Дело № 8а-7494/2023 [88а-10925/2023]
Номер дела: 8а-7494/2023 [88а-10925/2023]
УИН: 64OS0000-01-2021-000315-84
Дата начала: 21.02.2023
Дата рассмотрения: 21.04.2023
Суд: Первый кассационный суд общей юрисдикции
:
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
Акты
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 3а-476/2021
88а-10925/2023
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов 21 апреля 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С.,
судей Найденовой О.Н., Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения - Саратов» к комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области об оспаривании постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2018 года № 55/1 «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение ООО «Концессии водоснабжения - Саратов», осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования «Город Саратов» по границам имущественного комплекса, определенного Концессионным соглашением в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «Город Саратов», от 24 ноября 2017 года» в редакции постановления от 18 декабря 2020 года № 35/108 в части установления тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2021 год (Приложение № 1), в части одного из долгосрочных параметров регулирования тарифов (питьевая вода) - базового уровня операционных расходов на 2021 - 2023 годы (Приложение № 2).
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н., объяснения представителей комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области Н.Л.Н, С.Н.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей общества с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения - Саратов» Р.А.Э, Г.А.Д, У.О.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет) от 19 декабря 2018 года № 55/1 «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение ООО «Концессии водоснабжения - Саратов», осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования «Город Саратов» по границам имущественного комплекса, определенного Концессионным соглашением в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «Город Саратов», от 24 ноября 2017 года» (далее - Постановление № 55/1) установлены и введены в действие тарифы на питьевую воду, техническую воду, водоотведение ООО «Концессии водоснабжения - Саратов» (далее - ООО «КВС», Общество), осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования «Город Саратов», действующие с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года (Приложение № 1), долгосрочные параметры регулирования ООО «КВС», устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на 2019-2023 годы (Приложение № 2), утверждена производственная программа ООО «КВС» на период действия тарифа, реализация которой обеспечивается устанавливаемым данным постановлением тарифом.
Постановление № 55/1 опубликовано 21 декабря 2018 года в сетевом издании «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru).
Постановлениями Комитета от 16 декабря 2019 года № 43/18, от 18 декабря 2020 года № 35/108 (далее - Постановление № 35/108), опубликованными 17 декабря 2019 года и 21 декабря 2020 года в сетевом издании «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru), в Постановление № 55/1 внесены изменения, в частности, в наименовании и по тексту данного постановления исключены слова «техническая вода», Приложения №№ 1, 2 изложены в новой редакции, в соответствии с которой тарифы и долгосрочные параметры регулирования ООО «КВС» на техническую воду исключены, скорректированы тарифы на питьевую воду и водоотведение на 2021 год, долгосрочные параметры регулирования ООО «КВС» на питьевую воду и водоотведение оставлены без изменения.
ООО «КВС» обратилось в суд с административным исковым заявлением, просило признать не действующим и не подлежащим применению Постановление № 55/1 (в редакции Постановления № 35/108) в части установления тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2021 год (Приложение № 1), в части одного из долгосрочных параметров регулирования тарифов (питьевая вода) - базового уровня операционных расходов на 2021-2023 годы (Приложение № 2) со дня принятия; возложить на Комитет обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий Постановление № 55/1 (в редакции Постановления № 35/108) в части, признанной судом не действующей.
В обоснование административного иска указано, что Комитетом при утверждении тарифов допущено нарушение положений статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), пунктов 22-24, 29, 56, 59, 65, 76, 77, 79 и 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года № 406 (далее - Основы ценообразования), пунктов 4, 5, 8, 20, 28, 88, 89 и 90 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания), что повлекло за собой неверное определение расчетного объема отпуска воды (принятия сточных вод) и неверное установление скорректированной необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 2021 год в размере значительно меньшем, чем должно было быть при расчете НВВ исходя из экономически обоснованных расходов. Оспариваемое постановление в указанной части нарушает права и законные интересы Общества, поскольку не отвечает принципу обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности. Также считает, что при установлении одного из долгосрочных параметров регулирования тарифов (питьевая вода) – базового уровня операционных расходов на 2021-2023 годы Комитетом грубо нарушены положения статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ, положения пунктов 31(1), 56 и 79 Основ ценообразования, что привело к нарушению административным ответчиком обязанности по установлению тарифов в соответствии с долгосрочным параметром регулирования, прямо закрепленным в пункте 1 части 12 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ и подпункте 1 пункта 11.1 раздела XI концессионного соглашения.
