Дело № 8а-11511/2023 [88а-14075/2023]
Номер дела: 8а-11511/2023 [88а-14075/2023]
УИН: 56RS0044-02-2022-000308-48
Дата начала: 12.05.2023
Дата рассмотрения: 06.07.2023
Суд: Шестой кассационный суд общей юрисдикции
:
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
Акты
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД 56RS0044-02-2022-000308-48
№ 88а-14075/2023
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 июля 2023 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Тимохина И.В., Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокуратуры Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2023 года по гражданскому делу № 2(2)-211/2022 по исковому заявлению прокурора Светлинского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования к администрации муниципального образования Актюбинский сельсовет Светлинского района Оренбургской области об обязании принять меры к приобретению резервного источника питания для водозаборных скважин.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Мигунова В.Ю., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
на территории муниципального образования Спутниковский сельсовет (п. Актюбинский) Светлинского района Оренбургской области находятся четыре скважины водозабора, одна рабочая скважина, две нерабочие скважины, одна скважина резервная, одна башня Рожновского, на которых отсутствует автономный (резервный) источник электроснабжения.
Прокурор Светлинского района Оренбургской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования к администрации муниципального образования Актюбинский сельсовет Светлинского района Оренбургской области, после уточнения заявив требования о возложении обязанности на собственника энергопринимающего устройства (погружного насоса) - администрацию муниципального образования Актюбинский сельсовет Светлинского района Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования пунктов 31, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, пункта 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 8 июля 2002 года № 204, пункта 2 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 и установить вторую категорию надежности к энергопринимающему устройству (погружному насосу) для обеспечения бесперебойной подачи населению питьевого водоснабжения, согласовать акт технологической и (или) аварийной брони с сетевой организацией, обеспечить наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией, а также обязать администрацию в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к приобретению резервного источника питания при напряжении трехфазной сети 380 вольт достаточной номинальной мощностью для водозаборных скважин п. Актюбинский Светлинского района Оренбургской области.
Решением Ясненского районного суда Оренбургской области от17 ноября 2022 года, принятым в порядке, установленном нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В кассационном представлении прокурор Оренбургской области просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая, что судом апелляционной инстанции без учета обстоятельств дела применены «СП 31.13330.2021 Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84» и Инструкция по проектированию городских электрических сетей. РД 34.20.185-94, поскольку они не регулируют данные правоотношения, в данном случае категорийность энергоустановки должна определяться с учетом Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 8 июля 2002 года № 204, поскольку обеспечение резервным источником питания повышает надежность электроустановки водоснабжения.
Также не соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что судам не представлено доказательств нарушения установленных нормативных сроков подачи водоснабжения, так как из-за отсутствия резервных источников электропитания в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации могут быть нарушены права неопределенного круга лиц, создана угроза их жизни, здоровью, имуществу, причинен значительный материальный ущерб, нарушение функционирования важных элементов коммунального хозяйства, нарушению нормальной деятельности значительного количества жителей муниципального образования.
Суд кассационной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения обжалованного апелляционного определения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения.
Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 30 декабря 1999 года предусмотрено, что водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта (пункт 2.10.1).
При нормальном техническом состоянии системы должна обеспечиваться бесперебойная подача расчетных (проектных) расходов воды. При аварийных ситуациях снижение подачи воды не должно превышать допускаемого по проекту системы (в зависимости от ее категории). Системы хозяйственно-питьевого назначения должны обеспечивать круглосуточную подачу воды потребителям. При перерывах в работе насосов (допускаемых в пределах, установленных проектом системы) подача воды должна обеспечиваться срабатыванием ее запаса, хранящегося в емкости, из которой она может поступать самотеком (пункт 2.11.3).
Согласно пункта 7.4 «СП 31.13330.2021 Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84» централизованные системы водоснабжения подразделяются на три категории по степени обеспеченности подачи воды.
Первая категория. Допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 мин.
Вторая категория. Величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи должна быть не более 10 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более чем на 6 часов.
Третья категория. Величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи должна быть не более 15 суток. Перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем на 24 часа.
Объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы поселения или городского округа при численности жителей в них более 50 000 человек следует относить к первой категории; от 5 000 до 50 000 человек - ко второй категории; менее 5 000 - к третьей категории.
Пунктом 14 Свода правил предусмотрено, что категории надежности электроснабжения электроприемников сооружений систем водоснабжения следует определять согласно ПУЭ Правила устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 года № 204, и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».
Таким образом, категории надежности электроснабжения электроприемников сооружений систем водоснабжения определяются названными нормативными правовыми актами.
Согласно пунктам 1.2.18, 1.2.19, 1.2.20, 1.2.21 Правил устройства электроустановок в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения: второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей: третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий. При этом электроприемники первой и второй категорий должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.
Пунктом 14(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, предусмотрено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых допустим лишь на время автоматического ввода резервного источника снабжения электрической энергии и может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.
То есть названные Правила устройства электроустановок и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии имеют схожие требования для определения категории надежности источников снабжения электрической энергией.
Удовлетворяя административный иск в части отнесения категории надежности электроустановок ко второй категории, суд первой инстанции исходил из того, что перерыв электроснабжения может привести к нарушению нормальной деятельности значительного количества сельских жителей. Кроме того, суд первой инстанции сослался на Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442, согласно которым организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов относятся к категории потребителей электрической энергии (мощности) ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, что требования прокурора являются обоснованными ввиду установленного нормами законодательства требования об оснащении водозабора энергопринимающим устройством второй категории надежности энергоснабжения и необходимости наличия автономного (резервного) источника электроснабжения.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что категория надежности устройства на объекте водоснабжения определяется в зависимости от степени обеспеченности подачи воды и общего числа обслуживаемых жителей. Поскольку количество жителей, проживающих в названном выше поселении, менее 5 000 человек, категорию по степени обеспеченности подачи воды следует определять в качестве третьей.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями.
Несомненно, перерыв электроснабжения может привести к нарушению нормальной деятельности значительного количества сельских жителей. Между тем в целях водоснабжения данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с категорией системы водоснабжения, которая в свою очередь зависит от количества сельских жителей и возможности подачи воды срабатыванием ее запаса, хранящегося в емкости, из которой она может поступать самотеком, в частности из башни Рожновского.
Поскольку приведенное выше действующее законодательство не позволяет отнести электроприемник сооружений систем водоснабжения, приведенного выше поселения ко второй категории надежности, требования прокурора обоснованно оставлены без удовлетворения. При этом ссылка на Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442, несостоятельна, поскольку они регулируют порядок ограничения режима потребления электрической энергии, в то время как предметом настоящего спора является отнесение электроприемников сооружений систем водоснабжения к соответствующей категории надежности.
Довод кассационного представления о том, что «СП 31.13330.2021 Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84», определяющий категории по степени обеспеченности подачи воды исходя из численности населения, устанавливает требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых сооружений водоподготовки и систем наружного водоснабжения поселений, а в данном случае имеет место уже действующая система водоснабжения и электроснабжения, несостоятелен, поскольку данный вопрос, как сказано выше, связан с возможностью технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, предполагающей реконструкцию и (или) расширение электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям.
При таких обстоятельствах оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2023 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 июля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: