Дело № 2-1695/2023

Номер дела: 2-1695/2023

УИН: 34RS0008-01-2023-001070-92

Дата начала: 15.02.2023

Суд: Центральный районный суд г. Волгоград

Судья: Житенева Елена Сергеевна

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Прокурор Красноармейского района г. Волгограда
ОТВЕТЧИК ФГБУК "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва"
ТРЕТЬЕ ЛИЦО ТУ Росимущества в Волгоградской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 15.02.2023
Передача материалов судье 16.02.2023
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 21.02.2023
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 21.02.2023
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 21.02.2023
Судебное заседание Вынесено решение по делу Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН 23.03.2023
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 30.03.2023
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 06.04.2023
 

Акты

Дело №...

УИД: 34RS0№...-92

Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

«23» марта 2023 года г.Волгоград

Центральный районный суд в составе:

председательствующего судьи Житеневой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Калиничевой Д.А.

с участием помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Кузьмина И.В.

представителя ответчика по доверенности Локтионова Р.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда к федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» о возложении обязанности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством с разработанной и согласованной проектной документацией.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в Центральный районный суд г.Волгограда с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» о возложении обязанности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством с разработанной и согласованной проектной документацией.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» требований Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Постановлением Волгоградской ... Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране, за №..., включен памятник истории –« Памятник В.И. Ленину», расположенный по адресу: г. Волгоград, шлюз Волго-Донского канала). ДД.ММ.ГГГГ за ФГБУК ««Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» зарегистрировано право оперативного управления на данный объект культурного наследия за №.... Указанный объект включен в реестр объектов культурного наследия за
№.... Ранее проведенной проверкой от ДД.ММ.ГГГГ с выходом на место установлено, что памятник истории – «Памятник В.И. Ленину» находится в неудовлетворительном состоянии. На постаменте отмечаются разрушение плиточного слоя и декоративных элементов, на самом монументе имеются сколы. Названные дефекты ведут к разрушению объекта, что создает угрозу для его сохранности, одновременно нарушает гарантированное конституционное право каждого на доступ к культурным ценностям. ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора района в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с привлечением специалистов комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области осмотрен объект культурного наследия, в ходе которого выявлены дефекты. Неисполнение ответчиком полномочий по содержанию и сохранению объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния объекта культурного наследия или его полного уничтожения.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил суд обязать ответчика ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» в течение года с даты вступления решения суда в законную силу организовать выполнение следующих мероприятий на объекте культурного наследия «Памятник В.И. Ленину», расположенном по адресу: г. Волгоград, 1 шлюз Волго-Донского канала: обратиться в комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию объекта культурного наследия; разработать и согласовать с комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством с разработанной и согласованной проектной документацией.

В судебном заседании помощник прокурора Красноармейского района г.Волгограда Кузьмин И.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика по доверенности Локтионов Р.Ю. в судебном заседании поддерживал доводы письменных возражений, пояснил, что в целях приведения объекта культурного наследия «Памятник В.И. Ленину» в удовлетворительное состояние ответчиком многократно, начиная с 2015 г. готовились и направлялись предложения в федеральные целевые программы о выделении целевых субсидий на финансирование мероприятий по капитальному ремонту и реставрации объектов культурного наследия. Также ответчик обращался к министру культуры Российской Федерации с просьбой оказать максимально возможное содействие в финансировании работ по реставрации данного объекта. Полагает, что заявленные требования прокурора о проведении всех стадий организации работ по сохранению данного объекта культурного наследия не учитывают их специфику и многоэтапность, сроки прохождения каждого из этапов не зависят от действий ответчика. В материалах дела не представлено сведений, о том, чем обоснован заявленный прокурором срок выполнения комплекса работ. Срок, в течение которого ответчик сможет осуществить весь комплекс мероприятий, направленных на сохранение объекта культурного наследия «Памятник В.И. Ленину», составляет не менее 3 лет.

Представитель 3-его лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв, полагал возможным удовлетворить заявленные требования, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.

