Дело № 33а-563/2023 (33а-14923/2022;)
Номер дела: 33а-563/2023 (33а-14923/2022;)
УИН: 34RS0006-01-2022-003960-48
Дата начала: 09.12.2022
Дата рассмотрения: 26.01.2023
Суд: Волгоградский областной суд
Судья: Балашова Инна Борисовна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Акты
УИД 34RS0006-01-2022-003960-48 Административное дело № 2а-2944/2022Судья Макарова Т.В. дело № 33а-563/2023 (33а-14923/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2023 г. г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Гоношиловой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тороповой Т.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному Управлению Росимущества по Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированной свалки,
по апелляционной жалобе руководителя Территориального Управления Росимущества по Волгоградской области
на решение Советского районного суда г. Волгограда от 19 октября 2022 г., которым административные исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному Управлению Росимущества по Волгоградской области удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению депутата Государственной Думы РФ Кузнецова Д.В. проведена проверка по факту образования несанкционированной свалки отходов на территории, прилегающей к мемориальному комплексу «Лысая гора» в границах Советского района г.Волгограда.
Прокуратурой проанализированы материалы проверок за 2021-2022гг. по данному факту, проведенных Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям и установлено следующее.
18 июня 2021 г. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Межрегиональное управление) осуществлено выездное обследование территории Советского района Волгограда вблизи Мемориального комплекса «Лысая гора», в ходе которого установлен факт захламления почвы отходами производства и потребления, а также, в незначительной степени, твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и крупногабаритными отходами (далее - КГО), а именно: в 350 м. по направлению на запад от Мемориального комплекса «Лысая гора», в границах земельных участков с кадастровыми номерами № <...> (земли поселений (земли населенных пунктов), № <...> (земли поселений (земли населенных пунктов), № <...> (земли поселений (земли населенных пунктов), вдоль грунтовой дороги, фактически являющейся продолжением ул. Джамбула Джабаева установлено захламление почв отходами.
Отходы сброшены на почву за лесозащитной полосой, вдоль грунтовых дорог направлению на север, северо-запад, юго-запад. Протяженность захламленной территории составляет порядка 500 метров.
Отходы в большей степени представлены строительным мусором (бой бетонных изделий камневидный, шифер, доски, упаковки от строительных материалов и смесей, утеплитель, линолеум (отходы от строительных и ремонтных работ (ФККО 89000001724), отходы упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные (ФККО 40591000000), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полимеров и пластмасс загрязненные (43810000000), отходы шин, покрышек, камер автомобильных (ФККО 92110000000), стекла автомобильные, отходы пленки полиэтилена, а также, в незначительной степени ТКО и КГО (мебель, бытовая техника).
Отходы на захламленной территории, в большей степени имеют структуру организованного размещения отходов в виде куч (буртов), вместе с тем часть отходов размещена стихийно, доступ свободный. На момент обследования, работы, наличия какой-либо техники, а также лиц, осуществляющих сброс отходов, на указанной территории не установлено.
24 июля 2021 г. осуществлен повторный выезд на указанную территорию с привлечением экспертной организации - филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Волгоградской области, в рамках которого специалистами экспертной организации произведен отбор проб отходов и почв. Так, по результатам лабораторных исследований отобранных проб почв, установлено, что данные отходы отнесены к V классу опасности. Захламленные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет и находятся в собственности Российской Федерации.
В этой связи, 27августа 2021г. в адрес ТУ Росимущества в Волгоградской области внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 16/97-2021-Э о принятии мер по обеспечению обязательных требований ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001г. № 136-Ф3, а именно по недопущению захламления территории Советского района Волгограда вблизи Мемориального комплекса «Лысая гора», находящейся в собственности Российской Федерации.
В ответ на внесенное предостережение, ТУ Росимущества в Волгоградской области, письмом от 1 октября 2021г. № 03/8137-1, сообщило, что в связи с отсутствием бюджетного финансирования, направленного на ликвидацию отходов бытового мусора, ТУ Росимущества в Волгоградской области собственными силами проведена уборка земельного участка с кадастровым № <...> (субботник), представлены материалы фотофиксации (Стелы Мемориального комплекса «Лысая гора»), акт осмотра от 23 сентября 2021г. № 62.
Согласно акту осмотра от 23 сентября 2021г. № 62, представленного ТУ Росимущества в Волгоградской области, был проведен осмотр земельного участка с кадастровым № <...>, на котором отходы обнаружены не были.
Вместе с тем, 21 марта 2022г., было проведено выездное обследование территории, на которой ранее Межрегиональным управлением установлен факт захламления почвы отходами, а именно - в 350 м. по направлению на запад от Мемориального комплекса «Лысая гора», в границах земельных участков с кадастровыми № <...> (земли поселений (земли населенных пунктов), № <...> (земли поселений (земли васеленных пунктов), № <...> (земли поселений (земли населенных пунктов), вдоль грунтовой дороги, фактически являющейся продолжением ул. Джамбула Джабаева.
В ходе выездного обследования ранее выявленные факты о захламлении отходами - строительным мусором (бой бетонных изделий жамневидный, шифер, доски, упаковки от строительных материалов и смесей, утеплитель), отходы шин, покрышек, камер автомобильных, стекла автомобильные, а также незначительным количеством ТКО и КГО (мебель, бытовая техника) - подтвердились, а также установлено, что захламление носит систематический характер и продолжается по настоящее время.
Отходы на захламленной территории, в большей степени размещены организовано в виде отдельных куч, вдоль грунтовой дороги, вместе с тем часть отходов размещена стихийно, доступ свободный. На момент обследования, работы, наличия какой-либо техники, а также лиц, осуществляющих сброс отходов, на указанной территории не установлено.
