Дело №2-575/2023
УИД 02RS0002-01-2023-000423-47
Категория дела 2.046
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2023 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи
|
Ватутиной А.А.,
|
при секретаре
|
Имангажиновой Е.Б.,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай в интересах Ерленбаева А.О. к Бюджетному учреждению Республики Алтай «<адрес> станция по борьбе с болезнями животных» о взыскании задолженности по заработной плате,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кош-Агачского района обратился в суд в интересах Ерленбаева А.О. к БУ РА «<адрес> станция по борьбе с болезнями животных» о взыскании задолженности по заработной плате, мотивируя тем, что прокуратурой района по обращению Ерленбаева А.О. проведена проверка о правильности начисления заработной платы, а именно доплаты за работу с вредными условиями труда. В ходе проверке установлено, что приказом начальника БУ РА «<адрес> станция по борьбе с болезнями животных» от ДД.ММ.ГГГГ №-К Ерленбаев А.О. принят на должность заведующего ветеринарным участком <адрес> Республики Алтай. Согласно карте № специальной оценки условий труда Ерленбаеву А.О. установлен класс вредности 3.2, доплата за вредные условия труда в размере 0,16%. В нарушение требований действующего законодательства, установленные компенсации и льготы за работу во вредных условиях труда в соответствии с СОУТ входят в состав МРОТ, что является незаконным и недопустимым. Согласно расчету, представленному ответчиком, за 2022 задолженность по доплате за работу во вредных условиях труда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перед Ерленбаевым А.О. составляет 2 750 рублей 26 копеек. Указанную задолженность процессуальный истец просит взыскать в пользу материального истца.
Процессуальный истец помощник прокурора Кош-Агачского района Яндикова Н.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Материальный истец Ерленбаев А.О. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика БУ РА «<адрес> станция по борьбе с болезнями животных» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, признании исковых требований в полном объеме, последствия признания исковых требований известны о чем указано в заявлении, подпись имеется.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу.
В ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Ерленбаев А.О. обратился с заявлением в прокуратуру Кош-Агачского района о проведении проверки начисления доплаты за работу во вредных условиях труда за 2022 год.
В ходе проверки прокуратурой были выявлены нарушения трудового законодательства в части оплаты труда, в связи с чем прокурор Кош-Агачского района обратился в суд в интересах Ерленбаева А.О.
Статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого им в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно положениям статей 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Часть 1 ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации обязывает работодателя своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.ч. 1, 4 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 №1908-VII, Указом ВС СССР от 10.02.1960 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, установлен размер процентной надбавки к месячному заработку (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах: по истечении первого года работы – 10%, за каждый последующий год работы – увеличение на 10% по достижении 50% заработка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.1992 №239 «Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов» в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями жизни населения отдаленных районов Республики Горный Алтай Кош-Агачский район Республики Горный Алтай отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Установлен в Кош-Агачском районе Республики Горный Алтай: единый районный коэффициент в размере 1,4; коэффициент к заработной плате за работу в безводной местности в размере 1,3 и коэффициенты за работу в высокогорных районах на высоте от 1500 до 2000 метров над уровнем моря в размере 1,2 и на высоте свыше 2000 метров - 1,3.
В ст. 146, ч. 1 ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
При этом в ч.ч. 2, 3 ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Таким образом, положения ст. 129, 133. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи со ст. 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполнения работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе во вредных условиях труда.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01.10.2009 №1160-О-О, заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда. При этом заработная плата работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере (часть первая статьи 146 и часть первая статьи 147). Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность; не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности в различных условиях труда.
Соответственно, работодатель должен гарантировать работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, а также обеспечить выполнение требований статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об установлении работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.
Из приведенных положений правовых норм в совокупности с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации следует, что каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, то есть работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены) без наличия вредных и (или) опасных условий труда.
Следовательно, компенсационная выплата за работу с вредными и (или) опасными и иными условиями труда не должна включаться в состав минимального размера оплаты труда, а подлежит начислению сверх МРОТ.
С 01.06.2022 минимальный размер оплаты труда составлял 15 279 рублей в месяц (Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 №973 (ред. от 24.11.2022) «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Учитывая то, что Кош-Агачский район Республики Алтай отнесен к району, приравненному к Крайнему Северу, заработная плата работников организаций, с учетом районного коэффициента без учета доплаты за вредные условия труда, за спорный период составляла 36 669 рублей 60 копеек.
В ходе судебного заседания установлено, что Ерленбаев А.О. ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в БУ РА «<адрес> станция по борьбе с болезнями животных» <данные изъяты>, на постоянное место работы с тарифной ставкой (окладом) 8 293 рубля (приказ о приеме на работу №-К от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно разделу 4 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № за выполнение трудовых обязанностей, работнику установлена заработная плата в размере 36 669 рублей 60 копеек. Должностной оклад в размере 8 293 рубля в месяц. Выплаты по повышающим коэффициентам к ставкам: по занимаемой должности в размере – 0,02% от оклада; за выслугу лет в размере 0,10% от оклада; персональный в размере 0,31% от оклада; за работу в сельских населенных пунктах в размере 0,25% от оклада. Выплаты компенсационного характера: за работу с вредными или опасными условиями труда в размере 0,16% от оклада; районный коэффициент в размере – 0,90% от оклада; за местность, приравненную к району крайнего севера в размере – 0,5% от оклада. Прочие доплаты: доведение суммы до МРОТ в размере 47 рублей 71 копейка.
Размер повышенной оплаты труда работникам БУ РА «<адрес> станция по борьбе с болезнями животных» установлен коллективным договором организации и составляет 16%.
Из расчетного листка за декабрь 2022 года следует, что Ерленбаеву А.О. выплачивалась компенсация за работу во вредных условиях труда в размере 0,16% от оклада. Однако, указанная надбавка включена в состав минимального размера оплаты труда, что противоречит нормам действующего законодательства.
Из представленного процессуальным истцом расчета заработной платы следует, что в связи с тем, что надбавка за работу во вредных условиях труда была включена в состав минимального размера оплаты труда, то Ерленбаеву А.О. недоначислена заработная плата, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, в размере 2 750 рублей 26 копеек.
Указанный расчет судом проверен, является арифметически верным, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, сторонами не оспаривался.
Поскольку начисление заработной платы истцу в заявленный период времени производилось ответчиком с нарушением норм трудового законодательства, исковые требования подлежат удовлетворению и с ответчика подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата за указанный период в размере 2 750 рублей 26 копеек.
Кроме того, до судебного заседания от представителя ответчика поступило заявление о признании исковых требований в полном объеме.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Представителю ответчика последствия, предусмотренные ст.ст. 68, 173 ГПК РФ, разъяснены и понятны, о чем им указано в заявлении.
Согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчиком.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика БУ РА «<адрес> станция по борьбе с болезнями животных» подлежит взысканию в доход бюджета МО «<адрес>» госпошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Алтай удовлетворить.
Взыскать с Бюджетного учреждения Республики Алтай «<адрес> станция по борьбе с болезнями животных» в пользу Ерленбаева А.О. задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 750 рублей 26 копеек.
Взыскать с Бюджетного учреждения Республики Алтай «<адрес> станция по борьбе с болезнями животных» в доход бюджета МО «<адрес>» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья А.А. Ватутина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.