Представитель 3-его лица комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Принимая во внимание, что неявившиеся в судебное заседание лица, не сообщили об уважительности причин неявки в суд, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, суд, руководствуясь частью 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; утверждение отчетной документации о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с ч.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу ч.1 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия,, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора ( ч.11 ст. 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 2.1. Положения о комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 697-п " комитет осуществляет следующие полномочия: устанавливает требования к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения в случае, предусмотренном действующим законодательством, требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), требования к сохранению объектов культурного наследия регионального значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия регионального значения в случае, предусмотренном действующим законодательством, требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия регионального значения, требования к сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случае, предусмотренном действующим законодательством, требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения; в пределах своей компетенции организует проведение историко-культурной экспертизы; в пределах своей компетенции выдает разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Судом установлено, что постановлением Волгоградской ... Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране, за №..., включен памятник истории –«Памятник В.И. Ленину», расположенный по адресу: г. Волгоград, шлюз Волго-Донского канала.

Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ №...-р Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области закреплено на праве оперативного управления за ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» федеральное имущество, согласно приложению.

Как усматривается из п. 42 выписки реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ №..., «Памятник В.И. Ленину» включен в реестр объектов культурного наследия за №....

ДД.ММ.ГГГГ комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в адрес ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №... относительно ненадлежащего технического состояния объекта культурного наследия «Памятник В.И. Ленину». Предложено организовать разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта срок ДД.ММ.ГГГГ; организовать проведение работ по сохранению объекта в соответствии с проектом срок ДД.ММ.ГГГГг.

Кроме этого, прокуратурой Красноармейского района г.Волгограда ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр объекта культурного наследия «Памятник В.И. Ленину», в ходе которого было установлено, что данный объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии. На постаменте отмечаются разрушение плиточного слоя и декоративных элементов, на самом монументе имеются сколы.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Красноармейского района г. Волгограда Шмелевой Д.В. в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений закона.

Согласно ответу ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора, наличие выявленных дефектов на объекте культурного наследия «Памятник В.И. Ленину» обусловлено отсутствием финансирования мероприятий по сохранению данного объекта культурного наследия. С 2015 г. музеем неоднократно направлялись заявки о выделении целевых субсидий на финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта и реставрации данного объекта.

Актом осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И. Ленину», 1973 г, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Красноармейский район, на берегу ..., у входа в ВДСК от ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее: наблюдаются сколы и частичная утрата фрагментов облицовки постамента; наличие многочисленных высолов на поверхности постамента и элементов скульптуры; на спине у правого локтя обнаружено изменение цвета материала с серого на бурый; наличие на скульптуре следов птичьего помета; частичное отслоение штукатурного слоя основания скульптуры; трещины в облицовочной плитке различно-направленной шириной раскрытия; Информационная табличка расположена на северо-восточной стороне постамента.

Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами объективно подтверждается, что объект культурного наследия «Памятник В.И. Ленину» находится в ненадлежащем техническом состоянии, что создает угрозу для его сохранности, одновременно нарушает гарантированное конституционное право неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям.

Поскольку обязанность по надлежащему содержанию и сохранению объекта культурного наследия «Памятник В.И. Ленину» возложена на ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва», а непринятие своевременных мер по надлежащему содержанию и сохранению объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния объекта культурного наследия или его полного уничтожения, суд находит законными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда к федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» о возложении обязанности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством с разработанной и согласованной проектной документацией.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Заявленный прокурором Красноармейского района г. Волгограда срок, который равен одному году, со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчиком должна быть исполнена обязанность проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством с разработанной и согласованной проектной документацией, судом признается как соответствующим возможности ответчика по исполнению данной обязанности, так и степени затруднительности исполнения судебного акта.

При наличии объективных причин, не позволяющих исполнить постановленное судом решение, ответчик вправе обратиться в суд с мотивированным заявлением о предоставлении отсрочки/рассрочки исполнения вступившего в законную силу судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда к федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» о возложении обязанности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством с разработанной и согласованной проектной документацией– удовлетворить.

