Дело № 2а-4228/2021
Номер дела: 2а-4228/2021
УИН: 23RS0036-01-2021-009138-61
Дата начала: 21.09.2021
Дата рассмотрения: 30.11.2021
Суд: Октябрьский районный суд г. Краснодара
Судья: Верхогляд Александр Сергеевич
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Акты
№ 2а-4228/21
УИН 23RS0036-01-2021-009138-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснодар 30 ноября 2021 г.
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
Председательствующего Верхогляда А.С.,
при секретаре судебного заседания Непсо М.А.,
с участием административного истца Мадатова О.Я.,
представителя административного истца
по доверенности 23 АА8212317 от 15.07.2018 Мадатова Я.Г.,
представителя административного ответчика
по доверенности Соколова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мадатов О.Я. к Краснодарскому высшему военному училищу имени генерала армии С.М. Штеменко и его начальнику генерал-майору Шпырне И.В. об оспаривании незаконных действий и бездействия,
установил:
Мадатов О.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением к Краснодарскому высшему военному училищу имени генерала армии С.М. Штеменко и начальнику училища генерал-майору Шпырне И.В., в котором просил признать незаконным бездействие по восстановлению его в училище для продолжения обучения, обязать рассмотреть вопрос о его восстановлении в должности курсанта для продолжения обучения.
В судебном заседании Мадатов О.Я. настаивал на заявленных требованиях и пояснил, что 11 мая 2021 г. он направил в училище заявление о восстановлении для продолжения обучения, ответ на которое до настоящего времени не получил; училищем не были проведены его медицинское освидетельствованиеи мероприятия по профессиональному психологическому отбору; училищем нарушены его конституционные права на бесплатное получение высшего образования; начальник училища уклонился от назначенного на 9 сентября 2021 г. приема его, Мадатова О.Я., по личным вопросам; училищем незаконно проводились в отношении него оперативно-разыскные мероприятия.
Также Мадатов О.Я. в судебном заседании ходатайствовал о признании представленных административным ответчиком доказательств, а именно, письма начальника Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность от 23 июня 3032 г. и письма ректора МЭБИК от 31 августа 2021 г.), недопустимыми доказательствами, полученными с нарушением закона.
Представитель административного истца Мадатов Я.Г. поддержал требования административного иска и просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Соколов В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статьями 10 и 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации, ответ направляется в письменном виде, либо в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа.
В судебном заседании установлено, что обращение Мадатова О.Я. о восстановлении в училище от 11 мая 2021 г., в соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» было рассмотрено училищем в законный срок, письменный ответ ему был направлен 8 июня 2021 г. заказным письмом, однако, Мадатовым О.Я. не получен по личным мотивам.
Согласно сведениям сайта Почта России, Мадатов О.Я. не прибывал для получения почтового отправления с ответом.
Более того, Мадатов О.Я. неоднократно обращался в училище по вопросу его восстановления, ему направлялись ответы, за получением которых он также не прибывал.
Так, на обращение от 29 апреля 2021 г. ответ был направлен 25 мая 2021 г.; от 29 мая 2021 г. – 24 июня 2021 г.; от 10 июля 2021 г. (поступило 21 июля 2021 г.) – 16 августа 2021 г.
По обращению, поступившему от Мадатова О.Я. в ходе личного приема 27 мая 2021 г., помимо устных разъяснений, ему был направлен письменный ответ 24 июня 2021 г. и дополнение к ответу - 13 сентября 2021 г.
На его журналистский запрос, как главного редактора СМИ, от 29 мая 2021 г. письменный ответ был направлен 04 июня 2021 г.
В судебном заседании установлено, что 25 августа 2021 г. в училище поступило обращение Мадатова О.Я. о дате и времени прибытия на личный прием к начальнику училища.
В тот же день ему был направлен ответ о записи его на прием к начальнику училища на 16.00 9 сентября 2021 г.
В связи с убытием в отпуск генерал-майора Шпырни И.В. обязанности начальника училища с 8 по 14 сентября 2021 г. были возложены на заместителя начальника училища по учебной и научной работе полковника Крупенина А.В., который и проводил прием по личным вопросам, однако Мадатов О.Я. на него не прибыл.
В соответствии с пунктом 3 Порядка восстановления в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (Приложение № 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670) (далее – Порядок), восстановление граждан, отчисленных из военно-учебного заведения с должностей курсантов и уволенных с военной службы, для продолжения обучения или прохождения государственной итоговой аттестации, в том числе повторной, осуществляется в порядке поступления на военную службу по контракту по ходатайству военного комиссара по месту жительства граждан.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», статьями 6 и 7 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 проведение мероприятий, предусмотренных порядком поступления на военную службу по контракту, возложено на военных комиссаров.