Решением Саратовского областного суда от 29 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2022 года, административный иск удовлетворен, признано не действующим и не подлежащим применению Постановление № 55/1 (в редакции Постановления № 35/108) в части установления тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2021 год (Приложение № 1), в части одного из долгосрочных параметров регулирования тарифов (питьевая вода) - базового уровня операционных расходов на 2021-2023 годы (Приложение № 2) со дня принятия - 18 декабря 2020 года, на Комитет возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий Постановление № 55/1 (в редакции Постановления № 35/108) в части, признанной судом не действующей.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 февраля 2023 года, Комитет просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывает, что дело рассмотрено судами в обычном порядке, без учета имеющихся в нем сведений со степенью секретности; тариф установлен Комитетом на основании представленных регулируемой организацией документов, в связи с чем представление такой организацией при оспаривании постановления в судебном порядке иных документов не свидетельствует о нарушении Комитетом процедуры принятия нормативного правового акта; полагает выводы судов об обязанности тарифного органа запросить необходимые для установления тарифа документы, не представленные регулируемой организацией, ошибочными, не основанными на нормах действующего законодательства; считает, что заключения экспертов по результатам проведенных в рамках настоящего дела судебных экспертиз составлены с нарушением требований закона.
Относительно изложенных в кассационной жалобе доводов ООО «КВС» поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке имеются.
Согласно положениям части 7, пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются; выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Суды, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие требованиям, предъявляемым к форме, порядку принятия, правил введения в действие и опубликования правового акта, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции; процедура его опубликования и введения в действие соблюдена.
Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 416-ФЗ, Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115 ФЗ), Основ ценообразования, Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Методических указаний, Закона Саратовской области от 24 ноября 2003 года № 73-ЗСО «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций», пришел к выводу о том, что оспариваемые тарифы на питьевую воду и водоотведение на 2021 год и долгосрочный параметр регулирования (базовый уровень операционных расходов (питьевая вода) на 2021-2023 годы) установлены Комитетом в экономически необоснованном размере, при их определении и корректировке были допущены нарушения указанных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем счел заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов нижестоящих инстанций.
В сфере водоснабжения и водоотведения государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, утвержденным постановлением правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года № 169-П, названный Комитет является органом исполнительной власти Саратовской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу положений пункта 1 части 1, пункта 1 части 7, пункта 1 части 2, пункта 1 части 8 статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относится холодное водоснабжение и водоотведение. Регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на водоотведение.
Пунктом 24 Основ ценообразования установлено, что НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года (пункт 29 Основ ценообразования).
При регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяется, среди прочих, метод индексации (пункт 30 Основ ценообразования).
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования).
Пунктом 80 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 10 июля 2014 года № 1952 «О гарантирующей организации и утверждении схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Саратов» ООО «КВС» наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Саратов» с зоной деятельности в границах муниципального образования «Город Саратов».
24 ноября 2017 года муниципальное образование «Город Саратов», ООО «КВС», муниципальное унитарное производственное предприятие «Саратовводоканал» и субъект Российской Федерации - Саратовская область заключили концессионное соглашение в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «Город Саратов».
Постановлением № 55/1 установлены тарифы на питьевую воду, техническую воду, водоотведение ООО «КВС» на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года, долгосрочные параметры регулирования ООО «КВС» на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов, утверждена производственная программа ООО «КВС» на указанный период.
30 апреля 2020 года ООО «КВС» представило в Комитет заявление о корректировке НВВ и тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2021 год, а 20 ноября 2020 года и 11 декабря 2020 года - уточнения к нему.
В частности, 20 ноября 2020 года ООО «КВС» представило уточнение первоначального заявления, которым уведомило Комитет о прекращении оказания с 2021 года услуг технического водоснабжения в результате переключения абонентов, являющихся потребителями технической воды, к водоводам питьевой воды. При этом в составе заявления от 20 ноября 2020 года ООО «КВС» был представлен, в том числе, измененный расчет НВВ на 2021 год, в котором показатели по холодному водоснабжению указаны суммарно по питьевому и техническому водоснабжению.
Экспертной группой Комитета проведена экспертиза предложений ООО «КВС» и подготовлено экспертное заключение, согласно которому при расчете тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2021 год учтены следующие параметры деятельности регулируемой организации:
питьевая вода: НВВ - 1 592 897,63 тыс. руб., расчетный объем отпуска воды - 72 066,43 тыс. куб. м;
водоотведение: НВВ - 691 479,35 тыс. руб., расчетный объем принятия сточных вод - 60 325,00 тыс. куб. м.
18 декабря 2020 года на заседании Правления государственного регулирования тарифов Саратовской области принято Постановление № 35/108, в соответствии с которым:
тарифы на питьевую воду составили: с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - 21,68 руб./куб. м (без НДС), 26,02 руб./куб. м (с НДС); с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 22,52 руб./куб. м (без НДС), 27,02 руб./куб. м (с НДС);
тарифы на водоотведение составили: с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - 10,72 руб./куб. м (без НДС), 12,86 руб./куб. м (с НДС); с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 11,79 руб./куб. м (без НДС), 14,15 руб./куб. м (с НДС);
долгосрочные параметры регулирования на питьевую воду и водоотведение на оставшийся долгосрочный период (на 2021-2023 годы) не изменены, в частности, базовый уровень операционных расходов (питьевая вода) оставлен на уровне 761 767 тыс. руб.;
тарифы и долгосрочные параметры регулирования на техническую воду из Постановления № 55/1 исключены.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит».