Обязать ответчика ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» (ИНН 3444050351) в течение года со дня вступления решения суда в законную силу организовать выполнение следующих мероприятий на объекте культурного наследия «Памятник В.И. Ленину», расположенном по адресу: г. Волгоград, 1 шлюз Волго-Донского канала: обратиться в комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию объекта культурного наследия; разработать и согласовать с комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством с разработанной и согласованной проектной документацией.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Центральный районный суд города Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 30.03.2023г.

Судья: Е.С. Житенева

Дело №...

УИД: 34RS0№...-92

Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

«23» марта 2023 года г.Волгоград

Центральный районный суд в составе:

председательствующего судьи Житеневой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Калиничевой Д.А.

с участием помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Кузьмина И.В.

представителя ответчика по доверенности Локтионова Р.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда к федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» о возложении обязанности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством с разработанной и согласованной проектной документацией.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в Центральный районный суд г.Волгограда с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» о возложении обязанности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством с разработанной и согласованной проектной документацией.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» требований Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Постановлением Волгоградской ... Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране, за №..., включен памятник истории –« Памятник В.И. Ленину», расположенный по адресу: г. Волгоград, шлюз Волго-Донского канала). ДД.ММ.ГГГГ за ФГБУК ««Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» зарегистрировано право оперативного управления на данный объект культурного наследия за №.... Указанный объект включен в реестр объектов культурного наследия за
№.... Ранее проведенной проверкой от ДД.ММ.ГГГГ с выходом на место установлено, что памятник истории – «Памятник В.И. Ленину» находится в неудовлетворительном состоянии. На постаменте отмечаются разрушение плиточного слоя и декоративных элементов, на самом монументе имеются сколы. Названные дефекты ведут к разрушению объекта, что создает угрозу для его сохранности, одновременно нарушает гарантированное конституционное право каждого на доступ к культурным ценностям. ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора района в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с привлечением специалистов комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области осмотрен объект культурного наследия, в ходе которого выявлены дефекты. Неисполнение ответчиком полномочий по содержанию и сохранению объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния объекта культурного наследия или его полного уничтожения.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил суд обязать ответчика ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» в течение года с даты вступления решения суда в законную силу организовать выполнение следующих мероприятий на объекте культурного наследия «Памятник В.И. Ленину», расположенном по адресу: г. Волгоград, 1 шлюз Волго-Донского канала: обратиться в комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию объекта культурного наследия; разработать и согласовать с комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством с разработанной и согласованной проектной документацией.

В судебном заседании помощник прокурора Красноармейского района г.Волгограда Кузьмин И.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика по доверенности Локтионов Р.Ю. в судебном заседании поддерживал доводы письменных возражений, пояснил, что в целях приведения объекта культурного наследия «Памятник В.И. Ленину» в удовлетворительное состояние ответчиком многократно, начиная с 2015 г. готовились и направлялись предложения в федеральные целевые программы о выделении целевых субсидий на финансирование мероприятий по капитальному ремонту и реставрации объектов культурного наследия. Также ответчик обращался к министру культуры Российской Федерации с просьбой оказать максимально возможное содействие в финансировании работ по реставрации данного объекта. Полагает, что заявленные требования прокурора о проведении всех стадий организации работ по сохранению данного объекта культурного наследия не учитывают их специфику и многоэтапность, сроки прохождения каждого из этапов не зависят от действий ответчика. В материалах дела не представлено сведений, о том, чем обоснован заявленный прокурором срок выполнения комплекса работ. Срок, в течение которого ответчик сможет осуществить весь комплекс мероприятий, направленных на сохранение объекта культурного наследия «Памятник В.И. Ленину», составляет не менее 3 лет.

Представитель 3-его лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв, полагал возможным удовлетворить заявленные требования, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.

