Дело № 8Г-11577/2023 [88-12638/2023]
Номер дела: 8Г-11577/2023 [88-12638/2023]
УИН: 45RS0015-01-2022-000782-03
Дата начала: 16.06.2023
Дата рассмотрения: 13.07.2023
Суд: Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья: Храмцова Ольга Николаевна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Акты
45RS0015-01-2022-000782-03
№ 88-12638/2023
Мотивированное определение изготовлено 14.07.2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 13.07.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Родиной А.К.,
судей Храмцовой О.Н., Коренева А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-425/2022 по иску прокурора Петуховского района Курганской области в интересах Баяхметовой Шолпан Хайракпаевны к Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности,
по кассационным жалобам Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области, Управления ЖКХ, строительства и архитектуры Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области на решение Петуховского районного суда Курганской области от 27.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 24.01.2023.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н., выслушав объяснения прокурора Павловой О.А., возражавшей против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор в интересах Баяхметовой Ш.Х. обратился в суд с иском к Администрации о возложении обязанности принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения путем установки водоразборной колонки.
В обоснование исковых требований указано, что в прокуратуру Петуховского района Курганской области поступило обращение Баяхметовой Ш.Х. о нарушении её прав на удовлетворение жизненно важных потребностей в питьевой воде. По данному обращению прокуратурой Петуховского района Курганской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что Баяхметова Ш.Х. проживает в частном жилом доме по адресу: <данные изъяты>. Водопроводная сеть по ул. <данные изъяты> вблизи ее дома не проведена. Ближайшие водоразборные колонки расположены вблизи домов по адресу: <данные изъяты> (находится от ее дома на расстоянии 160 м – расстояние по прямой, 230 м – расстояние с учетом маршрута по дорогам общего пользования от ее дома), <данные изъяты> (находится от ее дома на расстоянии 170 м – расстояние по прямой, 245 м – расстояние с учетом маршрута по дорогам общего пользования от ее дома). От ул<данные изъяты> проложено сооружение – водопровод, принадлежащий на праве собственности Администрации Петуховского муниципального округа, холодное водоснабжение жителей <данные изъяты>, в том числе, истца Баяхметовой Ш.Х., осуществляется из водоразборных колонок. Обязанность по организации водоснабжения населения надлежащим образом в силу положений статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации возложена на Администрацию и Управление ЖКХ, архитектуры и строительства Администрации (далее – УЖКХ). Согласно пункту 11.19 «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 635/14, радиус действия водоразборной колонки должен составлять не более 100 м. Баяхметова Ш.Х. является потребителем коммунальной услуги холодного водоснабжения, представляемой ООО «Петухово Водоканал». 24.05.2021 Баяхметова Ш.Х. обращалась в Администрацию с просьбой восстановить водоразборную колонку, ранее располагавшуюся по адресу: Курганская область, Петуховский район, г<данные изъяты>. По результатам рассмотрения обращения Администрацией меры по осуществлению надлежащего водоснабжения Баяхметовой Ш.Х и иных жителей <данные изъяты> в г. Петухово Петуховского района Курганской области приняты не были. Администрации было выдано представление об устранении выявленных нарушений. Согласно ответу, данному Администрацией, требования законодательства органом местного самоуправления не нарушены, поскольку система водоснабжения от ул. <данные изъяты> введена в эксплуатацию в 1991 году, в случае ее реконструкции требования действующего законодательства будут соблюдены.
Прокурор просил суд признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в отсутствии принятых мер по осуществлению надлежащего водоснабжения Баяхметовой Ш.Х.; возложить на УЖКХ обязанность принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения Баяхметовой Ш.Х. путем установки водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м от дома Баяхметовой Ш.Х. в срок до 01.07.2023; при недостаточности средств у УЖКХ возложить на Администрацию обязанность произвести финансирование работ по организации надлежащего водоснабжения Баяхметовой Ш.Х., проводимым способом, обеспечивающим наличие водоразборной колонки в радиусе не более 100 м от дома Баяхметовой Ш.Х. в соответствии с техническими нормами и правилами.
Протокольным определением от 14.09.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление ЖКХ, строительства и архитектуры Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области.
Решением Петуховского районного суда Курганской области от 27.10.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 24.01.2023, исковые требования прокурора в интересах Баяхметовой Ш.Х. удовлетворены частично. На УЖКХ возложена обязанность принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения Баяхметовой Ш.Х., проживающей по адресу: <данные изъяты> путем установки водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м от ее дома в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. На Администрацию, при недостаточности средств у УЖКХ, возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по осуществлению надлежащего водоснабжения Баяхметовой Ш.Х., путем установки водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м от ее дома. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах заявители Администрация, УЖКХ просят об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Как следует из пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу положений пункта 11.19 «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м. Вокруг водозаборной колонки следует предусматривать отмостку шириной 1 м с уклоном 0,1 от колонки.
Судами установлено, что 19.04.2022 в прокуратуру Курганской области обратилась Баяхметова Ш.Х., которая в своем заявлении просила оказать содействие в решении вопроса водоснабжения. Указанное обращение было перенаправлено в прокуратуру Петуховского района Курганской области для проверки и принятия мер прокурорского реагирования при наличии оснований.
С 04.10.2012 Баяхметова Ш.Х. зарегистрирована и проживает по адресу: <данные изъяты>. Вблизи данного дома централизованное холодное водоснабжение отсутствует.
По ул. Мичурина в г. Петухово Курганской области водоразборные колонки отсутствуют. Ближайшие две водоразборные колонки расположены вблизи домов по адресу <данные изъяты> (от дома Баяхметовой Ш.Х. на расстоянии 160 м – расстояние по прямой, 230 м – расстояние с учетом маршрута по дорогам общего пользования от ее дома), по <данные изъяты> (находится на расстоянии 170 м от дома Баяхметовой Ш.Х. – расстояние по прямой, 245 м – расстояние с учетом маршрута по дорогам общего пользования от ее дома).
Обращаясь в суд в интересах Баяхметовой Ш.Х., прокурор Петуховского района Курганской области полагал действия ответчиков по неисполнению обязанности по организации холодного водоснабжения жилого дома истца нарушающими требования действующего законодательства и интересы истца.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», установив, что расположение водоразборных колонок на расстоянии более 100 метров от принадлежащему истцу жилого помещения нарушает её право на доступность услуги по водоснабжению, пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований, возложив на УЖКХ обязанность принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения Баяхметовой Ш.Х. путем установки водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м от дома Баяхметовой Ш.Х. в срок до 01.07.2023; при недостаточности средств у УЖКХ - возложить на Администрацию обязанность произвести финансирование работ по организации надлежащего водоснабжения Баяхметовой Ш.Х.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Выводы судов основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационных жалоб о том, что требования, установленные нормативными правовыми актами, на которые ссылается прокурор, и их действие распространяется на случаи проектирования новых либо реконструкции действующих систем наружного водоснабжения, о рекомендательном характере Свода правил СП 31.13330.2012, не являются основаниями для освобождения Администрации, УЖКХ от обязанности по организации холодного водоснабжения в соответствии с действующими нормативными требованиями.
Отклоняя аналогичные возражения представителя Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области о невозможности применения СП 31.13330.2012, суд первой инстанции указал, что нормативные требования о расположении водоразборных колонок на расстоянии не более 100 м от жилых домов содержались ранее в действовавших строительных нормах и правилах, утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27.07.1984 № 123 (СНиП 2.04.02-84).
Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
На основании части 9 статьи 7 данного Федерального закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного, само по себе отсутствие Строительных норм и правил в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815, не признано судом апелляционной инстанции основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационных жалоб об отсутствии доказательств необходимости реконструкции действующей водопроводной сети, о необходимости разработки проектной документации для реконструкции линейного объекта, предусматривающие временные промежутки и финансовые затраты, не являются основанием для отмены или изменения судебных постановлений. Отклоняя аналогичные доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда отметила непредставление доказательств доводам о необходимости реконструкции линейного объекта в целях исполнения судебного акта, равно как отсутствия технического обоснования невозможности установки спорной водоразборной колонки. При этом судом апелляционной инстанции учтено, что не опровергнуты утверждения стороны истца о том, что ранее водоразборная колонка существовала и была демонтирована.
Учитывая, что ответчикам необходимо время для выполнения возложенных на них судом обязанностей, суд с учетом требований части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установил срок, в который ответчиками должны быть совершены возложенные на них действия. При этом Администрация, УЖКХ не лишены права на подачу заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационных жалоб о том, что прокурором не представлено доказательств существования водоразборной колонки и не определен период её демонтажа, подлежат отклонению, так как направлены на переоценку доказательств, произведенную судами первой и апелляционной инстанции.
При этом следует отметить, что возложение на истца обязанности по доказыванию не исключает обязанность ответчика по опровержению представленных истцом доказательств. Исходя из части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд разрешает спор на основе принципа состязательности. Между тем доказательства, опровергающие представленные стороной истца в обоснование исковых требований (непринятие мер по осуществлению надлежащего водоснабжения), ответчиками в нижестоящие суды не были представлены.
Ссылки в жалобах на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку при рассмотрении данного спора установлены иные фактические обстоятельства, имеющие правовое значение для дела. В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств по конкретному делу.
Иные доводы кассационных жалоб свидетельствуют о несогласии заявителей с установленными судами обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых решений правильно определили нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дали обстоятельный анализ позиции, на которой основывали стороны свои требования в судах первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петуховского районного суда Курганской области от 27.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 24.01.2023 оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области, Управления ЖКХ, строительства и архитектуры Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи