Дело № 2-2338/2023

Номер дела: 2-2338/2023

УИН: 08RS0001-01-2023-003230-65

Дата начала: 03.08.2023

Суд: Элистинский городской суд Республики Калмыкия

Судья: Надбитова Галина Петровна

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ прокурор Юстинского района РК в инт. неопределенного круга лиц
ОТВЕТЧИК ООО "Специализированное автомобильное хозяйство"
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Территориальный отдел "Северо-Восточный"Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в Яшкульском и Юстинском районам
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 03.08.2023
Передача материалов судье 04.08.2023
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 04.08.2023
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 04.08.2023
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 04.08.2023
Судебное заседание Заседание отложено неявка ИСТЦА 22.08.2023
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала Изменение основания или предмета иска, увеличение размера исковых требований 13.09.2023
Судебное заседание Заседание отложено ИНЫЕ ПРИЧИНЫ 02.10.2023
Судебное заседание Заседание отложено ИНЫЕ ПРИЧИНЫ 10.10.2023
Судебное заседание Вынесено решение по делу Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО 26.10.2023
 

Акты

Дело № 2-2338/2023г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2023 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи     Надбитовой Г.П.,

при секретаре     Сюгирове А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юстинского района Республики Калмыкия, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Юстинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что постановлением врио Главы Администрации Юстинского районного муниципального образования от 25 июня 2018г. № 210 Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» (далее Общество) предоставлен земельный участок из категории земель «Земли населенных пунктов» общей площадью 2 500 кв.м, расположенный по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман в 3 110 метрах южнее Отделения почтовой связи п. Цаган – Аман, на условиях аренды сроком на 10 лет. Площадка для временного накопления отходов используется Обществом для временного накопления отходов Цаганаманского, Татальского, Юстинского, Эрдниевского, Бергинского и Харбинского сельских муниципальных образований Юстинского района Республики Калмыкия для их последующей перегрузки и вывоза, то есть является мусороперегрузочной станцией, относящейся к IV классу опасности, для эксплуатации которой необходимо разработать проект санитарно-защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение. Указанный участок, используемый для временного накопления отходов, по периметру с четырех сторон отгорожен сеткой «рабица», которая имеет повреждения, в связи с чем отходы «вываливаются» за ее пределы и разносятся ветром на большие территории. Площадка не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, въездные ворота сломаны, и отходы под воздействием ветра, солнца, атмосферных осадков разлагаются и распространяются на большой площади, прилегающей к арендуемому земельному участку. Кроме того, в нарушение СанПин 2.2.1/2.1.1.1 200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007г. № 74, Обществом не разработан проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект. Ответчику 09 июня 2023г. внесено представление № 07-02-2023 об устранении выявленных нарушений (далее Представление), не исполненное Обществом, что подтверждается Актом осмотра площадки временного накопления отходов от 17 июля 2023г. Просил суд обязать Общество в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести площадку временного накопления отходов в соответствие с санитарными правилами: путем оборудования полноценного укрытия всей поверхности открытой площадки навесом от воздействия атмосферных осадков и ветров; путем оборудования по всему периметру площадки временного накопления отходов ограждения из железной проволоки, путем разработки проекта санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и получения санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект; обязать Общество в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, образовавшуюся за пределами площадки временного накопления отходов, вследствие механического повреждения имеющегося ограждения и отсутствия укрытия поверхности площадки временного накопления отходов; обязать Общество в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект.

12 сентября 2023г. прокурор уточнил исковые требования, просит суд обязать Общество в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести площадку временного накопления отходов (далее Площадка) в соответствие с санитарными правилами: путем оборудования полноценного укрытия всей поверхности открытой площадки для защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); путем разработки проекта санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и получения санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект; обязать Общество в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, образовавшуюся в радиусе 100 метров за пределами площадки временного накопления отходов, вследствие механического повреждения имеющегося ограждения и отсутствия укрытия поверхности площадки временного накопления отходов; обязать Общество в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект. Свои требования мотивировал тем, что площадка временного накопления отходов, эксплуатируемая Обществом, не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил, отходы под воздействием ветра, солнца, атмосферных осадков разлагаются и распространяются на большой площади, прилегающей к арендуемому земельному участку. Накопленные отходы из-за повреждения ограждения площадки «вываливаются» за ее пределы и разносятся ветром на большие территории. Кроме того, в нарушение СанПин 2.2.1/2. 1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007г. № 74, Обществом не разработан проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект. Представление прокурора № 07-02-2023, внесенное 09 июня 2023г., об устранении выявленных нарушений, ответчиком не исполнено, что подтверждается актом осмотра площадки временного накопления отходов от 18 июля 2023г.

В заявлении от 14 сентября 2023г., поступившем в суд 15 сентября 2023г., прокурор уточнил основание предъявления иска и внесения Обществу Представления, ссылаясь на ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», приказ Генерального прокурора РФ от 15 апреля 2021г. № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», в п. 1 которого указано, что важнейшей задачей надзорной деятельности следует считать реализацию установленного ст. 42 Конституции РФ права каждого на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением. Прокурорам субъектов Федерации, прокурорам городов и районов, другим приравненным к ним прокурорам предписано с учетом складывающейся обстановки обеспечить эффективный надзор за исполнением законов в экологической сфере, в том числе об обращении с отходами (п. 3.1).

В судебном заседании помощник прокурора г. Элисты РК Савин Н.Е. поддержал иск, настаивал на его удовлетворении.

Представитель Общества Очиров С.П. просит суд рассмотреть дело в их отсутствие, указав в возражении от 26 октября 2023г., что по первому пункту требований изготовили укрытие поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров на площадке временного накопления отходов. Требование о разработке проекта санитарно-за- щитной зоны площадки временного накопления отходов и получении санитарно-эпидемиоло- гического заключения на данный проект находится в стадии выполнения, 14 сентября 2023г. с Обществом с ограниченной ответственностью «Первая Экологическая компания» (далее ООО «ПЭК») заключен договор № 46/2023, по которому ООО «ПЭК» обязалось разработать проект санитарно-защитной зоны для Площадки, включая прохождение санитарно-эпидемиологичес- кой экспертизы проекта на соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. ООО «ПЭК» по вышеуказанному договору обязалось исполнить свои обязательства в течение 3 месяцев с момента подписания договора. Требование прокурора о ликвидации несанкционированной свалки отходов, образовавшейся за пределами Площадки, исполнено, что подтверждается содержащимися в материалах дела фотографиями.

Заместитель начальника Территориального отдела «Северо-Восточный» Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в Яшкульском и Юстинском районах, надлежащим образом извещенный о времен и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об отложении дела не ходатайствовал. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

Статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее Закон № 2202-1) предусмотрено, что предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п. 1).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (п. 2).

На основании п. 1 ст. 22 Закона № 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в ст. 21 этого закона, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона № 2202-1, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Приказом Генерального прокурора РФ от 15 апреля 2021г. № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим приравненным к ним прокурорам предписано с учетом складывающейся обстановки обеспечить эффективный надзор за исполнением законов в экологической сфере, в том числе об обращении с отходами (п. 3.1).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в п. 5.2 Постановления от 17 февраля 2015г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просве-

тительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной», с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях. Такой подход нашел отражение в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», сог- ласно пункту 6 которого органам прокуратуры поручено проводить проверки исполнения законов на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; при этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов.

Реализуя свои полномочия, прокурор имеет право осуществлять проверки, что является формой реализации полномочий прокурора как должностного лица, для осуществления надзора за соблюдением законов, устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

Поскольку нарушения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами затрагивают права и интересы неопределенного круга граждан, индивидуализировать которых невозможно, что обуславливает право прокурора в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, довод ответчика о том, что осуществление прокуратурой проверки в отношении Общества не отвечает требованиям действующего законодательства Российской Федерации, несостоятелен.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7 «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7).

