Дело № 33-4247/2023
Номер дела: 33-4247/2023
УИН: 43RS0001-01-2023-002951-27
Дата начала: 21.07.2023
Дата рассмотрения: 31.08.2023
Суд: Кировский областной суд
Судья: Едигарева Татьяна Ананьевна
:
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
Акты
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2023г. по делу № 33-4247/2023
Судья Куликова Л.Н. № 2-3047/2023
43RS0001-01-2023-002951-27
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Аносовой Е.Н.,
судей Едигаревой Т.А., Мамаевой Н.А.,
при секретаре Халявиной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове Кировской области дело по апелляционному представлению прокурора г. Кирова на решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 06 июня 2023г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора города Кирова удовлетворить.
Признать незаконным бездействие НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», выразившееся в неисполнении обязанности по организации выполнения работ в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам:
1. <адрес>
2. <адрес>
3. <адрес>
4. <адрес>
5. <адрес>
6. <адрес>
7. <адрес>
8. <адрес>
9. <адрес>
10. <адрес>
11. <адрес>
12. <адрес>
13. <адрес>
14. <адрес>
15. <адрес>
16. <адрес>
17. <адрес>
18. <адрес>
19. <адрес>
20. <адрес>
21. <адрес>
22. <адрес>
23. <адрес>
24. <адрес>
25. <адрес>
26. <адрес>
27. <адрес>
28. <адрес>
29. <адрес>
30. <адрес>
31. <адрес>
32. <адрес>
33. <адрес>.
Обязать НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» обеспечить в срок до 30 июня 2024г. проведение в многоквартирных домах, расположенных по следующим адресам, следующие виды работ по капитальному ремонту:
1. <адрес> (газоснабжение);
2. <адрес> (газоснабжение);
3. <адрес> (газоснабжение);
4. <адрес> (газоснабжение);
5. <адрес> (газоснабжение);
6. <адрес> (газоснабжение);
7. <адрес> (крыша, фасад);
8. <адрес> (фундамент);
9. <адрес> (газоснабжение);
10. <адрес> (газоснабжение);
11. <адрес> (крыша, фасад);
12. <адрес> (газоснабжение);
13. <адрес> (газоснабжение);
14. <адрес> (крыша, фундамент);
15. <адрес> (фундамент);
16. <адрес> (фасад);
17. <адрес> (фундамент);
18. <адрес> (газоснабжение);
19. <адрес> (фасад);
20. <адрес>фасад);
21. <адрес> (крыша, фасад);
22. <адрес> (газоснабжение);
23. <адрес> (газоснабжение);
24. <адрес> (водоотведение, ГВС, ХВС);
25. <адрес> (крыша, подвал, фундамент);
26. <адрес> (крыша, фасад, фундамент);
27. <адрес> (газоснабжение);
28. <адрес> (газоснабжение);
29. <адрес> (газоснабжение);
30. <адрес> (газоснабжение);
31. <адрес> (газоснабжение);
32. <адрес> (газоснабжение);
33. <адрес> (фасад, фундамент).
Взыскать с НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (ОГРН № ИНН №) в доход государства государственную пошлину в размере 6000 руб.
Заслушав доклад судьи Едигаревой Т.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Кирова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» о признания бездействия незаконным и возложении обязанности провести капитальный ремонт домов, указав, что при проведении проверки в области законодательства при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в деятельности ответчика выявлены системные нарушения закона при осуществлении предоставленных полномочий. На территории Кировской области реализуется региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», утвержденная постановлением Правительства Кировской области от 21 марта 2014г. №254/210. Распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12 июля 2019г. №49 утвержден краткосрочный план реализации Программы на 2020-2022 годы, в рамках которого ответчик не обеспечил до конца 2022г. проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в отношении 33 многоквартирных домов. Принимаемые ответчиком меры к поиску подрядных организаций являются нерезультативными. Не проведение капитального ремонта имущества в многоквартирных домах, финансирование которых осуществляется за счет целевых средств граждан, существенно нарушает жилищные права собственников и членов их семей, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Просил признать незаконным бездействие НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», выразившееся в неисполнении обязанности по организации выполнения работ в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам, указанным в иске; обязать НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» обеспечить проведение в многоквартирных домах по следующим адресам, следующих видов работ по капитальному ремонту:
1. <адрес> (газоснабжение);
2. <адрес> (газоснабжение);
3. <адрес> (газоснабжение);
4. <адрес> (газоснабжение);
5. <адрес> (газоснабжение);
6. <адрес> (газоснабжение);
7. <адрес> (крыша, фасад);
8. <адрес> (фундамент);
9. <адрес> (газоснабжение);
10. <адрес> (газоснабжение);
11. <адрес> (крыша, фасад);
12. <адрес> (газоснабжение);
13. <адрес> (газоснабжение);
14. <адрес> (крыша, фундамент);
15. <адрес> (фундамент);
16. <адрес> (фасад);
17. <адрес>фундамент);
18. <адрес> (газоснабжение);
19. <адрес> (фасад);
20. <адрес> (фасад);
21. <адрес> (крыша, фасад);
22. <адрес> (газоснабжение);
23. <адрес> (газоснабжение);
24. <адрес> (водоотведение, ГВС, ХВС);
25. <адрес> (крыша, подвал, фундамент);
26. <адрес> (крыша, фасад, фундамент);
27. <адрес> (газоснабжение);
28. <адрес> (газоснабжение);
29. <адрес> (газоснабжение);
30. <адрес> (газоснабжение);
31. <адрес> (газоснабжение);
32. <адрес> (газоснабжение);
33. <адрес> (фасад, фундамент).
В качестве третьего лица в деле участвует министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении и дополнении к нему, прокурор г. Кирова просит решение суда отменить в части установленного ответчику для исполнения решения срока, принять новое, установив срок до 01 ноября 2023г. В обоснование представления указано, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие обстоятельства, которые в действительности затрудняют исполнение судебного решения в более короткие сроки. Считает, что длительное бездействие регионального оператора повлечет повторное неисполнение плана капитального ремонта в отношении указанных домов, срок капитального ремонта которых уже наступил, но ранее неоднократно переносился региональным оператором при актуализации краткосрочных планов. Указанное бездействие ответчика приводит к нарушению прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах на комфортное проживание, а также к срыву реализации программы мероприятий, не достижению целей и задач Программы. Полагает, что нарушения, допущенные ответчиком, подлежат устранению незамедлительно с момента вступления судебного акта в законную силу, а срок, установленный решением суда, противоречит принципам разумности и не соответствует установленным обстоятельствам дела.
В письменных возражениях и дополнениях к ним, НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» просит оставить решение суда без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, извещены в соответствии с требованиями ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), о причинах неявки не сообщили.
Частью 3 ст. 167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Судебная коллегия при наличии сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, а также то, что они извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения апелляционного представления на интернет-сайте Кировского областного суда, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей.
Выслушав старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кировской области Новикову И.В., поддержавшую доводы апелляционного представления, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ).
Согласно пунктам 2, 3, 5 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных случаев (часть 4).
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (часть 5).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (часть 7).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области установлены Законом Кировской области от 02 июля 2013г. N 298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» (далее по тексту - Закон N 298-ЗО).
Постановлением Правительства Кировской области от 21 марта 2014г. N 254/210 утверждена Областная программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» на 2014 - 2051 годы.
Указанные в исковом заявлении многоквартирные дома включены в Областную программу.
В соответствии со ст. 2 п.6 Закона N 298-ЗО в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта уполномоченный Правительством Кировской области орган исполнительной власти Кировской области утверждает краткосрочные планы реализации региональной программы в порядке, установленном Правительством Кировской области, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Постановлением Правительства Кировской области от 21 марта 2014гг. № 254/210 утвержден Порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации областной программы «Капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Кировской области», который устанавливает требования к составу, содержанию, срокам разработки и утверждения краткосрочных планов реализации областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», а также внесения в них изменений.
Краткосрочные планы утверждаются органом исполнительной власти Кировской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области».
Постановлением Правительства Кировской области от 11 января 2023г. N 1-П «Об утверждении Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, внесении изменения в постановление Правительства Кировской области от 22 июня 2022г. N 307-П «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Кировской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Кировской области» и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Кировской области", утверждено Положение о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, в соответствии с которым министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в рамках государственной функции «реализация областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» выполняет функции и полномочия учредителя некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», утверждает краткосрочные планы реализации областной программы.
Так, распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12 июля 2019г. №49 утвержден краткосрочный план реализации Программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области на 2020-2022 годы.
Прокурор, обращаясь в суд с настоящим иском, ссылается на тот факт, что капитальный ремонт в рамках краткосрочного плана со сроком проведения 2020-2022 годы, в указанных в исковом заявлении многоквартирных домах не проведен, что бездействие ответчика по организации капитального ремонта вышеуказанных многоквартирных домов является незаконным.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 168, 170. 178, 180, 182 ЖК РФ и исходил из того, что Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кировской области должных мер по организации выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не предпринял, что является бездействием ответчика и приводит к нарушению жилищных прав собственников помещений в указанных домах, в связи с чем, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кировской области обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта в указанных многоквартирных домах. При этом суд, руководствуясь ст. 206 ГГПК РФ, посчитал возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда до 30 июня 2024г., с чем не согласен апеллянт.
Рассматривая апелляционное представление в рамках заявленных доводов, судебная коллегия оснований для изменения решения суда в этой части не находит и считает, что доводы апелляционного представления не обоснованы и, что срок, заявленный прокурором - до 01 ноября 2023г. является явно не исполнимым, поскольку Фонд в своей деятельности по организации капитального ремонта многоквартирных домов ограничен установленной постановлением Правительства Российской Федерации N 615 от 1 июля 2016г. «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах», административной процедурой.
Вместе с тем, судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1 ГПК РФ, с целью соблюдения законности и обоснованности принятого решения, его исполнимости, считает необходимым выйти за пределы доводов апелляционного представления и отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия и возложении обязанности на НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» по обеспечению проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>, поскольку на момент вынесения решения суда, распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 01 июня 2023г. № 53 внесены изменения в распоряжение министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12 июля 2019г. № 49 «Об утверждении краткосрочного плана реализации областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области на 2020-2022 годы», в соответствии с которыми указанные дома были исключены из программы, капитальный ремонт по этим домам был перенесен на более поздние сроки на основании решений общих собраний жильцов многоквартирных домов. Ссылка же суда первой инстанции на то, что новая программа не утверждена Правительством Кировской области, не вступила в законную силу и на день рассмотрения дела не опубликована, не состоятельна, поскольку из указанного распоряжения следует, что оно вступает в законную силу с даты его опубликования, краткосрочный план реализации областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области на 2020-2022 годы» с изменениями размещен на официальном сайте в сети Интернет, выписка из которого, судебной коллегией приобщена к материалам настоящего дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 06 июня 2023г. отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора города Кирова к НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.
В остальной части то же решение оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 сентября 2023г.