Дело № 16-9987/2022

Номер дела: 16-9987/2022

Дата начала: 19.12.2022

Суд: Второй кассационный суд общей юрисдикции

Статьи КоАП: 13.11
Результат
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО ООКЛА ЛЛС Статьи КоАП: 13.11
Защитник Нарежная В.В.
 

Акты

Дело №16-9987/2022

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 26 декабря 2022 г.

    Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника компании Оокла ЛЛС (Ookla LLC) по доверенности Нарежного В.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 422 Таганского района г. Москвы от 14 июля 2022 года, решение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 06 октября 2022 года, вынесенные в отношении Оокла ЛЛС (Ookla LLC) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 422 Таганского района г. Москвы от 14 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Таганского районного суда г. Москвы от 06 октября 2022 года, Оокла ЛЛС (Ookla LLC) (далее также Компания) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей.

В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник компании Оокла ЛЛС (Ookla LLC) по доверенности Нарежного В.В. просит отменить постановления, вынесенные в отношении Компании по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 8 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Компании к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до шести миллионов рублей.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее также ФЗ-152 "О персональных данных") оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Согласно части 5 статьи 18 ФЗ-152 "О персональных данных" при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что Роскомнадзором проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных граждан Российской Федерации.

По результатам анализа деятельности Оокла ЛЛС (Ookla LLC) установлено, что 23 мая 2022 года в 09 часов 00 минут мск Оокла ЛЛС (Ookla LLC), находящийся по адресу: адрес Ziff Davis Attention: Legal Department 114 Fifth Avenue, 15th Floor New York, NY 10011, осуществляет сбор персональных данных граждан Российской Федерации, не обеспечив запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) или извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, чем нарушил ч. 5 ст.18 Федерального закона 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Таким образом, действия Компании образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Компания, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по части 8 статьей 13.11 названного Кодекса.

Доводы жалобы о том, что Компания не осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, в связи с чем местом совершения инкриминируемого ему административного правонарушения не может быть территория Российской Федерации, а также о том, что в действиях Оокла ЛЛС (Ookla LLC) отсутствует состав административного правонарушения, т.к. Оокла ЛЛС (Ookla LLC) через сервис «Speedtest» не осуществляет сбор каких-либо персональных данных, поскольку сервис Speedetest собирает и обрабатывает только технические сведения об интернет-подключениях, что не относятся к персональным, были проверены судом и признаны не убедительными.

Так согласно пункта 1 статьи 3 Закона о персональных данных персональные данные -любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

На основании пункта 2 статьи 3 Закона о персональных данных, оператором персональных данных признается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона о персональных данных).

В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

По результатам анализа деятельности компании Ookla LLC судебными инстанциями было установлено, что согласно положениям раздела «Какие категории информации мы можем обрабатывать?» Политики конфиденциальности Ookla LLC (https://www.speedtest.net/about/privacy) для регистрации в сервисе Speedtest пользователям в обязательном порядке необходимо предоставлять компании Ookla LLC регистрационные данные учетной записи (имя, фамилия, номер телефона, адрес электронной почты).

В ходе использования сервиса Speedtest пользователь также предоставляет в адрес компании Ookla LLC платежную информацию, информацию о местоположении, информацию о сетевой активности, идентификаторы устройства, файлы Cookie.

Предоставляемый перечень сведений является информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона является персональными данными.

Таким образом, компания Ookla LLC. правильно признана судебными инстанциями оператором, на которого распространяются требования части 5 статьи 18 Закона в части обеспечения при сборе персональных данных, в том числе посредством информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Доводы жалобы об отсутствии доказательств, свидетельствующих о том, что Компания осуществляла сбор персональных данных на территории России, свидетельствуют об иной оценке автора жалобы доказательств, исследованных судом.

Данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.

Доводы жалобы о том, что Роскомнадзор нарушил установленный постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» запрет на привлечение к административной ответственности без проведения контрольного (надзорного) мероприятия и не провел соответствующее мероприятие, также проверены судебными инстанциями и обоснованно отклонены.

Выводы суда в этой части, с которыми можно согласиться, достаточно подробно изложены в судебных постановлениях.

Ссылка в жалобе на иную судебную практику по аналогичным спорам, также не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по настоящему делу, т.к. при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующим в деле лицами.

В рассматриваемом случае суды оценили обстоятельства конкретного дела и сделали вывод о совершении Компанией административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами судов не имеется.

Иные доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах дела. По своей сути данные доводы являются правовой позицией подателя жалобы и не указывают на наличие каких-либо существенных нарушений процессуальных требований и норм материального права, которые могли бы повлиять на исход дела и повлечь отмену либо изменение обжалуемых судебных актов.

Административное наказание назначено Компании в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 8 статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.

Постановление о привлечении Компании к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 422 Таганского района г. Москвы от 14 июля 2022 года, решение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 06 октября 2022 года, вынесенные в отношении Оокла ЛЛС (Ookla LLC) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника компании Оокла ЛЛС (Ookla LLC) по доверенности Нарежного В.В. - без удовлетворения.

Судья

Второго кассационного суда

общей юрисдикции Ю.А. Денисов

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».