УИД 61RS0036-01-2022-004397-61
Судья Курилов А.Е. № 2-53/2023 (1-я инст.)
№ 33-10270/2023 (2-я инст.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июля 2023 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного судав составе председательствующего судьи Корниловой Т.Г.,
судейГолубовой А.Ю., Криволапова Ю.Л.,
при секретаре Димитровой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского городского прокурора Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Каменск-Шахтинского об обязании организовать водоотведение способом, исключающим попадание неочищенных сточных вод кокружающую среду, путем возведения сливной станции, по апелляционной жалобе администрации г. Каменск-Шахтинский на решение Каменского районного суда Ростовской области от 27 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Корниловой Т.Г., судебная коллегия
установила:
Каменский городской прокурор Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Каменск-Шахтинского об обязании организовать водоотведение способом, исключающим попадание неочищенных сточных вод в окружающую среду, путем возведения сливной станции.
В обоснование исковых требований истец указал, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о порядке обращения с жидкими бытовыми отходами установлен сброс в реку Северный Донец жидких бытовых отходов. Указанное нарушение связано с неудовлетворительным состоянием канализационного коллектора.
Установлено также, что ОАО «Исток» является гарантирующим поставщиком в муниципальном образовании согласно постановлению Администрации г. Каменска-Шахтинского № 814 от 06.08.2019.
Общество ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности Межрегиональным управлением Росприроднадзора по РО и Республике Калмыкия, а также территориальным органом Управления Роспотребнадзора по РО
Согласно ст. 31 Устава МО «Город Каменск-Шахтинский» Администрация г. Каменск-Шахтинского является исполнительно-распорядительным органом МО «Город Каменск-Шахтинский», в связи с чем главе Администрации г.Каменска-Шахтинского 21.04.2022 внесено представление, которое рассмотрено, признано подлежащим удовлетворению, однако меры по устранению нарушений не приняты ввиду отсутствияфинансирования, отсутствия пунктов приема сточных.
Поскольку указанные обстоятельства создают угрозу для прав неопределенного круга лиц на безопасную и благоприятную окружающую среду, Каменский городской прокурор, уточнив исковые требования, просилобязать Администрацию г. Каменска-Шахтинского Ростовской области организовать водоотведение способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов, силами органа местного самоуправления путем возведения на территории муниципального образования сливной станции в соответствии с требованиями «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85».
Решением Каменского районного суда Ростовской области от 27.03.2023 исковые требования Каменского городского прокурора удовлетворены.
Суд обязал Администрацию г. Каменска-Шахтинского Ростовской области организовать водоотведение способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов, силами органа местного самоуправления во исполнение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», путем возведения на территории муниципального образования сливной станции в соответствии с требованиями «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» в срок до 31.12.2024.
В апелляционной жалобе Администрация г.Каменск-Шахтинского просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Апеллянт ссылается на то, что действующее законодательство не содержит нормы, обязывающей органы местного самоуправления осуществлять строительство сливных станций на территориях муниципальных образований, а возложенные полномочия по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения и снабжения топливом ограничены законом. Кроме того, СНиП 2.04.03-85, на которые ссылается суд первой инстанции, не содержит упоминания о сливных станциях.
Автор жалобы полагает, исковые требования не учитывают возможность иных способов утилизации жидких фракций, содержат лишь требование осуществлять утилизацию исключительно путем водоотведения, что противоречит нормам законодательства, исключая иные способы утилизации.
Представитель ответчика в апелляционной жалобе указывает, что услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, плата входит в состав содержания общего имущества и размер определяется в соответствии со ст. 156 ЖК. Услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз по возмездному договору оказания услуг, которым устанавливается и стоимость услуг.
Обращает внимание на отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении Администрацией г.Каменск-Шахтинского прав неопределенного круга лиц, а письма Роспотребнадзора и справочные материалы свидетельствуют о нарушении отдельными гражданами и организациями норм действующего законодательства, которые не находятся в причинно-следственной связи в заявленных требованиях истца к Администрации.
В заседание судебной коллегии ответчик, 3-и лица не явились, о месте, времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно; не сообщили причины неявки и не ходатайствовали об отложении слушания дела; судебная коллегия с учетом положений ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав прокурора Беллуян Г.А., просившего отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения», утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2018 № 860/пр, Федерального закона «Об охране окружающей среды» исходил из законности и обоснованности заявленных исковых требований, а также установленного судом первой инстанции факта нарушения ответчиками требований действующего законодательства РФ.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 предусматривает, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5.08.1988 N 4690-88, твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Исходя из пункта 3.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" в населенных пунктах при отсутствии централизованной системы водоотведения для отдельных зданий и (или) групп зданий допускается отведение ЖБО в локальные очистные сооружения и (или) биологические очистные станции, либо организация накопления ЖБО в подземные водонепроницаемые сооружения с их последующим транспортированием транспортным средством в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема или очистки сточных вод.
