена также высказались за принятие оспариваемого решения. При этом все необходимое медицинское обследование для направления истца на МСЭ в отношении нее проведено и каких-либо дополнительных обследований в данном случае не требовалось.
В судебном заседании 3 лицо ФИО14 с заявленными требованиями не согласилась и пояснила, что она является членом врачебной комиссии, однако в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ она по технической ошибке не расписалась, хотя на заседании комиссии в тот день присутствовала, но явилась уже после проведения комиссии в отношении истца. Несмотря на это, о решении, которое должно было приниматься на заседании комиссии в отношении истца, ей было известно, поскольку состояние здоровья пациента предварительно членами комиссии обсуждалось, поэтому с принятым решением она полностью согласна.
В судебном заседании 3 лицо ФИО13 с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что он является членом врачебной комиссии. На заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ он не присутствовал в связи со служебной занятостью, поэтому протокол не подписывал. Однако с принятым решением, исходя из всех обстоятельств и состояния здоровья пациента, согласен.
В судебном заседании 3 лицо ФИО12 с заявленными требованиями не согласилась и пояснила, что она является членом врачебной комиссии. ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведения врачебной комиссии членами единогласно принято оспариваемое решение с учетом всех обстоятельств и состояния здоровья пациента. С данным решением она полностью согласна, протокол заседания врачебной комиссии подписала.
В судебном заседании 3 лицо ФИО6 с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что он является членом врачебной комиссии. ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведения врачебной комиссии членами единогласно принято оспариваемое решение с учетом всех обстоятельств и состояния здоровья пациента. С данным решением он полностью согласен, протокол заседания врачебной комиссии подписал.
В судебном заседании 3 лицо ФИО2 А.Г. с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что он является членом врачебной комиссии. ДД.ММ.ГГГГ на заседании врачебной комиссии он отсутствовал по причине болезни, что подтверждается листком нетрудоспособности, поэтому участие в голосовании по принятию оспариваемого решения не принимал, протокол заседания врачебной комиссии не подписывал.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, журнал учета клинико-экспертной работы ФИО76 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, ФИО77 № в отношении истца, медицинские карты стационарного больного ФИО78 № в отношении истца, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Согласно ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ охрана здоровья граждан-система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;
медицинская помощь-комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
диагностика-комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;
лечение-комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;
пациент-физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;
лечащий врач-врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;
заболевание-возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;
состояние-изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;
основное заболевание-заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;
сопутствующее заболевание-заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;
тяжесть заболевания или состояния-критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;
качество медицинской помощи-совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем: соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации; оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента.
В соответствии со ст. 19 ч. 1, ч. 2, ч. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Пациент имеет право на: выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим ФЗ; профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами; получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, в том числе после его смерти.
В силу ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалид-лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности-полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
Медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии (ч. 1 ст. 73 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 48 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
В соответствии с Порядком создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 502н, таковой определяет цели создания, правила деятельности и функции врачебной комиссии медицинской организации.
Врачебная комиссия медицинской организации создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам.
Врачебная комиссия осуществляет, в том числе следующие функции: принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения; определение трудоспособности граждан; продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством РФ; принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством РФ; проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников; оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов; иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ.
Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации.
Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий) утверждаются руководителем медицинской организации.
Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии.
Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии.
Председатель врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений врачебной комиссии (подкомиссии).
В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.
Заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) проводятся не реже 1-ого раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации.
В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии).
Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало 2/3 членов врачебной комиссии (подкомиссии).
Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения: дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии); список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании; перечень обсуждаемых вопросов; решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.
Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.
Контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации.
Согласно ст. 6 ч. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Выданный медицинскими организациями в установленном порядке листок нетрудоспособности является документом, подтверждающим факт наступления временной нетрудоспособности.
В силу ч. 1 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 3 настоящего ФЗ, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.
Листок нетрудоспособности выдается застрахованному лицу при наличии медицинских показаний медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена в соответствии с приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1089н "Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством РФ".
В соответствии с п. 81 приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1089н если гражданин после выдачи или продления листка нетрудоспособности на прием не явился, а при очередном посещении признан нетрудоспособным, то период неявки (в рамках 1-ого страхового случая, но не более 7 календарных дней) включается в общий период нетрудоспособности. Продление листка нетрудоспособности осуществляется по решению врачебной комиссии до восстановления трудоспособности (направления на МСЭ).
В силу п. 21, п. 22 приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1089н при сроках временной нетрудоспособности, превышающих сроки, предусмотренные п. 20 настоящих Условий и порядка, листок нетрудоспособности формируется и продлевается по решению врачебной комиссии. По решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть сформирован и продлен до дня восстановления трудоспособности с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже, чем через каждые 15 календарных дней, но на срок не более 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности, а при лечении туберкулеза-не более 12 месяцев.
Гражданину, имеющему стойкие нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм, отравлений или дефектами, после проведения медицинской организацией необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий по решению врачебной комиссии листок нетрудоспособности формируется и продлевается при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе-на срок не более 4-х месяцев с даты начала временной нетрудоспособности; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе - на срок не более 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности и не более 12 месяцев при лечении туберкулеза. По истечении указанных сроков, в случае если медицинская организация после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий по решению врачебной комиссии не направляет гражданина на медико-социальную экспертизу, то выписывает его к занятию трудовой деятельностью (п. 34 приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1089н).
При установлении (изменении) по результатам МСЭ группы инвалидности либо определении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дате регистрации документов об установлении (изменении) по результатам МСЭ группы инвалидности в федеральном учреждении МСЭ (п. 36 приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1089н).
При отсутствии согласия гражданина от направления на МСЭ или неявке в назначенный срок на МСЭ листок нетрудоспособности не продлевается со дня отказа от направления на МСЭ или неявки на МСЭ; сведения об этом указываются в листке нетрудоспособности и в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, либо в истории болезни стационарного больного или иной медицинской документации, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы (п. 39 приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1089н).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ закрепляет, что медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина, определяет виды медицинских экспертиз и относит к ним медико-социальную экспертизу, которая проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, в соответствии с законодательством РФ о социальной защите инвалидов (статьи 58 и 60).
Судом установлено, что приказом главного врача ФИО79 от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Врачебной комиссии, которым определен, в том числе состав данной комиссии.
Согласно п. 4.1 Положения о Врачебной комиссии врачебная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Состав Врачебной комиссии утверждается главным врачом.
Заседания Врачебной комиссии проводятся не реже 1-ого раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых главным врачом. В случае необходимости по решению главного врача могут проводиться внеплановые заседания Врачебной комиссии (п. 4.9, п. 4.11 Положения о Врачебной комиссии).
Решение Врачебной комиссии считается принятым, если его поддержало 2/3 членов врачебной комиссии (п. 4.13 Положения о Врачебной комиссии).
Решение Врачебной комиссии оформляется в виде Протокола, который содержит следующие сведения: дата проведения заседания Врачебной комиссии; список членов Врачебной комиссии, присутствовавших на заседании; перечень обсуждаемых вопросов; решения Врачебной комиссии и их обоснование (п. 4.14 Положения о Врачебной комиссии).
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истец находится <данные изъяты>; дата очередного переосвидетельствования-ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с наличием <данные изъяты> истец неоднократно проходила <данные изъяты>
У истца имело место <данные изъяты> в связи с чем, ей ДД.ММ.ГГГГ проведено оперативное лечение в <данные изъяты>, а впоследствии она продолжила <данные изъяты>
Впоследствии истец проходила <данные изъяты> ранее выданный истцу листок нетрудоспособности закрыт, в качестве его продолжения выдан листок нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ, который через врачебную комиссию продлевался до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на врачебной комиссии <данные изъяты> «ФИО53» истцу предложено пройти освидетельствование в <данные изъяты>
Согласно решению врачебной комиссии <данные изъяты> «ФИО21» от ДД.ММ.ГГГГ, оформленному протоколом № (8), электронный листок нетрудоспособности № не продлен, в нем сделана отметка об отказе направления на <данные изъяты> в соответствии с п. 39 III главы Порядка формирования листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, учитывая отказ истца от направления на <данные изъяты>.
В представленном истцом электронном листке нетрудоспособности <данные изъяты> «ФИО20» №, являющимся продолжением листка нетрудоспособности №, от ДД.ММ.ГГГГ имеется отметка о нарушении истцом режима в виде отказа от <данные изъяты>.
Не согласившись с указанным решением врачебной комиссией, истец ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Территориальный орган Росздравнадзора по <адрес> с заявлениями о проведении проверки по указанным фактам, который, в свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ перенаправил обращения истца для проведения проверки в Департамент здравоохранения <адрес>.
Департамент здравоохранения <адрес>, рассмотрев обращения истца и проведя служебную проверку, каких-либо нарушений при принятии оспариваемого решения не установил, что подтверждается сообщением Департамента здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, материалами служебной проверки.
Однако судом установлено, что врачебной комиссией <данные изъяты> «ФИО23» при принятии ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца решения имело место нарушение, которое не позволяет считать заключение врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ правомерным.
Так, согласно вышеуказанному приказу главного врача <данные изъяты> «ФИО22» от ДД.ММ.ГГГГ врачебная комиссия данного медицинского учреждения состоит из председателя комиссии, заместителя председателя и 4-х членов, всего 6 членов, не считая секретаря комиссии.
В данном приказе нет ссылки на то, что 2/3 голосов должны считаться от присутствующих на заседании или фактически присутствующих на рабочем месте (осуществляющих трудовую деятельность) в день проведения заседания членов комиссии.
Оспариваемое решение врачебной комиссии подписано председателем комиссии и 2-мя членами, всего 3-мя лицами, т.е. <данные изъяты> от всего состава комиссии, что меньше 2/3 голосов от всего состава комиссия.
С учетом изложенного, доводы представителя ответчика о том, что в данном случае оспариваемое решение является легитимным и законным, поскольку за него проголосовало более 2/3 членов комиссии, присутствовавших на заседании ДД.ММ.ГГГГ и фактически входящих в состав комиссии (5 членов), единогласно, являются незаконными и необоснованными.
Судом установлено, что 3 члена комиссии участие в голосовании не принимали: 1 член-по причине временной нетрудоспособности, 1 член-по причине служебной занятости, 1 член-ввиду несвоевременной явки на заседание комиссии, на котором рассматривался вопрос в отношении истца.
При этом оснований для признания причин неявки 3-х членов на заседание комиссии уважительными, что, по мнению стороны ответчика, влечет за собой иной подсчет голосов, поскольку фактически по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ изменяет состав комиссии, не имеется.
Неявка членов комиссии на заседание по той или иной причине и непринятие ими участия в голосовании за оспариваемое решение, исходя из положений действующего законодательства и Положения о Врачебной комиссии, утвержденного приказом главного врача <данные изъяты> «ФИО24» от ДД.ММ.ГГГГ, не влекут изменения в составе врачебной комиссии и порядке подсчета голосов за принимаемое решение. Данных о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в приказ главного врача <данные изъяты> «ФИО25» «Об утверждении Положения о Врачебной комиссии» от ДД.ММ.ГГГГ внесены в установленном порядке изменения, касающиеся численности состава комиссии, в материалах дела не имеется, соответствующих доказательств суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, что, соответственно, влечет за собой снятие с истца нарушение режима в виде отказа от <данные изъяты>.
При этом довод стороны истца о незаконности направления истца на <данные изъяты> ввиду отсутствия полного медицинского ее обследования, проведение которого в силу закона является обязательным, со ссылкой на п. 16 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 95, приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 585н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", что, по мнению представителя истца, также свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, суд находит несостоятельным и необоснованным, поскольку, как установлено в ходе рассмотрения дела, до направления истца на <данные изъяты> в отношении нее проведено медицинское обследование, которое, как считают врачи-специалисты ФИО80 явилось достаточным для направления ее на <данные изъяты>.
Перечень медицинских обследований, утвержденный приказом Минтруда России N 402н, Минздрава России N 631н от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы", включает основные и дополнительные исследования. Указанные медицинские обследования в обязательном порядке должны быть проведены перед направлением на медико-социальную экспертизу. Дополнительные обследования и консультации специалистов должны проводиться по показаниям с целью (если необходимо) уточнения клинико-функциональных данных при наличии медицинский показаний и отсутствии противопоказаний.
Перечень медицинских обследований при различных заболеваниях необходим для получения клинико-функциональных данных, которые позволят определить количественную оценку степени нарушенных функций организма человека и в соответствии с параметрами оценки определить группу инвалидности.
Результаты медицинских обследований, полученных в условиях стационарного или амбулаторного обследования, заносятся в направление на медико-социальную экспертизу и позволяют верифицировать тяжесть заболевания, активность патологического процесса, динамику состояния гражданина на фоне проведенной медицинской реабилитации.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
С учетом изложенного, исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате услуг нотариуса за удостоверение доверенности в размере 1700 рублей.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Суд, исходя из того, что нотариальная доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой действует представитель истца, не выдана для участия представителя в настоящем деле или конкретном судебном заседании по настоящему делу, не признает данные судебные расходы истца необходимыми. В связи с этим суд, исходя из положений ст. 98 ч. 1 ГПК РФ, приходит к выводу о необходимости в удовлетворении требования истцу о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате услуг нотариуса за удостоверение доверенности в размере 1700 рублей отказать.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина-в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
В связи с этим с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей в доход бюджета муниципального образования г.о. Иваново.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ФИО81 о признании решения врачебной комиссии незаконным и снятии режима нарушения удовлетворить.
Признать решение врачебной комиссии ФИО82 по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № (8) незаконным и снять с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии № №, выдан ОВМ ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) нарушение режима в виде отказа от направления в учреждение медико-социальной экспертизы, установленное ФИО83
В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов ФИО1 отказать.
Взыскать с <данные изъяты><данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> (ОГРН №, ИНН №), в доход бюджета муниципального образования г.о. Иваново госпошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ерчева А.Ю.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>