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности экспертного заключения и наличием противоречий в выводах экспертов, судом апелляционной инстанции определением от 19 мая 2022 года была назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено комиссии экспертов Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»» (далее - ИЭиРИО НИУ ВШЭ).
При этом судом апелляционной инстанции в качестве нарушений при назначении и проведении ООО «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит» судебной экспертизы были признаны: исследование экспертами при проведении экспертизы дополнительно запрошенных и представленных в материалы дела документов и учет таких документов при подготовке экспертного заключения; некорректная постановка судом первой инстанции для разрешения экспертами вопросов об определении размера отдельных параметров деятельности и расходов (в случае установления их экономической необоснованности), которые относятся к исключительной компетенции органа тарифного регулирования; проведение экспертизы в срок с 11 августа по 3 ноября 2021 года притом, что проведение экспертизы было поручено определением суда от 7 октября 2021 года.
На основании выводов экспертов по результатам проведенных ООО «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит» и ИЭиРИО НИУ ВШЭ судебных экспертизы о неверном определении Комитетом отдельных параметров деятельности и расходов, необоснованном непринятии тарифным органом и исключении отдельных расходов суды пришли к выводам о том, что установленные Комитетом тарифы на питьевую воду и водоотведение на 2021 год и долгосрочный параметр регулирования (базовый уровень операционных расходов (питьевая вода) на 2021-2023 годы) в оспариваемой части не являются экономически обоснованными.
При рассмотрении дела, возражая против принятия судами в качестве допустимых и достоверных доказательств по делу указанных экспертных заключений, орган регулирования последовательно указывал на то, что процедура принятия им нормативного правового акта не нарушена, Комитетом принято Постановление № 55/1 в оспариваемой редакции на основании тех документов, которые были представлены ООО «КВС» с заявлением о корректировке тарифов, при этом препятствий для установления тарифов на основании представленных документов не имелось, между тем, заключение экспертов по результатам проведенной в суде первой инстанции экспертизы основано на дополнительно запрошенных и приобщенных к материалам дела документов, которые отсутствовали в тарифном деле и не были представлены ООО «КВС» тарифному органу, и повторная экспертиза проведена на основании тарифных дел и материалов настоящего административного дела, содержащего также дополнительно представленные документы.
Разрешая заявленные требования и отклоняя указанные доводы тарифного органа, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что в случае недостаточности тех или иных обосновывающих документов орган регулирования должен был предложить ООО «КВС» представить дополнительные материалы; не сделав этого и отказав в учете отдельных параметров и расходов, Комитет нарушил положения Федерального закона № 416-ФЗ и Правил регулирования, основные принципы организации экономических отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, а также права и законные интересы административного истца.
Вместе с тем, суды нижестоящих инстанций, приходя к такому выводу, не учли следующее.
Обязанность регулируемой организации по представлению вместе с заявлением об установлении (корректировке) тарифов необходимых обосновывающих материалов предусмотрена пунктами 17, 18 Правил регулирования.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления о корректировке тарифов и принятии оспариваемого нормативного правового акта) орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно пункту 30 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Пунктом 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года № 1154-э, в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.
Следовательно, предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ, лежит на регулируемой организации, а не на регулирующем органе.
Таким образом, вопреки выводам судов, отсутствие предложения тарифного органа представить дополнительные материалы не свидетельствует о нарушении принципов соблюдения баланса экономических интересов регулируемой организации и потребителей, обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения, а также практики оценки обосновывающих материалов и не создает непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Законодательством не предусмотрена обязанность регулирующего органа запрашивать дополнительные материалы, отсутствие которых не является непреодолимым препятствием для установления (корректировки) тарифа. Приведенное полномочие является правом тарифного органа, непринятие мер к реализации которого не может свидетельствовать о нарушении процедуры принятия оспариваемого правового акта.
При этом следует учесть, что ООО «КВС», действуя в целях извлечения прибыли и являясь профессиональным участником рынка водоснабжения и водоотведения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на долгосрочный период регулирования тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
Таким образом, выводы судов нижестоящих инстанций сделаны без учета приведенного выше правового регулирования, доводы тарифного органа в должной степени не проверены, что позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу суды не выполнили.
Кроме того, заключение эксперта является одним из доказательств по делу, подлежащим в силу требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оценке при вынесении судебного акта наряду с другим доказательствами на предмет его допустимости, относимости и достоверности.
Суд апелляционной инстанции констатировал правильность решения суда первой инстанции, в том числе и на основании оценки заключения, составленного по результатам проведения судебной экспертизы ООО «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит», несмотря на установленные судом нарушения требований законодательства при ее проведении.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход административного дела, что служит основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Саратовского областного суда от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Саратовский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: