Дело № 8Г-10377/2023 [88-11872/2023]

Номер дела: 8Г-10377/2023 [88-11872/2023]

УИН: 22RS0004-01-2022-000076-78

Дата начала: 03.05.2023

Суд: Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

Судья: Благодатских Г.В.- Судья ГР

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ОТВЕТЧИК Администрация Благовещенского района Алтайского края
ОТВЕТЧИК МУПЖ-ЭП " Кучук"
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Администрация Степноозерского поссовета Благовещенского района Алтайского края
ПРОКУРОР Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 06.06.2023
 

Акты

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-11872/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                             6 июня 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гордиенко А.Л.,

судей Благодатских Г.В., Шабаловой О.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 22RS0004-01-2022-000076-78 по иску Благовещенского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному производственному жилищно - эксплуатационному предприятию «Кучук», администрации Благовещенского района Алтайского края о возложении обязанности организовать поставку питьевой воды надлежащего качества населению,

по кассационной жалобе Муниципального унитарного производственного жилищно - эксплуатационного предприятия «Кучук» на решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 13 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 января 2023 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Благодатских Г.В., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Прокурор Благовещенского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному производственному жилищно - эксплуатационному предприятию «Кучук» (далее - МУП Ж-ЭП «Кучук»), администрации Благовещенского района Алтайского края о возложении обязанности организовать поставку питьевой воды надлежащего качества населению.

В обоснование исковых требований указано, что учредителем МУП Ж-ЭП «Кучук» является администрация Благовещенского района Алтайского края. На основании постановления администрации Благовещенского района № 832 от 10 ноября 2014 г. за МУП Ж-ЭП «Кучук» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, необходимое для организации водоснабжения населения.

МУП Ж-ЭП «Кучук» для осуществления централизованного холодного водоснабжения использует шесть скважин, принадлежащих на праве собственности администрации Благовещенского района и переданных ему в хозяйственное ведение, в осенне-зимний период для централизованного холодного водоснабжения используются три скважины (скважина БР-718 №6 <адрес>).

По результатам проведенной проверки соблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы оказания населению коммунальной услуги по подаче холодного водоснабжения, в деятельности МУП Ж-ЭП «Кучук» были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил.

Так, в результате исследования проб питьевой воды и в соответствии с протоколом лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» №№ 1118, 1119, 1120, 1121, 1122 от 27 января 2022 г. установлено, что качество питьевой воды не соответствуют требованиям санитарного законодательства по цвету, мутности, по содержанию железа:

Результаты проведенных исследований свидетельствует о ненадлежащей организации МУП Ж-ЭП «Кучук» услуг по поставке питьевой воды населению р.п. Степное Озеро Благовещенского района, которая не соответствует санитарным и гигиеническим требованиям.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил ставит в незащищённое положение безопасность и здоровье граждан. Бездействие МУП Ж-ЭП «Кучук» противоречит принципам действующего законодательства, в части обеспечения прав граждан на охрану здоровья, как предусмотренного нормами ст.41 Конституции РФ, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц, так как жители (потребители услуг) вынуждены употреблять не безвредную и не отвечающую требованиям питьевую воду.

В рассматриваемых отношениях в качестве исполнителя выступает МУП Ж-ЭП «Кучук», в качестве потребителя - жители р.п. Степное Озеро, их гости, а также пользующиеся услугами водоснабжения, то есть неопределённый круг лиц.

Следовательно, МУП Ж-ЭП «Кучук», как организация, эксплуатирующая системы водоснабжения и предоставляющая услуги по водоснабжению, обязана провести мероприятия по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества.

Истец просил обязать МУП Ж-ЭП «Кучук» в течение 3 месяцев организовать в р.п. Степное Озеро Благовещенского района Алтайского края поставку питьевой воды надлежащего качества населению, с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, а именно:

-    привести качество воды в соответствие с табл. 3.1. СанПиН 1.2.3685-21 и п.5 ГОСТ 31868-2012 по нормативу цветности не более 20 градусов;

-    привести качество воды в соответствие табл. 3.1. СанПиН 1.2.3685-21, п.6 ГОСТ Р 57164-2016 по нормативу мутности не более 2.6 ЕМФ;

-    привести качество воды в соответствие табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, п.2 ГОСТ 4011-72 по нормативу массовой концентрации общего железа не более 0,3 мг/дм3.

Решением Благовещенского районного суда Алтайского края от 13 сентября 2022 г. с учетом определения суда об исправлении описки от 26 сентября 2022 г. исковые требования Благовещенского межрайонного прокурора удовлетворены частично.

На МУП Ж-ЭП «Кучук» возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать в р.п. Степное Озеро Благовещенского района Алтайского края поставку питьевой воды надлежащего качества населению, с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, а именно:

-    привести качество воды в соответствие с табл. 3.1. СанПиН 1.2.3685-21 и п.5 ГОСТ 31868-2012 по нормативу цветности не более 20 градусов;

-    привести качество воды в соответствие табл. 3.1. СанПиН 1.2.3685-21, п.6 ГОСТ Р 57164-2016 по нормативу мутности не более 2.6 ЕМФ;

-    привести качество воды в соответствие табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, п.2 ГОСТ 4011-72 по нормативу массовой концентрации общего железа не более 0,3 мг/дмЗ.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 января 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель МУП Ж-ЭП «Кучук» - Иващенко С.Н. ставит вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в связи с нарушением норм материального и процессуального права, не соответствием выводов суда обстоятельствам дела. Кассатор выражает несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу. Указал на то, что в настоящее время поставка воды в р.п. Степное Озеро Благовещенского района Алтайского края осуществляется с использованием водоочистительной станции «Родник», через которую вода проходит очистку, смягчение и обеззараживание, после чего раздается в помещении станции через водоразборные краны.

Прокурором Алтайского края на кассационную жалобу представлены возражения.

Прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлов А.А. возражал против доводов кассационной жалобы, полагал об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП Ж-ЭП «Кучук» является юридическим лицом и состоит на учёте в налоговом органе, сведения внесены в ЕГРЮЛ, что подтверждается Уставом, соответствующими свидетельствами, а также выпиской из ЕГРЮЛ. Учредителем данной организации является администрация Благовещенского района Алтайского края.

Согласно акту приёма-передачи от 10 ноября 2014 г. и приложения к нему от 10 ноября 2014 г. МУПЖ-ЭП «Кучук» передано в хозяйственное ведение имущество, необходимое для организации водоснабжения населения, в том числе скважины для питьевой воды.

МУП Ж-ЭП «Кучук» для осуществления централизованного холодного водоснабжения использует шесть скважин, принадлежащих на праве собственности администрации Благовещенского района и переданных ему в хозяйственное ведение на основании вышеуказанного акта, в осенне-зимний период для централизованного холодного водоснабжения используются 3 скважины (скважина БР-718 № 6 <адрес>.

Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к источникам питьевого водоснабжения определяются: табл. 3.1. и табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, п.5 ГОСТ 31868-2012, п.6 ГОСТ Р 57164-2016, п.2 ГОСТ 4011-72.

Благоприятные органолептические и химические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблицах 3.1. и 3.13 СанПиН 1.2.3685-21.

Согласно гигиеническим нормативам безвредности питьевой воды по химическому составу и органолептическим свойствам воды предельно допустимая концентрация железа не должна превышать 0,3 мг/дм3, показатель мутности не должен превышать 2,6 ЕМФ, цветность не должна превышать 20 градус цветности.

Благовещенской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Алтайского края проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы оказания населению коммунальной услуги по подаче холодного водоснабжения в деятельности МУП Ж-ЭП «Кучук».

В ходе проведенной проверки, в период с 25 января 2022 г. по 27 января 2022 г., ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» проведены отборы проб холодной воды на трех вышеуказанных скважинах и в водопроводной сети в р.п. Степное Озеро Благовещенского района Алтайского края.

В результате исследования проб питьевой воды и в соответствии с протоколом лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» №№ 1118, 1119, 1120, 1121, 1122 от 27 января 2022 г., отобранных из скважин и водопроводной сети, установлено, что качество питьевой воды не соответствуют требованиям санитарного законодательства по цвету, мутности и содержанию железа:

- из скважины БР 718 № 6: цветность составила 27,3 градуса цветности при нормативе не более 20, мутность составила 39,6 ЕМФ при нормативе не более 2,6, массовая концентрация железа составила 5,67 мг/дс3 при нормативе 0,3;

- из скважины БР 691 № 2: мутность составила 10,1 ЕМФ при нормативе не более 2,6, массовая концентрация железа составила 0,83 мг/дс3 при нормативе 0,3;

- скважины БИ-162 4: массовая концентрация железа составила 0,5 мг/дс3 при нормативе 0,3;

- из разводящей сети № 1: мутность составила 19,5 ЕМФ при нормативе не более 2,6. Массовая концентрация железа составила 1,78 мг/дс3 при нормативе 0,3;

- из разводящей сети № 2: мутность составила 17,4 ЕМФ при нормативе не более 2,6. Массовая концентрация железа составила 1,69 мг/дс3 при нормативе 0,3.

Согласно заключению судебной санитарно-эпидемиологической экспертизы № 43/307 от 01 апреля 2022 г., питьевая вода по протоколам лабораторных исследований питьевой воды от 27 января 2022 г. не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», по остальным показателям питьевая вода соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Согласно заключению дополнительной санитарно-эпидемиологической судебной экспертизы №43/655 от 29 июля 2022 г. установлено, что за указанные периоды питьевая вода не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», по остальным показателям питьевая вода соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», что подтверждается протоколами лабораторных испытаний.

Суд первой инстанции, разрешая спор и руководствуясь положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. № 24), СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2), «ГОСТ 31868-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Методы определения цветности» (введенным в действие Приказом Госстандарта от 29.11.2012 № 1516-ст), «ГОСТ Р 57164-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Вода питьевая. Методы определения запаха, вкуса и мутности» (утв. и введенным в действие Приказом Росстандарта от 17 октября 2016 г. № 1412-ст), «ГОСТ 4011-72. Государственный стандарт Союза ССР. Вода питьевая. Методы измерения массовой концентрации общего железа» (введенным в действие Постановлением Госстандарта СССР от 09 октября 1972 № 1855), пришел к выводу о ненадлежащей организации ответчиком МУП Ж- ЭП «Кучук» услуг по поставке питьевой воды населению р.п. Степное Озеро Благовещенского района, которая не соответствует санитарным и гигиеническим требованиям, в связи с чем удовлетворил исковые требования прокурора частично, возложив на ответчика обязанность привести качество воды в соответствие с требованиями действующего законодательства.

С выводом суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда, оставив решение суда первой инстанции без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) (пункт 4); гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт б).

Частью 1 статьи 12 указанного Федерального закона закреплено, что органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

В силу ч. 1 ст. 23 того же Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям (пункт 2).

В соответствии с п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. № 24».

Согласно пунктам 3.1, 3.2, 3.4. 3.4.1. 3.4.2. 3.4.3. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (табл. 3); вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2).

Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении № 2.

Согласно гигиеническим нормативам безвредности питьевой воды по химическому составу (таблица 2 СанПиН 2.1.4.1074-01) и органолептическим свойствам воды (таблица 4 СанПиН 2.1.4.1074-01) предельно допустимая концентрация железа не должна превышать 0,3 мг/дм3, марганца - 0,1 мг/дм3, бора - 0.5 мг/дм3, показатель мутности (по каолину) не должен превышать 1,5 мг/дм3.

Оценив представленные по делу доказательства, верно применив вышеуказанные нормы права, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом правомерно исходили из того, что органы местного самоуправления (администрация Благовещенского района Алтайского края) при дефиците собственного бюджета вправе обратиться за получением бюджетных ассигнований из вышестоящего бюджета для устранения выявленных недостатков питьевого водоснабжения.

Определенные формы финансового покрытия расходов на вышеуказанные цели в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

Доводы кассационной жалобы о поставке населению питьевой воды надлежащего качества противоречат проведенным в ходе рассмотрения дела исследованиям проб питьевой воды в рамках экспертных исследований № 43/307 от 01 апреля 2022 г. и № 43/655 от 29 июля 2022 г. При этом, сам факт указания в жалобе на ввод в работу водоочистительной станции «Родник» не свидетельствует о поставке питьевой воды надлежащего качества без предоставления соответствующих протоколов (заключений) испытания питьевой воды на соответствие требованиям действующего законодательства.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с оценкой судом доказательств и обстоятельств дела.

Между тем, такие доводы не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 ГПК РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.

Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.

Таким образом, обжалуемые судебные постановления подлежат оставлению без изменения, поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

С учётом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 13 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу МУП Ж-ЭП «Кучук» оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».