Дело № 33а-9891/2023

Номер дела: 33а-9891/2023

УИН: 24RS0002-01-2022-005181-48

Дата начала: 07.08.2023

Суд: Красноярский краевой суд

Судья: Макарова Юлия Михайловна

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Ачинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК МКУ ЦОЖ г.Ачинска
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Администрация г.Ачинска
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО ООО Теплосеть
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО ООО Инновация
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО МКУ УКС
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО ИП Маркова Наталья Николаевна
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание [*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства 14.08.2023
Судебное заседание Вынесено решение решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение) 05.09.2023
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 12.09.2023
Передано в экспедицию 21.09.2023
 

Акты

Судья Порядина А.А. Дело № 33а-9891/2023

УИД 24RS0002-01-2022-005181-48

3.022

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 сентября 2023 года город Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Мирончика И.С.,

судей Шавриной А.И., Жихарева Ю.А.,

при ведении протокола помощником судьи Трубниковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шавриной А.И. административное дело по административному исковому заявлению Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ачинска, Муниципальному казенному учреждению «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» о понуждении к проведению мероприятий по организации водоснабжения,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ачинска Каарт Е.В.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 11 мая 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ачинска, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» о понуждении к проведению мероприятий по организации водоснабжения, удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию города Ачинска, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» в срок до 31 декабря 2024 года организовать холодное водоснабжение в соответствии с техническими нормами и правилами от жилых домов адрес.»,

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ачинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением с учетом неоднократных уточнений к администрации г. Ачинска, Муниципальному казенному учреждению «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» о понуждении к проведению мероприятий по организации водоснабжения, мотивируя требования тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Рудакова И.А. по факту отсутствия водозаборных колонок общего пользования в п. Солнечный г. Ачинска, в ходе которой установлено, что на территории п. Солнечный по адресу: г. Ачинск, адрес, расположена водозаборная скважина, которая обеспечивает нецентрализованное водоснабжение п. Солнечный без устройства наружных сетей и водозаборных колонок. Централизованное водоснабжение в п. Солнечный обеспечено от водозаборной скважины, расположенной по адресу: адрес и сетей водоснабжения, находящихся в частной собственности ИП Марковой Н.Н., в связи с чем устройство водозаборных колонок на наружных сетях водоснабжения не предусмотрено. В соответствии с ч.3 ст. 19 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-тепло-газо-водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 4 Правил от 06.05.2011 № 354 холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения. В силу пп. 123,124 указанных правил предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку производится в соответствии с настоящими правилами на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем и потребителем. В соответствии с п. 11.19 СП 31.13330.2021 «СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м. Вокруг водозаборной колонки следует предусматривать отмостку шириной 1 м с уклоном 0,1 от колонки. Согласно схеме расположения центральных сетей в п. Солнечный Ачинска отсутствует техническая возможность для подключения централизованного водоснабжения. Жилые дома находятся на расстоянии, превышающем 100 метров от водозаборной колонки, установленной по адрес. 25.02.2022 прокуратурой вносилось представление в администрацию г. Ачинска с целью принятия мер по организации водоснабжения в п. Солнечный г. Ачинска, однако до настоящего времени не установлены водозаборные колонки в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей населения, подвоз воды не организован, что свидетельствует о бездействии по организации питьевого водоснабжения в п. Солнечный г. Ачинска. На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, просит возложить обязанность на администрацию г. Ачинска Красноярского края и МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» организовать водоснабжение в соответствии с техническими нормами и правилами от жилых домов адрес (л.д.3-4,65, 128-129,156).

Определениями суда от 27.02.2023, 22.03.2023 к участию деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены МКУ «Управление капитального строительства», ООО «Теплосеть», ООО «Инновация», ОАО «РЖД» (л.д.84, 115).

На основании определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14.08.2023 осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ачинска Каарт Е.В. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Не соглашается с выводами суда о солидарном возложении обязанностей по исполнению решения, в том числе и на администрацию г. Ачинска, поскольку все полномочия по организации в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, делегированы МКУ «ЦОЖ».

