Судья Каплеев В.А. дело № 33а-7184/2023
24RS0017-01-2022-004081-31
3.020
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июня 2023 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Сидоренко Е.А.,
судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.
при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.
административное дело по иску Чигодайкиной Светланы Сергеевны к Администрации Емельяновского района Красноярского края, и.о. начальнику отдела архитектуры муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района Красноярского края» Нечаеву И.В., муниципальному казенному учреждению «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района Красноярского края» о признании незаконным бездействия
по апелляционной жалобе представителя Чигодайкиной С.С. Чигодайкина Г.П.
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 26 января 2023 года, которым в иске отказано.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чигодайкина С.С. обратилась в суд с административными исками к ответчикам, объединенными в одно производство, о признании незаконным бездействия.
Требования мотивированы тем, что административный истец 02.06.2022 обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлениями (вх. № 4990, №4991, 4992) о предварительном согласовании предоставления земельных участков с видом размешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта – площадью 3312 кв.м., 2007кв.м, 3557кв.м в <адрес> сельском совете Емельяновского района Красноярского края, к которым приложила схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с каталогом координат характерных точек испрашиваемых участков. Сообщениями от 21.06.2022 ей отказано в предоставлении двух из них (по заявлениям в.№4990 и в. №4992) по причине их расположения в границах населенного пункта, утверждённого решением Совета депутатов Элитовского сельсовета от 18.06.2009 № 38-1р. Кроме того, в сообщениях указано о направлении запроса в Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Сообщением от 21.06.2022 ей отказано в предоставлении земельного участка она уведомлена о направлении запроса в Министерство лесного хозяйства Красноярского края (по заявлению №4991).
С указанными ответами от 21.06.2022 истец не согласна, считает их незаконными, нарушающими ее право на своевременное рассмотрение заявления. Кроме того, указала, что с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду не обращалась. Рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка регламентировано ст.39.17 ЗК РФ и является преждевременным действием, поскольку участков как объектов права не существует, отсутствуют кадастровые номера, отсутствуют сведения в ЕГРН о их характеристиках. В нарушение п.17 ст.39.15 ЗК РФ сообщения от 21.06.2022 не содержат ссылки на схему расположения испрашиваемого земельного участка в каталоге координат поворотных точек. На официальном сайте администрации Элитовского сельсовета размещена карта градостроительного зонирования правил землепользования и застройки Элитовского сельского совета, согласно которой испрашиваемые земельные участки расположены за границами населенного пункта. Схемы расположения испрашиваемых земельных участков, в соответствии с которыми предстоит образовать земельный участок, на согласование в Министерство лесного хозяйства не направлялась.
Кроме того, по результатам рассмотрения заявлений приняты решения от 29.07.2022 с входящими №4990 - № 5070, №4991 - №5068, и №4992 - № 5069, в которых указано, что МКУ «УправЗем» не имеет полномочий по распоряжению землями в составе земель лесного фонда, поскольку они относятся к федеральной собственности. Также указано, что был получен ответ из Министерства лесного хозяйства о принадлежности испрашиваемых земельных участков к землям лесного фонда. Указанные решения приняты уже после рассмотрения ее заявлений от 02.06.2022. Законом не предусмотрено многократное рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Также в нарушение п.17 ст.39.15 ЗК РФ решения от 29.07.2022 не содержат ссылки на схему расположения испрашиваемых земельных участков в каталоге координат поворотных точек, принятого уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка, по смысловому наполнению носят лишь информационный характер об отсутствии полномочий по распоряжению земель лесного фонда.
Чагодайкина С.С. просит суд признать незаконным ответы от 21.06.2022 № 2314, №2319, №2313; №5068, № 5069 и № 5070, обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края выполнить действие, предусмотренное п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, по поступившим заявлениям Чигодайкиной С.С. от 02.06.2022 (вх. № 4990, №4991, №4992).
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Чигодайкиной С.С. Чигодайкин Г.П. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и недоказанности установленных обстоятельств. Доводы апелляционной жалобы повторяют основание административных исков. Кроме того, в жалобе указано, что в заявлениях Чигодайкина С.С. не возражала против утверждения иного варианта схемы расположения участков в границах предоставленной схемы.
Определив в силу ст.150 КАС РФ возможность рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, проверив материалы дела и решение суда, выслушав представителей истца Чигодайкина Г.П. и Шульгину Е.С., поддержавших апелляционную жалобу, представителя административных ответчиков Хасиеву Н.Э., возражавшую против апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела, 02.06.2022 Чигодайкина С.С. обратилась в администрацию Емельяновского района Красноярского края с тремя заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, площадью 3312 кв.м., 2007кв.м, 3557кв.м согласно приложенных схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В заявлениях Чигодайкиной С.С. указан вид права испрашиваемого земельного участка - аренда сроком на 49 лет, цель использования – ведение личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта (полевой участок) (заявления зарегистрированы под вх. № 4990, №4991, 4992).
В рамках рассмотрения указанных заявлений администрацией Емельяновского района Красноярского края были направлены запросы 21.06.2022 в Министерство лесного хозяйства Красноярского края о предоставлении информации о принадлежности испрашиваемых Чигодайкиной С.С. участков к землям лесного фонда.
