Дело № 33-11391/2023

Номер дела: 33-11391/2023

УИН: 61RS0022-01-2022-011216-37

Дата начала: 23.06.2023

Суд: Ростовский областной суд

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Прокурор г.Таганрога
ОТВЕТЧИК Администрация г.Таганрога
ТРЕТЬЕ ЛИЦО МУПГородское хозяйство
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Вынесено решение РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ 04.07.2023
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 14.07.2023
Передано в экспедицию 17.07.2023
 

Акты

Судья Гриценко Ю.А. УИД 61RS0022-01-2022-011216-37

дело № 33-11391/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 июля 2023 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе:    

председательствующего Афанасьева О.В.

судей Перфиловой А.В., Простовой С.В.

при секретаре Сагакян С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1329/2023 по иску прокурора г. Таганрога в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г. Таганрога, третье лицо - МУП «Городское хозяйство», об обязании провести мероприятия по замене участков сети теплоснабжения, по апелляционной жалобе Администрации г. Таганрога Ростовской области на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 февраля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Перфиловой А.В., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском к Администрации г. Таганрога, в обоснование указав на то, что прокуратурой г. Таганрога проведена проверка исполнения Администрацией города требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Проверка показала, что Администрация г. Таганрога является собственником следующего объекта теплоснабжения, имеющего значительную степень износа - надземный участок тепловой сети: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

Согласно протоколу совещания по вопросу подготовки муниципального образования г. Таганрог к прохождению осенне-зимнего периода 2022/2023 и иным вопросам от 18.10.2022 муниципальным унитарным предприятиям было дано поручение произвести необходимые ремонтные работы сетей тепло и водоснабжения, в том числе указанного участка сети теплоснабжения.

Срок выполнения обследования и ремонта сетей согласно указанному протоколу совещания был установлен - 31.10.2022.

Проведенной проверкой установлено, что вышеуказанные работы МУП «Городское хозяйство» не проведены.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой г. Таганрога внесено представление в адрес УЖКХ г. Таганрога, которое оставлено без удовлетворения.

Вышеуказанный участок сети теплоснабжения находится в ветхом и аварийном состоянии, и нуждается в замене, для предотвращения чрезвычайной ситуации в жилищно-коммунальной сфере, соблюдения конституционных прав граждан на качественное оказание услуг его замену необходимо провести в кратчайшие сроки.

На основании изложенного истец просил суд обязать Администрацию г. Таганрога провести мероприятия по замене надземного участка тепловой сети: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 февраля 2023 г. исковые требования прокурора г. Таганрога удовлетворены.

Суд обязал Администрацию г. Таганрога провести мероприятия по замене надземного участка тепловой сети: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

Не согласившись с решением суда Администрацией г. Таганрога подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Таганрога - отказать.

В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что приказом КУИ г. Таганрога от 06 октября 2017 г. № 753 «О закреплении на праве хозяйственного ведения» за МУП «Городское хозяйство» закреплены объекты инженерной инфраструктуры, в том числе, и участок АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, который имеет значительную степень износа.

При подготовке к отопительному периоду 2022-2023 г.г. планировалось произвести необходимые ремонтные работы на указанном участке тепловой сети. Срок выполнения обследования и ремонта сетей был установлен до 31.10.2022. Гидравлические испытания тепловой сети от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН были проведены 28 июня 2022 г. и данная сеть их выдержала. Ремонт тепловой сети был вынужденно перенесен на 2023 год. Мероприятия по замене участка указанной тепловой сети будут выполнены до 30.09.2023.

Представитель истца- помощник прокурора отдела Ростовской областной прокуратуры Беллуян Г.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения.

Дело в порядке ст.ст. 167,327 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что прокуратурой г. Таганрога проведена проверка исполнения администрацией города требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Проверка показала, что Администрация г. Таганрога является собственником следующего объекта теплоснабжения, имеющего значительную степень износа - надземный участок тепловой сети: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

Поставщиком коммунальной услуги по теплоснабжению в г. Таганроге является МУП «Городское хозяйство», за которым на праве хозяйственного ведения закреплена находящаяся в собственности муниципального образования «Город Таганрог» сеть теплоснабжения города.

Согласно протоколу совещания по вопросу подготовки муниципального образования г. Таганрог к прохождению осенне-зимнего периода 2022/2023 г.г. и иным вопросам от 18.10.2022, муниципальным унитарным предприятиям было дано поручение произвести необходимые ремонтные работы сетей тепло- и водоснабжения, в том числе указанного участка сети теплоснабжения. Срок выполнения обследования и ремонта сетей согласно указанному протоколу совещания был установлен - 31.10.2022.

Проведенной проверкой установлено, что вышеуказанные работы МУП «Городское хозяйство» не проведены. По факту выявленных нарушений прокуратурой г. Таганрога внесено представление в адрес УЖКХ г. Таганрога, которое оставлено без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного решением Городской Думы г. Таганрога от 03.06.2011 № 318, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Таганрог», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения является администрация г. Таганрога.

К вопросам местного значения города Таганрога относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Таганрога, организация в границах города Таганрога электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 3, 4 ч. 1 ст. 10 Устава).

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 210 ГК РФ, ст. ст. 16, 17, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 2, 3, 6, 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. ст. 7, 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст. ст. 10, 38 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного решением Городской Думы г. Таганрога от 03.06.2011 № 318, и исходил из того, что участок тепловой сети: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН находится в ветхом и аварийном состоянии и нуждается в замене, для предотвращения чрезвычайной ситуации в жилищно-коммунальной сфере, соблюдения конституционных прав граждан на качественное оказание услуг его замену необходимо провести в кратчайшие сроки, в связи с чем, пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд отклонил доводы ответчика о том, что 28.06.2022 проведены гидравлические испытания тепловой сети от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и данная сеть их выдержала, указав, что они не являются основанием для отказа в иске, поскольку истец обратился в суд с иском 29.12.2022.

Также суд посчитал, что не является основанием для отказа в иске довод ответчика о том, что в настоящее время финансовое положение предприятия стало нестабильным, указав на отсутствие доказательств тому, что спорный участок тепловой сети находится в надлежащем состоянии.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, не повторяя их мотивов, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Доводы Администрации г. Таганрога о необходимости отмены решения суда и об отсутствии оснований для удовлетворения требований, судебной коллегий были исследованы и проанализированы, подлежат отклонению, поскольку не опровергают правильность выводов суда и не указывают на наличие оснований для отмены решения.

Судебная коллегия принимает во внимание, что из содержания апелляционной жалобы усматривается, что Администрация г. Таганрога фактически не отрицает, что спорный участок тепловой сети имеет значительную степень износа, не оспаривает необходимость выполнения мероприятий, определенных судом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что приказом КУИ г. Таганрога от 06.10.2017 № 753 «О закреплении на праве хозяйственного ведения» за МУП «Городское хозяйство» закреплен участок тепловой сети АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН равно как и ссылка в жалобе на то, что МУП «Городское хозяйство» является теплоснабжающим предприятием, осуществляющим поставку тепловой энергии на муниципальный жилой фонд, объекты социальной сферы, финансируемых за счет средств федерального, местного бюджета, и населению г. Таганрога, не влечет за собой вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований к Администрации г. Таганрога.

В силу п.1 ст.209 и п.1 ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» (пункт 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Как указано в ч.2 ст.18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Из содержания части 6 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что в случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.

Согласно п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ определено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

Положениями частей 4 и 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ предусмотрена проверка готовности к отопительному сезону, как муниципальных образований, так и теплоснабжающих (теплосетевых) организаций, которые обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Статьей 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что собственники или иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций.

В соответствии с абзацем 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В соответствии со статьей 24 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является расходным обязательством муниципального образования.

Аналогичные положения отражены и в пункте "г" части 2 статьи 11 Закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в которых закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На основании ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное теплоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений теплоснабжения.

Судом первой инстанции факт нахождения спорного участка тепловой сети в ветхом и аварийном состоянии установлен на основании материалов прокурорской проверки и иных представленных в дело материалов. Выявленное судом первой инстанции состояние сетей позволяет сделать вывод о необходимости замены спорного участка тепловой сети.

Передача имущества в хозяйственное ведение унитарному муниципальному предприятию не освобождает муниципалитет в лице его полномочных органов от всех обязанностей собственника этого имущества (не имущества самого предприятия), в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию г. Таганрога обязанность провести мероприятия по замене надземного участка тепловой сети: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

Доводы апеллянта о том, что 28.06.2022 проведены гидравлические испытания тепловой сети от АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, Ду 150 мм, 90 м и данная сеть их выдержала, в связи с чем, ремонт тепловой сети был вынуждено перенесен на 2023 год были предметом рассмотрения суда первой инстанции, указанные доводы не являются основанием для отмены судебного акта и отклоняются судебной коллегией.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы о том, что мероприятия по замене спорного участка указанной тепловой сети будут выполнены до 30.09.2023, поскольку с учетом специфики данных правоотношений, разрешение которых направлено на восстановление прав неопределенного круга лиц, установление продолжительного периода для устранения выявленных нарушений, повлечет дальнейшее нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 февраля 2023 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.Таганрога Ростовской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 07.07.2023.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».