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель Ачинской городской прокуратуры Чирков Д.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения, указывая на то, что на администрацию г.Ачинска в силу закона возложена обязанность по организации в границах городского округа город Ачинск водоснабжения населения. Выбор способа осуществления данных полномочий и обязанностей (в частности, делегирование каких- либо полномочий МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска») не освобождает саму администрацию города от ответственности за исполнение данных обязанностей.

В судебное заседание явился прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Дозорцева М.В. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Дозорцеву М.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу п.п.1,2 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п.2).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, среди прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-тепло-газо-водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.9 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года N 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с пунктом 74 Правил при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3.

На основании п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно ст.4 Устава г. Ачинска Красноярского края, принятого Решением Ачинского городского Совета депутатов от 20.12.2013 № 52-373р, к вопросу местного значения города отнесена организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой города проведена проверка по обращению Рудакова И.А., в том числе по факту отсутствия водозаборных колонок общего пользования в п. Солнечный г.Ачинска, по результатам которой заместителем прокурора 25.02.2022 внесено представление главе города Ачинска об устранении нарушений законодательства о водоснабжении.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в п. Солнечный г. Ачинска, на адрес, расположена водозаборная скважина, которая находится на балансовой и эксплуатационной ответственности ООО «Теплосеть». Данная водозаборная скважина обеспечивает нецентрализованное водоснабжение адрес, непосредственно от месторасположения объекта, без устройства наружных сетей и водозаборных колонок, однако эксплуатация водозаборной скважины по адресу: адрес, прекращена 28 ноября 2022 в связи с неисправностью насосной станции и невозможностью использования скважины в качестве источника питьевого водоснабжения.

Помимо этого, централизованное водоснабжение на иные объекты социально-культурного, бытового и жилого назначения в п. Солнечный обеспечено от водоразборной скважины, расположенной по адресу: адрес и наружных сетей водоснабжения, находящихся в частной собственности ИП Марковой Н.Н. (ранее ИП Когодеева Н.Н., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.95-108). Устройство водоразборных колонок на наружных сетях водоснабжения не предусмотрено (л.д.16,17).

Как следует из постановления Администрации города Ачинска № 178-п от 24.03.2014 филиал ООО «Теплосеть» определено в г. Ачинск гарантирующей организацией для централизованной и нецентрализованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Ачинск, постановлением администрации города Ачинска от 28.09.2015 № 313-п внесены изменения в указанное постановление: ИП Когодеев Н.И. определен гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения в районе Солнечный муниципального образования город Ачинск, постановлением от 07.09.2020 №220-п от 07.09.2020 внесены изменения в постановление от 28.09.2015 № 313-п ИП Маркова Н.Н. определена гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения в районе Солнечный муниципального образования город Ачинск (л.д. 102-103, 105-106,107-108).

При этом, из ответа третьего лица ИП Марковой Н.Н. следует, что к централизованным сетям водоснабжения в п. Солнечный подключено 600 абонентов, что составляет примерно 50% домов, подключить к сетям большее количество абонентов не представляется возможным в связи с малой мощностью комплекса водоочистки. Помимо этого, комплекс водоочистки уже выработал свой ресурс и нуждается в полной замене, о чем она обращалась в администрацию г.Ачинска и просила приобрести для нужд поселка новый комплекс водоочистки (л.д.12,119,120,121-122-127).

Также материалами дела подтверждается, что в целях обеспечения объектов ОАО «РЖД» на ст. Ачинск-2 водоснабжением, в собственности ОАО «РЖД» находится три скважины, водонапорная башня и сети водоснабжения, посредством которых осуществляется как централизованное, так и нецентрализованное водоснабжение (разбор питьевой воды из колонок) объектов ОАО «РЖД» и сторонних абонентов, в частности адрес.

Обеспечение централизованным водоснабжением технологически возможно только в зоне действия системы водоснабжения ОАО «РЖД» и только жилых домов, пользующихся водоснабжением на водоразборных колонках в настоящее время, Возможность присоединения к сетям водоснабжения ОАО «РЖД» дополнительных абонентов со стороны п. Солнечный ограничена пропускной способностью участков сетей водоснабжения проходящих под железнодорожными путями, что следует из ответа ОАО «РЖД» от 10.04.2023 (л.д.141, 142-143).

