Дело № 8а-30293/2022 [88а-28502/2022]

Номер дела: 8а-30293/2022 [88а-28502/2022]

УИН: 77RS0022-02-2021-014924-87

Дата начала: 03.11.2022

Суд: Второй кассационный суд общей юрисдикции

Судья: Войта Игорь Васильевич

:
Результат
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Чернышев Кирилл Александрович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Контролер ГУП "Мосгортранс" Выставкина Елена Владимировна
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ГУП "Мосгорстранс"
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание 14.12.2022
Судебное заседание Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 26.12.2022
 

Акты

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-28502/2022

26 декабря 2022 года г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Шеломановой Л.В.,

судей Войты И.В., Жудова Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чернышева Кирилла Александровича на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 11 ноября 2021 года (дело № 2а-1631/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 05 июля 2022 года (дело № 33а-3574/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Чернышева Кирилла Александровича к ГУП города «Мосгортранс», контролёру ГУП «Мосгортранс», Выставкиной Е.В. о признании действий незаконными.

Заслушав доклад судьи Войты И.В., выслушав объяснения Чернышева К.А., поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителя ГУП города Москвы «Мосгортранс» по доверенности Сазоновой А.В. и контролёра Выставкиной Е.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Чернышев К.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия контролера ГУП «Мосгортранс» Выставкиной Е.В., выразившиеся в изъятии у него социальной карты.

Требования мотивированы тем, что 16 августа 2021 года, находясь в салоне транспортного средства общего пользования (трамвай № 31301 маршрут «50»), он оплатил проезд социальной картой. Несмотря на это, контролёр ГУП города Москвы «Мосгортанс» Выставкина Е.В. потребовала предъявить проездной билет и студенческий билет для подтверждения имеющейся у него льготы. После отказа предъявить студенческий билет, контролёр Выставкина Е.В. изъяла у него социальную карту. Административный истец полагал, что при наличии социальной карты, требования предъявить студенческий билет являются незаконными.

Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 11 ноября 2021 в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда 05 июля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Чернышева К.А - без удовлетворения.

В кассационной жалобе Чернышев К.А просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11 ноября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, возражения представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ контролер ГУП города Москвы «Мосгортранс» Выставкина Е.В. изъяла у Чернышева К.А. социальную карту студента , в связи с нарушением пункта 7.2.7. Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования в городе Москве.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия контролёра соответствовали требованиям Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве.

С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подтвержденными доказательствами, получившими надлежащую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 65 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортном, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2020 года № 1586, (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) безбилетным является лицо предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлены преимущество или льгота по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанных преимущества или льготы

В силу пункта 67 названных Правил (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) билет, предназначенный для лица, которому предоставлены преимущество или льгота по оплате проезда, при непредставлении документа, подтверждающего право на указанные преимущество или льготу, если представление такого документа является обязательным, изымается перевозчиком. Изъятие билета оформляется актом, первый экземпляр которого вручается лицу, предъявившему указанный билет.

Постановлением Правительства Москвы от 02 сентября 2008 № 797-ПП утверждены Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве (далее по тексту – Правила).

Согласно пункту 6.2.3. Правил (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) пассажир обязан иметь при проезде документы, подтверждающие право пассажира на бесплатный проезд или на неполную оплату проезду.

Постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года №668-ПП утверждён Порядок выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве.

Согласно пункту 1.3.7.1(2) названного Порядка, держателем социальной карты является, в том числе, гражданин, имеющий место жительства в городе Москве, обучающийся по очной форме обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в государственной, муниципальной или частной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность за пределами территории города Москвы по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, либо обучающийся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры в образовательной организации высшего образования, сведения о котором включены в Единый реестр социальных льготников (EPCJI).

Исходя из смыла приведенных норм для проезда автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортном льготной категории граждан необходимо предъявить билет, предназначенный для лица, которому предоставлены преимущество или льгота по оплате проезда и документ, подтверждающий право на преимущество или льготу. К таким документам относится, в том числе, студенческий билет.

В соответствии с пунктом 8.2.2 Правил в случае установления фактов нарушения их требований контролер вправе принимать в пределах своих полномочий в отношении лиц, допустивших нарушения, меры, предусмотренные законодательством и настоящими Правилами.

Приказом ГУП города Москвы «Мосгортанс» от 06 апреля 2017 года № 67-03-154 утверждён Регламент по изъятию Социальных карт жителей Москвы и Московской области, Временных единых социальных билетов, льготных персонифицированных карт, нелегитимных проездных билетов или билетов с нелегитимным транспортным приложением, которым регламентирован порядок изъятия социальных карт.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в подтверждение льготного проезда административный истец не представил студенческий билет, что, в соответствии с приведенными выше нормами, послужило основанием для изъятия у него социальной карты. Изъятие социальной карты произведено уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного Порядка. Оспариваемыми действиями права и законные интересы административного истца не нарушены.

Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и приведена в судебных актах. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Доводы кассационной жалобы по своему содержанию повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которые получили должную правовую оценку при вынесении судебных актов и мотивированы в них, выражают несогласие кассатора с выводами судов обеих инстанций.

Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.

Обжалуемые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьёй 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены отсутствуют.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Преображенского районного суда г. Москвы от 11 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 05 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чернышева К.А. - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».