Дело № 8Г-15497/2023 [88-16460/2023]
Номер дела: 8Г-15497/2023 [88-16460/2023]
УИН: 04RS0007-01-2022-005128-54
Дата начала: 04.07.2023
Дата рассмотрения: 29.08.2023
Суд: Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья: Соловьев В.Н.- Судья ГР
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Акты
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-16460/2023
Номер дела в суде первой инстанции № 2-3337/2022
УИД № 04RS0007-01-2022-005128-54
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 29 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Соловьева В.Н.,
судей Даниловой О.Н., Ветровой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района города Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал», администрации города Улан-Удэ о возложении обязанности произвести капитальный ремонт канализационного коллектора
по кассационным жалобам администрации города Улан-Удэ, муниципального учреждения «Комитет городского хозяйства администрации города Улан-Удэ» на решение Железнодорожного районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 20 марта 2023 года.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения представителя муниципального учреждения «Комитет городского хозяйства администрации города Улан-Удэ» - Куренова А.Ю., поддержавшего жалобу, возражения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации- Самойлова А.А., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Октябрьского района города Улан-Удэ обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» (далее – МУП «Водоканал»), администрации города Улан-Удэ (далее – Администрация) с требованиями о возложении обязанностей по проведению капитального ремонта канализационного коллектора, относящегося к муниципальной собственности. В обоснование исковых требований ссылался на то, что муниципальные канализационные сети переданы в пользование МУП «Водоканал» по договору аренды от 24.12.2020. В период срока действия договора произошел порыв канализационного коллектора на участке <адрес>. По сведениям МУП «Водоканал» участок канализационного коллектора протяженностью 1084 м нуждается в замене.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение «Комитет городского хозяйства администрации города Улан-Удэ (далее- Комитет городского хозяйства), муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации города Улан-Удэ».
Решением Железнодорожного районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 28.11.2022 исковые требования удовлетворены, постановлено обязать МУП «Водоканал», администрацию г. Улан-Удэ в срок до 31.10.2023 произвести капитальный ремонт канализационного коллектора № 33 (участка сетей по <адрес>) общей протяженностью 1084 м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 20.03.2023 решение суда от 28.11.2022 оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Администрация и Комитет городского хозяйства просят отменить вышеуказанные судебные постановления в части удовлетворения исковых требований к Администрации, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора к администрации отказать. Приводит доводы о неправильном применении Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статей 210, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обязанность по проведению всех видов ремонта канализационного коллектора согласно условиям договора аренды возложена на гарантирующего поставщика- МУП «Водоканал», расходы по осуществлению ремонта канализационных сетей включены в утвержденные тарифы на коммунальные услуги, а также учтены при применении понижающего коэффициента к арендной плате, возложение обязанности по ремонту на Администрацию приведет к необоснованному возложению расходов на местный бюджет, необоснованное вмешательство в деятельность местного самоуправления. В настоящее время канализационные сети восстановлены и находятся в исправном техническом состоянии, необходимость в проведении ремонта отсутствует.
Письменные возражения относительно кассационной жалобы поступили от прокуратуры Республики Бурятия.
В судебном заседании представитель муниципального учреждения «Комитет городского хозяйства администрации города Улан-Удэ» - Куренов А.Ю. поддержал доводы жалобы.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации- Самойлов А.А. полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, их представители в заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы были уведомлены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных постановлений, в обжалованной части в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основанием для обращения прокурора с настоящим иском в порядке гражданского судопроизводства послужила угроза нарушения прав неопределенного круга лиц при оказании услуг водоотведения в городе Улан-Удэ, оказываемых МУП «Водоканал», по причине изношенности и аварийного состояния названного участка муниципальных сетей водоотведения, переданных Администрацией в аренду гарантирующему поставщику-МУП «Водоканал».
Разрешая заявленные прокурором требования, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию города Улан-Удэ обязанности в срок до 31.10.2023 произвести капитальный ремонт канализационного коллектора протяженностью 1084 м.
При этом суд исходил из того, что в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя его содержания, указанные мероприятия в силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» относятся к вопросам местного значения, принятие решения по которым в компетенции администрации города Улан-Удэ; канализационные сети находятся в собственности муниципального образования; суд также принял во внимание условия заключенных договоров аренды сетей водоотведения.
С данными выводами судебная коллегия не соглашается, так как они постановлены с нарушением норм материального права, что является основанием для отмены судебных постановлений в обжалуемой части.
Действительно, пункт 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Статья 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относит:
1) организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов.
Между тем, суд, удовлетворяя исковые требования, не учел следующее.
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" является специальным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере водоснабжения и водоотведения (статья 1).
