Дело № 12-1147/2023
Номер дела: 12-1147/2023
УИН: 34RS0008-01-2023-005492-18
Дата начала: 31.07.2023
Дата рассмотрения: 06.09.2023
Суд: Центральный районный суд г. Волгоград
Судья: Галахова Ирина Витальевна
Статьи КоАП: 13.15
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Акты
Дело № 12-1147/2023
РЕШЕНИЕ
город Волгоград 06 сентября 2023 года
Судья Центрального районного суда г.Волгограда Галахова И.В., рассмотрев жалобу ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» на определение заместителя руководителя - начальника отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия Батовой В.В. №... от 21.07.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 7 ст. 13.15 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Содружество волгоградских журналистов «ОСТРОВ»
С участием: представителя заявителя Баева М.А., должностного лица вынесшего определение Батовой В.В., представителей Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия Никитиной Е.В., Вотеичкина Д.А.
установил:
определением заместителя руководителя - начальника отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия Батовой В.В. № 10685-03/34 от 21.07.2023, отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 7 ст. 13.15 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Содружество волгоградских журналистов «ОСТРОВ».
Не согласившись с определением от 21 июля 2023 года, ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» в лице представителя Баева М.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит определение отменить. Жалоба мотивирована тем, что в определении Управление Роскомнадзора по Волгоградской области и Республики Калмыкия указывает, что 20.07.2023 в Управление поступил ответ из Министерства обороны Российской Федерации, в котором содержится информация о том, что в указанных в запросе материалах, сведений, составляющих государственную тайну, не содержится (страница 8 определения). В то же время, в соответствии с ч. 7 ст. 13.15 КоАП РФ привлечение к административной ответственности осуществляется за использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну. 18.07.2023 в ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» поступил ответ Командующего войсками Южного военного округа от 28.06.2023 исх. № 8/5/674, в котором содержится информация о том, что в указанных в запросе материалах содержатся сведения, подлежащие к отнесению к служебной тайне в области обороны (пункт 52, пункт 540 Перечня сведений Вооруженных сил Российской Федерации, подлежащие к отнесению к служебной тайне в области обороны, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 января 2022 года № 22). При этом служебная тайна, равно как и государственная тайна относится к охраняемой законом тайне и, следовательно, имелись законные основания для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 7 ст. 13.15 КоАП РФ в отношении ООО «Содружество Волгоградских журналистов «ОСТРОВ». Также, в своем определении Управление Роскомнадзора по Волгоградской области и Республики Калмыкия указывает, что в ответе Министерства обороны Российской Федерации имеется указание на то, что материалы содержат персональные данные погибших военнослужащих, размещение которых в свободном доступе в соответствии с ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 -ФЗ «О персональных данных» осуществляется с согласия наследников субъекта персональных данных. Однако, Управление Роскомнадзора по Волгоградской области и Республики Калмыкия вместо проведения проверки о наличии (отсутствии) согласия наследников субъекта персональных данных на размещение информации о погибших родственниках и при отсутствии такого согласия, привлечение виновных лиц к административной ответственности, безосновательно и преждевременно делает вывод о том, что представленные материалы не содержат персональные данные погибших военнослужащих. Кроме того, ссылка Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республики Калмыкия на ст. 2 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в рассматриваемом случае безосновательна и надумана, так как публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества с целью их увековечивания должны содержать информацию о подвигах погибших и быть направлены на уважительное отношение к памяти защитников Отечества. Однако, в рассматриваемых статьях такой посыл отсутствует, а имеется лишь констатация факта гибели военнослужащих. Также, в силу ст. 11 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» уполномоченным органом по подготовке публикаций в средствах массовой информации и организации пропаганды подвигов погибших при защите Отечества является Министерство обороны Российской Федерации, однако как следует из ответа Командующего войсками Южного военного округа от 28.06.2023 исх. № 8/5/674 материалы, опубликованные сетевым изданием «Высота 102» с командованием Южного военного округа и Министерством обороны РФ не согласовывались.
Представитель заявителя Баев М.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Должностное лицо вынесшее определение Батова В.В., представители Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия Никитина Е.В., Вотеичкин Д.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.
