Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сочи 03 октября 2023 года
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующий судья Ефанов В.А.,
секретарь судебного заседания Дмитриева Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3011/23 по исковому заявлению администрации г. С. к Дуденкову О. В., Цеевой Н. Г., Ряпалову Ф. В., Савиной Л. А. о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит суд признать объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:<данные изъяты> по адресу: г. С., Центральный район, с/т «Альпинист», <адрес>, земельный участок №, самовольной постройкой; обязать Дуденкову Ольгу Викторовну, Цееву Наталью Генриховну, Ряпалова Филиппа Владимировича, Савину Людмилу Алексеевну произвести снос объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> по адресу: г. С., Центральный район, с/т «Альпинист», <адрес>, земельный участок №, за свой счет; при вынесении судебного акта об удовлетворении иска администрации города Сочи указать, что решение суда является основанием для исключения сведений о государственном кадастровом учете объекта с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23<данные изъяты> по адресу: г. С., Центральный район, с/т «Альпинист», <адрес>, земельный участок №; при вынесении судебного акта об удовлетворении иска администрации города Сочи указать, что решение суда является основанием для аннулирования права общей долевой собственности на объект с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> по адресу: г. С., Центральный район, с/т «Альпинист», <адрес>, земельный участок №; при вынесении судебного акта об удовлетворении иска взыскать с Дуденковой О. В., Цеевой Н. Г., Ряпалова Ф. В., Савиной Л. А. в пользу администрации города Сочи судебную неустойку за неисполнение судебного акта в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей в день, за каждый день просрочки исполнения.
В обоснование заявленных требований истец в иске указал следующее.
Сектором по Центральному району отдела муниципального земельного контроля управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 23:<данные изъяты> расположенного по адресу: г. С., Центральный район, с/т «Альпинист», <адрес>, земельный участок №.
В результате обследования земельного участка установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> площадью 621 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства, расположен по адресу: г. С., Центральный район, с/т «Альпинист», <адрес>, земельный участок №, принадлежит на праве собственности Айрапетову А.Г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Выписки из ЕГРН право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за Дуденковой О.В. (16/621 доли), Цеевой Н.Г. (40/621 доля), олову Ф.В. (32/621 доли), Савиной Л.А. (533/621 доли).
Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ №.01-13 департамента архитектуры градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт С. Краснодарского края на данный участок уведомления, решения на строительство (реконструкцию), ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>, расположенного по адресу: г. С., Центральный район с/т «Альпинист», <адрес>, земельный участок №, отсутствуют.
Согласно предоставленной землепользователем выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> зарегистрирован «жилой дом» с кадастровым номером 23:<данные изъяты>, общей площадью 947,14 кв.м., количество этажей - 3, год завершения - 2021.
На момент проверки с выездом на место установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> расположен трехэтажный объект в стадии строительства.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского собрания Сочи от 29.12.2009 №202 (с изменениями и дополнениями) земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> расположен в территориальной зоне «Ж-2» - среднеэтажная жилая застройка до 15 метров, минимальный отступ от границ земельного участка - 3 м., максимальный коэффициент застройки - 50%, коэффициент использования территории (КИТ) % - 0,6.
Таким образом, максимальная общая площадь всех строений на земельном участке не может превышать 372,6 кв.м. (общая площадь земельного участка 621 кв.м. * 0,6).
Кроме того, на территории города Сочи решением Городского Собрания Сочи от 27.02.2020 «О внесение изменений в решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 №202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи», установлена максимальная общая площадь индивидуального жилого дома, которая не может оставлять более 300 кв.м.
Однако, ответчиками возведен жилой дом общей площадью 947,14 кв.м., что значительно превышает предельные разрешенные параметры на 574,54 кв.м., чем грубо нарушены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского собрания Сочи от 29.12.2009 № 202 (с изменениями и дополнениями)
нормы градостроительного законодательства.
Также, согласно ст. 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не - менее чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты - недвижимости.
Пункт 3.5 СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» устанавливает, что дом жилой одноквартирный отдельно стоящий - это дом, состоящий из отдельной квартиры (одного жилого автономного блока), включающий в себя комплекс помещений, предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании (в т.ч. сезонном, отпускном и т.п.).
При этом, собственниками на правах общей долевой собственности являются физические лица, которые не являются членами одной семьи.
Таким образом, ответчиком возведен объект капитального строительства, предназначенный для проживания нескольких семей, который не может квалифицироваться как индивидуальный жилой дом.