08.02.2017 МО г.Ачинск с целью обеспечения своевременного ремонта и модернизации объектов инженерной инфраструктуры и жилищного фонда, в том числе их подготовка к сезонной эксплуатации; разработки основополагающих программ устойчивого функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства города создано юридическое лицо МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска». Функции и полномочия учредителя Учреждения в пределах своей компетенции осуществляет администрация города Ачинска (л.д.27-34).

Согласно п.1.6, 2.1.2 Устава МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г.Ачинска» финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета города Ачинска на основании сметы, предметом деятельности Учреждения является в том числе осуществление функций по обеспечению населения коммунальными ресурсами в границах городского округа (л.д.29).

Деятельность Учреждения курирует заместитель Главы города Ачинска, курирующий соответствующее направление (п. 2.1 Регламента взаимодействия (л.д.36).

Согласно ответу МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» от 08.12.2022 техническая документация на систему водоснабжения п. Солнечный г. Ачинска отсутствует. С целью обеспечения водоснабжения города Ачинска, а именно подключения жителей поселка Солнечный к централизованному водоснабжению в бюджете города Ачинска выделены денежные средства в размере 2639 615,93 рублей. Работы запланированы на 2023 год. Ответственным исполнителем по данному направлению определено МКУ «Управление капитального строительства» (л.д.47).

Администрацией города Ачинска проведен открытый конкурс в электронной форме для закупки № номер на выполнение работ для муниципальных нужд, предметом которого является выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной документации в целях строительства объекта «Водопроводная сеть от ул. Профсоюзная до ул. Киевская».

Из пояснений представителя администрации Каарт Е.В., а также представленной в материалы дела схемы (л.д.139) следует, что проектируемой водопроводной сетью на основании муниципального контракта № номер-1 планируется обеспечить водоснабжением жителей п. Солнечный от ул. Профсоюзная до ул. Киевская. Иные жители п. Солнечный, заявленные в последних уточненных требованиях прокурора, водоснабжением в настоящее время не обеспечены, доказательств обратного в материалы дела стороной ответчика не представлено.

При этом, из пояснений представителя ответчика Каарт Е.В. и ответа КУМИ администрации г. Ачинска следует, что в п. Солнечный г. Ачинска в муниципальной собственности города Ачинска находятся водопроводные сети по ул. Розы Люксембург, протяженностью 207м и 881м, по ул. Шахтерская протяженностью 669м, по пер. Ягодный протяженностью 790м, по пер. Северный протяженностью 227м., по ул. Свободы протяженностью 313 м., по ул. Норильская протяженностью 535м., по ул. Смены протяженностью 554м., по ул. Главная протяженностью 424м., по пер. Мельничный протяженностью 460м., по пер. Деповской протяженностью 208м., по пер. Делегатский протяженностью 290м. и 126м., по пер. Ужурский протяженностью 177м. и 268м., по пер. Прямой протяженностью 392 м. (л.д.181-182). Вместе с тем, доказательств осуществления по указанным сетям холодного водоснабжения жителей п. Солнечный не имеется.

Разрешая заявленные требования Ачинского городского прокурора, суд первой инстанции установил, что подвоз питьевой воды в настоящее время органом местного самоуправления не организован, также как и иные способы обеспечения жителей водой. Выбор варианта организации водоснабжения относится к компетенции органа местного самоуправления, и в случае отсутствия технической возможности организовать централизованное водоснабжение, администрация обязана организовать водоснабжение иными способами, в том числе путем подвоза воды населению или оборудования колонок. В результате бездействия административных ответчиков по указанным выше адресам отсутствует холодное водоснабжение, что свидетельствует об отсутствии нормального водоснабжения жильцов питьевой водой надлежащего качества и создает значительные трудности при проживании людей на спорных адресах.

Суд первой инстанции возложил на администрацию города Ачинска, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» обязанность в срок до 31 декабря 2024 года организовать холодное водоснабжение в соответствии с техническими нормами и правилами от жилых домов адрес.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части возложения обязанности на МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г.Ачинска» организовать холодное водоснабжение в соответствии с техническими нормами и правилами жилых домов п. Солнечный г. Ачинска по указанным выше адресам, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

Действительно, как следует из материалов дела, 08.02.2017 администрацией создано юридическое лицо МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска».

