Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
<адрес> 25 января 2023 года
Судья Тосненского городского суда <адрес> Смирнова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки Республики Беларусь, проживающей по адресу: <адрес>, СНТ «Заречное» массива «Заречное», 6-я линия, <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 50 минут по адресу: <адрес>, около <адрес>, выявлена гражданка Республики Беларусь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нарушившая режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, что выразилось в уклонении от выезда с территории РФ по истечении определенного срока пребывания, отсутствии документов, подтверждающих право пребывания на территории РФ, а именно: прибыла на территорию РФ ДД.ММ.ГГГГ с частной целью, по истечении 90 суток территорию Российской Федерации не покинула, уклонилась от выезда с территории РФ. 30.05.2011г. истек срок действия паспорта гражданина Республики Беларусь, в связи с чем обратилась в посольство за выдачей паспорта, 10.11.2017г. ей выдан временный документ, удостоверяющий личность – свидетельство на возвращение в Республику Беларусь на срок до 09.05.2018г., после получения свидетельства территорию РФ не покинула, новый паспорт не получила. Законных оснований к пребыванию на территории РФ у гражданки Республики Беларусь ФИО3 не имеется. Указанными действиями нарушила требования ч.ч. 1, 2 ст.2, ч.ч. 1, 2 ст.5, ч.2 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Указанные действия ФИО3 должностным лицом ОМВД России по <адрес> квалифицированы по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
ФИО3 в судебном заседании обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, подтвердила, вину признала. Пояснил, что родилась в д.<адрес>, в <адрес> закончила среднюю школу, работала телефонисткой, была зарегистрирована на территории <адрес>, ее мать и отец являлись гражданами РФ. Ее девичья фамилия – Голубева. Примерно в 1986 году уехала в Белоруссию, вышла там замуж за ФИО8, сменила фамилию по браку. Имеет сына ФИО6 и дочь ФИО2 С регистрации в <адрес> была снята. После распада СССР приобрела гражданство Республики Беларусь. В 2005 году, поскольку ее бывший муж ФИО4 был лишен свободы, а все родственники: мать, дочь, сын и родная сестра проживали в России, приехала в Россию для постоянного проживания. С этого времени территорию РФ не покидала, с мужем состоит в разводе, ни жилья, ни родственников на территории Республики Беларуси не имеет. С момента приезда какое-то время имела временную регистрацию, затем утеряла паспорт гражданина Республики Беларусь, обратилась в посольство, ей выдали свидетельство о возвращении в Республику Беларусь на определенный срок, но с территории РФ она не выехала. 4 года назад умерла ее мать, в наследство от матери остался жилой дом по адресу: <адрес>, СНТ «Заречное» массива «Заречное», 6-я линия, <адрес>, и квартира по адресу: <адрес>. На кого именно было оформлено наследственное имущество, она не знает. Ранее проживала по адресу: <адрес>, СНТ «Заречное» массива «Заречное», 6-я линия, <адрес>, вместе с сыном ФИО6, имеющим гражданство Республики Беларусь, и сестрой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В настоящее время переехала к знакомому по адресу: <адрес>, из-за проблем с руками. Находясь в России, официально она не трудоустраивалась, сначала вместе с сестрой торговала на рынке, сейчас иногда собирает грибы и ягоды для продажи. Материально ей помогает сестра. Она не видит на один глаз, имеет плохое зрение, ей необходимо оформлять инвалидность. Также она злоупотребляет спиртными напитками, за что привлекалась к административной ответственности. Ее дочь ФИО2 имеет гражданство РФ, замужем, имеет двух детей, всей семьей проживает в Санкт-Петербурге, но зарегистрирована в квартире в <адрес>. Она знает, что на территории РФ находится незаконно, собиралась выехать в Республику Беларусь, получить там новый паспорт, оформить инвалидность, вернуться в Россию и легализовать здесь свое положение, но у нее возникли проблемы с руками, из-за этого не смогла восстановить документы и выехать в Белоруссию.
Судья, исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав ФИО4, приходит к следующему.
Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или <адрес>, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут административную ответственность по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ и наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Обстоятельства дела и факт совершения ФИО3 административного правонарушения подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении № от 25.01.2023г.;
- рапортом полицейского ОВ ППСП ОМВД России по <адрес> о выявлении 25.01.2023г. в 11 часов 50 минут около <адрес> в <адрес> ФИО3, не имеющей документов, подтверждающих законность пребывания на территории РФ;
- протоколом № от 25.01.2023г. о доставлении;
- протоколом № от 25.01.2023г. об административном задержании;
- заключением от 25.01.2023г. об установлении личности гражданки Республики Беларусь ФИО3;
- объяснениями гражданки Республики Беларусь ФИО3 от 25.01.2023г.;
- сведениями информационной базы данных УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес> АС ЦБДУИГ СПО «Мигрант-1», «ППО Территория», согласно которым гражданка Республики Беларусь ФИО3 въехала на территорию РФ 27.09.2005г. с частной целью, состояла на миграционном учете до 27.12.2005г. по адресу: <адрес>; привлекалась к административной ответственности: 26.09.2021г. – по ст.20.20 КоАП РФ, 07.04.2021г., 11.04.2021г. – по ст.20.1 КоАП РФ, 17.03.2021г. – по ст.20.20 КоАП РФ, 09.02.2006г. – по ст.18.8 КоАП РФ с назначением штрафа; 11.11.2022г. – по ст.18.8 КоАП РФ с назначением штрафа, 14.11.2022г. – по ст.20.20 КоАП РФ с назначением штрафа, 25.10.2022г. – по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ с назначением штрафа;
- справкой по форме №П в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из которой следует, что ее матерью является ФИО3; зарегистрирована по адресу: <адрес>;
- справкой по форме №-П в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из которой следует, что ее матерью является ФИО7; зарегистрирована по адресу: <адрес>;
- копией постановления судьи Тосненского городского суда <адрес> от 25.10.2022г., которым ФИО3 привлечена к административной ответственности по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. Постановление от 25.10.2022г. не обжаловано, вступило в законную силу 08.11.2022г.
Судья, анализируя собранные по делу доказательства в совокупности, оценив из как относимые, допустимые и достоверные, считает их достаточными и взаимосвязанными, согласующимися друг с другом и не содержащими противоречий, в связи, с чем находит установленной и доказанной вину ФИО3 в совершении административного правонарушения и квалифицирует ее действия по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ как нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, совершенное в <адрес>, отсутствии документов, подтверждающих право пребывания на территории РФ.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность – повторное совершение ФИО3 однородного административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права и на уважение семейной жизни.
Согласно общепризнанным нормам права, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни.
В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на сферу административной ответственности.
В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
При рассмотрении дела установлено, что гражданка Республики Беларусь ФИО3 на территории РФ имеет родную сестру ФИО1, имеющую гражданство Российской Федерации. В силу состояния здоровья ФИО3 ее родная сестра ФИО1 помогает ей материально. Также на территории Российской Федерации проживает совершеннолетняя родная дочь ФИО3 ФИО2 с детьми (внуками) ФИО3, дочь и внуки ФИО3 также имеют гражданство Российской Федерации. Мать и отец ФИО3 при жизни также имели гражданство Российской Федерации, захоронены на территории <адрес>. Вместе с тем, гражданка Республики Беларусь ФИО3 разведена, на территории Республики Беларусь не имеет близких родственников, жилья и иной собственности. Таким образом, судья приходит к выводу о наличии у гражданки Республики Беларусь ФИО3 прочных родственных связей с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории РФ, и утрате таких связей на территории ее гражданской принадлежности. Кроме того, судья учитывает, что в силу рождения на территории бывшего СССР, ФИО3 имеет право получения вида на жительство на территории РФ.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела назначение ФИО3 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям общепризнанных норм права, требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чем судья считает необходимым назначить ФИО3 административное наказание в виде административного штрафа без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
ФИО4 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит перечислению на счет: УФК по <адрес> (ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>), ИНН 7830002600, КПП 784201001, код ОКТМО 41648101, номер счета получателя платежа 03№ в Отделение Ленинградское Банка России//УФК по <адрес>, кор.счет 40№, БИК 014106101, КБК 18№, УИН 18№, назначение платежа: административный штраф ОМВД России по <адрес>.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд.
Судья Смирнова В.А.