В соответствии со ст. 54 ГрК РФ многоквартирный жилой дом подлежит государственному строительному надзору.
Таким образом, при возведении многоквартирного жилого дома, ответчиками нарушены требования возведения дома, для строительства которого в силу требований ч. 1 ст. 47 ГрК РФ, частей 2, 3, 11 и 12 ст. 48 ГрК РФ, ст. 49, ст. 51 ГрК РФ, требуется разработка и получение: результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка; проектная документация; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и разрешение на строительство (реконструкцию).
Кроме того, ответчиком нарушена ст. 42 ЗК РФ, согласно с которой собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49<данные изъяты> имеет вид разрешенного использования - «для садоводства».
На указанном участке собственник имеет право строитель дачный жилой дом или индивидуальный жилой дом, предназначенный для проживания одной семьи. Однако в нарушение ст. 42 Земельного Кодекса РФ и разрешенного вида использования земельного участка, ответчиком построен многоквартирный жилой дом.
Кроме того, согласно письму от 18.06.2021 №8318/21.01-13 департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> находится в границах водоохранной зоны реки Верещагинка.
В соответствии с разделом 13.1.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 №202, установлены ограничения градостроительных изменений на территории зон охраны водных объектов.
В частности, на территории береговых полос, водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещаются любая деятельность и градостроительные изменения, влекущие за собой загрязнение бассейна водосбора, засорение, заиление и истощение водных объектов.
На территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос размещение, строительство и реконструкция разрешенных объектов допускаются при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Также, земельный участок с кадастровым номером 23:49<данные изъяты> расположен в границах территории исторического поселения регионального значения в соответствии с Законом Краснодарского края от 23.07.2015 №3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края».
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 № 3223-КЗ предмет охраны исторического поселения регионального значения включает в себя:
1) исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;
2) планировочную структуру, в том числе ее элементы;
3) объемно- пространственную структуру;
4) композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;
5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);
6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного
и созданного человеком окружения.
Согласно ч. 1 п. 8 ч. 3 ст. 20 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 №3223-КЗ все субъекты градостроительной деятельности в историческом поселении обязаны соблюдать режим градостроительной деятельности, установленный законодательством Российской Федерации, в том числе беречь и сохранять объекты культурного наследия и среду исторического поселения, качество исторического, архитектурного и природного ландшафта поселения и примыкающих к нему зон охраны.
Также земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> согласно пп. 9.3.1 п. 9.3 главы 9 части II Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи расположен в границах II зоны округа горно-санитарной охраны курорта Сочи.
Согласно п. 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425, на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не вязанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
Согласно Раздела 13.1.1. Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202 в населенных пунктах, вошедших во вторую зону, все здания должны быть канализованы либо имеет водонепроницаемые выгреба.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> располагается в границах зоны «ОГП-O» - зона оползневых процессов.
Согласно п. 13.1.7 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 №202 в зонах территорий с опасными геологическими процессами запрещено строительство зданий и сооружений любого типа без проведения предварительного обследования и разработки инженерных мероприятий (противокарстовых, противооползневых, противоселевых, берегоукрепительных и др.).
На основании изложенного, учитывая материалы выездной проверки, на земельном участке с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>, имеются признаки самовольной постройки, установленные п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, которая подлежит сносу.
Кроме этого, по мнению истца с ответчиков подлежит взысканию неустойка, предусмотренная ст. 308.3 ГК РФ в размере 30 000 руб. в день.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении заявленных требований, поддержала правовую позицию, изложенную в иске.
Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте, которого были извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
Представитель УФСГР КиК по КК в судебном заседании разрешение иска оставила на усмотрение суда.
Третье лицо Айрапетов А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте, которого был извещен надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив представленные суду письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что сектором по Центральному району отдела муниципального земельного контроля управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>, расположенного по адресу: г. С., Центральный район, с/т «Альпинист», <адрес>, земельный участок №.
В результате обследования земельного участка установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> площадью 621 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства, расположен по адресу: г. С., Центральный район, с/т «Альпинист», <адрес>, земельный участок №, принадлежит на праве собственности Айрапетову А.Г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Выписки из ЕГРН право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за Дуденковой О.В. (16/621 доли), Цеевой Н.Г. (40/621 доля), олову Ф.В. (32/621 доли), Савиной Л.А. (533/621 доли).
Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ №.01-13 департамента архитектуры градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт С. Краснодарского края на данный участок уведомления, решения на строительство (реконструкцию), ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>, расположенного по адресу: г. С., Центральный район с/т «Альпинист», <адрес>, земельный участок №, отсутствуют.
В выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> зарегистрирован «жилой дом» с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>, общей площадью 947,14 кв.м., количество этажей - 3, год завершения - 2021.
На момент проверки с выездом на место установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> расположен трехэтажный объект в стадии строительства.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт С., утвержденными решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями и дополнениями) земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> расположен в территориальной зоне «Ж-2» - среднеэтажная жилая застройка до 15 метров, минимальный отступ от границ земельного участка - 3 м., максимальный коэффициент застройки - 50%, коэффициент использования территории (КИТ) % - 0,6.
Таким образом, максимальная общая площадь всех строений на земельном участке не может превышать 372,6 кв.м. (общая площадь земельного участка 621 кв.м. * 0,6).
Кроме того, на территории города Сочи решением Городского Собрания Сочи от 27.02.2020 «О внесение изменений в решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 №202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи», установлена максимальная общая площадь индивидуального жилого дома, которая не может составлять более 300 кв.м.
То есть, ответчиками возведен жилой дом общей площадью 947,14 кв.м., что значительно превышает предельные разрешенные параметры на 574,54 кв.м., чем грубо нарушены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского собрания Сочи от 29.12.2009 № 202 (с изменениями и дополнениями)
нормы градостроительного законодательства.
Также, согласно ст. 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не - менее чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты - недвижимости.
Пункт 3.5 СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» устанавливает, что дом жилой одноквартирный отдельно стоящий - это дом, состоящий из отдельной квартиры (одного жилого автономного блока), включающий в себя комплекс помещений, предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании (в т.ч. сезонном, отпускном и т.п.).
При этом, собственниками на правах общей долевой собственности являются физические лица, которые не являются членами одной семьи.
Таким образом, ответчиками возведен объект капитального строительства, предназначенный для проживания нескольких семей, который не может квалифицироваться как индивидуальный жилой дом.
В соответствии со ст. 54 ГрК РФ многоквартирный жилой дом подлежит государственному строительному надзору.
Таким образом, при возведении многоквартирного жилого дома, ответчиками нарушены требования возведения дома, для строительства которого в силу требований ч. 1 ст. 47 ГрК РФ, частей 2, 3, 11 и 12 ст. 48 ГрК РФ, ст. 49, ст. 51 ГрК РФ, требуется разработка и получение: результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка; проектная документация; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и разрешение на строительство (реконструкцию).
Кроме того, ответчиками нарушена ст. 42 ЗК РФ, согласно с которой собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> имеет вид разрешенного использования - «для садоводства».
На указанном участке собственник имеет право строитель дачный жилой дом или индивидуальный жилой дом, предназначенный для проживания одной семьи. Однако в нарушение ст. 42 Земельного Кодекса РФ и разрешенного вида использования земельного участка, ответчиком построен многоквартирный жилой дом.
Кроме того, согласно письму от 18.06.2021 №8318/21.01-13 департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> находится в границах водоохранной зоны реки Верещагинка.
В соответствии с разделом 13.1.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 №202, установлены ограничения градостроительных изменений на территории зон охраны водных объектов.
В частности, на территории береговых полос, водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещаются любая деятельность и градостроительные изменения, влекущие за собой загрязнение бассейна водосбора, засорение, заиление и истощение водных объектов.
На территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос размещение, строительство и реконструкция разрешенных объектов допускаются при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Также, земельный участок с кадастровым номером 23:49<данные изъяты> расположен в границах территории исторического поселения регионального значения в соответствии с Законом Краснодарского края от 23.07.2015 №3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края».
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 № 3223-КЗ предмет охраны исторического поселения регионального значения включает в себя:
1) исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;
2) планировочную структуру, в том числе ее элементы;
3) объемно- пространственную структуру;
4) композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;
5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными); 6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного
и созданного человеком окружения.
Согласно ч. 1 п. 8 ч. 3 ст. 20 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 №3223-КЗ все субъекты градостроительной деятельности в историческом поселении обязаны соблюдать режим градостроительной деятельности, установленный законодательством Российской Федерации, в том числе беречь и сохранять объекты культурного наследия и среду исторического поселения, качество исторического, архитектурного и природного ландшафта поселения и примыкающих к нему зон охраны.
Также земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> согласно пп. 9.3.1 п. 9.3 главы 9 части II Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи расположен в границах II зоны округа горно-санитарной охраны курорта Сочи.