Таким образом, возлагая на администрацию города Улан-Удэ обязанность по проведению капитального ремонта канализационного коллектора, судам следовало проверить, в какой мере она соответствует полномочиям администрации, как органа местного самоуправления, в сфере водоотведения, закрепленным в статье 6 названного Закона, с учетом установленного данным Законом экономического механизма реализации указанных полномочий и разграничения обязанностей органов местного самоуправления и гарантирующих поставщиков.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоотведения на соответствующих территориях отнесены, в частности, определение гарантирующей организации; организация водоотведения, в том числе принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Часть 2 статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, муниципального округа, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Согласно статье 41.2 названного Федерального закона по договору аренды централизованных систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, арендодатель обязуется предоставить арендатору такие системы, отдельные объекты таких систем за плату во временное владение и в пользование или во временное пользование.
В силу статьи 41.3 названного Федерального закона арендатор по договору аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, обязан поддерживать системы и (или) объекты, указанные в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
При разрешении спора судами установлено, что МУП «Водоканал» является гарантирующей организацией и с ним заключен договор аренды муниципальных сетей водоотведения, предусматривающий обязанность МУП «Водоканал» по проведению всех видов ремонта канализационных сетей, включая спорный участок коллектора. При разрешении спора судами не установлено обстоятельство невозможности исполнения гарантирующей организацией (МУП «Водоканал») своих обязательств либо его отказа от исполнения своих обязательств, договор аренды является действующим, а МУП «Водоканал» фактически осуществляет свою деятельность, но ставит вопрос о дополнительном возмещении затрат по ремонту канализационного коллектора, не предусмотренных производственной программой капитального ремонта.
Статья 41 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает, что производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Производственная программа должна содержать, в том числе, перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы. Производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности производственной программы организации. Производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение".
Указанные Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (далее соответственно - регулируемые организации, производственные программы), требования к содержанию производственных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении производственных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением.
Проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов (далее - уполномоченный орган).
В производственную программу подлежат включению мероприятия, направленные на осуществление текущей (операционной) деятельности регулируемой организации и на поддержание объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения (далее - централизованные системы водоснабжения) и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов.
Производственная программа включает, в частности, перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы; график реализации мероприятий производственной программы.
Таким образом, одной из форм осуществления полномочий органов местного самоуправления по организации водоотведения является заключение договора аренды муниципальных централизованных систем водоотведения.
Администрацией города Улан-Удэ правомерно избрана форма организации водоотведения в границах городского округа посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, по договору аренды гарантирующей организации- МУП «Водоканал».
Спорный участок сетей водоотведения передан муниципальным образованием город Улан-Удэ в пользование МУП «Водоканал» по договору аренды от 24.12.2020 со сроком действия с 01.01.2021 по 31.12.2025.
Таким образом, администрация города Улан-Удэ правомерно реализовала свои полномочия по организации водоотведения населения города в дозволенной вышеуказанным Федеральным законом форме.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Арендатор по договору аренды объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание (статья 41.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», пункт 2.4.4 договора аренды).
Приведенные нормативные положения являются императивными.
Императивность данных норм права связана именно со специальным режимом имущества централизованных сетей водоотведения, которое предоставляется во временное пользование и владение арендатору в целях организации качественного и бесперебойного водоотведения.
Передача в аренду указанного имущества направлена не на его использование в целях удовлетворения потребностей самого арендатора, а на осуществление арендатором своей хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли при эксплуатации этих объектов.
Расходы арендатора на осуществление ремонта объектов водоотведения учитываются при формировании его необходимой валовой выручки, определяемой регулирующим тарифным органом при утверждении соответствующего тарифа гарантирующей организации (постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения").
Таким образом, МУП «Водоканал», приняв от муниципального образования в пользование объекты централизованных сетей водоотведения в целях осуществление своей хозяйственной деятельности и извлечения прибыли при эксплуатации этих объектов, несет обязанность по их текущему и капитальному ремонту в соответствии с разрабатываемой им и утверждаемой регулирующим органом производственной программой, соответствующие расходы по всем видам ремонта учитываются при утверждении тарифов.
По общему правилу должник несет расходы на исполнение обязательства (статья 309.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Между тем, вывод суда о возложении финансовых обязательств на администрацию города Улан-Удэ в части мероприятий по текущему и капитальному ремонту тепловых сетей противоречит вышеуказанным выводам судебной коллегии о распределении соответствующих обязанностей между органами местного самоуправления и гарантирующей организаций, являющейся арендатором сетей водоотведения.
Суд не учел, что возможность осуществления расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере водоотведения допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», в целях возмещения организациям водоотведения недополученных доходов от регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 №13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъясняется, что правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части возложения на администрацию города Улан-Удэ обязанности по проведению капитального ремонта канализационного коллектора, как основанное на неверном применении и толковании норм материального права, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации города Улан-Удэ.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 20 марта 2023 года в части удовлетворения исковых требований к администрации города Улан-Удэ о производстве капитального ремонта- отменить.
В отмененной части вынести новое решение по делу.
В удовлетворении исковых требований к администрации города Улан-Удэ о возложении обязанности произвести капитальный ремонт канализационного коллектора- отказать.
Председательствующий В.Н. Соловьев
Судьи О.Н. Данилова
Н.П.Ветрова