В соответствии с Порядком восстановления в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (Приложение № 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670), восстановление граждан, отчисленных из военно-учебного заведения с должностей курсантов и уволенных с военной службы, для продолжения обучения, осуществляется в порядке поступления на военную службу по контракту по ходатайству военного комиссара по месту жительства граждан.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.
Пунктом 6 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, определено, что военные комиссариаты оформляют на кандидатов личные дела и другие необходимые документы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, военный комиссар рассматривает принятое заявление в течение месяца и дает указания:
а) о проведении медицинского освидетельствования кандидата;
б) о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
в) о проверке соответствия уровня его образования, квалификации и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;
г) о рассмотрении кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов;
д) об организации взаимодействия с органами федеральной службы безопасности по вопросу оформления в необходимых случаях допуска кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63, пунктом 12 Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контрактулибо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. № 1313, оформление допуска к государственной тайне возложено на военного комиссара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, в связи с приемом граждан (иностранных граждан) на военную службу по контракту на военных комиссаров возлагаются следующие обязанности:
а) рассмотрение заявлений граждан (иностранных граждан) о приеме на военную службу по контракту;
б) организация оформления необходимых документов и направление кандидатов для прохождения медицинского освидетельствования и других необходимых проверок на соответствие требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;
в) организация проведения с кандидатами мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
г) организация взаимодействия с органами федеральной службы безопасности по вопросу оформления в необходимых случаях допуска кандидатов к сведениям, составляющим государственную тайну;
д) организация направления в органы внутренних дел Российской Федерации запросов о представлении необходимых для занесения в документы воинского учета сведений о кандидатах;
е) организация работы комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов и утверждение решений этих комиссий;
ж) направление кандидатов в воинские части в целях заключения с ними контрактов.
Установлено, что 25 мая 2021 г. в Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко поступило ходатайство военного комиссара о восстановлении Мадатова О.Я. для продолжения обучения. При этом, документы, свидетельствующие о проведении мероприятий, предусмотренных порядком поступления на военную службу по контракту, и необходимые для рассмотрения вопроса о восстановления Мадатова О.Я. для продолжения обучения в порядке поступления на военную службу по контракту, представлены не были.
24 июня 2021 г. военный комиссар Карасунского и Центрального округов города Краснодара был письменно уведомлен о невозможности рассмотрения вопроса о восстановлении Мадатова О.Я. для продолжения обучения в связи с непредставлением необходимых документов.
Поскольку необходимые документы военным комиссаром представлены не были, военное училище приняло решение о вызове Мадатова О.Я. для проведения с ним мероприятий профессионально психологического отбора и проверки его физической подготовленности преждевременным.
С учетом изложенного суд считает доводы административного ответчика о невозможности рассмотрения вопроса о восстановлении Мадатова О.Я. для продолжения обучения в училище и преждевременности его вызова для проведения мероприятий профессионально-психологического отбора и проверки его физической подготовленности, обоснованными.
Одновременно, к доводам административного истца об ином порядке рассмотрения вопроса о его восстановлении в училище в 2020 году и представленным им документам (письма из администрации Президента Российской Федерации и от военного прокурора Краснодарского гарнизона) суд относится критически, так как обстоятельства рассмотрения вопроса о восстановлении Мадатова О.Я. в 2020 году не являются предметом рассмотрения настоящего дела и не могут свидетельствовать о незаконности действий командования училища в 2021 году.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63, пунктом 12 Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службупо контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. № 1313, допуск к государственной тайне оформляется военными комиссариатами.
Сведения о наличии (отсутствии) у Мадатова О.Я. допуска к государственной тайне к ходатайству также приложены не были.
Таким образом, суд полагает, что училищем права Мадатова О.Я. не нарушались.
Доводы Мадатова О.Я. о бездействии командования училища, о персональной ответственности начальника училища за непроведение с ним мероприятий профессионально-психологического отбора не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах.
Ссылки административного истца на письма из администрации Президента Российской Федерации и военного прокурора Краснодарского гарнизона о признании законными действий начальника училища по проведению мероприятий при рассмотрении вопроса о его восстановлении в училище в 2020 г., которые, по его мнению, подтверждают незаконность бездействия в 2021 г., не состоятельны, поскольку не свидетельствуют о нарушениях законодательства со стороны командования училища при рассмотрении ходатайства военного комиссара Карасунского и Центрального округов г. Краснодара о восстановлении Мадатова О.Я. в училище в 2021 г.
В соответствии стребованиям части 3 статьи 5 и пункта 1 части 8 статьи 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование указанного уровня гражданин получает впервые.
Обучение по программам бакалавриата или программам специалитета лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, является получением второго или последующего высшего образования.
Училище не вправе оказывать платные образовательные услуги (в части получения высшего образования).
Таким образом, при соблюдении прочих условий, в училище вправе обучаться лица, не имеющие диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра.
