Дело № 8а-120/2023 - (8а-23267/2022) [88а-542/2023 - (88а-23163/2022)]

Номер дела: 8а-120/2023 - (8а-23267/2022) [88а-542/2023 - (88а-23163/2022)]

УИН: 29RS0008-01-2022-000422-11

Дата начала: 15.11.2022

Суд: Третий кассационный суд общей юрисдикции

Судья: Зеленский Андрей Маркович

:
Результат
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Протасов Виталий Сергеевич ФКУ ИК-4 Арх. обл.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФСИН России
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК УФСИН России по Архангельской области
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Министерство финансов РФ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Поротова Е.Н.
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 11.01.2023
 

Акты

    Дело № 88а-542/2023

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 января 2023 года                                                             г. Санкт-Петербург

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего:           Зеленского А.М.,

судей:                                       Морозковой Е.Е., Бельмас Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, федерального казённого учреждения Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области на решение Котласского городского суда Архангельской области от 5 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 июля 2022 года по административному делу № 2а-498/2022, по административному исковому заявлению Протасова В. С. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Протасов В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в федеральном казенном учреждении Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области).

В обоснование заявленных требований указал, что он по приговору суда отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области. Условия содержания в исправительном учреждении, в том числе в штрафном изоляторе, не соответствуют установленным законом требованиям. Здания исправительного учреждения требуют ремонта, стены жилых помещений покрыты спорами грибковой плесени, в них не поддерживался надлежащий температурный режим, обеспечивалась подача только холодной воды. Количество лиц, содержавшихся одновременно с ним в отряде № 3, превышало расчетные нормы. Центральное отопление недостаточно функционирует. Холодная вода подается низким давлением и частыми перебоями. Количество санитарных приборов не соответствует числу содержащихся лиц. Комнаты для приема пищи вызывают дефицит пространства у проживающих, отсутствует сушильное помещение для верхней одежды и обуви, подключенное к центральной системе отопления. Искусственное освещение недостаточно для чтения литературы, оконные проемы закрыты двухъярусными кроватями по высоте окон. Вентиляционная система не функционирует или находится в неисправном состоянии, естественной вентиляции для нормального обмена воздуха не хватает. В период содержания его в штрафном изоляторе были нарушены условия личного пространства и установленных минимальных норм на одного человека. Количество содержащихся в камере лиц не соответствует отведенной жилой площади, содержащиеся в штрафном изоляторе лица находятся под постоянным видеонаблюдением, что угнетает и делает невозможным уединение. Температурный режим в камерах также не соответствует нормативам, как и естественное, и искусственное освещение. Санитарно-гигиенические нормы и условия помывки осужденных в штрафном изоляторе нарушены, помывка осуществляется вручную из пластиковых тазов, стены покрыты слизью и черной плесенью, система вентиляции не выполняет своей функции. Раздача пищи осуществляется в запрещенной к употреблению алюминиевой посуде, что прямо создает угрозу его здоровью. На стенах камеры имеется грибковая плесень.

Решением Котласского городского суда Архангельской области от 5 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 июля 2022 года, административный иск удовлетворен частично, в пользу Протасова В.С. взыскана компенсация в размере 3 000 рублей.

На вступившие в законную силу судебные постановления                       административные ответчики подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

    Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его со-держания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Из материалов административного дела следует, что Протасов В.С. 26 июня 2021 года прибыл в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области для отбывания наказания, назначенного ему приговором суда, где до 9 июля 2021 года содержался в отряде «карантин», впоследствии распределен в отряд №3.

В своем административном исковом заявлении и апелляционной жалобе Протасов В.С. настаивает на том, что санитарно-бытовые условия его содержания в исправительном учреждении не соответствовали установленным нормам.

Установив, что условия отбывания наказания Протасова В.С. в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области не отвечали требованиям уголовно-исполнительного законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления и взыскании в пользу административного истца компенсации в размере 3 000 рублей.

При оценке доводов административного истца о несоответствии условий содержания в учреждении требованиям закона суд принимает во внимание регулярную оценку условий содержания контролирующими органами, в частности, Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Кодекса административного судо-производства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно абзацам первому и третьему пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).

С учетом приведенных положений закона и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, представленные по запросу суда акты прокурорского реагирования вопреки доводам кассационных жалоб административных ответчиков, являются относимыми и допустимыми доказательствами по административному делу.

Внесенные прокурором представления исправительным учреждением не оспорены, признаны обоснованными, на них даны ответы о принятых мерах по устранению выявленных прокурором нарушений.

Из представлений прокурора по результатам проведения проверок следует, что в отдельные периоды учреждением было допущено нарушение в части обеспечения надлежащего напора воды, установлены неисправности в помывочных помещениях, препятствующие качественной помывке осужденных, очаги образования грибка на стенах камер ШИЗО.

Указанные обстоятельства верно расценены судом первой инстанции как нарушение прав осужденных, поскольку в своей совокупности и при отсутствии горячего водоснабжения в камерах штрафного изолятора нарушают права осужденных на надлежащее санитарное состояние и поддержание чистоты.

Другие имевшие место нарушения, выявленные прокурором, имеют не существенный характер, не могут служить основанием для взыскания в пользу административного компенсации.

Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения административного дела нашло свое подтверждение, что в период содержания Протасова В.С. в штрафном изоляторе допускались нарушения условий содержания, в частности: невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены в связи с ненадлежащим напором воды в отдельные периоды времени, неоднократное возникновение грибковых образований, отсутствие горячего водоснабжения в помещениях, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда признала правильным вывод суда первой инстанции о наличии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227, частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска Протасова В.С.

Размер определенной судом первой инстанции компенсации судебная коллегия находит разумным и справедливым, соответствующим объему тех нарушений, которые установлены в ходе судебного разбирательства, в том числе, в суде апелляционной инстанции (с учетом исключения отдельных значительных нарушений).

Суд первой инстанции определил такой размер компенсации, принимая во внимание степень, характер и продолжительность выявленных нарушений условий содержания, срок содержания административного истца в штрафном изоляторе исправительном учреждении, последствия данных нарушений для административного истца, а также требований разумности и справедливости.

Кассационные жалобы не содержат доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.

Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.

    Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Котласского городского суда Архангельской области от 5 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 июля 2022 года по административному исковому заявлению Протасова В. С. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, оставить без изменения, кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, федерального казённого учреждения Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области - без удовлетворения.

Решение Котласского городского суда Архангельской области от 5 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 июля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

    Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 января 2023 года.

Председательствующий:

Судьи:

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».