Дело № 2-2338/2023
Номер дела: 2-2338/2023
УИН: 08RS0001-01-2023-003230-65
Дата начала: 03.08.2023
Дата рассмотрения: 26.10.2023
Суд: Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья: Надбитова Галина Петровна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Акты
Дело № 2-2338/2023г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 октября 2023 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Надбитовой Г.П.,
при секретаре Сюгирове А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юстинского района Республики Калмыкия, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Юстинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что постановлением врио Главы Администрации Юстинского районного муниципального образования от 25 июня 2018г. № 210 Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» (далее Общество) предоставлен земельный участок из категории земель «Земли населенных пунктов» общей площадью 2 500 кв.м, расположенный по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман в 3 110 метрах южнее Отделения почтовой связи п. Цаган – Аман, на условиях аренды сроком на 10 лет. Площадка для временного накопления отходов используется Обществом для временного накопления отходов Цаганаманского, Татальского, Юстинского, Эрдниевского, Бергинского и Харбинского сельских муниципальных образований Юстинского района Республики Калмыкия для их последующей перегрузки и вывоза, то есть является мусороперегрузочной станцией, относящейся к IV классу опасности, для эксплуатации которой необходимо разработать проект санитарно-защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение. Указанный участок, используемый для временного накопления отходов, по периметру с четырех сторон отгорожен сеткой «рабица», которая имеет повреждения, в связи с чем отходы «вываливаются» за ее пределы и разносятся ветром на большие территории. Площадка не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, въездные ворота сломаны, и отходы под воздействием ветра, солнца, атмосферных осадков разлагаются и распространяются на большой площади, прилегающей к арендуемому земельному участку. Кроме того, в нарушение СанПин 2.2.1/2.1.1.1 200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007г. № 74, Обществом не разработан проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект. Ответчику 09 июня 2023г. внесено представление № 07-02-2023 об устранении выявленных нарушений (далее Представление), не исполненное Обществом, что подтверждается Актом осмотра площадки временного накопления отходов от 17 июля 2023г. Просил суд обязать Общество в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести площадку временного накопления отходов в соответствие с санитарными правилами: путем оборудования полноценного укрытия всей поверхности открытой площадки навесом от воздействия атмосферных осадков и ветров; путем оборудования по всему периметру площадки временного накопления отходов ограждения из железной проволоки, путем разработки проекта санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и получения санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект; обязать Общество в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, образовавшуюся за пределами площадки временного накопления отходов, вследствие механического повреждения имеющегося ограждения и отсутствия укрытия поверхности площадки временного накопления отходов; обязать Общество в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект.
12 сентября 2023г. прокурор уточнил исковые требования, просит суд обязать Общество в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести площадку временного накопления отходов (далее Площадка) в соответствие с санитарными правилами: путем оборудования полноценного укрытия всей поверхности открытой площадки для защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); путем разработки проекта санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и получения санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект; обязать Общество в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, образовавшуюся в радиусе 100 метров за пределами площадки временного накопления отходов, вследствие механического повреждения имеющегося ограждения и отсутствия укрытия поверхности площадки временного накопления отходов; обязать Общество в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект. Свои требования мотивировал тем, что площадка временного накопления отходов, эксплуатируемая Обществом, не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил, отходы под воздействием ветра, солнца, атмосферных осадков разлагаются и распространяются на большой площади, прилегающей к арендуемому земельному участку. Накопленные отходы из-за повреждения ограждения площадки «вываливаются» за ее пределы и разносятся ветром на большие территории. Кроме того, в нарушение СанПин 2.2.1/2. 1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007г. № 74, Обществом не разработан проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект. Представление прокурора № 07-02-2023, внесенное 09 июня 2023г., об устранении выявленных нарушений, ответчиком не исполнено, что подтверждается актом осмотра площадки временного накопления отходов от 18 июля 2023г.
В заявлении от 14 сентября 2023г., поступившем в суд 15 сентября 2023г., прокурор уточнил основание предъявления иска и внесения Обществу Представления, ссылаясь на ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», приказ Генерального прокурора РФ от 15 апреля 2021г. № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», в п. 1 которого указано, что важнейшей задачей надзорной деятельности следует считать реализацию установленного ст. 42 Конституции РФ права каждого на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением. Прокурорам субъектов Федерации, прокурорам городов и районов, другим приравненным к ним прокурорам предписано с учетом складывающейся обстановки обеспечить эффективный надзор за исполнением законов в экологической сфере, в том числе об обращении с отходами (п. 3.1).
В судебном заседании помощник прокурора г. Элисты РК Савин Н.Е. поддержал иск, настаивал на его удовлетворении.
Представитель Общества Очиров С.П. просит суд рассмотреть дело в их отсутствие, указав в возражении от 26 октября 2023г., что по первому пункту требований изготовили укрытие поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров на площадке временного накопления отходов. Требование о разработке проекта санитарно-за- щитной зоны площадки временного накопления отходов и получении санитарно-эпидемиоло- гического заключения на данный проект находится в стадии выполнения, 14 сентября 2023г. с Обществом с ограниченной ответственностью «Первая Экологическая компания» (далее ООО «ПЭК») заключен договор № 46/2023, по которому ООО «ПЭК» обязалось разработать проект санитарно-защитной зоны для Площадки, включая прохождение санитарно-эпидемиологичес- кой экспертизы проекта на соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. ООО «ПЭК» по вышеуказанному договору обязалось исполнить свои обязательства в течение 3 месяцев с момента подписания договора. Требование прокурора о ликвидации несанкционированной свалки отходов, образовавшейся за пределами Площадки, исполнено, что подтверждается содержащимися в материалах дела фотографиями.
Заместитель начальника Территориального отдела «Северо-Восточный» Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в Яшкульском и Юстинском районах, надлежащим образом извещенный о времен и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об отложении дела не ходатайствовал. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
Статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее Закон № 2202-1) предусмотрено, что предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п. 1).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (п. 2).
На основании п. 1 ст. 22 Закона № 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в ст. 21 этого закона, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона № 2202-1, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Приказом Генерального прокурора РФ от 15 апреля 2021г. № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим приравненным к ним прокурорам предписано с учетом складывающейся обстановки обеспечить эффективный надзор за исполнением законов в экологической сфере, в том числе об обращении с отходами (п. 3.1).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в п. 5.2 Постановления от 17 февраля 2015г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просве-
тительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной», с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях. Такой подход нашел отражение в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», сог- ласно пункту 6 которого органам прокуратуры поручено проводить проверки исполнения законов на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; при этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов.
Реализуя свои полномочия, прокурор имеет право осуществлять проверки, что является формой реализации полномочий прокурора как должностного лица, для осуществления надзора за соблюдением законов, устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Поскольку нарушения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами затрагивают права и интересы неопределенного круга граждан, индивидуализировать которых невозможно, что обуславливает право прокурора в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, довод ответчика о том, что осуществление прокуратурой проверки в отношении Общества не отвечает требованиям действующего законодательства Российской Федерации, несостоятелен.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7 «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7).
В соответствии со ст. 3 Закона № 7 хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 7 объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 51 Закона № 7 определены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, согласно которой, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом, запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998г. № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 89 обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Под накоплением отходов в силу п. 17 ст. 1 данного Закона понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 11 Закона № 89 юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно п. 1 ст. 13.4 Закона № 89 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г. № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21).
Пункт 215 названных СанПиН 2.1.3684-21 предусматривает основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств, в том числе на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях).
Согласно п. 216 СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
В силу п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защит- ным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007г. № 74 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
В соответствии с п. 12.4.8 раздела 12 «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг» таблицы 7.1 «Санитарная квалификация» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 («Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов») - мусороперегрузочные станции относятся к IV классу опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018г. № 222 утверждены «Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила установления санитарно-защитных зон), согласно пункту 3 которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
По п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон в границах санитарно-защит- ной зоны не допускается использование земельных участков в целях: а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства; б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (п. 14 Правил установления санитарно-защитных зон).
К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны, за исключением случаев, указанных в пункте 10 настоящих Правил, прилагаются: а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации); б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемио- логической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте «а» настоящего пункта (пункт 15 Правил).
В соответствии со ст. 6 Закона № 7 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся, в том числе право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 09 января 2017г. № 3 утверждены «Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами», которые определяют цели, задачи, функции и порядок осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Калмыкия (далее Правила № 3).
Пунктом 1.2 Правил № 3 установлено, что статус регионального оператора присваивается юридическому лицу, определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, проводимого Аппаратом Правительства Республики Калмыкия.
В соответствии с протоколом о результатах конкурсного отбора от 26 мая 2017г. № З/ТКО/2017 и соглашениями от 19 июня и 01 июля 2017г. № 1 с Обществом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории республики, согласно которому Обществу присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Республики Калмыкия сроком на 15 лет.
В целях реализации положений Закона № 89 и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018г. № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем», на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 19 августа 2011г. № 274 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия» Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Калмыкия.
Для временного накопления части отходов муниципальных образований Цаганаманского, Татальского, Юстинского, Эрдниевского, Бергинского и Харбинского районов определен Юстинский муниципальный район.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе осуществления прокуратурой Юстинского района РК проверки соблюдения Обществом требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что постановлением временно исполняющего обязанности Главы Администрации Юстинского районного муниципального образования от 25 июня 2018г. № 210 Обществу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 08:11:010103:8 общей площадью 2 500 кв.м, категория земель «Земли населенных пунктов», расположенный по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман в 3 110 метрах южнее Отделения почтовой связи п. Цаган – Аман Яшкульского почтамта, на условиях аренды сроком на 10 лет. Площадка для временного накопления отходов используется ответчиком для временного накопления отходов Цаганаманского, Татальского, Юстинского, Эрдниевского, Бергинского и Харбинского сельских муниципальных образований Юстинского района Республики Калмыкия для их последующей перегрузки и вывоза, то есть является мусороперегрузочной станцией, относящейся к IV классу опасности, для эксплуатации которой необходимо разработать проект санитарно-защитной зоны и получить на него санитарно-эпидемиологическое заключение. При обследовании данной Площадки выявлены нарушения требований Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89, СанПиН 2.1.3684-21, а именно земельный участок, используемый для временного накопления отходов, по периметру с четырех сторон огорожен сеткой «рабица», которая имеет повреждения, в связи с чем отходы «вываливались» за пределы Площадки и разносятся ветром на большие территории. Площадка не была защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, въездные ворота повреждены и отходы под воздействием ветра, солнца, атмосферных осадков разлагаются и распространяются на большой площади, прилегающей к арендуемому земельному участку. Кроме того, в нарушение СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенного в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007г. № 74, Обществом не разработан проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект.
Прокурор Юстинского района РК по факту выявленных нарушений внес 09 июня 2023г. ответчику Представление об их устранении № 07-02-2023.
Представление ответчиком в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано.
Согласно акту осмотра вышеуказанного земельного участка с фотоиллюстрациями от 17 июля 2023г., составленному в ходе прокурорской проверки, установлено, что земельный участок, используемый для временного накопления отходов, по периметру с четырех сторон огорожен сеткой «рабица», которая имеет повреждения. Площадка не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, въездные ворота сломаны, вследствие чего накопленные отходы из-за повреждения ограждения площадки вываливаются за ее пределы и разносятся ветром на прилегающую к ней территорию. Отходы под воздействием ветра, солнца, атмосферных осадков разлагаются и распространяются на большой площади, прилегающей к арендуемому земельному участку.
Из ответа Общества на представление от 18 июля 2023г. № 8/5 следует, что в целях устранения выявленных нарушений и соблюдения действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, региональным оператором организованы мероприятия в части поиска организаций по изготовлению укрытия, получению коммерческих предложений по приобретению укрытия (брезента) с целью установки защиты поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров на площадке временного накопления отходов, расположенной по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман Яшкульского почтамта, а также организован план мероприятий по проверке состояния ограждения по периметру площадки временного накопления ТКО с целью выявления необходимости ремонта или частичной замены. Со стороны руководства и ответственных лиц усилен контроль за выполнением требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Из представленных прокуратурой Юстинского района фотографий от 12 и 29 сентября 2023г. следует, что на сентябрь 2023г. на Площадке отсутствовала защита от воздействия атмосферных осадков и ветров, въездные ворота повреждены, вследствие чего накопленные отходы из-за повреждения ограждения «вываливаются» за ее пределы и разносятся ветром на прилегающую к ней территорию. Отходы под воздействием ветра, солнца, атмосферных осадков разлагаются и распространяются на большой площади, прилегающей к арендуемому земельному участку.
Таким образом, исходя из установленных санитарно-эпидемиологических требований к условиям накопления отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью), суд приходит к выводу, что требования санитарно-эпидемиологического законодательства при использовании Площадки на земельном участке с кадастровым номером 08:11:010103:8 не соблюдены.
По ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Во исполнение Представления прокурора Юстинского района РК Общество приобрело у индивидуального предпринимателя ФИО1 по договору № 8 от 30 июня 2023г. тент тарпаулин (120г) 20 х 20 слюверсами в количестве 4 шт., поставленный 07 августа 2023г. по счет-фактуре № 56 от 26 июля 2023г.
Из представленных Обществом фотографий от 02 октября 2023г. видно, что площадка для временного накопления отходов, расположенная по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман в 3 110 метрах южнее от Отделения почтовой связи п. Цаган Аман Яшкульского почтамта, защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров путем укрытия тентом тарпаулин.
С учетом изложенного, иск прокурора в части возложения на Общество обязанности оборудовать Площадку укрытием всей поверхности навесом от воздействия атмосферных осадков и ветров – удовлетворению не подлежит, ввиду исполнения данного требования в ходе рассмотрения дела.
