Дело № 8а-5896/2023 [88а-7516/2023]
Номер дела: 8а-5896/2023 [88а-7516/2023]
УИН: 78RS0005-01-2021-010517-72
Дата начала: 10.03.2023
Дата рассмотрения: 10.05.2023
Суд: Третий кассационный суд общей юрисдикции
:
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
Акты
Дело № 88а-7516/2023
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 мая 2023 года г. Санкт-Петербург
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М.,
судей: Бельмас Н.А., Мальцевой Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Харьковой Е. В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 ноября 2022 года по административному делу № 2а-3458/2022 по административному исковому заявлению Харьковой Е. В. к Центральному Банку Российской Федерации о признании незаконным решения о признании Харьковой Е. В. не соответствующей квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, обязании совершить определенные действия.
По первой инстанции решение вынесено Калининским районным судом Санкт-Петербурга 29 июня 2022 года
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения Харьковой Е.В., её представителя – Марченко А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителей Центрального Банка Российской Федерации – Акинфеевой Д.В., Иванюта К.К., Бережной В.Л., возражавших против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Харькова Е.В. обратилась в Калининский районный суд Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением к Центральному Банку Российской Федерации, в котором просила признать незаконным решение о признании Харьковой Е.В. не соответствующей квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N395-1 "О банках и банковской деятельности", а также обязать административного ответчика исключить из базы данных Банка России о деловой репутации сведения об административном истце, как о лице, не соответствующем квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральным законодательством.
В обоснование заявленных требований Харькова Е.В. указала, что с 6 февраля 2018 года по 21 декабря 2018 года и с 15 апреля 2019 года по 10 мая 2021 года она осуществляла трудовую деятельность в АО «Заубер Банк» в должности руководителя управления финансового мониторинга и валютного контроля, выполняющего функции специального должностного лица в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) кредитной организации. В связи с отзывом у АО «Заубер Банк» лицензии на осуществление банковских операций по причине неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6, 7 федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ (за исключением пункта 3 статьи 7) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - ПОД/ФТ), а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, и учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», административный истец была внесена в базу данных Банка России с указанием сведений о ее деловой репутации как о лице, несоответствующем квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации. Как указала административный истец, она обратилась с жалобой в Центральный Банк Российской Федерации, в которой просила исключить её из базы указанных лиц, однако в удовлетворении жалобы было отказано. Административный истец указала на отсутствие непосредственно ее вины в наступивших последствиях в виде отзыва лицензии у банка и на достаточность предпринятых ею мер для предотвращения наступления последствий в виде отзыва лицензии у банка, с учетом объема должностных обязанностей, которые предусмотрены Должностной инструкцией руководителя управления финансового мониторинга и валютного контроля, выполняющего функции специального Должностного лица в целях ПОД/ФТ кредитной организации.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2022 года иск удовлетворен, признано незаконным и отменено решение, принятое должностными лицами Центрального Банка Российской Федерации, о признании Харьковой Е.В. не соответствующей квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленными пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N395-1 "О банках и банковской Деятельности", на Центральный Банк Российской Федерации возложена обязанность в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу, исключить из базы данных Банка России о деловой репутации сведения о Харьковой Е.В., как о лице, не соответствующем квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленными федеральными законами.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 ноября 2022 года решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2022 года отменено. Суд постановил в удовлетворении административного иска Харьковой Е.В. отказать.
На вступившее в законную силу судебное постановление административный истец подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что Харькова Е.В. с 6 февраля 2018 года по 21 декабря 2018 года и с 15 апреля 2019 года по 10 мая 2021 года осуществляла трудовую деятельность в АО «Заубер Банк» в должности руководителя управления финансового мониторинга и валютного контроля, выполняющего функции специального должностного лица в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в кредитной организации (далее - СДЛ ПОД/ФТ/ФРОМУ).
Согласно приказу Центрального Банка Российской Федерации от 28 мая 2021 года №ОД-978 у АО «Заубер Банк» отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Основанием для отзыва лицензии у банка согласно указанному приказу послужило неисполнение кредитной организацией АО «Заубер Банк» федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-Ф3 «О Центральном банке Российской Федерации».