Представитель заинтересованного лица ООО «СВЖ «Остров» в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Выслушав явившихся лиц, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного определения, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 и ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
На основании ч.1 и ч.2 ст. 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Обжалуемое определение от 21.07.2023г., жалоба поступила в суд 31.07.2023г., соответственно срок подачи жалобы не пропущен.
Как следует из оспариваемого определения от 21.07.2023г., Управлением Роскомнадзора по Волгоградской области рассмотрено обращение от 30.01.2023, в котором ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» просит Управление принять меры по пресечению указанных им в обращении нарушений действующего законодательства, привлечь к административной ответственности ООО «Содружество волгоградских журналистов «Остров» в соответствии с ч.7 ст. 13.15 КоАП РФ.
Из заявления военного комиссара следует, что сетевым интернет изданием «Высота 102», ООО «Содружество волгоградских журналистов «ОСТРОВ» в сети Интернет на сайте vl02.ru/svo, содержащий раздел под названием «Спецоперация на Украине» размещается и содержится запрещенная к распространению информация со сведениями, раскрывающие потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной военной операции, имена, фамилии, фотографии крупным планом, персональные данные, информация с раскрытием действительных наименований воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, сведения воинских формирований и органов, членов их семей.
Подобными публикациями являются:
https://vl02.ru/news/112745.html: «В Волгограде сегодня, 30 октября, простились с погибшим в ходе проведения СВО 34-летним Александром Кузьминым. Как сообщает ИА «Высота 102», известно, что Александр Кузьмин в зоне спецоперации являлся минометчиком, был в составе 255-го гвардейского мотострелкового полка. До мобилизации наш земляк работал сварщиком»;
https://vl02.ru/news/113495.html: «В Волгограде простились с 33-летним рядовым Василием Хазовым. Как сообщает ИА «Высота 102», военный погиб в ходе спецоперации по защите Донбасса. Известно, что Василий Хазов служил в отряде специального назначения «Скиф» в период с 2007 по 2008 год. В этом году мужчину призвали по частичной мобилизации»;
https://vl02.ru/news/113325.html: «Волгоградской области сегодня, 18 ноября, провожают в последний путь 23-летнего младшего сержанта Александра Гуню. Как стало известно ИА «Высота 102», прощание проходит в селе Большие Чапурники. Александр был тяжело ранен в период боев в районе Попасной и долгое время провел в военном госпитале, — отметили в кадетском корпусе. Известно, что Александр Гуня в зоне СВО являлся командиром отделения самоходно-артиллерийского дивизиона»;
https://vl02.ru/news/112255.html: «В ходе проведения специальной военной операции на Украине погиб 33-летний младший сержант Борис Савенков. Как стало известно ИА «Высота 102», военнослужащего похоронят завтра на Моторном кладбище в Волгограде. Последнее, что я знаю — они попали в засаду. Боря был командиром танка. Их подбили, начался обстрел, еле сдерживая слезы, рассказывает девушка. — Мой брат герой. Он сразу же бросился спасать раненых и погиб сам. Известно, что Борис Савенков родился в Волгограде. Окончил школу № 101. Срочную службу проходил в Калининградской области. После демобилизации поступил на службу в МВД в Волгограде. Затем решил подписать контракт и отправился в Севастополь. Позже перевелся в Волгоградскую область. Служил в 255-м гвардейском мотострелковом полку»;
https://vl02.ru/news/111743.html: «Не боятся только дураки»: два десятка мобилизованных волжан отправили в части». Данная публикация статьи содержит фото крупным планом мобилизованных военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации».
В ходе рассмотрения обращения, Управлением установлено, что по ссылке https://vl02.ru/news/111743.html размещены фотографии военнослужащих без указания дополнительных сведений о военнослужащих. Персональные данные по данной ссылке не установлены, поскольку сами по себе фотографии без указания дополнительных сведений не являются персональными данными, так как не позволяют идентифицировать конкретного субъекта.
Персональные данные военнослужащих, размещенные по ссылкам
-https://vl02.ru/news/l 12745.html;
-https://vl 02.ru/news/113495. html;
-https://vl02.ru/news/l 13325.html;
-https://v102.ru/news/112255.html обрабатываются ООО «Содружество волгоградских журналистов «Остров» на основании пунктов 7 и 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Согласно ответу Министерства обороны Российской Федерации от 10.07.2023 № 317/5/7182 по ссылкам, указанным в обращении ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области», отсутствуют сведения, составляющие государственную тайну.