Сославшись на указанные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом (в лице территориального управления по Волгоградской области), выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории западнее 350 метров стелы мемориала воинам освободителям 64-ой Армии, расположенной на Лысой горе в Советском районе г. Волгограда на земельных участках с кадастровыми номерами № <...>, находящимися в федеральной собственности.
Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (в лице территориального управления в Волгоградской области) организовать проведение ликвидации отходов производства и потребления несанкционированно размещенных на территории западнее 350 метров стелы мемориала воинам освободителям 64-ой Армии, расположенной на Лысой горе в Советском районе г. Волгограда на земельных участках с кадастровыми номерами № <...>, находящимися в федеральной собственности, на площади около 13 500 кв.м.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе руководитель Территориального Управления Росимущества по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного по делу решения. Просит решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор, администрация Волгограда, администрация Советского района Волгограда просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Выслушав представителя Территориального Управления Росимущества по Волгоградской области Чумакову Ю.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения на них старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Васильевой А.В., представителя администрации Волгограда Седовой О.В., представителя администрации Советского района г.Волгограда Скобельцевой Д.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту образования несанкционированной свалки отходов на территории, прилегающей к мемориальному комплексу «Лысая гора» в границах Советского района г. Волгограда, в ходе которой проанализированы материалы проверок, проведенных Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям за 2021-2022гг. по данному факту, а также произведен совместный с сотрудниками Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям выезд на указанную территорию, в результате которого установлено, что в 350 м. по направлению на запад от Мемориального комплекса «Лысая гора», в границах земельных участков с кадастровыми номерами № <...> (земли поселений (земли населенных пунктов), № <...> (земли поселений (земли населенных пунктов), № <...> (земли поселений (земли населенных пунктов), вдоль грунтовой дороги, фактически являющейся продолжением ул. Джамбула Джабаева, имеется захламление почв отходами.
Отходы сброшены на почву за лесозащитной полосой, вдоль грунтовых дорог направлению на север, северо-запад, юго-запад. Протяженность захламленной территории составляет около 500 метров.
Отходы в большей степени представлены строительным мусором (бой бетонных изделий камневидный, шифер, доски, упаковки от строительных материалов и смесей, утеплитель, линолеум (отходы от строительных и ремонтных работ (ФККО 89000001724), отходы упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные (ФККО 40591000000), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полимеров и пластмасс загрязненные (43810000000), отходы шин, покрышек, камер автомобильных (ФККО 92110000000), стекла автомобильные, отходы пленки полиэтилена, а также, в незначительной степени ТКО и КГО (мебель, бытовая техника).
Согласно данным из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:
- земельный участок с кадастровым № <...> находится в собственности Российской Федерации, ограничение прав и обременение объекта недвижимости: не зарегистрировано (выписка от 6 мая 2022г. № КУВИ-001/2022-68727326);
- земельный участок с кадастровым № <...> находится в собственности Российской Федерации, ограничение прав и обременение объекта недвижимости: не зарегистрировано (выписка 23 марта 2022г. № КУВИ-001/2022-40573146);
- земельный участок с кадастровым № <...> находится в собственности Российской Федерации. 18 февраля 2022 г. зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости в пользу АО «ДОМ.РФ», ИНН: <.......> ОГРН: <.......>, основание государственной регистрации: распоряжение Росимущества, № 9-р от 18 января 2022 г.
На момент рассмотрения дела в суде несанкционированное размещение отходов не ликвидировано.
Таким образом, представленными в деле доказательствами подтверждается факт несанкционированного размещения на спорных земельных участках отходов производства и потребления, что нарушает права неопределенного круга окружающую среду.
Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды.
Согласно п. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Также в силу ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимает вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В порядке п. 1 ст. 13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 8 ст. 42 ЗК РФ).
Пункт 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 N 1156, устанавливает, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, в п. 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 26-П, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Таким образом, по общему правилу, если собственник размещенных отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, не установлены, обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Из материалов дела следует, что собственник несанкционированно размещенных отходов не установлен.
Как установлено пп. «г» п. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
По смыслу п.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Исходя из п. 4 названного Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432, Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Таким образом, с учетом указанных выше положений, в отсутствие сведений о лицах, разместивших отходы, суд правомерно возложил обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, размещенных на земельных участках с кадастровыми номерами № <...>, находящихся в собственности Российской Федерации, на территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области.
Учитывая, что административный ответчик не обеспечил уборку и очистку приведенных в иске межрайонного прокурора территорий, что является нарушением действующего законодательства в области охраны окружающей среды, влекущим за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении административного иска межрайонного прокурора.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым № <...> передан АО «ДОМ.РФ», соответственно, ТУ Росимущества в Волгоградской области функции и полномочия собственника в отношении указанного земельного участка не осуществляет, подлежат отклонению, поскольку по данным из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, поэтому факт передачи его АО «ДОМ.РФ» не освобождает административного ответчика, как лица, осуществляющего полномочия собственника указанного земельного участка, от возложенных на него действующим законодательством обязанностей, в том числе и от обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, передача земельных участков с кадастровыми номерами № <...> в муниципальную собственность уже после вынесения оспариваемого решения районного суда, не освобождает ТУ Росимущество в Волгоградской области от обязанности провести мероприятия по ликвидации отходов согласно п. 5 ст. 13 ЗК РФ. Поскольку административным истцом было установлено несанкционированное размещение отходов на спорных участках в период владения ТУ Росимущество в Волгоградской области, то именно административный ответчик обязан устранить нарушения действующего законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 ККАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Волгограда от 19 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя Территориального Управления Росимущества по Волгоградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
Судьи: