Дело № 33-3904/2023
Номер дела: 33-3904/2023
УИН: 42RS0010-01-2022-002068-74
Дата начала: 31.03.2023
Дата рассмотрения: 27.04.2023
Суд: Кемеровский областной суд
Судья: Пастухов Сергей Александрович
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Акты
Судья: Карпова Н.Н. Дело № 33-3904/2023(2-1891/2022)
Докладчик: Пастухов С.А. УИД 42RS0010-01-2022-002068-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2023 г. г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Савинцевой Н.А.,
судей: Пастухова С.А., Дуровой И.Н.,
при секретаре: Амосовой Т.С.,
с участием прокурора: Фроловой Т.Е.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционным жалобам Управления городского развития Киселевского городского округа, МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству», Администрации Киселевского городского округа, Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа, МКУ Киселевского городского округа «Управление по благоустройству» на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 23 ноября 2022 г.
по иску прокурора города Киселевска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Киселевского городского округа, Управлению городского развития Киселевского городского округа, МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству», Управлению жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа, МКУ Киселевского городского округа «Управление по благоустройству» об обязании к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Киселевска обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Киселевского городского округа, Управлению городского развития Киселевского городского округа, МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству», Управлению жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа, МКУ Киселевского городского округа «Управление по благоустройству» об обязании к совершению действий.
Требования мотивировал тем, что в целях реализации возложенных на органы прокуратуры функций по надзору за исполнением законодательства о местном самоуправлении, автомобильных дорогах и дорожной деятельности, жилищного законодательства прокуратурой города Киселевска проведена проверка по обращению ФИО8, в результате которой в деятельности органов местного самоуправления Киселевского городского округа выявлены нарушения.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для жилищного строительства.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Аналогичные требования закреплены п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава Муниципального образования «Киселевский городской округ», утвержденного 22 июня 2005 года № 157 Постановлением Киселевского городского Совета народных депутатов (далее - Устав КГО).
Согласно ч. 1 ст. 61 Устава КГО Управление городского развития Киселевского городского округа (далее - Управление) является органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения в области строительства и в жилищной сфере.
В силу п.п. 1,2 ч. 6 ст. 61 Устава КГО Управление формирует и проводит единую политику в области территориального планирования, разработки проектов на строительство, капитального ремонта объектов социально- культурного, социального, бытового назначения и жилищного строительства Киселевского городского округа и обеспечения его комплексного развития.
Участвует в подготовке, планировании и реализации программ развития города Киселевска, инвестиционных проектов в области строительства объектов жилищной, социальной и инженерной инфраструктуры.
В соответствии с п.п. 2.1.,2.2 Устава МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству», утвержденного начальником Управления городского развития Киселевского городского округа в 2020 году, учреждение создано в целях осуществления функций единого заказчика от имени муниципального образования «Киселевского городского округа» по капитальному ремонту, реконструкции и строительству объектов социально-культурного, и коммунального назначения и иных целей. Одним из основных видов деятельности учреждения является осуществление закупок для муниципальных нужд, участие в разработке долгосрочных и годовых планов капитального ремонта реконструкции и строительства, участие в выдаче совместно с другими организациями исходных данных для разработки проектно-сметной документации, заключение контрактов на выполнение проектно-изыскательских, конструкторских работ и иные полномочия, предусмотренные уставом.
Статьей 60 Устава Киселевского городского округа Управление жилищно- коммунального хозяйства Киселевского городского округа является органом местного самоуправления, созданным для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области. Аналогичные требования закреплены в п. 1.1 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Киселевского городского округа № 62 от 24 октября 2013 года.
Пунктом 2.8 Положения на Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа возложено выполнение функции заказчика при проведении процедур по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии с Уставом Муниципального казенного учреждения города Киселевска «Управление по благоустройству» (далее - Устав), утвержденным исполняющим обязанности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа 27 мая 2022 года, учреждение создано учредителем в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства в целях выполнения работ, оказания услуг и исполнения муниципальных функций, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни и досуга населения города, благоустройство и озеленение территории муниципального образования «Киселевский городской округ, обеспечение безопасности дорожного движения. Предметом деятельности казенного учреждения является благоустройство территории.
Основные виды деятельности МКУ «Управление по благоустройству» отражены в п. 2.4 Устава, среди которых - строительство, содержание и капитальный ремонт дорог общего пользования местного значения, организация текущего содержания автомобильных дорог общего пользования и виды деятельности.
В соответствии с абз. 2 подп. 3 ст. 5 Закона Кемеровской области от 18 июля 2002 года № 56-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области» (далее – Закон № 56-ОЗ) (действовавшего до 29 декабря 2015 года) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность многодетным семьям, семьям, имеющим своем составе ребенка-инвалида, ветеранам труда и иным категориям граждан из земель населенных пунктов для целей индивидуального жилищного строительства.
В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления Киселевского городского округа в силу вышеуказанных норм закона распределены земельные участки в целях индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева, категории граждан, предусмотренной абз. 2 подп. 3 ст. 5 Закона Кемеровской области №56-ОЗ, в соответствии с проектом планировки, совмещенным с проектом межевания территории квартала индивидуальной жилой застройки жилого района Красный Камень», утвержденным 7 сентября 2016 года постановлением администрации Киселевского городского округа № 164 от 7 сентября 2016 года.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пп. 6 ч. 1 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. В силу ч. 3 ст. 15 указанного закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды ФАУ «РОСДОРНИИ» Министерства транспорта Российской Федерации разработан ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597- 17). Названный ГОСТ Р 50597-2017 подлежит обязательному исполнению в части, соответствующей целям, указанным в п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества).
Таким образом, органы местного самоуправления в лице администрации Киселевского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа предоставив в качестве меры социальной поддержки в собственность граждан земельные участки, расположенные по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева для индивидуального жилищного строительства, обязаны создавать все необходимые условия для данного жилищного строительства на предоставленных с этой целью земельных участках, в том числе путем реализации полномочий в области дорожной деятельности в части организации проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги, обеспечивающей транспортное сообщение с выделенными земельными участками в соответствии с установленными нормативными требованиями.
В ходе проверки по обращению ФИО8 установлено, что органами местного самоуправления Киселевского городского округа не исполнена обязанность по развитию инфраструктуры территории по ул. Маршала Конева в соответствии с проектной документацией, что привело к нарушению прав неопределенного круга лиц, получивших в качестве меры поддержки земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Так, в частности, отсутствует дорога, отвечающая требованиям законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, к земельному участку с кадастровым номером № по адресу: <адрес>), принадлежащий на праве собственности ФИО8
Согласно ответу администрации Киселевского городского округа от 1 марта 2022 года № 98/1 на обращение ФИО8. автомобильная дорога по ул. Маршала Конева в реестре муниципального имущества не значится.
Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что строительство дороги к земельным участкам, расположенным по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева не осуществлено, что также подтверждается информацией администрации Киселевского городского округа, в которой указано, что строительство дороги по ул. Маршала Конева не осуществлялось, денежные средства в бюджет Киселевского городского округа не закладывались.
Несмотря на неоднократные обращения, в частности ФИО8, по вопросу обустройства дороги по ул. Маршала Конева в 2021 году в органы местного самоуправления Киселевского городского округа, необходимых мер должностными лицами органов местного самоуправления Киселевского городского округа принято не было.
Проведенным в июне 2022 года обследованием выделенных на ул. Маршала Конева гражданам земельных участков, в том числе земельного участка, принадлежащего ФИО8 совместно с органами местного самоуправления Киселевского городского округа установлено, что до данного участка ФИО8 по вышеназванному адресу дорога не устроена, предполагаемая по проекту планировки и межевании дорога заросла деревьями и травяным покровом, дорога накатана по линии прохождения сетей водоснабжения, что в свою очередь влечет их разрушение ввиду нагрузки проезжающих по ним транспортных средств.
Более того, несмотря на неоднократные обращения в частности ФИО8 по вопросу обустройства дороги на ул. Маршала Конева, в 2021 году в органы местного самоуправления Киселевского городского округа как письменно, так и устно необходимых мер принято не было. В письменных ответах заместителя главы Киселевского городского округа (по строительству) от 1 марта 2021 года № 98/1, председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа указывалось на отсутствие дороги по ул. Маршала Конева в реестре муниципального имущества Киселевского городского округа.
Кроме того, согласно ответу заместителя министра Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса от 13 апреля 2021 года № РО4201-09-52991 положительного решения о выделении областных средств на реализацию проекта строительства автомобильной дороги по ул. Маршала Конева не принято, в строительный сезон 2021 года будут выполнены работы по грейдированию.
Несмотря на наличие проблемы с отсутствием надлежащей дороги, в письменных ответах органов местного самоуправления Киселевского городского округа отсутствуют сведения о конкретных мерах по обустройству дороги и включению необходимых работ в бюджет Киселевского городского округа на 2021, 2022 года.
По результатам проверки прокуратурой города в адрес администрации Киселевского городского округа 15 марта 2022 года было внесено представление от 15 марта 2022 года № 474ж-2022 об устранении нарушений требований законодательства о местном самоуправлении, автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Согласно полученному ответу главы Киселевского городского округа от 14 апреля 2022 года № 599 запланированы работы расчету стоимости проектных работ и выделения этапов строительства, для последующей реализации проекта.
До настоящего времени вышеуказанные мероприятия так и не выполнены, стоимость работ по строительству дороги на ул. Маршала Конева не рассчитана, дорога не обустроена, транспортное сообщение отсутствует. Таким образом, лицами, на которых лежит обязанность по обустройству автомобильной дороги к земельным участкам являются: администрация Киселевского городского округа в части финансирования мероприятий по реализации проекта планировки, совмещенной с проектом межевания территории квартала индивидуальной жилой застройки жилого района Красный Камень (мероприятий по строительству дороги); МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» в части заключения муниципального контракта на разработку проектной документации на строительство дороги с твердым покрытием в соответствии с проектом, нормами действующего законодательства и требованиями ГОСТов; МКУ КТО «Управление по благоустройству» в части заключения муниципального контракта на строительство дороги.
Управление городского развития Киселевского городского округа как учредитель МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» и Управление жилищно-коммунальным хозяйством Киселевского городского округа как учредитель МКУ КГО «Управление по благоустройству» в силу п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ несут субсидиарную ответственность по обязательствам указанных учреждений в случае недостаточности у них денежных средств.
С учетом уточнения заявленных исковых требований прокурор просил обязать администрацию Киселевского городского округа, МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству», МКУ КГО «Управление по благоустройству» произвести строительство автомобильной дороги местного значения по ул. Маршала Конева в соответствии с проектом планировки, совмещенным с проектом межевания территории квартала индивидуальной жилой застройки жилого района «Красный Камень», утвержденным 7 сентября 2016 года постановлением администрации Киселевского городского округа № 164 от 7 сентября 2016 года, соответствующей установленным строительным нормам и правилам, стандартам, техническим нормам, регламентам и другим нормативным документам. Обязать администрацию Киселевского городского округа, Управление городского развития Киселевского городского округа, Управление жилищно-коммунальным хозяйством Киселевского городского округа осуществить финансовое обеспечение строительства автомобильной дороги местного значения по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева, в случае недостаточности у МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» и МКУ КГО «Управление по благоустройству» денежных средств на указанные мероприятия. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до 1 ноября 2023 года.
В судебном заседании представитель истца прокурор Симагина И.С. поддержала иск.
Представитель ответчика Администрации Киселевского городского округа – Окунцова Я.В., не признала иск.
Представитель ответчика Управления городского развития Киселевского городского округа – Кузнецова Ю.В., не признала иск.
Представитель ответчика МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» – Попкова И.В., не признала иск.
Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа – Фирсова М.В., не признала иск.
Представитель ответчика МКУ г. Киселевска «Управление по благоустройству» – Грездова Е.А., не признала иск.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 23.11.2022 постановлено (л.д. 111-122 т. 2):
Исковые требования прокурора города Киселевска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Киселевского городского округа, Управлению городского развития Киселевского городского округа, МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству», Управлению жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа, МКУ Киселевского городского округа «Управление по благоустройству» об обязании к совершению действий, удовлетворить.
Обязать администрацию Киселевского городского округа, МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству», МКУ Киселевского городского округа «Управление по благоустройству» произвести строительство автомобильной дороги местного значения по улице Маршала Конева в соответствии с проектом планировки, совмещенным с проектом межевания территории квартала индивидуальной жилой застройки жилого района «Красный Камень», утвержденным 07.09.2016 постановлением администрации Киселевского городского округа № 164 от 07.09.2016, соответствующей установленным строительным нормам и правилам, стандартам, техническим нормам, регламентам и другим нормативным документам.
Обязать администрацию Киселевского городского округа, Управление жилищно-коммунальным хозяйством Киселевского городского округа, Управлению городского развития Киселевского городского округа, осуществить финансовое обеспечение строительства автомобильной дороги местного значения по адресу: Кемеровская область, город Киселевск, ул.Маршала Конева, в случае недостаточности у МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» и МКУ КГО «Управление по благоустройству» денежных средств на указанные мероприятия.
Установить ответчикам в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для совершения вышеуказанных действий до 01 ноября 2024 года.
Взыскать с МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству», МКУ Киселевского городского округа «Управление по благоустройству» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек, по 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек с каждого.
В апелляционной жалобе представитель Управления городского развития Киселевского городского округа – Кузнецова Ю.В., просит отменить решение суда (л.д. 124-129, 240-243 т. 2).
Указывает, что лица, в защиту прав которых прокурор обратился с настоящим иском, не являются неопределенным кругом лиц, поскольку кроме ФИО8, обратившейся к прокурору по поводу отсутствия автомобильной дороги к земельному участку, принадлежащего ей на праве собственности, с требованием о строительстве дороги ни в органы прокуратуры г. Киселевска, ни в органы местного самоуправления Киселевского городского округа никто не обращался. В данном случае исковое заявление было подано в интересах конкретного гражданина – ФИО8
Из анализа п. 2 и п. 10.1 ст. 1, ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 9, ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 26, ч. 1 и ч. 4 ст. 41, подпункта «а» п. 1 ч. 3 ст. 42, ч. 2 ст. 43, п. 2 и п. 3 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ следует вывод, что проект планировки и проект межевания носит общий, планируемый характер. Данная документация составляется на перспективу и не определяет срок, в течение которого должна быть реализована. Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не было, ввиду отсутствия в действующем законодательстве, а также в проекте планировки, совмещенного с проектом межевания территории, установленных сроков реализации.
Устанавливая срок для исполнения до 01.11.2024, суд не принял во внимание обоснования возможного срока строительства данной дороги МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству», представленного в материалы дела. С учетом большого объема мероприятий, необходимых для осуществления строительства дороги по ул. Маршала Конева, срок реализации не может быть завершен ранее сентября – октября 2025 г.
Возлагая на ответчиков обязанность произвести строительство автодороги, а также устанавливая сроки выполнения, суд не обсудил и не выяснил объемы работ и затрат, которые должны произвести ответчики для исполнения решения суда, в каком порядке это необходимо сделать, а также не выяснил, являются ли установленные судом сроки реальными, а решение – исполнимым.
Решение суда нарушает также бюджетное законодательство, поскольку понуждение органов местного самоуправления осуществить финансовое обеспечение строительства автомобильной дороги в случае недостаточности у МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» и МКУ Киселевского городского округа «Управление по благоустройству» денежных средств является ограничением прав главных распорядителей бюджетных средств на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данных органов, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органов местного самоуправления и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей. Суд не учел структуру органов местного самоуправления, полномочия каждого органа, а также то, что до каждого органа местного самоуправления и подведомственных им учреждений доводятся определенные лимиты бюджетных обязательств для исполнения на запланированные и утвержденные статьи расходов. Участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность расходования бюджетных средств.
Решение суда является неисполнимым также в связи с тем, что автомобильная дорога не может быть построена в зоне индивидуальной жилой застройки (п. 1 и п. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «ГОСТ Р 52398-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования»), поскольку автомобильная дорога представляет собой комплексный объект, включающий в том числе земельные участки и подземные конструкции (объект капитального строительства).
Истцом неверно определен объект строительства, так как, по сути, исковые требования сводились к обязанию органов местного самоуправления осуществить строительство элемента улично-дорожной сети, улицы или проезда, но не автомобильной дороги.
Улично-дорожная сеть – это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования, внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования.
Указывает, что проектом планировки, совмещенным с проектом межевания, предусмотрены проезды в зоне индивидуальной жилой застройки.
Строительство автомобильной дороги в жилой застройке частного сектора в принципе невозможно осуществить, так как предусмотрены нормы ширины проезжей части, полосности движения, нормы по отсыпке обочины, установке ограждающих конструкций, дорожных знаков и т.д., что невозможно осуществить ввиду небольшого расстояния жилых домов, расположенных друг напротив друга на расстоянии около 5 м.
На основании подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 13, подп. 5 п. 3 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями в сфере дорожной деятельности в отношении уже имеющихся дорог, а в отношении строительства – только выдача разрешений на строительство.
В апелляционной жалобе представитель МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» – Попкова И.В., просит отменить решение суда (л.д. 138-139, 161 т. 2).
Указывает, что МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» является ненадлежащим ответчиком в связи с тем, что собственником учреждения является Управление городского развития Киселевского городского округа, которое также является главным финансовым распорядителем бюджетных средств, и от имени которого производится оплата муниципальных контрактов, иных договоров в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Для строительства дороги необходима разработка проектно-сметной документации и включение в муниципальные программы, однако, лимиты на разработку необходимой документации и строительство дороги к земельным участкам, расположенным по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева, до МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» не доводились.
Судом неправомерно установлен срок строительства дороги до сентября 2024 г., так как в дорожной карте указывалось на последний этап строительства дороги сентябрь-октябрь 2025 г.
Факт нарушения прав неопределенного круга лиц не установлен, так как в исковом заявлении указано одно физическое лицо, не представлено подтверждения невозможности предъявления иска самим гражданином, обращений других граждан по поводу строительства дороги не было, права других лиц, которым принадлежат земельные участки по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева, могут быть защищены отдельно в отношении каждого. При этом, на указанной улице не зарегистрированы права собственности на земельные участки, большинство из которых не эксплуатируются и стоят бесхозными.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Киселевского городского округа – Окунцова Я.В., просит отменить решение суда (л.д. 143-145 т. 2).
Указывает, что Администрации Киселевского городского округа является ненадлежащим ответчиком, так как является исполнительно-распорядительным органом, материально-правовая ответственность по настоящему иску отсутствует. Полномочия Администрации Киселевского городского округа определены в статьях 44-50 Устава.
Администрация Киселевского городского округа не является главным распорядителем бюджетных средств Управления городского развития Киселевского городского округа, Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа, поскольку данные управления являются самостоятельными органами местного самоуправления и, соответственно, являются главными получателями и распределителями бюджетных средств.