В соответствии с уставом МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска» следует, что оно учреждено Муниципальным образованием г.Ачинск (п.1.3 Устава). Функцией учреждения является обеспечение населения коммунальными ресурсами в границах городского округа (п.п.2.12 Устава).

Пунктом 1.7 Устава определено, что учреждение от имени муниципального образования приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

Кроме того, в соответствия с перечнем полномочий, передаваемых администрацией г.Ачинска МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности" (приложение к Регламенту взаимодействия администрации г. Ачинска и МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности", утвержденному распоряжением администрации г. Ачинска от 14.03.2017), последнему переданы полномочия по организации в границах города электро-, тепло- водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Таким образом, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска» делегированы полномочия органа местного самоуправления по организации в границах городского округа водоснабжения.

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что в соответствии с уставом МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска» приняла на себя обязанность по обеспечению населения коммунальными ресурсами в границах городского округа, таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, возложение на МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска» обязанности по организации холодного водоснабжения в соответствии с техническими нормами и правилами от жилых домов п. Солнечный г. Ачинска, является правомерным.

При этом судебная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о возложении на администрацию города Ачинска обязанности по организации холодного водоснабжения жилых домов п. Солнечный г. Ачинска, поскольку то обстоятельство, что финансовое обеспечение деятельности МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г.Ачинска» осуществляется за счет средств бюджета города Ачинска и администрация г. Ачинска осуществляет курирующую функцию за деятельностью учреждения, по мнению судебной коллегии, не является основанием для возложения на администрацию такой обязанности, поскольку администрация приняла меры необходимые для организации соответствующего водоснабжения, создав специальное учреждение (МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска»), которое и обязано организовать надлежащее водоснабжение населения п. Солнечный в г. Ачинске.

Возложение указанной обязанности сразу на 2-х лиц ведет к неясности исполнения решения.

В связи с чем, решение суда первой инстанции в части возложения вышеназванной обязанности на администрацию города Ачинска подлежит отмене с принятием нового решения в данной части об отказе в удовлетворении исковых требований.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 11 мая 2023 года в части возложения обязанности на администрацию города Ачинска по организации холодного водоснабжения жилых домов адрес- отменить.

Принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении административного иска Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ачинска- отказать.

В остальной части решение Ачинского городского суда Красноярского края от 11 мая 2023 года оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Ачинский городской суд в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Порядина А.А. Дело № 33а-9891/2023

УИД 24RS0002-01-2022-005181-48

3.022

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 сентября 2023 года город Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Мирончика И.С.,

судей Шавриной А.И., Жихарева Ю.А.,

при ведении протокола помощником судьи Трубниковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шавриной А.И. административное дело по административному исковому заявлению Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ачинска, Муниципальному казенному учреждению «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» о понуждении к проведению мероприятий по организации водоснабжения,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ачинска Каарт Е.В.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 11 мая 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ачинска, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» о понуждении к проведению мероприятий по организации водоснабжения, удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию города Ачинска, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» в срок до 31 декабря 2024 года организовать холодное водоснабжение в соответствии с техническими нормами и правилами от жилых домов адрес.»,

