Дело № 8а-1915/2023 [88а-2971/2023]

Номер дела: 8а-1915/2023 [88а-2971/2023]

УИН: 05RS0006-01-2022-003468-18

Дата начала: 14.02.2023

Суд: Пятый кассационный суд общей юрисдикции

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ И.о. прокурора г.Буйнакска
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Муратбеков Магомедзакир Яхияевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Мукаилов Гусейн Магомедович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Мурзаев Асев Салимгереевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Мусаев Лабазан Исмаилович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Насирханов Запир Магомедович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Мугутдинов Магомед Мугутдинович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Салатгереев Ибрагим Лабазанович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Меджидов Запир Хизриевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Магомедов Кагир Темирланович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Магомедов Гаджимурад Багавутдинович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Магомедов Кагир Шапиевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Мамагаджиев Шамиль Гаджиевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Мамаев Шамиль Набиевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Салахутдинов Набиюлла Магомедович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Салимов Расул Салимович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Хизриев Магомед Омарович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Ханмагомедова Марям Ханмагомедовна
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Чопаева Хабийбат Джаппаровна
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Шихсаидов Даниял Хизириевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Шугаибов Шугаиб Сиражутдинович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Шихшабеков Башир Лабазанович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Хайбуллаев Хайбула Хакимович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Устарханов Хочай Ахмедович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Сахаватов Джамалутдин Магомедзапирович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Салихов Муслим Магомедович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Сунгуров Абдулкадыр Вагидович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Татаков Магомед Айланматович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Умарбеков Идирис Абдуллаевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Магомаев Тимурлан Гаджиявович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Керимов Тагир Абдулкеримович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Атаев Магомед Гаджиевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Асельдеров Магомед Измутдинович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Ахмедов Анвар Абдулгамидович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Ацаев Магомедариф Абдулаевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Бартыханов Муслим Магомедович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Бамматова Равзанат Иманалиевна
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Асельдеров Арслан Зиявутдинович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Алиев Шапи Ризванович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Абдулова Суганат Гашимовна
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Абдулазизов Даци Ахмедович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Абукаев Рашат Асгерханович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Абуриков Абдурахман Гаджиевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Алиев Ималитдин Алиевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК 3акарьяев Магомеднаби Магомедович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Булатов Баттал Магомедгаджиевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Джанбеков Шамиль Садрутдинович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Джанакаев Тажутдин Сиражутдинович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Джахбаров Ибрагим Магомедкамилович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Закаев Рашид Магомедрасулович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Исламов Шамиль Ибрагимович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Исаев Ислам Нажмутдинович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Гаджибатыров Набиюлла Асадуллаевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Джамирзаев Мурад Ибрагимович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Гафуров Мухтар Абдулкеримович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Джамалутдинов Арслан Нуритдинович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Даришмагомедов Яхия Абдуллаевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Джалюкова Исманият Ирбаинова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Дагиров Забиюлла Дагирович
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Собрание депутатов МР "Буйнакский район"
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Абдурагимов Раджаб Изамутдинович
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 22.03.2023
 

Акты

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                                                                                              Дело № 88А-2971/2023                                                                                                № 2а-1078/2022                г. Пятигорск                                                         22 марта 2023 года                Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе         председательствующего           Фахретдиновой Р.Ф.,
         судей                                           Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.         рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков Абдурагимова Р. И.         на решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 02.09.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 26.12.2022        по административному делу по административному исковому заявлению и. о. прокурора г. Буйнакска Республики Дагестан о признании незаконным бездействия депутатов Собрания депутатов муниципального района «Буйнакский район» и досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов муниципального района «Буйнакский район» в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».        Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К., пояснения административных ответчиков Джанибекова Ш.С., Гаджибатырова Н.А., Магомедова Г.Б., а также представителя административных ответчиков Абдурагимова Р.И., поддержавших кассационную жалобу и доводы, изложенные в ее обоснование, а также возражения против удовлетворения кассационной жалобы прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В. и представителя Собрания депутатов МР «Буйнакский район» адвоката Дидиалиева С.М., судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

    УСТАНОВИЛА:

и.о. прокурора г. Буйнакска Республики Дагестан обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений, принятых судом к рассмотрению, о признании незаконным бездействия депутатов Собрания депутатов МР «Буйнакский район» Мусаева Л.И., Керимова Т.А., Микаилова Г. М., Мамагаджиева Ш.Г., Хизриева М.О., Асельдерова А.З., Сунгурова А.В., Исаева И.Н., Абдулазизова Д.А., Меджидова З.Х., Муратбекова М.Я., Ахмедова А.А., Магомаева Т.Г., Асельдерова М.И., Магомедова К.Ш., Абукаева Р.А., Алиева Ш.Р., Шихшабекова Б.Л., Бартыханова М.М., Салахутдинова Н.М., Сахаватова Д.М., Гафурова М.А., Чопаевой Х.Д., Закаева Р.М., Джанбекова Ш.С., Исламова Ш.И.,                   Джахбарова И.М., Джамирзаева М.И., Салимова Р.С., Умарбекова И.А., Джанакаева Т.С., Атаева М.Г., Салатгереева И.Л., Бамматовой Р.И., Ханмагомедовой М.Х., Мугутдинова М.М., Алиева И.А., Магомедова К.Т., Мурзаева А.С., Джамалутдинова А.Н., Абдуловой С.Г., Шугаибова Ш.С., Закарьяева М.М., Дагирова З.Д., Салихова М.М., Татакова М.А.,                          Булатова Б.М., Насирханова З.М., Мамаева Ш.Н., Абурикова А.Г.,                       Ацаева М.А., Магомедова Г.Б., Даришмагомедова Я.А., Гаджибатырова Н.А., Хайбуллаева Х.Х., Устарханова Х.А. и Джалюковой И.И„ выразившегося в не представлении Главе Республики Дагестан сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 и 2021 г.г., Шихсаидова Д.Х. в непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 г., а Гаджибатырова Н.А. в непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 г., и досрочном прекращении полномочий указанных депутатов Собрания депутатов МР «Буйнакский район» в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Заявленные требования мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки по информации Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан от 14.07.2022 о не предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Собрания депутатов МР «Буйнакский район» за 2019-2021 гг.г. установлено, что указанными депутатами в нарушении Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Закона РД от 29.12.2017 № 109 «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Республике Дагестан, должности главы администрации муниципального образования Республики Дагестан по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений, осуществления проверки соблюдения ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, замещающими муниципальную должность в Республике Дагестан, должность главы администрации муниципального образования Республики Дагестан по контракту», не представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 и 2021 г.г. Кроме того, установлено, что депутатами Шихсаидовым Д.Х. не представлены сведения о доходах за 2021 г. и Гаджибатыровым Н.А. - за 2020 г.

В связи с тем, что число депутатов, допустивших нарушения составляет более 95 % от общего числа депутатов Собрания депутатов МР «Буйнакский район, представление о прекращении полномочий указанных депутатов в Собрание депутатов МР «Буйнакский район» прокурором внесено не было, прокурор обратился с настоящим иском в суд.

Решением Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 02.09.2022 административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным бездействие депутатов Собрания депутатов МР «Буйнакский район», заявленных прокурором, полномочия административных ответчиков депутатов досрочно прекращены в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 02.09.2022 в части признания незаконным бездействия депутатов Собрания депутатов МР «Буйнакский район» Алиева Ш.Р., Джамалутдинова А.Н. и Абукаева Р.А., выразившееся в непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 и 2021 г.г., досрочного прекращения их полномочий депутатов Собрания депутатов МР «Буйнакский район» в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», отменено, в отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления в указанной части отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с постановленными судебными актами                         представитель иных административных ответчиков обратился в Пятый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора, поскольку административные ответчики являются депутатами сельских собраний и приведенные прокурором основания не являются основаниями для прекращения их полномочий депутатов муниципального района, как депутатов представительного органа поселения в составе муниципального района, при этом административные ответчики сведения о своих доходах, как депутаты сельских поселений своевременно представили в виду уведомлений, тот факт, что эти сведения представлены не в соответствии с установленной формой о допущенном нарушении не свидетельствует, кроме того, у прокурора отсутствовали полномочия на обращение с таким иском в суд.

