Дело № 33-1187/2023
Номер дела: 33-1187/2023
УИН: 67RS0007-01-2022-002776-06
Дата начала: 28.03.2023
Дата рассмотрения: 27.04.2023
Суд: Смоленский областной суд
Судья: Филенкова Светлана Валентиновна
:
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
Акты
Судья Кривчук В.А. 33-1187/2023№ 2-21/2023
УИД 67RS0007-01-2022-002776-06
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2023 года г.Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коженовой Т.В.,
судей: Филенковой С.В., Ивановой М.Ю.,
с участием прокурора Старовойтовой Н.Н.,
при секретаре, помощнике судьи Ткаченко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах Старичковой Натальи Евгеньевны, а также неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий, с апелляционной жалобой Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 13 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., прокурора Старовойтову Н.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
установила:
Заместитель Сафоновского межрайонного прокурора, действуя в защиту интересов Старичковой Н.Е., а также неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленного иска указал, что Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией МО «Сафоновский район» Смоленской области требований законодательства о теплоснабжении, жилищного законодательства, которой установлено, что теплоснабжение многоквартирного дома по адресу: ... до 07.09.2021 осуществлялось с использованием котлов КЧМ-5, расположенных в помещении котельной на первом этаже многоквартирного дома. Указанная котельная является единственным источником теплоснабжения данного многоквартирного дома. На основании договора аренды недвижимого имущества № 32-к от 08.10.2020 эксплуатация данной котельной в период с 08.10.2020 по 07.09.2021 осуществлялась ООО «Помощник». Между тем, по истечении срока указанного договора вопрос об организации теплоснабжения населения Администрацией МО «Сафоновский район» не решён. Указанная котельная фактически была выведена из эксплуатации в отсутствие согласования данного решения с потребителями тепловой энергии. В настоящее время котельная многоквартирного дома не эксплуатируется, подготовительные работы к запуску котельной в отопительный период 2022-2023 г.г. произведены не были. В дальнейшем в муниципальные жилые помещения многоквартирного дома установлены электрические обогреватели, технические характеристики которых не позволяют обеспечить нормативную температуру воздуха в жилых помещениях. При решении вопроса о переводе жилых помещений на другой тип отопления какие-либо проектные обоснования либо научно-обоснованные расчеты Администрацией МО «Сафоновский район» Смоленской области не проводились, что повлекло возникновение дефицита тепловой энергии для потребителей тепловой энергии данного многоквартирного дома в отопительный период 2021-2022 г.г.. Также ответчиком осуществлен вывод источника теплоснабжения без согласия потребителей тепловой энергии, что является недопустимым. Просит суд возложить на Администрацию МО «Сафоновский район» Смоленской области обязанность по обеспечению эксплуатации котельной, расположенной на первом этаже многоквартирного дома ... специализированной организацией в сфере теплоснабжения в течение 1 месяца. Возложить на Администрацию МО «Сафоновский район» Смоленской области обязанность по обеспечению теплоснабжения муниципального жилого помещения, занимаемого Старичковой Н.Е., расположенного по адресу: ..., источниками тепловой энергии, соответствующими требованиям пожарной безопасности.
Определением суда от 12.12.2022 к участию в деле привлечена Старичкова Н.Е. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 12.01.2023 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 13 февраля 2023 г. исковые требования заместителя Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация МО «Сафоновский район» просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Сафоновской межрайонной прокуратурой Смоленской области относительно апелляционной жалобы представлены возражения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с правилами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 455-0 от 3 ноября 2006 года, согласно Конституции Российской Федерации (статья 7 часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской, Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (пункт 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее также - Закон о теплоснабжении), данный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Частью 15 статьи 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Частью 1 статьи 21 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных этой статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 г. № 889 утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее также – Правила).
Согласно пп. «в» п. 1 Правил «вывод из эксплуатации» - окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.
В силу пункта 16 Правил собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
В пункте 15 Правил указано, что в случае если вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей предусмотрен схемой теплоснабжения поселения или городского округа, вывод из эксплуатации осуществляется в сроки, установленные схемой теплоснабжения.
В случае если собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии или тепловых сетей, вывод которых из эксплуатации предусмотрен схемой теплоснабжения, в установленные схемой теплоснабжения сроки не осуществит вывод объектов из эксплуатации, собственники или иные законные владельцы смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии вправе произвести отключение этих объектов от системы теплоснабжения.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, не допускается без согласования с указанными потребителями.
Исходя из толкования вышеприведенных норм права, в случае, если вывод из эксплуатации сетей теплоснабжения предусмотрен схемой теплоснабжения, то такой вывод не предусматривает предварительного уведомления владельцем теплосетей, планирующим вывод их из эксплуатации, органа местного самоуправления. Однако в любом случае вывод из эксплуатации теплосетей, к которым подключены теплопотребляющие установки потребителей, не допускается без согласия таких потребителей.
Из материалов дела следует, что распоряжением от 22.12.2017 № 1033-р жилой дом, расположенный по адресу: ... был признан аварийным и подлежащим сносу. Также постановлено осуществить переселение граждан из жилых помещений данного дома, в течение 2022 года (л.д.79). Согласно заключению Межведомственной комиссии (л.д.93) по состоянию на 15.12.2017 г. процент износа дома составлял 69%.
До настоящего времени некоторые граждане, в том числе и Старичкова Н.Е. не переселены из аварийного жилого дома.
Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией МО «Сафоновский район» Смоленской области требований законодательства о теплоснабжении, жилищного законодательства, которой установлено, что теплоснабжение многоквартирного дома по адресу: ... до 07.09.2021 осуществлялось с использованием котлов КЧМ-5, расположенных в помещении котельной на первом этаже многоквартирного дома. Указанная котельная является единственным источником теплоснабжения данного многоквартирного дома.
Из ответа первого заместителя главы муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, адресованного и.о. Сафоновского межрайонного прокурора, усматривается, что в распоряжение администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области от 16.09.2021 № 566-р «О начале отопительного сезона 2021 - 2022 годов на территории муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области» включен жилищный фонд с централизованным отоплением. В жилом доме, расположенном по адресу: ... установлен индивидуальный газовый котел для отопления указанного дома. По информации комитета по имуществу, градостроительству и землепользованию Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области в реестре муниципального имущества муниципального образования Сафоновского городского поселения числится объект недвижимого имущества - помещение котельной с оборудованием (КЧМ-5 - 2 штуки). Собственником указанного имущества является муниципальное образование Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области и передано в аренду в соответствии с договором аренды недвижимого имущества от 08.10.2021 №32-к.
На основании договора аренды недвижимого имущества № 32-к от 08.10.2020 эксплуатация данной котельной в период с 08.10.2020 по 07.09.2021 осуществлялась ООО «Помощник» (л.д.20-24).
По истечении срока указанного договора вопрос об организации теплоснабжения населения Администрацией МО «Сафоновский район» не решён. Указанная котельная фактически была выведена из эксплуатации в отсутствие согласования данного решения с потребителями тепловой энергии. В настоящее время котельная многоквартирного дома не эксплуатируется, подготовительные работы к запуску котельной в отопительный период 2022-2023 г.г. произведены не были.
В дальнейшем в муниципальных жилых помещениях многоквартирного дома установлены электрические обогреватели, при этом распорядительных документов, подтверждающих основание для установления электронагревательных приборов в жилых помещения дома №..., не имеется, что также подтверждалось в суде представителем Комитета по строительству и ЖКХ АМО «Сафоновский район» Смоленской области.
Из акта проверки температурного режима от 25.01.2023 усматривается, что при осуществлении замера температурного режима в спорном жилом помещении ... установлена температура в комнате (зал) + 17,8°С, в кухне + 17,2°С, в спальне + 16,8°С. В жилом помещении обогрев производится при помощи электрических батарей, (электронагревательных приборов), из шести установленных приборов на момент проверочных мероприятий в рабочем состоянии лишь четыре. Батареи, установленные в районе окон жилого помещения, находятся в нерабочем состоянии.