Требование прокурора о возложении на Общество обязанности в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по разработке проекта санитарно-защит- ной зоны площадки временного накопления отходов и получения санитарно-эпидемиологичес- кого заключения на данный проект – удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств мусороперегрузочные станции отнесены к объектам четвертого класса по объему и степени воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 12.4.8. раздела 12 главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 1 Приказа Роспотребнадзора от 09 марта 2022г. № 84 определено, что в отношении объектов II - V классов опасности, приведенных в главе VII СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Следовательно, в отношении всех объектов II - V классов опасности, решения о наличии либо отсутствии санитарно-защитных зон принимаются уполномоченным органом Роспотребнадзора на основании установленных вышеуказанными Правилами исходных данных результатов исследования, оформленных в виде заключения.
Поскольку в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств мусороперегрузочные станции отнесены к объектам четвертого класса по объему и степени воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 12.4.8. раздела 12 главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), то, в отношении Площадки надлежит в установленном порядке разработать проект санитарно-защитной зоны и получить в установленном порядке заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований.
Согласно договору № 46/2023 от 14 сентября 2023г., заключенному Обществом (Заказчик) с ООО «Первая Экологическая Компания» (Исполнитель), Заказчик поручил, а Исполнитель принял на себя обязательства на оказание следующих услуг: разработка Проекта санитарно-защитной зоны для площадки временного накопления твердых коммунальных отходов (мусороперегрузочной станции), расположенной в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 08:11:010103:8, площадью 2 500 кв.м по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман в 3 110 метрах южнее от Отделения почтовой связи п. Цаган Аман Яшкульского почтамта, включая прохождение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта на соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (п. 1.1). Пунктом 1.4 Договора срок оказания услуг - 3 месяца с момента подписания договора и предоставления исходных данных с правом досрочного оказания услуг, в том числе: 1.4.1 - первый этап - 45 рабочих дней с момента представления исходных данных с правом досрочного оказания услуг; 1.4.2 - второй этап – представление материалов в организацию, указанную в п. 1.3.2 настоящего Договора, получение положительного экспертного заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; 1.4.3 - срок проведения процедуры экспертизы проекта санитарно-защитной зоны определяется регламентом организации, оказывающей соответствующие услуги, и в сроки оказания услуг по настоящему договору не входит.
Однако заключение ответчиком договора о разработке санитарно-защитных зон и прохождении санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта на соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам не может быть расценено в качестве обстоятельства, исключающего угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и исполнения представления прокурора.
Требование прокурора о возложении на Общество обязанности по ликвидации в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу несанкционированной свалки отходов, образовавшейся в радиусе 100 метров за пределами Площадки, вследствие механического повреждения имеющегося ограждения и отсутствия прежде укрытия поверхности Площадки также подлежит удовлетворению, поскольку обеспечение санитарно-эпи- демиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; поскольку суд установил, что Общество в течение длительного времени не исполняло обязанности по организации сбора и хранения отходов и мусора, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Удовлетворение данного требования не противоречит общественным интересам, направлено на их защиту.
По ст. ст. 333.16, 333.19 Налогового Кодекса РФ при обращении в суд подлежит уплате государственная пошлина в зависимости от цены иска, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера уплачивается для организаций в размере 6 000 рублей. Поскольку прокурор, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска (п/п 9 п. 2 ст. 333.36 НК РФ), в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
По смыслу закона, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Прокурор г. Элисты, обращаясь в интересах неопределенного круга лиц, в случае, если бы не был освобожден от уплаты государственной пошлины, должен был бы оплатить её по неимущественному требованию в размере 6 000 рублей.
Следовательно, при удовлетворении исковых требований прокурора г. Элисты с ответчика в бюджет г. Элисты подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Юстинского района Республики Калмыкия, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства – удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов при эксплуатации мусороперегрузочной станции в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 08:11:010103:8, площадью 2 500 кв.м по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман в 3 110 метрах южнее Отделения почтовой связи п. Цаган Аман Яшкульского почтамта.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, образовавшуюся в радиусе 100 метров за пределами площадки временного накопления отходов по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман в 3 110 метрах южнее Отделения почтовой связи п. Цаган Аман Яшкульского почтамта, вследствие механического повреждения имеющегося ограждения и отсутствия ранее укрытия поверхности площадки временного накопления отходов.
В удовлетворении иска прокурора Юстинского района Республики Калмыкия в части возложения на Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» обязанности в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать площадку временного накопления твердых коммунальных отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 08:11:010103:8, площадью 2 500 кв.м по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п. Цаган Аман в 3 110 метрах южнее Отделения почтовой связи п. Цаган Аман Яшкульского почтамта, защитой поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров – отказать, ввиду исполнения данного требования.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» в бюджет г. Элисты Республики Калмыкия государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Надбитова Г.П.
В окончательной форме решение суда изготовлено 01 ноября 2023г.