Кассационное жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 14.02.2023.

В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2001            № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу предписаний Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1 Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

В соответствии с абзацем 20 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления отнесены к лицам, замещающим муниципальную должность.

Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», общая сумма которых превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, не совершались, лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов представительного органа местного самоуправления в Республике Дагестан, а также проверка достоверности и полноты указанных сведений, осуществления проверки соблюдения ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, регулируются Законом Республики Дагестан от 29.12.2017 № 109, статьей 2 которого предусмотрено предоставление таких сведений Главе Республики Дагестан по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014                          № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Заполнение формы справки осуществляется с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещена на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Сведения представляются на бумажном и электронном (флеш-карта) носителях лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы администрации по контракту, - в кадровую службу администрации муниципального района, городского округа, которая в течение пяти рабочих дней со дня приема представляет эти сведения в уполномоченный орган Республики Дагестан.

Уполномоченным органом в Республике Дагестан в соответствии с Указом Главы Республики Дагестан № 131 от 23.06.2021, который осуществляет прием сведений о доходах лиц, замещающих муниципальные должности, является Управление Главы Республики Дагестан по вопросам противодействия коррупции.

Как следует из материалов дела и установлено судами, муниципальный район «Буйнакский район» наделен статусом муниципального района Законом Республики Дагестан от 13.01.2005 № 6 «О статусе муниципальных образований Республики Дагестан». МР «Буйнакский район» состоит из сельских поселений, объединенных общей территорией, на которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением через выборные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять также отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами, законами Республики Дагестан.

В состав муниципального района входят территории 20 сельских поселений, в соответствии со статьей 21 Устава муниципального образования «Буйнакский район» структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют Собрание депутатов муниципального района, Глава муниципального района, администрация муниципального района, контрольно-счетная палата муниципального района.

Согласно статье 22 Устава Собрание депутатов муниципального образования «Буйнакский район» состоит из глав сельских поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов Собрания депутатов указанных поселений, избираемых Собраниями депутатов сельских поселений из своего состава в соответствии с установленной нормой представительства.

Административные ответчики являлись депутатами сельских поселений собраний района, избранные в состав районного Собрания депутатов МР «Буйнакский район» 7 созыва. Общая численность депутатов Собрания депутатов муниципального района составляет 59 человек, прокурор обратился с настоящим иском в суд в отношении 58 депутатов Собрания депутатов муниципального района «Буйнакский район» 7 созыва, за исключением 1 депутата.

Указанные депутаты в силу части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имели статус полномочий депутатов представительного органа муниципального района.

В рамках проверки информации Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан от 14.07.2022 о не представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Собрания депутатов МР «Буйнакский район» за 2019-2021 г.г., прокуратурой г. Буйнакска установлены факты непредставления административными ответчиками за 2020 и 2021 г.г. сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в установленном порядке и в установленной форме в виде справки с использованием специального программного обеспечения «Справки БК».

Удовлетворяя требования прокурора, суды исходи из того, что административными ответчиками нарушены требования статьи 2, части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 2 Закона Республики Дагестан от 29.12.2017 № 109, что влечет прекращение их полномочий.

Данные выводы являются правильными, поскольку допущенные нарушения обязательных требований подтверждается представленными доказательствами.

Так, администрацией Главы и Правительства Республики Дагестан в ходе проводимой прокуратурой проверки прокурору представлены сведения о том, что справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Собрания Депутатов МР «Буйнакский район» за 2020 и 2021 г.г. не представлены (ответ от 14.07.2022 на вх. от 06.07.2022).

Из сообщения руководителя аппарата администрации МР «Буйнакский район» прокурору № 0-687 от 04.08.2022 следует, что в соответствии с Законом Республики Дагестан от 29.12.2017 № 109 в Отдел правового и кадрового обеспечения представлялись сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 г. председателем Собрания депутатов Шахсаидовым Д.Х., заместителем председателя Шиховым З.С., за 2021 г. председателем Собрания депутатов Гаджибатыровым Н.А. и заместителем председателя Шиховым З.С., в бумажном и в электронном виде, а также уведомления об отсутствии сделок в отчетные периоды всеми остальными депутатами Собрания Депутатов, которые в последующем направлены в Управление Главы Республики Дагестан по вопросам противодействия коррупции (л.д. 34 т. 1).

Таким образом представленными доказательствами подтверждается, что административными ответчиками сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 и 2021 г.г. не представлены, а представлены уведомления об отсутствии сделок в отчетные периоды, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ, что образует нарушение требований статьи 2, части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 2 Закона Республики Дагестан от 29.12.2017 № 109.

Вопреки доводам кассационной жалобы, предоставление уведомлений об отсутствии сделок в отчетные периоды не освобождает депутатов от выполнения обязанности по предоставлению сведений о доходах и не подменяет их.

В связи с этим решения судов являлись законными и обоснованными.

Доказательства предоставления административными ответчиками за 2020-2021 г.г. в установленном порядке и установленные сроки справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в форме справки с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», не представлено, более того административные ответчики указывают на их непредоставление.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27.12.2012 № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26.01.2017 № 104-О).

Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 7.1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности (часть 9 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность. Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.

Вступив в должность депутатов и приняв на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения административные ответчики нарушили безусловную обязанность предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, что послужило основанием для удовлетворения требований прокурора и лишения их полномочий депутатов Собрания депутатов МР «Буйнакский район» в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Вопреки доводам кассационной жалобы, прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Так, согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4.5 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008                        № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при выявлении в результате проверки, осуществленной на основании части 4.4 названной статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены, в частности, этим законом, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

По настоящему делу прокурор обратился с таким иском в суд, поскольку установлено допущение нарушений закона о противодействии коррупции 95 % депутатов, что ставит невозможным внесение в их адрес протеста, который подлежит рассмотрению с принятием решения по нему голосованием этими же лицами. В связи с этим суд первой инстанции обоснованно принял к производству настоящий иск и принял оспариваемо решение.

У суда отсутствовали основания для выхода за пределы заявленных требований и разрешать вопрос о прекращении статуса административных ответчиков, как депутатов сельских поселений. Доводы кассационной жалобы о неразрешении данного вопроса при удовлетворении требований прокурора о прекращении полномочий административных ответчиков, как депутатов представительного органа, являются необоснованными.

При этом судом апелляционной инстанции изменено решение суда первой инстанции в отношении трех депутатов Собрания депутатов МР «Буйнакский район»: Алиева Ш.Р., Джамалутдинова А.Н. и Абукаева Р.А., поскольку указанные депутаты были делегированы в районное Собрание депутатов в 2022 г.

В указанной части решения суда апелляционной инстанции лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Суд апелляционной инстанции также пришел к правильному выводу, что сложения полномочий ряда депутатов, делегированных в Собрание депутатов МР «Буйнакский район», а также отзыв депутата из Собрания депутатов МР «Буйнакский район» не являются основаниями для прекращения производства по делу.

Круг лиц, участвующих в деле, определён судами верно, основания привлечения Собраний депутатов сельских поселений не имелось, доводы кассационной жалобы об обратном являются необоснованными.

По итогам рассмотрения кассационной жалобы в пределах ее доводов судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что обжалуемые в кассационном порядке судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 328 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, что не свидетельствует о наличии оснований для их отмены или изменения, направлены на переоценку доказательств и выводов судов, оснований для которой не имеется.

    Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

    ОПРЕДЕЛИЛА:

        решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 02.09.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 26.12.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административных ответчиков Абдурагимова Р. И. без удовлетворения.

        Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий                         Р.Ф.Фахретдинова

Судьи                                    Ю.К. Белоусова

                                        Г.К. Зайнуллина

Мотивированное кассационное определение изготовлено 22.03.2023.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».