Установив, что срок отселения граждан из аварийного дома органом местного самоуправления установлен 2022 годом, до настоящего времени мер к расселению граждан, не принято, суд, учитывая пункт 2.4.3 указанного выше Постановления, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований истца, ввиду наличия исключительных к тому обстоятельств, и возложил на администрацию МО «Сафоновский район» Смоленской области обязанность по обеспечению эксплуатации котельной, расположенной на первом этаже многоквартирного дома ..., специализированной организацией в сфере теплоснабжения. Возложил на администрацию МО «Сафоновский район» Смоленской области обязанность по обеспечению теплоснабжения муниципального жилого помещения, занимаемого Старичковой Н.Е. расположенного по адресу: ... теплопотребляющими установками, соответствующими требованиям «СП 60.13330.2020. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. СНиП 41-01-2003» утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №921/пр.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Судом установлено, что в муниципальные жилые помещения многоквартирного дома установлены электрические обогреватели, технические характеристики которых не позволяют обеспечить нормативную температуру воздуха в жилых помещениях.
Электрические обогреватели установлены лишь в нескольких жилых помещениях, нарушается целостность отопительной системы всего многоквартирного дома в целом, что влечет нарушение прав собственников иных помещений и является недопустимым. Кроме того, температура излучающей поверхности данных обогревателей составляет 95°С (л.д.26), автоматическое регулирование тепловой мощности нагревательного элемента отсутствует, при этом, как следует из п.6.4.15 «СП 60.13330.2020. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. СНиП 41-01-2003» утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 921/пр. в электрических системах отопления допускается применять электрические отопительные приборы, имеющие температуру теплоотдающей поверхности ниже допустимой для помещений по приложению Б (в рассматриваемом случае - не более 90°С), с автоматическим регулированием тепловой мощности нагревательного элемента в зависимости от температуры воздуха в помещении. Использование электрических обогревателей, не соответствующих по своим характеристикам требованиям к типу обогреваемого помещения, создаёт угрозу пожарной безопасности и является недопустимым.
Согласно п. 2.4.3. Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные й санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.
Свод правил "СП 60.13330.2020. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. СНиП 41-01-2003" (утв. и введен в Действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 921/пр) устанавливает минимально необходимые требования к системам внутреннего теплоснабжения, отопления и вентиляции для обеспечения комплексной безопасности зданий, для защиты и обеспечения необходимого уровня сохранности зданий при различных природных воздействиях и явлениях.
Признание жилого помещения непригодным для проживания само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц, например, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, с целью обеспечения безопасных и санитарных условий проживания в них.
Учитывая разъяснения, данные в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», принимая во внимание необходимость установления реальных сроков для исполнения решения в соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал разумным и достаточным установить срок шесть месяцев для исполнения решения суда.
Принятое по делу судебное постановление не лишает администрацию права на незамедлительное расселение граждан указанного дома.
Является необоснованной ссылка апелляционной жалобы Администрации МО «Сафоновский район» на то, что обслуживание жилого дома не входит в полномочия ответчика, собственниками дома не выбран способ управления и спорный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Так, в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания своего имущества. Судом установлено, что в реестре муниципального имущества муниципального образования Сафоновского городского поселения числится объект недвижимого имущества - помещение котельной с оборудованием (КЧМ-5 - 2 штуки). Собственником указанного имущества является ответчик - муниципальное образование «Сафоновский район» Смоленской области.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (п. 8 и п. 17), в свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.
Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации ( ч. 4 ст. 21 Закона о теплоснабжении).
Положениями части 8 статьи 21 Закона о теплоснабжении прямо предусмотрено, что вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.
Учитывая требования закона и установленные обстоятельства дела, суд правильно разрешил возникший спор, поскольку котельная является теплоисточником для многоквартирного жилого дома, отключение же котельного оборудования влечёт нарушение прав граждан на безопасное и качественное теплоснабжение, бремя содержания котельной, находящейся в муниципальной собственности, возложено на ответчика, при этом признание жилого помещения непригодным для проживания само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц. Кроме того, котельная выведена из эксплуатации в отсутствии согласования с потребителями тепловой энергии, что в силу положений части 8 ст.21 Федерального закона от 27 июля 2007 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» недопустимо.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки судом, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 13 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 мая 2023 года.