Согласно п. 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425, на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
Согласно Раздела 13.1.1. Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202 в населенных пунктах, вошедших во вторую зону, все здания должны быть канализованы либо имеет водонепроницаемые выгреба.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> располагается в границах зоны «ОГП-O» - зона оползневых процессов.
Согласно п. 13.1.7 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 №202 в зонах территорий с опасными геологическими процессами запрещено строительство зданий и сооружений любого типа без проведения предварительного обследования и разработки инженерных мероприятий (противокарстовых, противооползневых, противоселевых, берегоукрепительных и др.).
Из экспертного заключения ООО «Центр экономических и инженерных экспертиз «Стандарт» следует, что спорная постройка возведена с отклонением от Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г.-к. Сочи, утвержденные решением городского собрания от 12.12.2022 №210 для зоны Ж-2 в части площади застройки на 7% и отступов от границ земельного участка.
Вместе с тем, угрозы жизни и здоровья граждан возведенное строение не создает. Также строение соответствует требованиям строительных норм и правил, однако объект исследования не соответствует правилам застройки в части минимального расстояния от дома до границы соседнего участка.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
То есть, экспертное заключение является одним из доказательства по делу, а значит экспертное заключение не имеют для суда заранее установленной силы.
Вместе с тем из экспертизы следует, что спорное строение имеет три этажа, на каждом этаже расположены помещения, которые можно использовать отдельно друг от друга, то есть по своей сути являются отдельными квартирами, поэтому строение обладает признаками многоквартирного дома.
Согласно ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, приобретение которых предусмотрено ЗК РФ (на основании которых может осуществить их использование), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 26 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу положений пункта 11 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» полномочиями по распоряжению земельным участком из земель неразграниченной государственной собственности обладает администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 30 пункта 1 статьи 9 Устава муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
Следовательно, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет орган местного самоуправления. Поэтому факт самовольного размещения на земельном участке объектов влечет нарушение законных интересов муниципального образования городской округ город-курорт Сочи как контролирующего органа за размещением объектов в границах муниципального образования.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий (ст. 8 ГрК РФ).
В ст. 51.1 ГрК РФ указано, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Таким образом, возведенное строение подпадает под признаки самовольной постройки, так как оно возведено на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем многоквартирного дома, возведено без разрешения и с нарушением градостроительных норм и правил. Следовательно, спорное строение является самовольной постройкой.
В ст. 222 ГК РФ указано, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В виду того, что требования о призвании спорной постройки самовольной удовлетворены, самовольная постройка подлежит сносу.
При таких обстоятельствах требования о признании спорного объекта самовольным, а также о сносе самовольного объекта подлежат удовлетворению.
Из разъяснения ВС РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой.
Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
То есть, требования об исключении сведений из ЕГРН в отношении спорного объекта недвижимости подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
При этом, суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Суд, принимая во внимание, что судебная неустойка выполняет обеспечительную функцию, направленную на стимулирование должника к надлежащему исполнению обязательства под угрозой наступления неблагоприятных материальных последствий, полагает что неустойка соразмерна допущенным нарушениям и в соответствии со ст. 333 ГК РФ не подлежит снижению.
Таким образом, требования о взыскании неустойки подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации г. Сочи (ИНН <данные изъяты>) к Дуденкову О. В. (паспорт 18 07 <данные изъяты>), Цеевой Н. Г. (паспорт 03 <данные изъяты>), Ряпалову Ф. В. (паспорт <данные изъяты>), Савиной Л. А. (паспорт <данные изъяты>) о сносе самовольной постройки, удовлетворить.
Признать объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> по адресу: г. С., Центральный район, с/т «Альпинист», <адрес>, земельный участок №, самовольной постройкой.
Обязать Дуденкову О. В., Цееву Н. Г., Ряпалова Ф. В., Савину Л. А. произвести снос объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:<данные изъяты> по адресу: г. С., Центральный район, с/т «Альпинист», <адрес>, земельный участок №, за свой счет.
Настоящее решение суда является основанием для исключения сведений о государственном кадастровом учете объекта с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> по адресу: г. С., Центральный район, с/т «Альпинист», <адрес>, земельный участок №.
Настоящее решение суда является основанием для аннулирования права общей долевой собственности на объект с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:<данные изъяты> по адресу: г. С., Центральный район, с/т «Альпинист», <адрес>, земельный участок №.
Взыскать с Дуденковой О. В., Цеевой Н. Г., Ряпалова Ф. В., Савиной Л. А. в пользу администрации города Сочи судебную неустойку за неисполнение судебного акта в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей в день, за каждый день просрочки исполнения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06.10.2023.
Судья