Ссылка в иске на то, что согласно ответу Главы Киселевского городского округа от 14.04.2022 № 599 запланированы работы по расчету стоимости проектных работ и выделения этапов строительства для последующей реализации проекта, не является основанием для возложения на Администрацию Киселевского городского округа обязанности по строительству автомобильной дороги местного значения по ул. Маршала Конева, а также осуществления финансового обеспечения строительства автомобильной дороги местного значения в случае недостаточности финансов у других органов местного самоуправления, поскольку предметом иска является строительство автомобильной дороги местного значения, а также осуществления финансового обеспечения строительства автомобильной дороги местного значения, а не проведение работ по расчету стоимости проектных работ и/или выделения этапов строительства и т.д.
В апелляционной жалобе представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа – Фирсова М.В., просит отменить решение суда (л.д. 156-158 т. 2).
Указывает, что Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа является ненадлежащим ответчиком, поскольку является органом местного самоуправления, созданным для координации деятельности по реформированию и эффективному управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа, решения вопросов местного значения в областях, пользования и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, переданным в оперативное управление (п. 1 Положения «Об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа).
Однако, участок дороги по ул. Маршала Конева на праве оперативного управления Управлению жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа не передавался.
Для строительства автомобильной дороги по ул. Маршала Конева необходимо проведение и согласование мероприятий по подготовке строительства, которые утверждаются на разных уровнях власти, на областном уровне утверждаются Министерством Жилищного Комплекса и Дорожного Комплекса Кемеровской области – Кузбасса.
В апелляционной жалобе представитель МКУ г. Киселевска «Управление по благоустройству» – Латугина А.С., просит отменить решение суда (л.д. 188-189 т. 2).
Указывает, что согласно п. 2.4. Устава от 27.05.2022 строительство дорог не входит в деятельность МКУ г. Киселевска «Управление по благоустройству».
Улица Маршала Конева не находится в оперативном управлении МКУ г. Киселевска «Управление по благоустройству».
Факт нарушения прав неопределенного круга лиц не установлен, так как в исковом заявлении указано одно физическое лицо, не представлено подтверждения невозможности предъявления иска самим гражданином, обращений других граждан по поводу строительства дороги не было, права других лиц, которым принадлежат земельные участки по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева, могут быть защищены отдельно в отношении каждого.
Прокурором, участвующим в деле, Симагиной И.С. поданы возражения на апелляционные жалобы (л.д. 230-238 т. 2).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно жалоб, заслушав представителя ответчиков Управления городского развития Киселевского городского округа и Администрации Киселевского городского округа - Кузнецову Ю.В., представителя ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа - Фирсову М.В., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб и просивших решение суда отменить, прокурора отдела прокуратуры Кемеровской области Фролову Т.Е., полагавшую решение суда законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежащим, проверив законность и обоснованность решения суда, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Аналогичные требования закреплены п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава Муниципального образования «Киселевский городской округ», утвержденного 22 июня 2005 года № 157 Постановлением Киселевского городского Совета народных депутатов.
Согласно ч. 1 ст. 61 Устава КГО Управление городского развития Киселевского городского округа (далее - Управление) является органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения в области строительства и в жилищной сфере.
В силу п.п. 1,2 ч. 6 ст. 61 Устава КГО Управление формирует и проводит единую политику в области территориального планирования, разработки проектов на строительство, капитального ремонта объектов социально- культурного, социального, бытового назначения и жилищного строительства Киселевского городского округа и обеспечения его комплексного развития.
Участвует в подготовке, планировании и реализации программ развития города Киселевска, инвестиционных проектов в области строительства объектов жилищной, социальной и инженерной инфраструктуры.
В соответствии с п.п. 2.1.,2.2 Устава МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству», утвержденного начальником Управления городского развития Киселевского городского округа в 2020 году, учреждение создано в целях осуществления функций единого заказчика от имени муниципального образования «Киселевского городского округа» по капитальному ремонту, реконструкции и строительству объектов социально-культурного, и коммунального назначения и иных целей. Одним из основных видов деятельности учреждения является осуществление закупок для муниципальных нужд, участие в разработке долгосрочных и годовых планов капитального ремонта реконструкции и строительства, участие в выдаче совместно с другими организациями исходных данных для разработки проектно-сметной документации, заключение контрактов на выполнение проектно-изыскательских, конструкторских работ и иные полномочия, предусмотренные уставом.
Статьей 60 Устава Киселевского городского округа Управление жилищно- коммунального хозяйства Киселевского городского округа является органом местного самоуправления, созданным для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области. Аналогичные требования закреплены в п. 1.1 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Киселевского городского округа № 62 от 24 октября 2013 года.
Пунктом 2.8 Положения на Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа возложено выполнение функции заказчика при проведении процедур по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии с Уставом Муниципального казенного учреждения города Киселевска «Управление по благоустройству» (далее - Устав), утвержденным исполняющим обязанности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа 27 мая 2022 года, учреждение создано учредителем в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства в целях выполнения работ, оказания услуг и исполнения муниципальных функций, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни и досуга населения города, благоустройство и озеленение территории муниципального образования «Киселевский городской округ, обеспечение безопасности дорожного движения. Предметом деятельности казенного учреждения является благоустройство территории.
Основные виды деятельности МКУ «Управление по благоустройству» отражены в п. 2.4 Устава, среди которых - строительство, содержание и капитальный ремонт дорог общего пользования местного значения, организация текущего содержания автомобильных дорог общего пользования и виды деятельности.
В соответствии с абз. 2 подп. 3 ст. 5 Закона Кемеровской области от 18 июля 2002 года № 56-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области» (далее – Закон № 56-ОЗ) (действовавшего до 29 декабря 2015 года) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность многодетным семьям, семьям, имеющим своем составе ребенка-инвалида, ветеранам труда и иным категориям граждан из земель населенных пунктов для целей индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пп. 6 ч. 1 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. В силу ч. 3 ст. 15 указанного закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды ФАУ «РОСДОРНИИ» Министерства транспорта Российской Федерации разработан ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597- 17). Названный ГОСТ Р 50597-2017 подлежит обязательному исполнению в части, соответствующей целям, указанным в п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества).
На основании абзаца 1 главы 3 ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ Р50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Данный ГОСТ действует до 01.09.2018. С 01.09.2018 вступает в силу "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный Приказом Госстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст. Данный ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает аналогичные требования к эксплуатационному состоянию автомобильным дорогам и улицам.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-0 "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Таким образом, органы местного самоуправления Киселевского городского округа, предоставив в качестве меры социальной поддержки в собственность гражданам земельные участки для индивидуального жилищного строительства по ул. Маршала Конева г. Киселевска, обязаны создавать все необходимые условия для данного жилищного строительства на предоставленном с этой целью земельном участке, в том числе путем реализации полномочий в области дорожной деятельности в части организации проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги, обеспечивающей транспортное сообщение с выделенными земельными участками по ул. Маршала Конева в соответствии с установленными нормативными требованиями.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2012 г. органами местного самоуправления Киселевского городского округа распределены земельные участки в целях индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева, категории граждан, предусмотренной абз. 2 подп. 3 ст. 5 Закона Кемеровской области № 56-ОЗ (л.д. 36 т. 1), в соответствии с проектом планировки, совмещенным с проектом межевания территории квартала индивидуальной жилой застройки жилого района Красный Камень», утвержденным 7 сентября 2016 года постановлением администрации Киселевского городского округа № 164 от 7 сентября 2016 года.
В ходе проверки по обращению ФИО8 установлено, что органами местного самоуправления Киселевского городского округа не исполнена обязанность по развитию инфраструктуры территории по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева в соответствии с проектной документацией, что привело к нарушению прав неопределенного круга лиц, получивших в качестве меры поддержки земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Так, в частности, отсутствует дорога, отвечающая требованиям законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, к земельному участку с кадастровым номером № по адресу: <адрес>), принадлежащему на праве собственности ФИО8
Согласно ответу администрации Киселевского городского округа от 1 марта 2022 года № 98/1 на обращение ФИО8 автомобильная дорога по ул. Маршала Конева в реестре муниципального имущества не значится.
Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что строительство дороги к земельным участкам, расположенным по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева не осуществлено, что также подтверждается информацией администрации Киселевского городского округа, в которой указано, что строительство дороги по ул. Маршала Конева не осуществлялось, денежные средства в бюджет Киселевского городского округа не закладывались.
Несмотря на неоднократные обращения, в частности ФИО8, по вопросу обустройства дороги по ул. Маршала Конева в 2021 году в органы местного самоуправления Киселевского городского округа, необходимых мер должностными лицами органов местного самоуправления Киселевского городского округа принято не было.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела:
-ответом Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса от 3 февраля 2022 года №РО4201-09-7831 (том 1 л.д.13-14);
-заявлением ФИО8 (том 1 л.д.15, 18-19);
-сообщением Администрации Киселевского городского округа от 1 марта 2021 года №98/1 (том 1 л.д.16);
-сообщением Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа от 10 июня 2021 года №03-14/1746 (том 1 л.д.17);
- ответом Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса от 13 апреля 2021 года №РО4201-09-52491 (том 1 л.д.20-21);
-требованием прокурора г.Киселевска о предоставлении информации №474ж-2022 (том 1 л.д.22);
-сообщением Отдела архитектуры и градостроительства Администрации Киселевского городского округа (том 1 л.д.23-24);
-сообщением Администрации Киселевского городского округа от 22 февраля 2022 года №239 (том 1 л.д.25);
-требованием прокурора г.Киселевска о предоставлении информации от 15 марта 2022 года №474ж-2022 (том 1 л.д.26-28);
-сообщением Администрации Киселевского городского округа от 14 апреля 2022 года №599 (том 1 л.д.29);
-требованием прокурора г.Киселевска о предоставлении информации от 9 июня 2022 года №474ж-2022 (том 1 л.д.30);
-сообщением Администрации Киселевского городского округа от 14 июня 2022 года №964 (том 1 л.д.31);
-требованием прокурора г.Киселевска о предоставлении информации от июня 2022 года №474ж-2022 (том 1 л.д.32);
-сообщением Администрации Киселевского городского округа от 27 июня 2022 года №1041 (том 1 л.д.33);
-актом освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства от 12 апреля 2021 года (том 1 л.д.34-35);
-договором купли-продажи земельного участка от 11 сентября 2018 года (том 1 л.д.36);
-выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 24 июня 2022 года (том 1 л.д.37-43);
-фотографиями (том 1 л.д.44-46);
-разрешением на строительство №RU 42306000-1238 (том 1 л.д.47);
-уведомлениями о планируемых строительстве… от 15 мая 2019 года №54, от 13 мая 2020 года №23 (том 1 л.д.48, 49);
-проектной документацией со схемой планировочной организации (том 1 л.д.50-66);
-постановлением Администрации Киселевского городского округа от 7 сентября 2016 года №164 «Об утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания территории квартала индивидуальной жилой застройки жилого района Красный Камень (том 1 л.л.67-69);
-проектом межевания земельных участков (том 1 л.д.70-114);
-актом обследования земельного участка №180 от 17 июля 2012 года (том 1 л.д.115-119);
-Уставом МКУ «УМЗ по РС» (том 1 л.д.120-125, том 2 л.д.1-14);
-Уставом МКУ г.Киселевска «Управление по благоустройству» (том 1 л.д.126-136);
-положением «Об управлении городского развития Киселевского городского округа» (том 1 л.д.189-195);
-выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Управления городского развития Киселевского городского округа (том 1 л.д.196-197);
-выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении МКУ «УМЗ ПО РС» (том 1 л.д.200-208);
-выпиской из Устава муниципального образования «Киселевский городской округ» (том 1 л.д.224-225);
-фотографиями (том 1 л.д.229-230);
-Уставом МКУ г.Киселевска «Управление по благоустройству» (том 1 л.д.233-248).
Из показания свидетеля ФИО17, работающего <данные изъяты>, следует, что по ул. Маршала Конева г.Киселевска осуществляли строительство линий водовода, по проложенному водоводу местные жители накатали дорогу, поскольку дорога по данной улице фактически отсутствует. При строительстве водовода было запроектировано, что на данном участке должна быть «зеленая зона», то есть прокладка водовода проходит на уровне замерзания почвы. Если бы по проекту по участку прокладки водовода проходила бы дорога, то уровень закладки водовода был бы другим. Сами перекрытия выполнены без учета того, что по ним будут передвигаться автомобили, там грунт – без утрамбовки, перекрытие – без усиления, при нагрузке данные перекрытия быстро придут в негодность.
Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснила, что проживает по <адрес>), дом находится в районе «Красный Камень» г.Киселевска. К дому проведены свет и вода, но дорога по ул. Маршала Конева отсутствует. С 2019 года она обращается в администрацию Киселевского городского округа (КГО), администрацию Кемеровской области, чтобы построили линейный объект – дорогу, чтобы можно было пользоваться земельными участками, но данной дороги до настоящего времени нет. С сотрудниками прокуратуры г.Киселевска, администрации КГО проводили осмотр местности, установили, что дорога отсутствует, в том месте, где должна проходить дорога, растут кусты, местность не расчищена. Участок земли №, где жители накатали дорогу, в настоящее время выделен людям, на следующий год они планируют участок перекопать и садить на нем картофель, то есть у них даже этой дороги не будет. Зимой дорогу заносит, наметает огромные сугробы, невозможно завезти в дома уголь, но на просьбы расчистить дорогу им отвечают, что в плане нет такой дороги. Летом во время дождя к участкам невозможно проехать, так как почва – суглинок, грунта нет вообще. На ул. Маршала Конева стоят 4 больших дома, 2 участка с фундаментом, 2 хозблока, которые поставлены на учет, 2 хозблока, которые еще не поставлены на учет, также есть земельные участки, где люди просто садят огород. Один из участков выделен семье с ребенком-инвалидом. Они обращались к председателю КУМИ г.Киселевска, им пообещали построить дорогу. Свой земельный участок она приобрела в 2018 году у семьи, которой был выделен данный участок как многодетной семье, в 2016 году был разработан проект, в 2017 году проведено водоснабжение. В настоящее время почти все земельные участки розданы, кроме двух участков, но в данных условиях при отсутствии дороги строительство невозможно, там невозможно жить. Дорога накатана поверх водовода, жители производят врезку домов в водовод, на месте врезки устанавливаются колодцы, и зимой при очистке дороги техника данные колодцы повреждает.
Таким образом, органы местного самоуправления в лице администрации Киселевского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа предоставив в качестве меры социальной поддержки в собственность граждан земельные участки для индивидуального жилищного строительства, обязаны создавать все необходимые условия для данного жилищного строительства на предоставленных с этой целью земельных участках, в том числе путем реализации полномочий в области дорожной деятельности в части организации проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги, обеспечивающей транспортное сообщение с выделенными земельными участками по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева, в соответствии с установленными нормативными требованиями, однако при проверке установлено, что вышеуказанные обязанности не исполнены ответчиками.
Проведенным в июне 2022 года обследованием выделенных на ул. Маршала Конева гражданам земельных участков, в том числе земельного участка, принадлежащего ФИО8 совместно с органами местного самоуправления Киселевского городского округа установлено, что до данного участка ФИО8 по вышеназванному адресу дорога не устроена, предполагаемая по проекту планировки и межевании дорога заросла деревьями и травяным покровом, дорога накатана по линии прохождения сетей водоснабжения, что в свою очередь влечет их разрушение ввиду нагрузки проезжающих по ним транспортных средств.
Несмотря на неоднократные обращения по вопросу обустройства дороги по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева, в 2021 году в органы местного самоуправления Киселевского городского округа как письменно, так и устно необходимых мер принято не было. В письменных ответах заместителя главы Киселевского городского округа (по строительству) от 1 марта 2021 года № 98/1, председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа указывалось на отсутствие дороги по ул. Маршала Конева в реестре муниципального имущества Киселевского городского округа.
Согласно ответу заместителя министра Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса от 13 апреля 2021 года № РО4201-09-52991 положительного решения о выделении областных средств на реализацию проекта строительства автомобильной дороги по ул. Маршала Конева не принято, в строительный сезон 2021 года будут выполнены работы по грейдированию.
В письменных ответах органов местного самоуправления Киселевского городского округа отсутствуют сведения о конкретных мерах по обустройству дороги и включению необходимых работ в бюджет Киселевского городского округа на 2021, 2022 годы.
По результатам проверки прокуратурой города в адрес администрации Киселевского городского округа 15 марта 2022 года было внесено представление от 15 марта 2022 года № 474ж-2022 об устранении нарушений требований законодательства о местном самоуправлении, автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Согласно полученному ответу главы Киселевского городского округа от 14 апреля 2022 года № 599 запланированы работы расчету стоимости проектных работ и выделения этапов строительства, для последующей реализации проекта.
До настоящего времени вышеуказанные мероприятия так и не выполнены, стоимость работ по строительству дороги по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева не рассчитана, дорога не обустроена, транспортное сообщение отсутствует. Таким образом, лицами, на которых лежит обязанность по обустройству автомобильной дороги к земельным участкам являются: администрация Киселевского городского округа в части финансирования мероприятий по реализации проекта планировки, совмещенной с проектом межевания территории квартала индивидуальной жилой застройки жилого района Красный Камень (мероприятий по строительству дороги); МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» в части заключения муниципального контракта на разработку проектной документации на строительство дороги с твердым покрытием в соответствии с проектом, нормами действующего законодательства и требованиями ГОСТов; МКУ КТО «Управление по благоустройству» в части заключения муниципального контракта на строительство дороги.
Лицами, на которых лежит обязанность по обустройству автомобильной дороги к земельным участкам являются: администрация Киселевского городского округа в части финансирования мероприятий по реализации проекта планировки, совмещенной с проектом межевания территории квартала индивидуальной жилой застройки жилого района Красный Камень (мероприятий по строительству дороги); МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» в части заключения муниципального контракта на разработку проектной документации на строительство дороги с твердым покрытием в соответствии с проектом, нормами действующего законодательства и требованиями ГОСТов; МКУ КТО «Управление по благоустройству» в части заключения муниципального контракта на строительство дороги.
Кроме того, главным распорядителем бюджетных средств МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» является Управление городского развития Киселевского городского округа, главным распорядителем бюджетных средств МКУ КГО «Управление по благоустройству» является Управление жилищно-коммунальным хозяйством Киселевского городского округа.
В силу п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Следовательно, управление городского развития Киселевского городского округа как учредитель МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» и Управление жилищно-коммунальным хозяйством Киселевского городского округа как учредитель МКУ КГО «Управление по благоустройству» в силу ч. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ несут субсидиарную ответственность по обязательствам указанных учреждений в случае недостаточности у них денежных средств.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, пришел к верному выводу, что исковые требования прокурора об обязании администрации Киселевского городского округа, МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству», МКУ КГО «Управление по благоустройству» произвести строительство автомобильной дороги местного значения по ул. Маршала Конева в соответствии с проектом планировки, совмещенным с проектом межевания территории квартала индивидуальной жилой застройки жилого района «Красный Камень», утвержденным 7 сентября 2016 года постановлением администрации Киселевского городского округа № 164 от 7 сентября 2016 года, соответствующей установленным строительным нормам и правилам, стандартам, техническим нормам, регламентам и другим нормативным документам, а также обязании администрации Киселевского городского округа, Управления городского развития Киселевского городского округа, Управления жилищно-коммунальным хозяйством Киселевского городского округа осуществить финансовое обеспечение строительства автомобильной дороги местного значения по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева, в случае недостаточности у МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» и МКУ КГО «Управление по благоустройству» денежных средств на указанные мероприятия подлежат удовлетворению, исходя из того, что органами местного самоуправления не созданы условия для жилищного строительства на предоставленных гражданам земельных участках по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева, ввиду отсутствия транспортной доступности земельных участков, в том числе для подвоза стройматериалов, чем существенно нарушаются жилищные права владельцев земельных участков, а также ее права пользователя автомобильных дорог общего пользования, с указанием на то, что отсутствие транспортного сообщения с земельными участками препятствует проезду экстренных служб (пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции и т.д.), что представляет существенную угрозу жизни и здоровью владельцев земельных участков, а также уничтожения их имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, правомерность которых объективно подтверждена представленными по делу доказательствами и не опровергнута стороной ответчика, в том числе, изложенными в апелляционной жалобе доводами.