23.06.2022 в адрес Чигодайкиной С.С. направлены уведомления от 21.06.2022 за №2313 и №2314 (по заявлениям №4990 и №4992) о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта, в связи с чем предоставить как полевой не представляется возможным, а также сообщено, что направлены запросы в Министерство лесного хозяйства Красноярского края о принадлежности испрашиваемых участков к территории земель лесного фонда, о результатах рассмотрения запроса будет сообщено дополнительно. Одновременно, заявителю сообщено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта, в связи с чем он не может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства (полевой).
В отношении другого земельного участка истице также было направлено уведомление от 21.06.2022 исх.№2319 о направлении запросов в Министерство лесного хозяйства Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" о принадлежности испрашиваемых участков к территории земель лесного фонда, указано, что о результатах рассмотрения запроса будет сообщено дополнительно.
После получения ответов из Министерства лесного хозяйства Красноярского края МКУ «УправЗем» Чигодайкиной С.С. направлены уведомления от 29.07.2022 исх. №5068, № 5069 и № 5070 о том, что не имеет полномочий по распоряжению земель в составе лесного фонда, поскольку эти земли относятся к федеральной собственности, предоставление земельных участков из состава земельного фонда осуществляется в соответствии со ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации, сообщено, что согласно ответу Министерства лесного хозяйства Красноярского края испрашиваемые земельные участки ориентировочно относится к землям лесного фонда, расположены в квартале 8 совхоза «Элита» Емельяновского участкового лесничества Емельяновского лесничества и граничит с кварталом №14 Мининского участкового лесничества, в границах которых находятся как земли лесного фонда, так и земли других категорий.
Разрешая при указанных обстоятельствах заявленные требования, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1).
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предусмотрены ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предварительного согласования предоставления земельных участков установлен статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок, предусмотренный пунктом 7 настоящей статьи, может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. О продлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (п.7.1).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.
В случае направления схемы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, для согласования установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления указанных заявлений.
В силу п.7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Поскольку на территории Емельяновского района Красноярского края находятся земли лесного фонда, то органом местного самоуправления направлены соответствующие запросы в Министерство лесного хозяйства Красноярского края о принадлежности земельных участков к землям лесного фонда.
В силу ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Поскольку стороной ответчика при рассмотрении заявлений истицы были получены сведения в установленном законом порядке о нахождении испрашиваемых земельных участков на землях лесного фонда, на распоряжение которыми орган местного самоуправления в силу ст.8, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п, право не имеет то обоснованно МКУ «УправЗем» не было принято по заявлениям истца решение в соответствии с п.7 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом основания ответов от 29.07.2022 №5068, № 5069 и № 5070 были проверены судом в ходе судебного разбирательства.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края по запросу суда сообщило, что запросы от МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района от 21.02.2022 № 2316, 2315, 2318 поступали в министерство, на них даны ответы от 27.06.2022 № 86-07965, № 86-07967, № 86-07966. Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории прилагались к запросам. Вместе с тем, в запросе от 21.06.2022 № 2315 содержалась частично нечитаемая информация о координатах, построить границы земельного участка площадью 2007 кв.м. в соответствии со схемой КПТ не представлялось возможным, однако ориентировочное местоположение относительно земель лесного фонда определено (по читабельным координатам).
При сопоставлении границ земельных участков площадями 3312 кв.м., 3557 кв.м., 2007 кв.м., установленных по предоставленным координатам МКУ (в том числе предоставленным в рабочем порядке в читабельном виде на площадь 2007 кв.м.), с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, установлено, что испрашиваемые земельные участки частично относятся к землям лесного фонда и расположены по адресу: Мининское лесничество, Мининское участквое лесничество, квартал № 14 (части выделов 7,14).
Приложением к ответу на судебный запрос является схема – участок карты, на которую наложены границы Мининского лесничества и границы трех участков, о предварительном согласовании предоставления которых просила Чигодайкина С.С. На данной схеме имеется пересечение границ лесничества со всеми тремя участками (схемами их расположения), в том числе в отношении участков по заявлениям вх. 4992 и вх. 4991 – пересечение на весьма значительной части площади.
При указанных обстоятельствах не согласиться с решением суда у судебной коллегии оснований не имеется.
При этом судебная коллегия отмечает, что ни первыми уведомлениями, ни вторыми истцу не отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, сообщено о причине не рассмотрения, а в последующем об отсутствии полномочий на распоряжение испрашиваемым земельным участков.
Доводам стороны истца относительно достоверности в уведомлениях от 21.06.2022 нахождения двух участков в пределах населенного пункта, соответственно не являющихся полевыми, судом дана надлежащая оценка, обоснованно данные доводы отклонены, поскольку это обстоятельство правового значения после установления факта пересечения испрашиваемых земельных участков с землями лесного фонда не имеет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица не просила о предоставлении земельных участков, об отсутствии полномочий МКУ «УправЗем» на принятие оспариваемых решений и о том, что в заявлениях Чигодайкина С.С. не возражала против утверждения иного варианта схемы расположения участков в границах предоставленной схемы были предметом оценки суда первой инстанции, по результатам которой они отклонены и у судебной коллегии с выводами суда оснований не согласиться не имеется.
Принимая во внимание, что в силу положений ч.2 ст. 227 КАС РФ совокупность таких условий как несоответствие действий или бездействия требованиям закона и нарушение ими прав и законных интересов административного истца в данном случае отсутствует, то оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу ч.1 ст.310 КАС РФ безусловную отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 26 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение принято 16.06.2023.