Судья Полиева О.М. УИД 61RS0022-01-2023-001461-24
дело № 33-16668/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2023 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Татуриной С.В.,
судей: Тактаровой Н.П., Федорова А.В.,
при секретаре Сукаче И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2263/2023 по иску прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ лицей № 33, Администрации г. Таганрога об обязании установить тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефно-линейного шрифта, оборудовать на путях движения внутри, в том числе на путях эвакуации, тактильные напольные указатели, установить на проступях краевых ступеней одну или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, по апелляционной жалобе Администрации г. Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 07 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Татуриной С.В., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Таганрога обратился в Таганрогский городской суд с иском, ссылаясь на то, что в нарушение требований действующего законодательства при входе в здание МОБУ лицей № 33, относящегося к объектам социальной инфраструктуры, отсутствуют тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, отображающую информацию о помещениях в здании, которые должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м. от края таблички до края дверного проема; перед входами во внутренние помещения, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных; рядом с устройством вызова помощи, в соответствии с п. 6.5.3, 6.5.4, 6.5.9, 6.5.12 СП 59.13330.2020.
Таким образом, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения инвалидами мест социально инфраструктуры, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.
На основании изложенного, с учетом поданных в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнений, истец просил суд обязать Администрацию г. Таганрога и Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33 в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить в здании МОБУ лицей № 33 по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН-А тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, отображающую информацию о помещениях в здании, которые должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте 1,2 до 1,6 м. от уровня пола и на расстоянии 0,1 м. от края таблички до края дверного проема; перед входами во внутренние помещения, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных; рядом с устройством вызова помощи, в соответствии с п.п. 6.5.3, 6.5.4, 6.5.9, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, СП 59.13330.2020 Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001»;
Обязать Администрацию г. Таганрога, МОБУ лицей № 33 в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать на путях движения внутри здания МОБУ лицей № 30 по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН-А, в том числе на путях эвакуации, тактильные напольные указатели в соответствии с п. 6.2.3 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Обязать Администрацию г. Таганрога, МОБУ лицей № 33 в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить в здании МОБУ лицей № 30 по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН-А на проступях краевых ступеней одну или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило желтого цвета, общей шириной 0,08-0,1 м.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 07 июня 2023 г. исковые требования удовлетворены.
Администрация г. Таганрога, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения суда, отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что не является надлежащим ответчиком, поскольку обязанность оборудования МОБУ лицей № 33относится к компетенции Управления образования г. Таганрога, а также на то, что принятое решение нарушает нормы бюджетного законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав прокурора отдела управления прокуратуры Ростовской области, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 181-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», оценив представленные сторонами доказательства, и исходил из того, что факт нарушений законодательства об охране прав инвалидов установлен прокурорской проверкой. Предписание об устранении нарушений не исполнено.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о необходимости возложить на ответчиков обязанность по обеспечению наличия в здании МОБУ лицей № 33специальных приспособлений, позволяющих инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями беспрепятственно двигаться по коммуникационным путям и пространству.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, полагая их законными и обоснованными.
Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2020. Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001», утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр (далее по тексту СП 59.13330.2020).
Согласно п. 6.5.3 СП 59.13330.2020 технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п.
Пунктом 6.5.12 СП 59.13330.2020 установлено, что в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.Согласно п. 6.2.3 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее- СП 59.13330.2020) - в общественных зданиях на этажах с числом посетителей более 50 человек на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами следует предусматривать предупреждающие тактильные напольные указатели по ГОСТ Р 52875. Применение направляющих тактильных напольных указателей на путях движения в зданиях - по 6.5.12.
Согласно п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.
Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени - не более 0,04 м. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающая тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в нарушение требований ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, п. 6.5.3, 6.5.12 СП 59.13330.2020 при входе в здание МОБУ лицей № 33, относящегося к объектам социальной инфраструктуры, отсутствуют тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, отображающие информацию о помещениях в здании, тактильные напольные указатели в соответствии с п. 6.2.3 СП 59.13330.2020, противоскользящие полосы, контрастных с поверхностью ступеней.
Таким образом, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения инвалидами мест социальной инфраструктуры, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.
Для всех категорий инвалидности обследованный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ в обязанности образовательной организации входит соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
В силу абз. 3 приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, которым утвержден порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что Администрация г. Таганрога не является надлежащим ответчиком, а обязанность по оборудованию МОБУ лицей № 33относится к компетенции Управления образования г. Таганрога, так как в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Пунктом 5 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий, сооружений муниципальных образовательных организации, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При этом как следует из ст. 1 Положения «Об управлении образования г. Таганрога», Управление образования г. Таганрога является органом Администрации г. Таганрога, а финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется согласно бюджетной смете за счет средств, выделенных из бюджета города.
Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены полномочиями органа местного самоуправления как субъекта обеспечивающим доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Поскольку сведений о том, что указанные полномочия переданы Управлению образования г. Таганрога, не представлено, суд обоснованно исходил из того, что субъектом, обеспечивающим доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, является именно Администрация г. Таганрога как орган местного самоуправления, поскольку социальная защита инвалидов городского округа отнесена к вопросам местного значения. Орган местного самоуправления, являясь субъектом, обеспечивающим доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что именно администрация является органом, ответственным за надлежащее своевременное социальной защите прав инвалидов и требований законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам инфраструктуры, за счет средств местного бюджета, судебная коллегия считает правильными выводы суда о том, что по настоящему делу надлежащим ответчиком является Администрация г. Таганрога.
Иных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность вынесенного судом по делу решения, и заслуживали внимания судебной коллегии, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 07 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Таганрога - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5.10.2023