В соответствии со ст. 3 Закона № 7 хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 7 объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Статьей 51 Закона № 7 определены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, согласно которой, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом, запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998г. № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 89 обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Под накоплением отходов в силу п. 17 ст. 1 данного Закона понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со ст. 11 Закона № 89 юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно п. 1 ст. 13.4 Закона № 89 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г. № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21).

Пункт 215 названных СанПиН 2.1.3684-21 предусматривает основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств, в том числе на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях).

Согласно п. 216 СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.

В силу п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защит- ным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007г. № 74 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

В соответствии с п. 12.4.8 раздела 12 «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг» таблицы 7.1 «Санитарная квалификация» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 («Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов») - мусороперегрузочные станции относятся к IV классу опасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018г. № 222 утверждены «Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила установления санитарно-защитных зон), согласно пункту 3 которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.

По п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон в границах санитарно-защит- ной зоны не допускается использование земельных участков в целях: а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства; б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (п. 14 Правил установления санитарно-защитных зон).

К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны, за исключением случаев, указанных в пункте 10 настоящих Правил, прилагаются: а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации); б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемио- логической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте «а» настоящего пункта (пункт 15 Правил).

В соответствии со ст. 6 Закона № 7 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся, в том числе право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 09 января 2017г. № 3 утверждены «Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами», которые определяют цели, задачи, функции и порядок осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Калмыкия (далее Правила № 3).

Пунктом 1.2 Правил № 3 установлено, что статус регионального оператора присваивается юридическому лицу, определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, проводимого Аппаратом Правительства Республики Калмыкия.

В соответствии с протоколом о результатах конкурсного отбора от 26 мая 2017г. № З/ТКО/2017 и соглашениями от 19 июня и 01 июля 2017г. № 1 с Обществом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории республики, согласно которому Обществу присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Республики Калмыкия сроком на 15 лет.

В целях реализации положений Закона № 89 и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018г. № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем», на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 19 августа 2011г. № 274 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия» Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Калмыкия.

Для временного накопления части отходов муниципальных образований Цаганаманского, Татальского, Юстинского, Эрдниевского, Бергинского и Харбинского районов определен Юстинский муниципальный район.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе осуществления прокуратурой Юстинского района РК проверки соблюдения Обществом требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что постановлением временно исполняющего обязанности Главы Администрации Юстинского районного муниципального образования от 25 июня 2018г. № 210 Обществу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 08:11:010103:8 общей площадью 2 500 кв.м, категория земель «Земли населенных пунктов», расположенный по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман в 3 110 метрах южнее Отделения почтовой связи п. Цаган – Аман Яшкульского почтамта, на условиях аренды сроком на 10 лет. Площадка для временного накопления отходов используется ответчиком для временного накопления отходов Цаганаманского, Татальского, Юстинского, Эрдниевского, Бергинского и Харбинского сельских муниципальных образований Юстинского района Республики Калмыкия для их последующей перегрузки и вывоза, то есть является мусороперегрузочной станцией, относящейся к IV классу опасности, для эксплуатации которой необходимо разработать проект санитарно-защитной зоны и получить на него санитарно-эпидемиологическое заключение. При обследовании данной Площадки выявлены нарушения требований Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89, СанПиН 2.1.3684-21, а именно земельный участок, используемый для временного накопления отходов, по периметру с четырех сторон огорожен сеткой «рабица», которая имеет повреждения, в связи с чем отходы «вываливались» за пределы Площадки и разносятся ветром на большие территории. Площадка не была защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, въездные ворота повреждены и отходы под воздействием ветра, солнца, атмосферных осадков разлагаются и распространяются на большой площади, прилегающей к арендуемому земельному участку. Кроме того, в нарушение СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенного в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007г. № 74, Обществом не разработан проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект.

Прокурор Юстинского района РК по факту выявленных нарушений внес 09 июня 2023г. ответчику Представление об их устранении № 07-02-2023.

Представление ответчиком в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано.

Согласно акту осмотра вышеуказанного земельного участка с фотоиллюстрациями от 17 июля 2023г., составленному в ходе прокурорской проверки, установлено, что земельный участок, используемый для временного накопления отходов, по периметру с четырех сторон огорожен сеткой «рабица», которая имеет повреждения. Площадка не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, въездные ворота сломаны, вследствие чего накопленные отходы из-за повреждения ограждения площадки вываливаются за ее пределы и разносятся ветром на прилегающую к ней территорию. Отходы под воздействием ветра, солнца, атмосферных осадков разлагаются и распространяются на большой площади, прилегающей к арендуемому земельному участку.

Из ответа Общества на представление от 18 июля 2023г. № 8/5 следует, что в целях устранения выявленных нарушений и соблюдения действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, региональным оператором организованы мероприятия в части поиска организаций по изготовлению укрытия, получению коммерческих предложений по приобретению укрытия (брезента) с целью установки защиты поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров на площадке временного накопления отходов, расположенной по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман Яшкульского почтамта, а также организован план мероприятий по проверке состояния ограждения по периметру площадки временного накопления ТКО с целью выявления необходимости ремонта или частичной замены. Со стороны руководства и ответственных лиц усилен контроль за выполнением требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Из представленных прокуратурой Юстинского района фотографий от 12 и 29 сентября 2023г. следует, что на сентябрь 2023г. на Площадке отсутствовала защита от воздействия атмосферных осадков и ветров, въездные ворота повреждены, вследствие чего накопленные отходы из-за повреждения ограждения «вываливаются» за ее пределы и разносятся ветром на прилегающую к ней территорию. Отходы под воздействием ветра, солнца, атмосферных осадков разлагаются и распространяются на большой площади, прилегающей к арендуемому земельному участку.

Таким образом, исходя из установленных санитарно-эпидемиологических требований к условиям накопления отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью), суд приходит к выводу, что требования санитарно-эпидемиологического законодательства при использовании Площадки на земельном участке с кадастровым номером 08:11:010103:8 не соблюдены.

По ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

Во исполнение Представления прокурора Юстинского района РК Общество приобрело у индивидуального предпринимателя ФИО1 по договору № 8 от 30 июня 2023г. тент тарпаулин (120г) 20 х 20 слюверсами в количестве 4 шт., поставленный 07 августа 2023г. по счет-фактуре № 56 от 26 июля 2023г.

Из представленных Обществом фотографий от 02 октября 2023г. видно, что площадка для временного накопления отходов, расположенная по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман в 3 110 метрах южнее от Отделения почтовой связи п. Цаган Аман Яшкульского почтамта, защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров путем укрытия тентом тарпаулин.

С учетом изложенного, иск прокурора в части возложения на Общество обязанности оборудовать Площадку укрытием всей поверхности навесом от воздействия атмосферных осадков и ветров – удовлетворению не подлежит, ввиду исполнения данного требования в ходе рассмотрения дела.

Требование прокурора о возложении на Общество обязанности в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по разработке проекта санитарно-защит- ной зоны площадки временного накопления отходов и получения санитарно-эпидемиологичес- кого заключения на данный проект – удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств мусороперегрузочные станции отнесены к объектам четвертого класса по объему и степени воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 12.4.8. раздела 12 главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Пунктом 1 Приказа Роспотребнадзора от 09 марта 2022г. № 84 определено, что в отношении объектов II - V классов опасности, приведенных в главе VII СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Следовательно, в отношении всех объектов II - V классов опасности, решения о наличии либо отсутствии санитарно-защитных зон принимаются уполномоченным органом Роспотребнадзора на основании установленных вышеуказанными Правилами исходных данных результатов исследования, оформленных в виде заключения.

Поскольку в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств мусороперегрузочные станции отнесены к объектам четвертого класса по объему и степени воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 12.4.8. раздела 12 главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), то, в отношении Площадки надлежит в установленном порядке разработать проект санитарно-защитной зоны и получить в установленном порядке заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований.

Согласно договору № 46/2023 от 14 сентября 2023г., заключенному Обществом (Заказчик) с ООО «Первая Экологическая Компания» (Исполнитель), Заказчик поручил, а Исполнитель принял на себя обязательства на оказание следующих услуг: разработка Проекта санитарно-защитной зоны для площадки временного накопления твердых коммунальных отходов (мусороперегрузочной станции), расположенной в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 08:11:010103:8, площадью 2 500 кв.м по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман в 3 110 метрах южнее от Отделения почтовой связи п. Цаган Аман Яшкульского почтамта, включая прохождение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта на соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (п. 1.1). Пунктом 1.4 Договора срок оказания услуг - 3 месяца с момента подписания договора и предоставления исходных данных с правом досрочного оказания услуг, в том числе: 1.4.1 - первый этап - 45 рабочих дней с момента представления исходных данных с правом досрочного оказания услуг; 1.4.2 - второй этап – представление материалов в организацию, указанную в п. 1.3.2 настоящего Договора, получение положительного экспертного заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; 1.4.3 - срок проведения процедуры экспертизы проекта санитарно-защитной зоны определяется регламентом организации, оказывающей соответствующие услуги, и в сроки оказания услуг по настоящему договору не входит.

Однако заключение ответчиком договора о разработке санитарно-защитных зон и прохождении санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта на соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам не может быть расценено в качестве обстоятельства, исключающего угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и исполнения представления прокурора.

Требование прокурора о возложении на Общество обязанности по ликвидации в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу несанкционированной свалки отходов, образовавшейся в радиусе 100 метров за пределами Площадки, вследствие механического повреждения имеющегося ограждения и отсутствия прежде укрытия поверхности Площадки также подлежит удовлетворению, поскольку обеспечение санитарно-эпи- демиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; поскольку суд установил, что Общество в течение длительного времени не исполняло обязанности по организации сбора и хранения отходов и мусора, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Удовлетворение данного требования не противоречит общественным интересам, направлено на их защиту.

По ст. ст. 333.16, 333.19 Налогового Кодекса РФ при обращении в суд подлежит уплате государственная пошлина в зависимости от цены иска, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера уплачивается для организаций в размере 6 000 рублей. Поскольку прокурор, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска (п/п 9 п. 2 ст. 333.36 НК РФ), в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

По смыслу закона, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Прокурор г. Элисты, обращаясь в интересах неопределенного круга лиц, в случае, если бы не был освобожден от уплаты государственной пошлины, должен был бы оплатить её по неимущественному требованию в размере 6 000 рублей.

Следовательно, при удовлетворении исковых требований прокурора г. Элисты с ответчика в бюджет г. Элисты подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                 Р Е Ш И Л :

    Исковые требования прокурора Юстинского района Республики Калмыкия, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства – удовлетворить частично.

    Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов при эксплуатации мусороперегрузочной станции в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 08:11:010103:8, площадью 2 500 кв.м по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман в 3 110 метрах южнее Отделения почтовой связи п. Цаган Аман Яшкульского почтамта.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, образовавшуюся в радиусе 100 метров за пределами площадки временного накопления отходов по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман в 3 110 метрах южнее Отделения почтовой связи п. Цаган Аман Яшкульского почтамта, вследствие механического повреждения имеющегося ограждения и отсутствия ранее укрытия поверхности площадки временного накопления отходов.

В удовлетворении иска прокурора Юстинского района Республики Калмыкия в части возложения на Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» обязанности в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать площадку временного накопления твердых коммунальных отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 08:11:010103:8, площадью 2 500 кв.м по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман в 3 110 метрах южнее Отделения почтовой связи п. Цаган Аман Яшкульского почтамта, защитой поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров – отказать, ввиду исполнения данного требования.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» в бюджет г. Элисты Республики Калмыкия государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий                            Надбитова Г.П.

В окончательной форме решение суда изготовлено 01 ноября 2023г.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».