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ачинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением с учетом неоднократных уточнений к администрации г. Ачинска, Муниципальному казенному учреждению «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» о понуждении к проведению мероприятий по организации водоснабжения, мотивируя требования тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Рудакова И.А. по факту отсутствия водозаборных колонок общего пользования в п. Солнечный г. Ачинска, в ходе которой установлено, что на территории п. Солнечный по адресу: г. Ачинск, адрес, расположена водозаборная скважина, которая обеспечивает нецентрализованное водоснабжение п. Солнечный без устройства наружных сетей и водозаборных колонок. Централизованное водоснабжение в п. Солнечный обеспечено от водозаборной скважины, расположенной по адресу: адрес и сетей водоснабжения, находящихся в частной собственности ИП Марковой Н.Н., в связи с чем устройство водозаборных колонок на наружных сетях водоснабжения не предусмотрено. В соответствии с ч.3 ст. 19 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-тепло-газо-водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 4 Правил от 06.05.2011 № 354 холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения. В силу пп. 123,124 указанных правил предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку производится в соответствии с настоящими правилами на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем и потребителем. В соответствии с п. 11.19 СП 31.13330.2021 «СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м. Вокруг водозаборной колонки следует предусматривать отмостку шириной 1 м с уклоном 0,1 от колонки. Согласно схеме расположения центральных сетей в п. Солнечный Ачинска отсутствует техническая возможность для подключения централизованного водоснабжения. Жилые дома находятся на расстоянии, превышающем 100 метров от водозаборной колонки, установленной по адрес. 25.02.2022 прокуратурой вносилось представление в администрацию г. Ачинска с целью принятия мер по организации водоснабжения в п. Солнечный г. Ачинска, однако до настоящего времени не установлены водозаборные колонки в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей населения, подвоз воды не организован, что свидетельствует о бездействии по организации питьевого водоснабжения в п. Солнечный г. Ачинска. На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, просит возложить обязанность на администрацию г. Ачинска Красноярского края и МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» организовать водоснабжение в соответствии с техническими нормами и правилами от жилых домов адрес (л.д.3-4,65, 128-129,156).

Определениями суда от 27.02.2023, 22.03.2023 к участию деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены МКУ «Управление капитального строительства», ООО «Теплосеть», ООО «Инновация», ОАО «РЖД» (л.д.84, 115).

На основании определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14.08.2023 осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ачинска Каарт Е.В. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Не соглашается с выводами суда о солидарном возложении обязанностей по исполнению решения, в том числе и на администрацию г. Ачинска, поскольку все полномочия по организации в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, делегированы МКУ «ЦОЖ».

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель Ачинской городской прокуратуры Чирков Д.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения, указывая на то, что на администрацию г.Ачинска в силу закона возложена обязанность по организации в границах городского округа город Ачинск водоснабжения населения. Выбор способа осуществления данных полномочий и обязанностей (в частности, делегирование каких- либо полномочий МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска») не освобождает саму администрацию города от ответственности за исполнение данных обязанностей.

В судебное заседание явился прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Дозорцева М.В. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Дозорцеву М.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу п.п.1,2 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п.2).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, среди прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-тепло-газо-водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.9 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года N 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с пунктом 74 Правил при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3.

На основании п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно ст.4 Устава г. Ачинска Красноярского края, принятого Решением Ачинского городского Совета депутатов от 20.12.2013 № 52-373р, к вопросу местного значения города отнесена организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой города проведена проверка по обращению Рудакова И.А., в том числе по факту отсутствия водозаборных колонок общего пользования в п. Солнечный г.Ачинска, по результатам которой заместителем прокурора 25.02.2022 внесено представление главе города Ачинска об устранении нарушений законодательства о водоснабжении.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в п. Солнечный г. Ачинска, на адрес, расположена водозаборная скважина, которая находится на балансовой и эксплуатационной ответственности ООО «Теплосеть». Данная водозаборная скважина обеспечивает нецентрализованное водоснабжение адрес, непосредственно от месторасположения объекта, без устройства наружных сетей и водозаборных колонок, однако эксплуатация водозаборной скважины по адресу: адрес, прекращена 28 ноября 2022 в связи с неисправностью насосной станции и невозможностью использования скважины в качестве источника питьевого водоснабжения.

Помимо этого, централизованное водоснабжение на иные объекты социально-культурного, бытового и жилого назначения в п. Солнечный обеспечено от водоразборной скважины, расположенной по адресу: адрес и наружных сетей водоснабжения, находящихся в частной собственности ИП Марковой Н.Н. (ранее ИП Когодеева Н.Н., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.95-108). Устройство водоразборных колонок на наружных сетях водоснабжения не предусмотрено (л.д.16,17).

Как следует из постановления Администрации города Ачинска № 178-п от 24.03.2014 филиал ООО «Теплосеть» определено в г. Ачинск гарантирующей организацией для централизованной и нецентрализованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Ачинск, постановлением администрации города Ачинска от 28.09.2015 № 313-п внесены изменения в указанное постановление: ИП Когодеев Н.И. определен гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения в районе Солнечный муниципального образования город Ачинск, постановлением от 07.09.2020 №220-п от 07.09.2020 внесены изменения в постановление от 28.09.2015 № 313-п ИП Маркова Н.Н. определена гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения в районе Солнечный муниципального образования город Ачинск (л.д. 102-103, 105-106,107-108).

При этом, из ответа третьего лица ИП Марковой Н.Н. следует, что к централизованным сетям водоснабжения в п. Солнечный подключено 600 абонентов, что составляет примерно 50% домов, подключить к сетям большее количество абонентов не представляется возможным в связи с малой мощностью комплекса водоочистки. Помимо этого, комплекс водоочистки уже выработал свой ресурс и нуждается в полной замене, о чем она обращалась в администрацию г.Ачинска и просила приобрести для нужд поселка новый комплекс водоочистки (л.д.12,119,120,121-122-127).

Также материалами дела подтверждается, что в целях обеспечения объектов ОАО «РЖД» на ст. Ачинск-2 водоснабжением, в собственности ОАО «РЖД» находится три скважины, водонапорная башня и сети водоснабжения, посредством которых осуществляется как централизованное, так и нецентрализованное водоснабжение (разбор питьевой воды из колонок) объектов ОАО «РЖД» и сторонних абонентов, в частности адрес.

Обеспечение централизованным водоснабжением технологически возможно только в зоне действия системы водоснабжения ОАО «РЖД» и только жилых домов, пользующихся водоснабжением на водоразборных колонках в настоящее время, Возможность присоединения к сетям водоснабжения ОАО «РЖД» дополнительных абонентов со стороны п. Солнечный ограничена пропускной способностью участков сетей водоснабжения проходящих под железнодорожными путями, что следует из ответа ОАО «РЖД» от 10.04.2023 (л.д.141, 142-143).

08.02.2017 МО г.Ачинск с целью обеспечения своевременного ремонта и модернизации объектов инженерной инфраструктуры и жилищного фонда, в том числе их подготовка к сезонной эксплуатации; разработки основополагающих программ устойчивого функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства города создано юридическое лицо МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска». Функции и полномочия учредителя Учреждения в пределах своей компетенции осуществляет администрация города Ачинска (л.д.27-34).

Согласно п.1.6, 2.1.2 Устава МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г.Ачинска» финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета города Ачинска на основании сметы, предметом деятельности Учреждения является в том числе осуществление функций по обеспечению населения коммунальными ресурсами в границах городского округа (л.д.29).

Деятельность Учреждения курирует заместитель Главы города Ачинска, курирующий соответствующее направление (п. 2.1 Регламента взаимодействия (л.д.36).

Согласно ответу МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» от 08.12.2022 техническая документация на систему водоснабжения п. Солнечный г. Ачинска отсутствует. С целью обеспечения водоснабжения города Ачинска, а именно подключения жителей поселка Солнечный к централизованному водоснабжению в бюджете города Ачинска выделены денежные средства в размере 2639 615,93 рублей. Работы запланированы на 2023 год. Ответственным исполнителем по данному направлению определено МКУ «Управление капитального строительства» (л.д.47).

Администрацией города Ачинска проведен открытый конкурс в электронной форме для закупки № номер на выполнение работ для муниципальных нужд, предметом которого является выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной документации в целях строительства объекта «Водопроводная сеть от ул. Профсоюзная до ул. Киевская».

Из пояснений представителя администрации Каарт Е.В., а также представленной в материалы дела схемы (л.д.139) следует, что проектируемой водопроводной сетью на основании муниципального контракта № номер-1 планируется обеспечить водоснабжением жителей п. Солнечный от ул. Профсоюзная до ул. Киевская. Иные жители п. Солнечный, заявленные в последних уточненных требованиях прокурора, водоснабжением в настоящее время не обеспечены, доказательств обратного в материалы дела стороной ответчика не представлено.