Представитель 3-его лица комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Принимая во внимание, что неявившиеся в судебное заседание лица, не сообщили об уважительности причин неявки в суд, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, суд, руководствуясь частью 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; утверждение отчетной документации о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с ч.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу ч.1 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия,, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора ( ч.11 ст. 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 2.1. Положения о комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 697-п " комитет осуществляет следующие полномочия: устанавливает требования к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения в случае, предусмотренном действующим законодательством, требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), требования к сохранению объектов культурного наследия регионального значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия регионального значения в случае, предусмотренном действующим законодательством, требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия регионального значения, требования к сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случае, предусмотренном действующим законодательством, требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения; в пределах своей компетенции организует проведение историко-культурной экспертизы; в пределах своей компетенции выдает разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Судом установлено, что постановлением Волгоградской ... Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране, за №..., включен памятник истории –«Памятник В.И. Ленину», расположенный по адресу: г. Волгоград, шлюз Волго-Донского канала.

Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ №...-р Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области закреплено на праве оперативного управления за ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» федеральное имущество, согласно приложению.

Как усматривается из п. 42 выписки реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ №..., «Памятник В.И. Ленину» включен в реестр объектов культурного наследия за №....

ДД.ММ.ГГГГ комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в адрес ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №... относительно ненадлежащего технического состояния объекта культурного наследия «Памятник В.И. Ленину». Предложено организовать разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта срок ДД.ММ.ГГГГ; организовать проведение работ по сохранению объекта в соответствии с проектом срок ДД.ММ.ГГГГг.

Кроме этого, прокуратурой Красноармейского района г.Волгограда ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр объекта культурного наследия «Памятник В.И. Ленину», в ходе которого было установлено, что данный объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии. На постаменте отмечаются разрушение плиточного слоя и декоративных элементов, на самом монументе имеются сколы.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Красноармейского района г. Волгограда Шмелевой Д.В. в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений закона.

Согласно ответу ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора, наличие выявленных дефектов на объекте культурного наследия «Памятник В.И. Ленину» обусловлено отсутствием финансирования мероприятий по сохранению данного объекта культурного наследия. С 2015 г. музеем неоднократно направлялись заявки о выделении целевых субсидий на финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта и реставрации данного объекта.

Актом осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И. Ленину», 1973 г, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Красноармейский район, на берегу ..., у входа в ВДСК от ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее: наблюдаются сколы и частичная утрата фрагментов облицовки постамента; наличие многочисленных высолов на поверхности постамента и элементов скульптуры; на спине у правого локтя обнаружено изменение цвета материала с серого на бурый; наличие на скульптуре следов птичьего помета; частичное отслоение штукатурного слоя основания скульптуры; трещины в облицовочной плитке различно-направленной шириной раскрытия; Информационная табличка расположена на северо-восточной стороне постамента.

Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами объективно подтверждается, что объект культурного наследия «Памятник В.И. Ленину» находится в ненадлежащем техническом состоянии, что создает угрозу для его сохранности, одновременно нарушает гарантированное конституционное право неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям.

Поскольку обязанность по надлежащему содержанию и сохранению объекта культурного наследия «Памятник В.И. Ленину» возложена на ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва», а непринятие своевременных мер по надлежащему содержанию и сохранению объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния объекта культурного наследия или его полного уничтожения, суд находит законными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда к федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» о возложении обязанности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством с разработанной и согласованной проектной документацией.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Заявленный прокурором Красноармейского района г. Волгограда срок, который равен одному году, со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчиком должна быть исполнена обязанность проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством с разработанной и согласованной проектной документацией, судом признается как соответствующим возможности ответчика по исполнению данной обязанности, так и степени затруднительности исполнения судебного акта.

При наличии объективных причин, не позволяющих исполнить постановленное судом решение, ответчик вправе обратиться в суд с мотивированным заявлением о предоставлении отсрочки/рассрочки исполнения вступившего в законную силу судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда к федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» о возложении обязанности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством с разработанной и согласованной проектной документацией– удовлетворить.

Обязать ответчика ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» (ИНН 3444050351) в течение года со дня вступления решения суда в законную силу организовать выполнение следующих мероприятий на объекте культурного наследия «Памятник В.И. Ленину», расположенном по адресу: г. Волгоград, 1 шлюз Волго-Донского канала: обратиться в комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию объекта культурного наследия; разработать и согласовать с комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством с разработанной и согласованной проектной документацией.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Центральный районный суд города Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 30.03.2023г.

Судья: Е.С. Житенева

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».