На основании пункта 3.5 указанного СанПиН собираемые и накапливаемые в водонепроницаемых емкостях ЖБО посредством транспортных средств, специально оборудованных для вакуумного забора, слива и транспортирования ЖБО, должны транспортироваться и размещаться на объектах, предназначенных для приема или очистки сточных вод, с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водоснабжения и водоотведения. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для слива отходов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Каменской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о порядке обращения с жидкими бытовыми отходами, в результате которой установлено наличие на территории МО г.Каменск-Шахтинский жилищного фонда, состоящего из многоквартирных и частных домов, не подключенных к централизованной системе водоотведения.
В нарушение СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения», утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2018 № 860/пр, на территории муниципального образования отсутствуют пункты приема сточных вод (жидких бытовых отходов), сливной станции.
Очистные сооружения находятся в собственности ОАО «Исток», которое обращение с жидкими бытовыми отходами не осуществляет.
Каменским городским прокурором 21.04.2022 внесено представление Главе Администрации г. Каменск-Шахтинского с требованием о принятии мер для устранения выявленных в ходе проверки нарушений действующего законодательства, в ответе от 17.05.2022 на которое сообщено о невозможности организации водоотведения жилищного фондав связи с отсутствием денежных средств в местном бюджете. При этом, представление главой Администрации рассмотрено, признано подлежащим удовлетворению.
Отсутствие сливной станции на территории г. Каменск-Шахтинского препятствует водоотведению сточных бытовых вод (жидких бытовых отходов) в жилищном фонде, не подключенном к централизованной системе водоотведения, с соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства является нарушением СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения», утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2018 № 860/пр.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о нарушении ответчиком требований СП 32.13330.2018 "Канализация. Наружные сети и сооружения", согласно пункту 4.8 которого отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения поселения или городского округа разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортирования и очистки таких сточных вод; отведение (прием) бытовых сточных вод и жидких отходов в централизованные системы водоотведения поверхностного стока запрещается.
Отсутствие денежных средств в местном бюджете на возведение сливной станции, самостоятельным и достаточным основанием для отмены решения суда первой инстанции не является.
Довод жалобы о том, что имеется возможность сбора жидких бытовых отходов принятых от населения в МУП «Исток», находящемся в г. Донецке был проверен судом апелляционной инстанции.
Так, согласно ответа от 06.07.2023 МУП г. Донецка «Исток» информировал, что физический износ очистных сооружений канализации г. Донецка достиг 95% дополнительный прием сточных вод невозможен. Предприятие с трудом может обслуживать местное население. На территории г. Донецкапостроены новые очистные сооружения, которые находятся на этапе пусконаладочных работ. Срок начала их запуска неизвестен. После ведения в эксплуатацию очистных сооружений и получения лицензии МУП «Исток» сможет производить прием ЖБО.
В доводах жалобы ответчик указывает, что сбором ЖБО на территории г. Каменск-Шахтинского с домовладений, которые не подключены к центральному канализационному коллектору, занимаются ИП С.А.А. и ИП М.М.Б.
Между тем, из ответа МУП г.Донецка РО «Исток», следует, что договор с ИП С.А.А. на оказание услуг по приему сточных вод не заключался.
Договором от 18.12.2019 № 172, заключенным с ИП М.М.Б., предусмотрена обязанность оказания услуг по приему и очистке сточных вод, в канализационный колодец, расположенный в районе городских очистных сооружений в г.Донецке. ул.Казакова,82. Справками на прием сточных вод за период с 2021 года по июнь 2023 года подтверждается исполнение условий договора и произведенной оплаты услуг.
Судебная коллегия отмечает, что Администрация г.Каменск-Шахтинского вопреки доводам апелляционной жалобы должна принимать участие в организации деятельности по сбору, транспортированию жидких отходов на территории муниципального образования с соблюдением и учетом обязанности организовать в установленном законом порядке на территории МО г.Каменск-Шахтинский сбор и транспортирование (вывоз) жидких бытовых отходов, организовав водоотведение силами органа местного самоуправления.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на правильном применении норм материального права.
Несогласие, выраженное в апелляционной жалобе с указанными выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта.
Доводы апеллянта о том, что полномочия по организации водоотведения не могли быть переданы Администрации г.Каменск-Шахтинский не учитывают, что действующее законодательство, закрепляющее не обязанность органов местного самоуправления по организации централизованного водоотведения, а полномочия, которые могут быть реализованы ими в данной сфере, не исключает, что в границах различных муниципальных образований централизованной системы водоотведения (как и системы водоснабжения) может не иметься, и в этом случае применяются правила сбора и вывоза отходов, установленные для неканализированных домовладений (нецентрализованная система водоотведения).
Таким образом, учитывая, что выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном решении, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решениеКаменского районного суда Ростовской области от 27 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобуадминистрации г. Каменск-Шахтинский – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.07.2023