При этом, из пояснений представителя ответчика Каарт Е.В. и ответа КУМИ администрации г. Ачинска следует, что в п. Солнечный г. Ачинска в муниципальной собственности города Ачинска находятся водопроводные сети по ул. Розы Люксембург, протяженностью 207м и 881м, по ул. Шахтерская протяженностью 669м, по пер. Ягодный протяженностью 790м, по пер. Северный протяженностью 227м., по ул. Свободы протяженностью 313 м., по ул. Норильская протяженностью 535м., по ул. Смены протяженностью 554м., по ул. Главная протяженностью 424м., по пер. Мельничный протяженностью 460м., по пер. Деповской протяженностью 208м., по пер. Делегатский протяженностью 290м. и 126м., по пер. Ужурский протяженностью 177м. и 268м., по пер. Прямой протяженностью 392 м. (л.д.181-182). Вместе с тем, доказательств осуществления по указанным сетям холодного водоснабжения жителей п. Солнечный не имеется.

Разрешая заявленные требования Ачинского городского прокурора, суд первой инстанции установил, что подвоз питьевой воды в настоящее время органом местного самоуправления не организован, также как и иные способы обеспечения жителей водой. Выбор варианта организации водоснабжения относится к компетенции органа местного самоуправления, и в случае отсутствия технической возможности организовать централизованное водоснабжение, администрация обязана организовать водоснабжение иными способами, в том числе путем подвоза воды населению или оборудования колонок. В результате бездействия административных ответчиков по указанным выше адресам отсутствует холодное водоснабжение, что свидетельствует об отсутствии нормального водоснабжения жильцов питьевой водой надлежащего качества и создает значительные трудности при проживании людей на спорных адресах.

Суд первой инстанции возложил на администрацию города Ачинска, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» обязанность в срок до 31 декабря 2024 года организовать холодное водоснабжение в соответствии с техническими нормами и правилами от жилых домов адрес.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части возложения обязанности на МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г.Ачинска» организовать холодное водоснабжение в соответствии с техническими нормами и правилами жилых домов п. Солнечный г. Ачинска по указанным выше адресам, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

Действительно, как следует из материалов дела, 08.02.2017 администрацией создано юридическое лицо МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска».

В соответствии с уставом МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска» следует, что оно учреждено Муниципальным образованием г.Ачинск (п.1.3 Устава). Функцией учреждения является обеспечение населения коммунальными ресурсами в границах городского округа (п.п.2.12 Устава).

Пунктом 1.7 Устава определено, что учреждение от имени муниципального образования приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

Кроме того, в соответствия с перечнем полномочий, передаваемых администрацией г.Ачинска МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности" (приложение к Регламенту взаимодействия администрации г. Ачинска и МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности", утвержденному распоряжением администрации г. Ачинска от 14.03.2017), последнему переданы полномочия по организации в границах города электро-, тепло- водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Таким образом, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска» делегированы полномочия органа местного самоуправления по организации в границах городского округа водоснабжения.

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что в соответствии с уставом МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска» приняла на себя обязанность по обеспечению населения коммунальными ресурсами в границах городского округа, таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, возложение на МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска» обязанности по организации холодного водоснабжения в соответствии с техническими нормами и правилами от жилых домов п. Солнечный г. Ачинска, является правомерным.

При этом судебная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о возложении на администрацию города Ачинска обязанности по организации холодного водоснабжения жилых домов п. Солнечный г. Ачинска, поскольку то обстоятельство, что финансовое обеспечение деятельности МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г.Ачинска» осуществляется за счет средств бюджета города Ачинска и администрация г. Ачинска осуществляет курирующую функцию за деятельностью учреждения, по мнению судебной коллегии, не является основанием для возложения на администрацию такой обязанности, поскольку администрация приняла меры необходимые для организации соответствующего водоснабжения, создав специальное учреждение (МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска»), которое и обязано организовать надлежащее водоснабжение населения п. Солнечный в г. Ачинске.

Возложение указанной обязанности сразу на 2-х лиц ведет к неясности исполнения решения.

В связи с чем, решение суда первой инстанции в части возложения вышеназванной обязанности на администрацию города Ачинска подлежит отмене с принятием нового решения в данной части об отказе в удовлетворении исковых требований.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 11 мая 2023 года в части возложения обязанности на администрацию города Ачинска по организации холодного водоснабжения жилых домов адрес- отменить.

Принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении административного иска Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ачинска- отказать.

В остальной части решение Ачинского городского суда Красноярского края от 11 мая 2023 года оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Ачинский городской суд в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».