Судом первой инстанции установлено, что за нарушение требований законодательства к АО «Заубер Банк» в течение года неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86 -ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», в частности, в отношении АО «Заубер Банк» вынесены предписания от 30 декабря 2020 года №014-12-1/11015ДСП (по результатам дистанционного надзора), от 25 мая 2021 года №12-1-1/2407ДСП (по результатам инспекционной проверки).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-55029/2021 постановлено ликвидировать АО «Заубер Банк».
Решением Центрального Банка Российской Федерации Харькова Е.В. внесена в базу данных Банка России о деловой репутации как лицо, несоответствующее квалификационным требованиям и (или) требованиям к «деловой репутации, установленным федеральными законами, на основании пунктов 1.15 и 1.16 Приложения 7 к Положению Банка России от 27 декабря 2017 года№625-П.
Основанием для внесения административного истца в базы данных Банка России о деловой репутации послужило осуществление Харьковой Е.В. функций специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций за нарушение законодательства Российской Федерации.
Административный истец обратилась с жалобой в Центральный Банк Российской Федерации на решение о внесении сведений о ней в базу данных Банка России о деловой репутации как лицо, несоответствующее квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, в которой просила исключить её из базы лиц, признанных несоответствующими требованиям к деловой репутации по следующим основаниям: отсутствие условий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N395-1 "О банках и банковской деятельности", для признания заявителя не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, а именно: отсутствие у заявителя в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) лицензии, права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия Банка; в рамках исполнения должностных обязанностей заявителем предпринимались необходимые меры, направленные на минимизацию риска вовлечения Банка в проведение сомнительных операций, а также на недопущение нарушений требований, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 года №115-Ф «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом.
В удовлетворении указанной жалобы административному истцу письмом Центрального банка Российской Федерации от 18 августа 2021 года № 14_2-3-ОГ/16975ДСП отказано.
Согласно указанному решению деловая репутация Харьковой Е.В. признана не соответствующей требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N395-1 "О банках и банковской деятельности", в связи с осуществлением функций СДЛ ПОД/ФТ/ФРОМУ АО «Заубер Банк» в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (приказ Банка РОССРШ от 28 мая 2021 года №ОД-978) и дню назначения временной администрации по управлению кредитной организацией (приказ Банка России от 28 мая 2021 года №ОД- 979).
В ходе рассмотрения жалобы административного истца установлено, что основаниями для отзыва у АО «Заубер Банк» лицензии на осуществление банковских операций послужило неисполнение Банком федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года К86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В ходе инспекционной проверки Банка установлены неоднократные, в течение одного года, нарушения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области ПОД/ФТ/ФРОМУ:
- Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - в части неисполнения Банком обязанности по документационному фиксированию и направлению в уполномоченный орган в установленный Федеральным законом от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», срок сведений об операциях клиентов Банка, подлежащих обязательному контролю по кодам вида операции 1004 и 4006; в части представления Банком в уполномоченный орган недостоверных сведений в составе записей ФЭС, направленных об операциях, подлежащих обязательному контролю по кодам вида операции 1003 и 1004;
- Указания Банка России от 17 октября 2018 года №4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"- в части представления Банком в уполномоченный орган недостоверных сведений о сумме операции и валюте ее проведения, а также о сумме операции в рублевом эквиваленте и сумме продаваемой валюты в составе записи ФЭС по операции клиента банка, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 1003; в части представления Банком в уполномоченный орган неверных сведений в составе записей ФЭС, направленных об операциях, подлежащих обязательному контролю по коду вида операции 1003, и направленных по коду вида операции 6001;
- Указания Банка России от 9 августа 2004 года №1485-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях" в части отсутствия в плане реализации программы обучения по ПОД/ФТ на 2021 год фамилий лиц, ответственных за проведение обучения.
В течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у АО «Заубер Банк» лицензии на осуществление банковских операций, к Банку применены 2 меры воздействия по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Поскольку в периоды с 6 февраля 2018 года по 21 декабря 2018 года и с 15 апреля 2019 года по 9 мая 2021 года Харькова Е.В. осуществляла функции указанного специального должностного лица, в соответствии с пунктами 4.2.2, 4.2.4, 12.4 правил внутреннего контроля, в соответствии с должностной инструкцией, являясь специальным должностным лицом, была обязана выполнять возложенные на нее как специальное должностное лицо обязанности в части организации представления и контроля за представлением в уполномоченный орган сведений в соответствии с Федеральным законом 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (за исключением пункта 3 статьи 7) и нормативными актами Банка России; в части обеспечения своевременности формирования и направления в уполномоченный орган ФЭС и ОЭС в установленные сроки; в части разработки и утверждения плана обучения работников банка, в части организации и обеспечения реализации комплекса мероприятий, направленных на противодействие легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, осуществления контроля соблюдения в банке Правил и других внутренних, нормативных, инструктивных и методологических документов, в части организации работы по представлению сведений в уполномоченный органа по ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также в части организации работы по проведению обучения и тестирования сотрудников по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Как посчитал административный ответчик, допущенные АО «Заубер Банк» нарушения в области ПОДУБТ/ФРОМУ, вошедшие в число оснований для отзыва у Банка лицензии на осуществление банковских операций и назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, относились к компетенции Харьковой Е.В.
Таким образом, Банк России пришел к выводу, что Харьковой Е.В. не были приняты надлежащие и действенные меры, в рамках возложенных на нее должностных обязанностей, в связи с чем сделать вывод о ее непричастности к нарушениям, повлекшим отзыв у АО «Заубер Банк» лицензии на осуществление банковских операций, не представляется возможным.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемое решение принято административным ответчиком исходя из формальных оснований для включения административного истца в базу данных лиц, не соответствующих квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, при этом, административным ответчиком не учтены обстоятельства, касающиеся причастности административного истца к нарушениям банком требований законодательства, повлекших отзыв лицензии, а также установления вины административного истца, пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения.
Однако такие выводы не соответствуют закону и обстоятельствам дела.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N86-03 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 60 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-Ф3 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России в установленном им порядке оценивает соответствие должностных лиц кредитной организации установленным пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N395-1 "О банках и банковской деятельности" под несоответствием требованиям к деловой репутации понимается осуществление лицом функций члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации:
- в течение 12 месяцев, предшествовавших дню назначения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов,
- в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва| (аннулирования) за нарушение законодательства РФ, у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации.
Статьей 60.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-Ф3 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено, что жалобы на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, рассматриваются в Банке России комиссией по рассмотрению жалоб. В состав комиссии включаются служащие Банка России, не принимавшие участия в соответствии со своими должностными обязанностями в подготовке документов о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, а также могут включаться представители ассоциаций (союзов), в том числе саморегулируемых организаций, объединяющих кредитные организации и (или) некредитные финансовые организации либо защищающих права потребителей финансовых услуг. Жалоба рассматривается комиссией, в состав которой входят не менее трех членов, отбираемых для рассмотрения конкретной жалобы в соответствии с положением о комиссии по рассмотрению жалоб.
Согласно статье 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N86- ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России в установленном им порядке ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций.
Банк России в установленном им порядке вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и иных лиц необходимую информацию, в отношении которой установлены требования, обеспечивающие ее конфиденциальность, в том числе информацию, содержащую персональные данные и касающуюся деятельности некредитных финансовых организаций их руководителей, учредителей (участников), и в установленном им порядке осуществлять действия по обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 года N152-03 "О персональных данных", и проводить проверку достоверности указанных данных.
Лицо вправе направить в Банк России запрос о предоставлении информации о наличии (отсутствии) сведений о нем в указанных базах данных. Форма запроса, перечень прилагаемых к нему документов и сведений и порядок их направления устанавливаются Банком России. Банк России в течение семи рабочих дней со дня получения данного запроса рассматривает его и направляет ответ, содержащий запрашиваемую информацию, в установленном им порядке.
Согласно статье 76.9.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N86- ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России оценивает соответствие должностных лиц и иных лиц установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, а также запрашивает и получает на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц сведения об указанных лицах, необходимые для оценки их соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.
Лицо, указанное в части 1 статьи 76.9.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", вправе обжаловать признание его не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, | установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, в комиссию Банка России по рассмотрению жалоб в соответствии со статьей 60.1 настоящего Федерального закона.
Порядок ведения баз данных определен Положением Банка России от 27 декабря 2017 года № 625-П "О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также о порядке ведения таких баз" (далее - Положение).
В силу пункта 1.1 Положения требования настоящего Положения распространяются на финансовые организации и микрокредитные компании определяются на основании федеральных законов, регулирующих деятельность финансовых организаций.