Довод апелляционной жалобы о том, что исковое заявление подано в интересах конкретного гражданина ФИО8, а не неопределённого круга лиц, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Истцом в исковом заявлении указано, что предъявление иска прокурором обусловлено нарушением социальных прав неопределенного круга лиц, направленных на удовлетворение потребностей граждан в жилище, и недопустимости возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков. Интересы неопределенного круга лиц заключаются в реализации социальных прав граждан, поскольку они получили земельные участки на безвозмездной основе в целях индивидуального жилищного строительства.
Определить перечень заинтересованных лиц не представляется возможным (собственники указанных земельных участков постоянно меняются в силу различных сделок, наступления жизненных обстоятельств и т.д.), как и не представляется возможным определить круг лиц, которым необходим проезд по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева к используемым земельным участкам, который также постоянно меняется.
Отсутствие дороги на по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева создает препятствие неопределенному кругу лиц, осуществить индивидуальное жилищное строительство. Отсутствие транспортного сообщения с земельными участками препятствует проезду экстренных служб (пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции и т.д.), что представляет существенную угрозу жизни и здоровью проживающих там граждан, и граждан, осуществляющих индивидуальное жилищное строительство, и иных граждан, а также уничтожения их имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Установить фактический круг лиц, предполагающих использование дороги в целях проезда к земельным участкам, как на правах собственности, так и на правах аренды и безвозмездного пользования земельными участками, и для иных целей, таких как проезд на ближайшие улицы не представляется возможным.
Таким образом, прокурором избран способ защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц, предусмотренный действующим законодательством, требования прокурора заявлены не только в интересах ФИО8 и иных собственников земельных участков, но и иных пользователей дороги, круг которых определить невозможно.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения требований искового заявления в связи с отсутствием сроков на реализацию проекта планировки и межевания также является несостоятельным.
Органами местного самоуправления Киселевского городского округа распределены земельные участки в целях индивидуального жилищного строительства по адресу; г. Киселевск, ул. Маршала Конева, категории граждан, предусмотренной абзацем вторым подпункта 3 ст. 5 Закона Кемеровской области N 56-03, в соответствии с проектом планировки, совмещенным с проектом межевания территории квартала индивидуальной жилой застройки жилого района Красный Камень» в 2016 году, что подтверждается постановлением администрации Киселевского городского округа № 164 от 07.09.2016 года.
Исходя из разумности сроков на реализацию указанного проекта органами местного самоуправления Киселевского городского округа длительное время не принято должных мер к реализации проекта, следовательно, отсутствуют намерения его реализовать в дальнейшем, что является существенным нарушением прав неопределенного круга лиц, в том числе с учетом того, что со времени распределения земельных участков по адресу: г. Киселевск, ул. Маршала Конева в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище прошло более 10 лет, что по мнению судебной коллегии свидетельствует о явной неразумности сроков по исполнению органами публичной власти своей обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были снабжены необходимой транспортной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Довод апеллянта о том, что срок для устранения нарушений, указанный в исковом заявлении, а именно до 01.11.2024 года является недостаточным, судебная коллегия отклоняет, так как в процессе рассмотрения дела стороной ответчиков не было представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающие невозможность устранить нарушения в указанный в заявлении срок, в том числе с учетом длительности нарушения прав неопределенного круга лиц (более 10 лет), а также непринятия мер для устранения нарушений после неоднократных обращений заинтересованных лиц и прокурора (внесения представления об устранении нарушений требований законодательства) в 2021- 2022 годах.
Доводы жалобы об ограничении прав главного распорядителя бюджетных средств на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к их компетенции, признаны судебной коллегией несостоятельными, так как УГР КГО является главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственной организации - МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» и осуществляет финансирование указанной организации на заключение муниципальных контрактов. Следовательно, в отсутствие финансирования МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» решение суда может быть не исполнено по независящим от учреждения основаниям. Статьями 15, 32, 65, 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что при формировании расходов бюджета муниципального образования Киселевский городской округ расходы на исполнение полномочий органов местного самоуправления по исполнению решений судов, в том числе, вынесенных по искам прокурора, закладываются в статьи расхода бюджета по заявкам главных распорядителей бюджетных средств и на основании решений судов. Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено заложение денежных средств в бюджет на исполнение решений судов.
Относительно довода жалобы о том, что судом не исследовано законодательство в отношении автомобильных дорог, что строительство автомобильной дороги в жилой застройке частного сектора невозможно, что решение суда неисполнимо, что истцом был неверно определен объект строительства судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются, в том числе, на автомобильные дороги местного значения.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (ч.11 ст.5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные (ч. 13 ст.5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в частях 14-16 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей (ч. 17 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.18 ст.5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 (ред. от 11.06.2021) "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (вместе с "Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог" утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог (далее - Правила).
Частью 2 Правил установлено, что автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются, в том числе на обычную автомобильную дорогу (нескоростную автомобильную дорогу).
Для автомобильной дороги класса "обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)" могут устанавливаться IB, II, III, IV и V категории.
Классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации - в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 16 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается органом местного самоуправления городского округа в отношении автомобильных дорог городского округа, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах городского округа (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 25 — ФЗ).
В соответствии с пунктом 11.5 СНиП 2.07.01-89 в составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.
В справочнике дорожных терминов, в определении проездов сказано, что они являются разновидностью городской автомобильной дороги.
Проект межевания территории квартала индивидуальной жилой застройки жилого района «Красный Камень» (раздел 2), утвержденный постановлением администрации Киселевского городского округа № 164 от 07.09.2016 года содержит разбивочный план дорог и тротуаров (стр. 21), в условных обозначениях которого имеются условные обозначения автомобильных дорог и тип дорожной одежды в указанном проекте, отдельно проезды в разбивочном плане не указаны, что также свидетельствует о принадлежности проездов, улиц к автомобильным дорогам, в связи с чем, доводы о неправильном определении истцом объекта строительства истолкованы на неверном применении норм действующего законодательства.
Довод, апеллянта о невозможности произвести строительство автомобильной дороги несостоятелен, так как все параметры строительства дорог индивидуальной жилой застройки жилого района «Красный Камень» администрацией Киселевского городского округа (утвердившей указанный проект своим волевым решением) определены в разбивочном плане дорог и тротуаров (раздел 2) (в том числе ширина дорог и необходимых элементов дорожного покрытия).
С учетом изложенного, все дороги, расположенные на территории населенного пункта городского округа отнесены к автомобильным дорогам общего пользования, которые в свою очередь классифицируются и относятся к определенной категории автомобильной дороги в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог, решение о строительстве конкретной автомобильной дороги входит в полномочия органов местного самоуправления.
МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» в своей жалобе указывает, что является ненадлежащим ответчиком, так как осуществляет свою деятельность согласно доведенных лимитов главным распорядителем бюджетных средств и строительство дороги с твердым покрытием нецелесообразно, в связи с тем, может возникнуть необходимость проведение коммуникаций под дорогой. С указанным доводом судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 2.1.,2.2 Устава МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству», утвержденного начальником Управления городского развития Киселевского городского округа в 2020 году, учреждение создано в целях осуществления функций единого заказчика от имени муниципального образования «Киселевского городского округа» по капитальному ремонту, реконструкции и строительству объектов социально-культурного, и коммунального назначения и иных целей. Одним из основных видов деятельности учреждения является осуществление закупок для муниципальных нужд, участие в разработке долгосрочных и годовых планов капитального ремонта реконструкции и строительства, участие в выдаче совместно с другими организациями исходных данных для разработки проектно-сметной документации, заключение контрактов на выполнение проектно-изыскательских, конструкторских работ и иные полномочия, предусмотренные уставом. В связи с чем, МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» является надлежащим ответчиком.
Доводы о необходимости проведения коммуникаций под дорогой несостоятельны, в связи с тем, что в настоящее время коммуникации, предусмотренные проектом, в том числе водоснабжение, электроснабжение на ул. Маршала Конева проведены, что установлено в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
Доводы о непринятии судом во внимание дополнения к отзыву, в котором давались разъяснения по каждому этапу по подготовке к строительству, несостоятельны, так как указанным доводам судом дана надлежащая оценка и принято во внимание умышленное затягивание сроков этапов строительства, отраженных в дорожной карте. Бюджет муниципального образования Киселевский городской округ на будущий год формируется в декабре текущего года. Исковое заявление направлено истцом в июле 2022 года, представление о нарушении закона вносилось в адрес главы Киселевского городского округа в марте 2022 года. Следовательно, у органов местного самоуправления было достаточно времени на планирование этапов строительства.
Довод жалобы МКУ города Киселевска «Управление по благоустройству», что строительство дорог не входит в деятельность Управления в соответствии с п.2.4 Устава МКУ города Киселевска «Управление по благоустройству» и к основным видам деятельности учреждения не относится, судебной коллегией не приняты во внимание, так как на момент предоставления земельных участков гражданам и разработки проекта планировки, совмещенного с проектом межевания территории квартала индивидуальной жилой застройки жилого района «Красный Камень», утвержденного 07.09.2016 года постановлением администрации Киселевского городского округа №164 от 07.09.2016 года, действовал Устав МКУ города Киселевска «Управление по благоустройству» от 24.11.2014 года в соответствии с которым одним из основных видов деятельности МКУ «Управление по благоустройству» являлось заключение муниципальных контрактов на строительство, содержание и капитальный ремонт дорог общего пользования местного значения, организация текущего содержания автомобильных дорог общего пользования и разработку проектно-сметной организации, следовательно, обязанность по заключению контрактов на строительство дорог возложена на МКУ «Управление по благоустройству». Устав в редакции от 27.05.2022 года введен в действие после разработки проекта межевания территории квартала индивидуальной жилой застройки жилого района «Красный Камень». При этом, в соответствии с пунктом 4.4. устава в новой редакции учреждение имеет право заключать контракты и договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств за счет доведенных до учреждения лимитов. Также в обязанность учреждения входит организация проектных работ и обеспечения безопасности дорожного движения. В связи с чем, МКУ города Киселевска «Управление по благоустройству» является надлежащим ответчиком.
Доводы о том, что дорога по ул. Маршала Конева не находится в оперативном управлении учреждения не заслуживают внимания, поскольку дорог по указанной улице в настоящее время отсутствует, что и послужило основанием для предъявления прокурором города искового заявления.
Доводы жалоб о том, что ответчики не является надлежащими ответчиками по делу, были предметом исследования суда при рассмотрении дела, судом в решении им дана надлежащая оценка.
Довод жалобы на отсутствие финансирования и значительность затрат не влечет переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку отсутствие у органов местного самоуправления финансовой возможности для выполнения возложенных законом обязанностей не может являться основанием для освобождения от них.
В части доводов подателя апелляционной жалобы об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий на строительство автомобильных дорог, что приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, судебная коллегия не принимает во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дорожной деятельностью является деятельность в том числе по строительству автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводы суда первой инстанции, были в суде первой инстанции предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств, и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.
При этом, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части взыскания государственной пошлины, исходя из следующего.
На основании части 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Согласно абзацу 10 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Таким образом, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета.
Согласно абзацу 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 рублей.
В связи с чем в данной части решение подлежит изменению, а именно государственная пошлина подлежит взысканию в доход местного бюджета в общем размере 600 рублей, по 300 рублей с каждого из ответчиков: МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству», МКУ Киселевского городского округа «Управление по благоустройству», не освобожденных от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 23 ноября 2022 г. в части взыскания с МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» и МКУ Киселевского городского округа «Управление по благоустройству» государственной пошлины изменить, указав:
Взыскать с МКУ «Управление муниципального заказа по ремонту и строительству» (ИНН 4211002614), МКУ Киселевского городского округа «Управление по благоустройству» (ИНН 4211020194) в доход местного бюджета государственную пошлину в общей сумме 600 (шестьсот) рублей, по 300 (триста) рублей с каждого.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 02.05.2023.