В этой связи, должностным лицом вынесено определение от 21 июля 2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст.13.15 КоАП РФ в отношении ООО «Содружество волгоградских журналистов «Остров».
В силу ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются в числе прочих: сообщения и заявления физических и юридических лиц. Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 Кодекса, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ).
Каких либо объективных данных свидетельствующих о совершении заинтересованным лицом ООО «СВЖ Остров» незаконных действий, а именно разглашения сведений содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, суду не представлено.
Административная ответственность по ч. 7 ст. 13.15 КоАП РФ наступает за использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.
В силу требований ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.
Как указано в преамбуле Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен статьей 5 Закона N 5485-1, а также Указом Президента Российской Федерации.
Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 5 Закона N 5485-1 государственную тайну составляют сведения в военной области о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.
Сведения, раскрывающие потери личного состава в военное время, в мирное время в период проведения специальных операций относятся к отмеченной категории сведений в военной области, составляющих государственную тайну.
Согласно ответу Министерства обороны Российской Федерации от 10.07.2023 № 317/5/7182 по ссылкам, указанным в обращении ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области», отсутствуют сведения, составляющие государственную тайну.
Учитывая, что сведения о конкретном погибшем военнослужащем не раскрывают потери личного состава, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о том, что информация, размещенная в сетевом издании, не относится к сведениям составляющем государственную тайну.
Доводы жалобы о разглашении служебной тайны, суд полагает необоснованными в связи со следующим.
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
В силу статьи 3.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, являются информацией ограниченного доступа и не подлежат разглашению (пункт 6).
Приказом Министра обороны РФ от 17.01.2022 N 22, утвержден Перечень сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2022 N 67528).
Пунктами 52, 540 Указанного Перечня, к служебной тайне в области обороны отнесены: сведения о воинских частях и учебных подразделениях, раскрывающие их действительные наименования, места дислокации, штатную, списочную численность личного состава и наличие ВВСТ, за исключением воинских частей (организаций) Главного управления Генерального штаба, 12 Главного управления Министерства обороны, Специальной службы стратегической связи Президента Российской Федерации; сведения, раскрывающие результаты выполнения боевых, специальных и миротворческих задач военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в группировках войск (сил) Вооруженных Сил за пределами Российской Федерации.
Ответом Генерального штаба Вооруженных сил Министерства Обороны от 29.08.2023г. №312/5 подтверждается, что материалы о военнослужащих ВС РФ, участвующих в специальной военной операции, не являются сведениями, относящимися к служебной тайне.
Оснований не согласиться с указанным ответом у суда не имеется, поскольку ответ получен из Министерства Обороны РФ, являющимся уполномоченным органом в сфере защиты служебной тайны в области обороны.
Доводы жалобы о том, что имело место разглашение персональных данных о погибших военнослужащих, не влияют на выводы суда, поскольку сами по себе персональные данные, например фамилия, имя и отчество лица, к иной специально охраняемой законом тайне не относятся в силу того, что это не только прямо не указано в законе, но и разграничено в Перечне сведений конфиденциального характера, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188.
Согласно подпункту 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", допускается обработка персональных данных, необходимая для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
"Персональные данные" и "тайна" - понятия не тождественные. Это подтверждается в том числе и тем, что "персональные данные" могут быть распространены на условиях согласия владельца этих данных и в иных общественно значимых целях. Согласие на распространение "тайны" выдано быть не может в силу правовой природы данного института, а сохранность "тайны" при этом обеспечивается режимом секретности.
Таким образом, нарушение законодательства о персональных данных не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 13.15 КоАП РФ, соответственно должностным лицом обоснованно отказано в возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, судья
решил:
определение заместителя руководителя - начальника отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия Батовой В.В. № 10685-03/34 от 21.07.2023, которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 7 ст. 13.15 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Содружество волгоградских журналистов «ОСТРОВ» – оставить без изменения, а жалобу ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Галахова И.В.