Пунктом 1.2 Положения определено, что оценка соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, регулирующими деятельность к финансовых организаций, осуществляется Банком России в отношении лиц, входящих в состав органов управления, и иных должностных лиц финансовых организаций и микрокредитных компаний, в том числе единоличного исполнительного органа некредитной финансовой организации и его заместителя, членов коллегиального исполнительного органа страховой организации, негосударственного пенсионного фонда и управляющей компании, главного бухгалтера некредитной финансовой организации, заместителя главного бухгалтера страховой организации, негосударственного пенсионного фонда и управляющей компании, а также кандидатов на эти должности, единоличного исполнительного органа и его заместителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, а также кандидатов на эти должности (за исключением небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций).
Согласно пункту 6.1 Положения Банк России ведет базы данных, в том числе в отношении лиц, указанных в пунктах 1.2 и 1.3 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения уполномоченное подразделение Банка России должно вносить сведения о лицах, указанных в пункте 6.1 настоящего Положения, в базы данных не позднее 3 рабочих дней с даты получения информации о наступлении событий, являющихся основанием для внесения сведений в базы данных. Перечень таких оснований определен в приложении 7 к настоящему Положению.
Пунктом 1.16 приложения N 7 к Положению определено, что основанием для внесения в базы данных является осуществление лицом функций (независимо от срока, в течение которого лицо их осуществляло) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера финансовой организации, руководителя или главного бухгалтера филиала финансовой организации, руководителя службы управления рисками, внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), контролера (руководителя службы внутреннего контроля), специального должностного лица или члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дню исключения некредитной финансовой организации из реестра за нарушение законодательства Российской Федерации.
Пункт 6.10 Положения указывает, что основанием для исключения информации из базы данных до истечения сроков, предусмотренных пунктом 6.9 настоящего Положения, является установление на основании проверок, объяснений, предоставленных лицами, указанными в пункте 6.1 настоящего Положения, представления документов и иной документально подтвержденной информации, в том числе информации, представляемой в соответствии с Указанием Банка России от 26 декабря 2017 года N4666-Y "О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2018 года N50273, непричастности лиц, внесенных в базы данных, к нарушениям финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о них в базу данных.
На основании абзаца 19 пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N395-1 "О банках и банковской деятельности" с момента отзыва лицензии на осуществление банковских операций специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, считается не соответствующим требованиям деловой репутации, и в соответствии с пунктом 6.2 Положения Банка России от 27 декабря 2017 года N625-П сведения о нем вносятся в базу данных, предусмотренную статьей 75 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-Ф3 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Исходя из изложенных положений действующего законодательства, основанием для внесения сведений в базу данных является сам факт занятия лицом одной из вышеуказанных должностей в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации за нарушение законодательства Российской Федерации лицензии на осуществление операций.
В рассматриваемом случае на основании вышеприведенных норм Положения и в связи с изданием Банком России приказа 28 мая 2021 года №06-978 сведения об административном истце внесены в базу данных, ведение которой предусмотрено статьей 75 Федерального закона от 10 июля 2002 года N86-Ф3 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в связи с тем, что она осуществляла функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма АО «Заубер Банк» в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Согласно абзацам восемнадцатому и девятнадцатому пункта 1 части первой статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N395-1 "О банках и банковской деятельности" под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается осуществление им функций (независимо от срока, в течение которого оно их осуществляло) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера финансовой организации, руководителя или главного бухгалтера филиала финансовой организации, руководителя службы управления рисками, контролера (руководителя службы внутреннего контроля), внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, или члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших:
- дню назначения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов, при условии, что такое решение было принято Банком России в течение 10 лет, предшествовавших дню назначения (избрания) кандидата на должность или дню получения Банком России документов для государственной регистрации кредитной организации (за исключением случая, если кандидат представил в Банк России доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации);
- дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дню исключения финансовой организации из соответствующего реестра за нарушение законодательства Российской Федерации, если на день, предшествующий дню назначения (избрания) кандидата на должность или дню получения Банком России документов для государственной регистрации кредитной организации, не истек десятилетний срок со дня отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дня исключения финансовой организации из соответствующего реестра (за исключением случая, если кандидат представил в Банк России доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву (аннулированию) лицензии либо к исключению из соответствующего реестра).
