Дело № 33а-80/2024 (33а-14369/2023;)

Номер дела: 33а-80/2024 (33а-14369/2023;)

УИН: 24RS0056-01-2022-008312-15

Дата начала: 17.11.2023

Суд: Красноярский краевой суд

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ ИФНС России по Центральному району г. Красноярска
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Бауман Александр Антонович
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО МИФНС России № 1 по Красноярскому краю
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Отложено необходимость совершения иных процессуальных действий 28.11.2023
Судебное заседание Вынесено решение РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ 18.01.2024
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 30.01.2024
Передано в экспедицию 06.02.2024
 

Акты

Судья – Чернова Н.Е.                       Дело 33а-80/2024 А-198а

                                  24RS0056-01-2022-008312-15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2024 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего – Малякина А.В.,

судей – Данцевой Т.Н., Жихарева Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федяниной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.

административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 4 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Красноярска удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, недоимку по страховым взносам в фиксированном размере на ОПС за 2021 год в размере 32 448 руб. (КБК 182 102 021 400 611 101 60),

- пени по страховым взносам на ОПС за 2021-2022 года в размере 3 091,85 руб. (КБК 182 102 021 400 621 101 60),

- недоимку по страховым взносам в фиксированном размере на ОМС за 2021 год в размере 8 426 руб. (КБК 182 102 021 030 810 131 60),

- пени по страховым взносам на ОМС за 2019-2022 года в размере 760,98 руб. (КБК 182 102 021 030 820 131 60),

- пени по транспортному налогу за 2020-2021 года в размере 27,94 руб. (КБК 182 106 040 120 221 001 10).

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1542,64 рублей».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Инспекция Федеральной налоговой службы (далее – ИФНС) по Центральному району г. Красноярска обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 32 448 рублей, пени по данным взносам за 2018-2021 годы - 3 091 рубля 85 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год - 8 426 рублей, пени по указанным взносам за 2018-2021 годы - 779 рублей 62 копеек, пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 2 декабря 2020 года по 4 января 2021 года - 27 рублей 94 копеек.

В обоснование своих требований сослалась на то, что последний в отчетные периоды осуществлял деятельность в качестве адвоката. Кроме того, ему на праве собственности принадлежало транспортное средство марки Хонда INSPIRE, государственный регистрационный знак . Вместе с тем мер к надлежащему исполнению обязанности по уплате налога и страховых взносов ФИО1 не принимал, вследствие чего образовалась указанная задолженность, с учетом штрафных санкций.

Протокольным определением от 24 июля 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Красноярскому краю (л.д. 100).

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене данного судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, указывая в рамках аргументации своей позиции на то, что выставляемая налоговым органом задолженность по обязательным платежам за спорный период у него отсутствует. Кроме того, вопрос о взыскании недоимки по страховым взносам уже был рассмотрен ранее с принятием Центральным районным судом г. Красноярска решения от 9 июня 2022 года. Таким образом, имеет место тождественность требований, а потому производство по делу подлежит прекращению.

От представителя ИФНС России по Центральному району г. Красноярска - ФИО8 поступили возражения на апелляционную жалобу, в рамках которых она выражает несогласие с доводами ответчика как основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств дела.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подле-жит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Пунктом вторым статьи 419 НК РФ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

По общему правилу исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период обозначенным плательщиками, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 432 НК РФ). При этом суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. Данные полномочия предоставлены налоговым органам с 1 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ.

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, под которым понимается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно с 10 марта 2010 года ФИО1 зарегистрирован в качестве адвоката (указанный статус приостановлен на основании решения Совета Адвокатской палаты Красноярского края от 24 февраля 2022 года, то есть по завершении отчетного периода). Следовательно, вопреки доводам административного ответчика, он являлся плательщиком страховых взносов, а как владелец автомобиля - и транспортного налога. Вместе с тем в периоды – 2018-2021 годы (по взносам во внебюджетные фонды) и 2019 год (по обозначенному налогу) – внесение указанных платежей производилось с нарушением установленных законом сроков.

