Дело № 2-134/2023
Номер дела: 2-134/2023
УИН: 22RS0070-01-2023-000228-20
Дата начала: 09.10.2023
Дата рассмотрения: 31.10.2023
Суд: Баевский районный суд Алтайского края
Судья: Ващенко Виктор Александрович
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Акты
Дело № года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 31 октября 2023 года
Баевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ващенко В.А.
при секретаре Приходько К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комхоз» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комхоз» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой <адрес> в ходе осуществления проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности МУП «Комхоз», расположенного по <адрес> выявлены факты нарушения законодательства.
Установлено, что администрацией <адрес> согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в аренду МУП «Комхоз» муниципального образования <адрес> земельный участок с кадастровым номером 22:03:010601:1708 с разрешенным видом использования «Коммунальное обслуживание» (поля фильтрации) общей площадью 66273 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, МУП «Комхоз» осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод (код ОКВЭД 37.00).
Проведенными МУП «Комхоз» расчетами, объем сточных вод на поле фильтрации в июне 2023 года составил 637,2 м3.
ДД.ММ.ГГГГ проверкой прокуратуры <адрес> с выходом на место установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 22:03:010601:1708 расположено поле фильтрации, используемое в качестве объекта водоотведения села. Зафиксированы сливы транспортными средствами с ассенизаторскими установками жидких бытовых отходов (далее – ЖБО) в поле фильтрации. Осматриваемый участок ограничен обваловкой, карты заполнены хозяйственно-бытовыми стоками. Таким образом, МУП «Комхоз» осуществляет сбору, размещению и хранению отходов I - IV классов опасности.
Согласно положениям Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ):
– отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения (ст.1 Закона №89-ФЗ);
– правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (ч.1 ст.2 Закона №89-ФЗ);
– отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (ст.4.1 Закона №89-ФЗ).
Виды жидких бытовых отходов приведены в Федеральном классификаторе каталога отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Каталог), к их числу отнесены отходы (осадки) из выгребных ям (код 7 32 100 01 30 4) и отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код 7 32 101 01 30 4). Указанный вид отходов отнесен к 4 классу опасности.
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона № 89-ФЗ, п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок получения лицензии определен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее - Порядок получения лицензии).
В реестре Росприроднадзора (license.rpn.gov.ru) отсутствуют сведения о наличии у МУП «Комхоз» лицензии на осуществление деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Изложенное свидетельствует о осуществлении МУП «Комхоз» длительного времени (с момента образования предприятия) деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности без лицензии, что недопустимо, поскольку не позволяет в полной мере оценить соблюдение установленных законодательством требований законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и, в соответствии с пп.«а» п.4 Порядка получения лицензии, является грубым нарушением лицензионных требований.
С целью устранения выявленных нарушений, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МУП «Комхоз» муниципального образования <адрес> внесено представление, которое рассмотрено, однако из-за отсутствия финансирования нарушения не устранены.
Просит возложить на муниципальное унитарное предприятие «Комхоз» муниципального образования <адрес> обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Агаркова Н.Н настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МУП «Комхоз» муниципального образования <адрес>, в судебное заседание не явился извещен надлежащим образом, представил возражения согласно которых исковые требования не признал так как получение лицензии требует больших финансовых затрат.
Представитель третьего лица администрация <адрес> в судебное заседание не явился извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Согласно ст. 51 названного Федерального Закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее - Порядок получения лицензии).
Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в числе опасных, среди прочих, указывает фекальные отходы нецентрализованной канализации, которые классифицированы по 2 наименованиям и относятся к отходам IV класса опасности.
В судебном заседании установлено, что МУП «Комхоз» муниципального образования <адрес> в числе прочего осуществляет деятельность по вывозу жидких бытовых отходов из септиков и нечистот из выгребных ям от населения, которые в соответствии с приведенными выше нормативными положениями отнесены к отходам IV класса опасности. Ответчик осуществляет указанную деятельность, не имея на это лицензии.
Защита гражданских прав осуществляется способами, прямо перечисленными в статье 12 ГК РФ и иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 49 ГК РФ нарушение юридическим лицом обязанности заниматься определенными видами деятельности только при наличии лицензии, влечет ограничение права осуществлять подлежащую лицензированию деятельность.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.
Указанная позиция так же отражена в обзоре судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденным Президиумом Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, суд полагает, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, удовлетворение которого влечет нарушение прав юридического лица (ответчика), поскольку при установленных по делу фактических обстоятельствах, надлежащим способом защиты нарушенного права является не требование об обязании ответчика в установленный срок получить лицензию на занятие определенной деятельностью, поскольку его удовлетворение влечет по существу понуждение к этой деятельности вопреки праву выбора юридического лица на занятие определенным видом деятельности или отказа от него. Надлежащим же способом защиты права могло бы являться требование о прекращении или приостановлении деятельности ответчика до получения им соответствующей лицензии.
Кроме того, в определенных законом случаях, осуществление юридическим лицом определенной деятельности без получения необходимой для ее осуществления лицензии (разрешения), влечет привлечение такого лица к административной ответственности.
В связи с чем, требования прокурора <адрес>, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комхоз» муниципального образования <адрес>, о возложении обязанности по получению лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оставить без удовлетворения в полном объеме
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Баевский районный суд <адрес>.
Судья Баевского районного суда
<адрес> В.А.Ващенко