Утверждение Мадатова О.Я. о том, что он имеет право на обучение в училище, поскольку на безвозмездной основе он не получал высшее образование, обусловлены неправильным пониманием им норм материального права.
Утверждение Мадатова О.Я. о том, что 24 июня 2021 г. был отправлен запрос начальником КВВУ военному комиссару по предоставлению сведений о наличии или отсутствии высшего образования у Мадатова О.Я. ни чем не подтвержден.
В ходе личного приема 27 мая 2021 г. Мадатов О.Я. заявил о наличии у него высшего образования.
В связи с необходимостью получения достоверной информации о наличии (отсутствии) у него высшего образования в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки был направлен соответствующий запрос.
Согласно представленным сведениям Мадатов О.Я. имеет диплом бакалавра, т.е. он не вправе обучаться в училище.
Административный истец заявил о признании доказательств недопустимыми и об исключении, как полученных с нарушением закона. При этом, какая именно норма, по его мнению, нарушена, не пояснил.
В соответствии со статьей 98 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 729 были утверждены Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», действовавшие до 1 августа 2021 г. (с 1 августа 2021 г – новые Правила).
Формирование и ведение информационной системы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Правил сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются оператором информационной системы безвозмездно в соответствии с запросами:
а) физическим лицам - в части выданных им документов об образовании;
б) иным лицам - в части подтверждения наличия сведений о выданных документах об образовании.
При этом, формирование и ведение информационной системы, в том числе внесение в нее сведений, обработка, хранение и использование содержащихся в ней сведений, доступ к этим сведениям и их защита, осуществляются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Кроме того, если бы училище пыталось с нарушением закона получить информацию о наличии (отсутствии) высшего образования у Мадатова О.Я., Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки отказала бы в предоставлении запрашиваемых сведений. Таким образом, представленные доказательства получены в порядке, установленном законом, и являются допустимыми.
Доводы административного истца о наличии у него права на восстановление для продолжения обучения в Краснодарском высшем военном училище имени генерала армии С.М. Штеменко, поскольку он не получал бесплатное высшее образование, суд отклоняет по следующим основаниям.
Из представленных суду документов следует, что Мадатов О.Я. обучался в Курском институте менеджмента, экономики и бизнеса по направлению 09.03.03 «Прикладная информатика» по заочной форме обучения. В декабре 2020 г. Мадатов О.Я. окончил обучение в вузе и решением Государственной экзаменационной комиссии ему была присвоена квалификация «бакалавр» по направлению «Прикладная информатика» и выдан диплом 134624 3965300, регистрационный номер 01-27/2426 от 28 декабря 2020 г.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование указанного уровня гражданин получает впервые.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучение по программам бакалавриата или программам специалитета лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, является получением второго или последующего высшего образования.
Поскольку Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко производит обучение курсантов на безвозмездной основе, оно не вправе оказывать образовательные услуги (в части получения высшего образования) гражданам, имеющим высшее образование (диплом бакалавра).
При этом, тот факт, что впервые высшее образование получалось на возмездной основе, значения не имеет.
Разрешая требования административного истца о признании доказательств недопустимыми и об их исключении, как полученных с нарушением закона, суд признает их не основанными на нормах права и несостоятельными.
В соответствии с частью 10 статьи 98 «Об образовании в Российской Федерации» Перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», порядок ее формирования и ведения (в том числе порядок доступа к содержащимся в ней сведениям), порядок и сроки внесения в нее сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 729 утверждены Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (в редакции, действовавшей до 1 августа 2021 г.) и установлено, что формирование и ведение информационной системы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Пунктами 7 и 8 Правил предусмотрено, что сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются оператором информационной системы безвозмездно в соответствии с запросами:
а) физическим лицам - в части выданных им документов об образовании;
б) иным лицам - в части подтверждения наличия сведений о выданных документах об образовании.
Формирование и ведение информационной системы, в том числе внесение в нее сведений, обработка, хранение и использование содержащихся в ней сведений, доступ к этим сведениям и их защита, осуществляются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Доводы административного ответчика о получении доказательств наличия у Мадатова О.Я. высшего образования в рамках действующего законодательства суд признает обоснованными.
Разрешая требования административного истца о направлении в следственные органы материалов в части превышения начальником училища должностных полномочий, суд признает его доводы необоснованными, так как, запрашивая сведения о наличии (отсутствии) у Мадатова О.Я. высшего образования, начальник училища действовал в пределах своих полномочий и его действия не содержат признаков какого-либо преступления.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, суд не находит оснований подлежащих удовлетворению заявленных Мадатовым О.Я. требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Мадатов О.Я. к Краснодарскому высшему военному училищу имени генерала армии С.М. Штеменко и его начальнику генерал-майору Шпырне И.В. об оспаривании незаконных действий и бездействия отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Верхогляд
Мотивированное решение изготовлено 02.12.2021.