Данное обстоятельство подтверждается карточками расчета с бюджетами, где получило отражение позднее поступление ожидаемых денежных средств. Так, по транспортному налогу за 2019 год при установленном сроке оплаты до 1 декабря 2020 года требуемая сумма внесена только 4 января 2021 года; по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2018 и 2019 годы при сроке оплаты до 9 января 2019 года, 31 декабря 2019 года соответственно – суммы перечислены лишь 22 мая 2019 года и 27 апреля 2019 года. Погашение недоимки по страховым взносам за 2020 год, взысканной на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г. Красноярска от 9 июня 2022 года, а также за 2021 год до настоящего времени не произведено.

Непринятие ФИО1 мер к надлежащему исполнению обязанностей налогоплательщика послужило поводом для обращения в порядке ст. 48 НК РФ к мировому судье судебного участка № 92 в Центральном районе г. Красноярска с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по обозначенным обязательным платежам и начисленной пени. Таковой был постановлен 18 марта 2022 года, но 5 мая 2022 года отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения (л.д. 6). Далее ИФНС России по Центральному району г. Красноярска 3 ноября 2022 года, то есть в рамках предусмотренного законом шестимесячного срока, предъявила настоящий иск в Центральный районный суд г. Красноярска.

Оценивая применительно к изложенному фактические обстоятельства дела, принимая во внимание, что факт невнесения своевременно налогоплательщиком страховых взносов и транспортного налога нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении требований налогового органа о взыскании с ФИО1 недоимки и штрафных санкций. Доводы же апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению как несостоятельные, базирующиеся на неверном толковании положений Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер страховых взносов определен верно, с учетом фиксированных ставок, обозначенных в ч. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Не вызывает сомнений в правильности и методика исчисления пени. Таковая выполнена исходя из сумм основного долга (недоимки по упомянутым обязательным платежам), количества дней допущенной просрочки и действовавшей ставки рефинансирования, за вычетом штрафных санкций, рассчитанных на недоимку по страховым взносам за 2020 год и взысканных решением Центрального районного суда г. Красноярска от 9 июня 2022 года. Административным ответчиком контррасчета не представлено.

Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым исправить арифметическую ошибку, допущенную судом при сложении итоговых показателей пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018-2020 годы ((2856 рублей 07 копеек) и за 2021 год (156 рублей 29 копеек). Сумма данных чисел составляет 3012 рублей 36 копеек, а не 3091 рубль 85 рублей, как указано в оспариваемом решении.

В связи с изложенным подлежит корректировке и размер государственной пошлины, которую должен оплатить административный ответчик. Исходя из общей суммы требований, первоначально определенных судом ко взысканию, - 44 754 рубля 77 копеек, размер названного сбора, исчисленный согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, был определен в сумме 1542 рубля 64 копейки. Ввиду уменьшения размера взысканного налога до 44675 рублей 28 копеек, пропорционально подлежит снижению и сумма государственной пошлины – до 1540 рублей 26 копеек.

Ссылка ФИО1 в апелляционной жалобе на повторное взыскание с него страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование за 2021 год подлежит отклонению. Как следует из сравнительного анализа содержания предъявленного налоговым органом административного иска и решения Центрального районного суда г. Красноярска от 9 июня 2022 года, обозначенная недоимка ранее к возмещению не выставлялась, а рассматривался вопрос о погашении образовавшейся задолженности за предыдущий отчетный период (2020 год).

В связи с этим основания для прекращения производства по настоящему делу, как на том настаивает административный ответчик, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 4 сентября 2023 года изменить, уменьшив размер пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, подлежащих взысканию с ФИО1, до 3012 рублей 36 копеек.

Снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ФИО1 в доход местного бюджета, до 1540 рублей 26 копеек.

В остальной части решение Центрального районного суда г. Красноярска от 4 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 января 2024 года.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».