По смыслу приведенных законоположений деловая репутация указанных лиц, имеющих отношение к управлению финансовой организацией, является не соответствующей предъявляемым к ней требованиям в силу презумпции, установленной Федеральным законом от 2 декабря 1990 года N395-1 "О банках и банковской деятельности". Срок, в течение которого деловая репутация этих лиц является не соответствующей (10 лет), и возложение на них бремени доказывания соответствия своей деловой репутации установленным требованиям также является усмотрением законодателя.
Ведение Банком России баз данных и внесение в них сведений о лицах, не соответствующих требованиям к деловой репутации, само по себе не имеет правоустанавливающего или правоограничительного значения.
Деловая репутация лиц, имеющих отношение к управлению финансовой организацией, признается не соответствующей в силу презумпции, установленной федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций, при наличии оснований, поименованных в соответствующих федеральных законах.
Данная презумпция соотносится с уровнем предоставленного этим лицам контроля и их ролью в организации надлежащего функционирования финансовой организации. Возможность формирования негативных тенденций в деятельности финансовой организации, которые впоследствии могут привести к назначению временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов и (или) отзыву у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, исключению финансовой организации из соответствующего реестра за нарушение законодательства Российской Федерации, находится в прямой взаимосвязи с осуществлением функций указанными лицами.
Согласно письму Банка России от 30 июня 200о года N92-T "Рекомендации по организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах" (которое действует в части, не противоречащей нормативным актам Банка России (письмо Банка России от 12 октября 2016 года NHH-04-41/72) деловой репутацией банка является "качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности кредитной организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций" (пункт 1.3), а риски ее потери могут быть связаны с рядом внешних и внутренних факторов (пункт 3.1).
Положения действующего законодательства, на основании которых лица, имеющие отношение к управлению финансовой организацией, признаются не соответствующими требованиям к деловой репутации, исходят из допущения того, что в силу предоставленного объема полномочий эти лица имеют непосредственное отношение к происходящим в финансовой организации процессам, которые впоследствии ведут к назначению временной администрации по управлению финансовой организацией, отзыву у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, исключению финансовой организации из соответствующего реестра за нарушение законодательства Российской Федерации.
Основания для признания незаконным решения об отказе в исключении Харьковой Е.В. из Базы данных отсутствовали, поскольку в период совершения нарушений послуживших основанием для отзыва у АО «Заубер Банк» лицензии на осуществление банковских операций, а также для применения к банку мер, предусмотренных законодательством, Харькова Е.В. осуществляла функции специального должностного лица.
Нахождение в базе данных информации в отношении административного истца не нарушает ее права и не лишает ее возможности продолжить трудовую деятельность по специальности в организациях, в отношении которых федеральными законами не установлены требования к деловой репутации.
Доводы административного истца о том, что она не обладала организационно-распорядительными функциями и правом принимать решения от имени АО «Заубер Банк», не соответствуют материалам дела.
К непосредственной компетенции Харьковой Е.В. относилось соблюдение Банком законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ).
Согласно должностной инструкции руководителя Управления финансового мониторинга и валютного контроля Банка Харькова Е.В. была обязана, в частности:
- осуществлять в Банке организацию и обеспечение реализации комплекса мероприятий, направленных на ПОД/ФТ/ФРОМУ (пункт 2.2);
- осуществлять контроль соблюдения в Банке (включая обособленные подразделения Банка) Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Банка (далее - Правила) и других внутренних нормативных, инструктивных и методологических документов Банка в области ПОД/ФТ/ФРОМУ (пункт 2.4);
- организовать работу по представлению сведений в уполномоченный орган по ПОД/ФТ/ФРОМУ (пункт 2.12);
- разрабатывать ежегодные Перечни подразделений/Планы обучения сотрудников Банка и контролировать исполнение Программы подготовки и обучения сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ ПОД/ФТ/ФРОМУ (пункт 2.19);
- организовать работу по проведению обучения и тестирования сотрудников по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ (пункт 2.20);
- контролировать выполнение подчиненными ей сотрудниками необходимых мероприятий и выполнение требований Правил и законодательства в области ПОД/ФТ/ФРОМУ (пункт 2.54).
В соответствии с пунктом 4.2.2 Правил специальное должностное лицо организует представление и контроль за представлением в уполномоченный орган сведений в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) и нормативными актами Банка России.
Согласно пункту 4.2.4 Правил специальное должностное лицо обязано обеспечивать своевременность формирования и направления в уполномоченный орган ФЭС и ОЭС в соответствии с Законом № 115-ФЗ, в сроки, установленные нормативными требованиями.
На основании пункта 12.4 Правил план обучения и перечень подразделений Банка, сотрудники которых должны проходить обучение по ПОД/ФТ/ФРОМУ, разрабатываются специальным должностным лицом и утверждаются руководителем Банка.
Приказом Банка России от 28.05.2021 № ОД-978 у АО «Заубер Банк» отозвана лицензия на осуществление банковских операций, приказом Банка России от 28.05.2021 № ОД-9793 назначена временная администрация по управлению Банком.
Основанием для отзыва у Банка лицензии послужило неисполнение АО «Заубер Банк» федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Закона № 115-ФЗ, а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Законом о Банке России.
В течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у АО «Заубер Банк» лицензии на осуществление банковских операций, к Банку были применены меры надзорного реагирования (предписания от 30.12.2020 № 014-12-1/11015ДСП, от 25.05.2021 № 12-1-1/2407ДСП) по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Банком, в частности были допущены следующие неоднократные в течение одного года нарушения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области ПОД/ФТ/ФРОМУ:
- подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 6, подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части неисполнения Банком обязанности по документационному фиксированию и направлению в уполномоченный орган в установленный Федеральным законом № 115-ФЗ срок сведений об операциях клиентов Банка, подлежащих обязательному контролю по кодам вида операции 1004 и 4006; в части представления Банком в уполномоченный орган недостоверных сведений в составе записей ФЭС, направленных об операциях, подлежащих обязательному контролю по кодам вида операции 1003 и 1004;
- пунктов 2, 3 Указания № 4936-У в части представления Банком в уполномоченный орган недостоверных сведений о сумме операции и валюте ее проведения, а также о сумме операции в рублевом эквиваленте и сумме продаваемой валюты в составе записи ФЭС по операции клиента Банка, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 1003; в части представления Банком в уполномоченный орган неверных сведений в составе записей ФЭС, направленных об операциях, подлежащих обязательному контролю по коду вида операции 1003, и направленных по коду вида операции 6001;
- пункта 1.3 Указания № 1485-У в части отсутствия в плане реализации программы обучения по ПОД/ФТ на 2021 год фамилий лиц, ответственных за проведение обучения.
Таким образом, доводы Харьковой Е.В. об отсутствии доказательств ее непричастности к отзыву лицензии у АО «Заубер Банк» обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку перечисленные нарушения, послужившие основанием для отзыва у АО «Заубер Банк» лицензии, учитывая занимаемую Харьковой Е.В. должность и установленный судом объем ее полномочий, свидетельствуют о ненадлежащем выполнении административным истцом возложенных на нее обязанностей и, соответственно, не позволяют сделать вывод о ее непричастности к нарушениям, повлекшим отзыв у АО «Заубер Банк» лицензии на осуществление банковских операций.
Судом апелляционной инстанции также верно указано на то, что отсутствие у Харьковой Е.В. организационно-распорядительных функций и права принимать решения от имени АО «Заубер Банк», не снимает с нее обязанностей, установленных для специального должностного лица.
Перечисленные выше нарушения были выявлены в ходе дистанционного надзора и инспекционной проверки Банком России, послужили основанием для применения к АО «Заубер Банк» мер, предусмотренных законодательством, и вошли в число оснований при принятии решения об отзыве у АО «Заубер Банк» лицензии на осуществление банковских операций, при этом выявленные в деятельности АО «Заубер Банк» нарушения свидетельствовали о ненадлежащем выполнении административным истцом возложенных на нее обязанностей, учитывая занимаемую административным истцом должность и объем ее полномочий.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции было отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была бы дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 ноября 2022 года по административному исковому заявлению Харьковой Е. В. к Центральному Банку Российской Федерации о признании незаконным решения о признании Харьковой Е. В. не соответствующей квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, обязании совершить определенные действия, оставить без изменения, кассационную жалобу Харьковой Е. В. - без удовлетворения.
Решение Псковского городского суда Псковской области от 20 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 13 января 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 мая 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: