Дело № 33-93/2024
Номер дела: 33-93/2024
УИН: 08RS0002-01-2023-000314-30
Дата начала: 15.01.2024
Дата рассмотрения: 14.03.2024
Суд: Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья: Сидоренко Наталья Александровна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Акты
Судья Хокшанова Т.А. дело № 33-93/2024дело № 2-238/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2024 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Цакировой О.В., Сидоренко Н.А.
при секретаре Петровой Ц.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Калмыкия» к Безрук Т.Н., Безруку А.М., третьим лицам Социальному фонду России по Республике Калмыкия, Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о признании недействительными и возврате удостоверений члена семьи погибшего ветерана боевых действий по апелляционной жалобе ответчика Безрук Т.Н. на решение Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 13 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Сидоренко Н.А. об обстоятельствах дела, объяснения ответчиков Безрук Т.Н. и Безрука А.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца Цебековой Л.В., судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Калмыкия» (далее - ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия») обратилось в суд с иском к Безрук Т.Н., Безрук А.М., третьим лицам Социальному фонду России по Республике Калмыкия (далее - ОСФР по Республике Калмыкия), Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия (далее - Министерство) о признании недействительными и возврате удостоверений члена семьи погибшего ветерана боевых действий.
В обоснование иска указано, что 19 июля 2023 года сотрудниками ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия» через подразделение военный комиссариат Городовиковского и Яшалтинского районов Республики Калмыкия Безрук Т.Н. и Безруку А.М., как членам семьи погибшего ветерана боевых действий, их сына Б.М.А., являвшегося бойцом Частной военной компании «Вагнер» (далее - ЧВК «Вагнер»), выданы два удостоверения серии В-II «номер» и В-II «номер». Утверждает, что ЧВК «Вагнер» официальным подразделением Вооруженных Сил РФ либо содействующей организацией по выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, не является, в Федеральной налоговой службе не зарегистрирована, при этом бойцы частной военной компании военнослужащими либо добровольцами, заключившими контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны РФ, также не являются, а действующим законодательством не предусмотрена выдача военными комиссариатами удостоверений членам семьи погибшего бойца ЧВК «Вагнер». В этой связи считает неправомерными действия сотрудников ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия» по выдаче ответчикам названных удостоверений. Указанные неправомерные действия были выявлены в результате внутренней проверки за июль 2023 года соответствия законодательству Российской Федерации фактов выдачи и учета удостоверений членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, проведенной 8 августа 2023 года начальником отделения (социального обеспечения) ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия». Согласно докладной записке военного комиссара г. Городовиковск, Городовиковского и Яшалтинского районов Республики Калмыкия от 11 августа 2023 года Безрук Т.Н. и Безрук А.М. отказались добровольно возвратить названные удостоверения. В этой связи истец просил признать недействительными удостоверения от 19 июля 2023 года серии В-II «номер», В-II «номер», изъять указанные удостоверения у Безрук Т.Н. и Безрука А.М., передать их ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия» через подразделение военный комиссариат г. Городовиковск, Городовиковского и Яшалтинского районов Республики Калмыкия.
Решением Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 13 ноября 2023 года исковые требования ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия» удовлетворены.
Признаны недействительными выданные 19 июля 2023 года ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия» удостоверения: серии В-II «номер» - Безрук Т.Н., В-II «номер» - Безрук А.М. Решением суда постановлено изъять выданные 19 июля 2023 года удостоверения: серии В-II «номер» у Безрук Т.Н., В-II «номер» у Безрук А.М., и передать ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия» через подразделение военный комиссариат г. Городовиковск, Городовиковского и Яшалтинского районов Республики Калмыкия.
В апелляционной жалобе ответчик Безрук Т.Н. просит решение суда отменить ввиду его незаконности и вынести по делу новое решение об отказе в иске. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 1 августа 2023 года № 1242 «Об утверждении Правил выдачи удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, заключившим контракт (имевшим иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 г., а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 г.», указывает на то, что ее сын Б.М.А. исполнял воинский долг в составе ЧВК «Вагнер», выполнявшей задачи, содействующие Вооруженным силам РФ, финансирование которой осуществлялось за счет бюджета Российской Федерации. Согласно справке о смерти Б.М.А. погиб от разрушения тела от разрыва термобарического снаряда. Для участия в специальной военной операции на территории Украины ее сын был отправлен из исправительной колонии, где он отбывал наказание по приговору Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от ДДММГГГГ. Кроме этого, указывает на неполное рассмотрение судом настоящего дела, поскольку из исправительной колонии не были истребованы документы, подтверждающие, что Б.М.А. убыл выполнять задачи в ходе специальной военной операции. Об участии Б.М.А. в специальной военной операции свидетельствуют награждение последнего медалью «За отвагу», а также письмо Главы Луганской Народной Республики, согласно которому Б.М.А. воевал за свободу и независимость Луганской Народной Республики.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Тюрбеева З., считая решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просила решение суда оставить без изменения, мотивируя тем, что ЧВК «Вагнер», бойцом которой являлся Б.М.А., к ведению Министерства обороны РФ не относится, является негосударственным вооруженным формированием, в качестве юридического лица в Федеральной налоговой службе не зарегистрирована. Утверждает, что предоставление мер социальной поддержки гражданам носят целевой характер, однако действующим законодательством не предусмотрено предоставление социальных льгот членам семьи погибших участников частных военных компаний.
Представитель истца ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия» Цебекова Л.В. в своих возражениях на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что согласно действующему законодательству ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия» не наделено полномочиями по выдаче удостоверений членам семей умерших (погибших) сотрудников ЧВК «Вагнер», и для получения названных удостоверений ответчики должны обращаться в организацию, с которой Б.М.А. заключил контракт.
В судебном заседании суда апелляционной жалобе представитель истца ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия» Цебекова Л.В. возражала против апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Ответчики Безрук Т.Н. и Безрук А.М. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, в иске отказать.
Третьи лица Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, а также Социальный фонд России по Республике Калмыкия, от которого поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.
В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, сын ответчиков Б.М.А. являлся бойцом (сотрудником) ЧВК «Вагнер», погиб в ходе специальной военной операции в г. Артемовске Донецкой Народной Республики ДДММГГГГ.
Указанное подтверждается свидетельством о смерти серии I-BB № «номер» от ДДММГГГГ, справкой о смерти для выплаты единоразовой денежной помощи на погребение № «номер» от ДДММГГГГ, грамотой главы Луганской Народной Республики, а также удостоверением, выданным на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2023 года, согласно которому Б.М.А. награжден медалью «За отвагу» (посмертно).
14 июля 2023 года ответчики обратились к врио военного комиссара г. Городовиковска Городовиковского и Яшалтинского районов Республики Калмыкия с заявлениями о выдаче удостоверений члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий Б.М.А.
20 июля 2023 года ответчиками получены указанные удостоверения с номерами B-II № «номер» и B-II № «номер».
Обстоятельства обращения ответчиков с названными заявлениями и получения удостоверений подтверждаются объяснениями помощника военного комиссара Военного комиссариата г. Городовиковск В.О.В. и начальника секретной части Военного комиссариата г. Городовиковск Р.О.В. от 8 августа 2023 года.
Согласно извещениям ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия» от 8 августа 2023 года № «номер», «номер», «номер», «номер», адресованным начальнику Клиентской службы Отделения Социального фонда России по Республике Калмыкия, директору Казенного учреждения Республики Калмыкия «Социальная защита населения Городовиковского района Республики Калмыкия», Безрук Т.Н. и Безруку А.М., военный комиссар г. Городовиковска уведомил о недействительности удостоверений, выданных ответчикам.
В докладной записке, адресованной на имя военного комиссара Республики Калмыкия от 11 августа 2023 года, начальник отделения социального обеспечения У.В.Н. указал, что действующим законодательством не предусмотрена выдача членам семей погибших (умерших) бойцов ЧВК «Вагнер».
Согласно докладной записки на имя военного комиссара Республики Калмыкия С.А.Ю. от 11 августа 2023 года военный комиссар г. Городовиковск М.Э. сообщил об отказе ответчиков возвратить названные удостоврения.
15 августа 2023 года ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия» направило в адрес ответчиков претензии с требованием в течении 30 дней возвратить удостоверения.
Ввиду неисполнения указанного требования ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия» обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что между Б.М.А. и Министерством обороны РФ контракт о прохождении военной службы не заключался, в период участия в специальной военной операции Б.М.А. военнослужащим Вооруженных Сил РФ, либо лицом, проходившим службу в войсках национальной гвардии РФ, не являлся, контракт о пребывании в добровольческом формировании не заключал. Суд установил, что Б.М.А. являлся бойцом (сотрудником) ЧВК «Вагнер», которая к ведению Министерства обороны РФ не относится, как юридическое лицо в Федеральной налоговой службе России не зарегистрирована, при этом действующим законодательством не определено правовое положение участника ЧВК «Вагнер», распространение нормативных положений о мерах социальной поддержки на семьи погибших сотрудников частных военных компаний не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, а также фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года «Об обороне» (далее - Федеральный закон № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года) в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 13 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года закреплено, что управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации (войск национальной гвардии Российской Федерации) за пределами территории Российской Федерации (пункт 8.1 статьи 1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года).
Согласно пунктам 1, 4, 5 статьи 22.1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года добровольческие формирования могут создаваться Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) по решению Президента Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации может поступить в добровольческое формирование путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации). Термин "контракт о пребывании в добровольческом формировании" и термин "контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации" в федеральных законах используются в одном значении.
Порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования и пребывания в них, требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядок исключения граждан Российской Федерации из добровольческих формирований определяется Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно пунктам 14 и 15 приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2023 года № 67 «Об определении порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядка заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовой формы контракта» с кандидатом, признанным комиссией военного комиссариата соответствующим Требованиям, заключается контракт о пребывании в добровольческом формировании в порядке согласно приложению № 2 к настоящему приказу и по типовой форме согласно приложению № 3 к настоящему приказу.
Гражданину, заключившему контракт, военным комиссаром выдается удостоверение гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, и предписание, в котором указывается дата прибытия в воинскую часть, выполняющую мероприятия по формированию добровольческих формирований, с учетом убытия на следующий день после заключения указанного контракта.
В силу пункта 6 статьи 22.1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливаются Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу подпунктов 2.2 и 2.4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:
- лица, поступившие в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года;
- лица, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает: реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в том числе родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 20 июня 2013 года № 519 «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий») (далее - Постановление Правительства РФ № 519) удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.
В пункте 2 Постановления Правительства РФ № 519 закреплено, что выдача удостоверений членам семьи погибшего (умершего) производится на основании личного заявления члена семьи погибшего (умершего) или законного представителя члена семьи погибшего (умершего), поданного в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 года № 553, следующими уполномоченными органами, в частности гражданам, являющимся членами семей военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, лиц, поступивших в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, заключивших контракт (имевших иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, погибших (умерших) при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 г., а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 г., - военными комиссариатами.
По смыслу приведенных правовых норм ветеранами боевых действий, принимавших участие в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, признаются граждане, заключившие контракт с Министерством обороны РФ о пребывании в добровольческих формированиях, созданных по решению органов государственной власти Российской Федерации, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также граждане, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации на указанных территориях.
С наличием такого статуса законодатель связывает возникновение у граждан и членов их семьи права на получение мер социальной поддержки.
Таким образом, в целях определения у гражданина, участвовавшего в ходе специальной военной операции на территориях названных республик и областей, статуса ветерана боевых действий, установлению подлежит наличие такого рода контракта, а в отношении организаций, содействующих Вооруженным Силам РФ в ходе специальной военной операции, также иного документа, подтверждающего характер правоотношений между гражданином и данной организацией.
Из установленных обстоятельств дела, не оспоренных сторонами, следует, что сын ответчиков Б.М.А. принимал участие в ходе специальной военной операции на территории Украины. Однако доказательств того, что им был заключен контракт с Министерством обороны РФ о пребывании в добровольческом формировании или с организацией, содействующей Вооруженным Силам РФ в ходе специальной военной операции, либо имел иные правоотношения с такой организацией, материалы дела не содержат и ответчиками не представлено.
Более того, установлено, что Б.М.А. принимал участие в ходе специальной военной операции на территории Украины в составе ЧВК «Вагнер», которая к ведению Министерства обороны РФ не относится, поскольку не является добровольческим формированием, созданным по решению органов государственной власти Российской Федерации, содействующим Вооруженным Силам РФ, и по своей сути представляет собой негосударственное вооруженное формирование.
Доказательств, что ЧВК «Вагнер» является организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, материалы дела не содержат и судам не представлены, более того, действующим законодательством «О ветеранах» правовой статус частных военных компаний и ее участников не определен.
Удостоверение о награждении Б.М.А. медалью «За отвагу», грамота главы Луганской Народной Республики, а также справка межрегиональной общественной организации «Лига защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов» от 5 марта 2024 года, представленная ответчиками суду апелляционной инстанции, подтверждают только его участие в ходе специальной военной операции на территории Украины, что сторонами не оспаривается.
Однако названные документы не свидетельствуют о том, что ЧВК «Вагнер» является добровольческим формированием либо организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, указанные в подпунктах 2.2 и 2.4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
При изложенных обстоятельствах, а также, учитывая, что нормы законодательства о мерах социальной поддержки ветеранам боевых действий и членам их семьи не распространяются на участников частных военных компаний, суд обоснованно удовлетворил исковые требования ФКУ «Военный комиссариат Республики Калмыкия».
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 13 ноября 2023 года оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Краснодаре, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Л.Д. Коченкова
Судьи О.В. Цакирова
Н.А. Сидоренко
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.03.2024 г.